Конспект урока по литературному чтению с интеграцией в окружающий мир в 3 классе В.Драгунский "Он живой и светится"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Коршунова Юлия Владимировна

Конспект урока по литературному чтению с интеграцией в окружающий мир в 3 классе.

 

Тема урока; «Рассказ В. Ю. Драгунского «Он живой и светится...» Цели;

Знакомство с содержанием рассказа В. Драгунского «Он живой и светится»,

краткими биографическими сведениями об авторе

Задачи:

  • -развивать навыки осознанного выразительного чтения;

  • -пробудить познавательную активность;

  • -работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

  • -расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

  • -развивать критическое мышление;

  • -воспитывать любовь ко всему живому.

Личностные УУД:

  • -оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;

  • -формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Регулятивные УУД:

  • -формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

  • - формирование умения планировать свою деятельность.

Познавательные УУД :
-умение работать с учебной и дополнительной информацией;

  • -анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.

Коммуникативные УУД :

  • -оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

  • -чтение вслух и про себя текста, понимание прочитанного;

  • -критично относиться к своему мнению;

  • -понимать точку зрения другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 001967ca-956535ed.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению с интеграцией в окружающий мир в  3  классе.

Тема урока; «Рассказ В. Ю. Драгунского «Он живой и светится...» Цели;

Знакомство с содержанием рассказа В. Драгунского «Он живой и светится»,

краткими биографическими сведениями об авторе

Задачи:

  • -развивать навыки осознанного выразительного чтения;
  • -пробудить познавательную активность;
  • -работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;
  • -расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;
  • -развивать критическое мышление;
  • -воспитывать любовь ко всему живому.

Личностные УУД:

  • -оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;
  • -формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Регулятивные УУД:

  • -формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
  • - формирование умения планировать свою деятельность.

Познавательные УУД :
-умение работать с учебной и дополнительной информацией;

  • -анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.

Коммуникативные УУД :

  • -оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
  • -чтение вслух и про себя текста, понимание прочитанного;
  • -критично относиться к своему мнению;
  • -понимать точку зрения другого человека.

Оборудование: компьютер с проектором для показа презентации, материал с биографией       автора, листы бумаги, цв. карандаши, таблицы для составления характеристик героев, лотерея «Домашнее задание»

Ход урока:

 Организационный момент

Мотивационный момент

Давайте с вами немного настроимся на работу, чтобы наш урок был

плодотворным. Я начинаю предложение, а вы его закончите.

 -На уроке наши глазки хорошо смотрят и всё... видят,

 -На уроке наши ушки хорошо слушают и все... .слышат.

-На уроке наша голова хорошо ... думает.

-Итак, я надеюсь, что на этом уроке наши глазки будут хорошо видеть, наши ушки -хорошо слышать, а голова - хорошо думать.

Речевая разминка

(Слайд)

Задание «Инструкция»

Необходимо прочесть про себя инструкцию к следующему слайду.

  1. Прочитай загадку на следующем слайде
  1. Подойди к Юлии Владимировне и шепотом на ухо скажи отгадку
  2. Тихо сядь на место (Слайд )

Вдруг зажегся на травинке

Настоящий огонёк.

Это с лампочкой на спинке

Сел на травку...

Учащиеся выполняют задание.

Задание «Читаем с настроением»

Чтение с заданной интонацией (интонацию задаю на доске : грусть, удивление, радость, злость)

Актуализация знаний. Введение в тему. Беседа о светлячках

— Наша загадка была о светлячке. А кто его видел, какой он? (Предположения детей)

(Слайд, смена картинки ).

Что вы знаете о них? Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? (Кто-то из детей возможно видел летней ночью светящихся жучков).

Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте, а другие светлячки мигают. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.

Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк - жук. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки — через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.

Жуки с крыльями — это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и
ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго й освещают ими
темноту летних ночей.
        

На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев; ярко «вспыхивают» на листьях,

носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками. Такое шоу засняли на берегу реки в Малайзии. (Слайд )

Просмотр видео отрывка «Шоу светлячков»

Самоопределение к деятельности
Постановка целей и задач урока

        Как вы думаете, почему наш урок я начала с беседы о светлячках? (потому что мы будем читать о светлячке)

-        Сегодня мы продолжаем работать над разделом «Люби живое». Скажите, с произведением какого автора мы сегодня познакомимся?

(Слайд )

Давайте вместе определим задачи нашего сегодняшнего урока: (Слайд ) Соединяем глагол  и  подходящие по смыслу сочетания слов.

Работа по биографии автора:

Познакомимся с автором произведения (Слайд )

Задание: составить интеллектуальную карту (Слайд )

Деление на группы

Представим, что мы светлячки и разлетимся по разным местам обитания

Группы получают карточки: Тропические леса Америки, Россия, Китай. На обратной стороне карточек написан материал о биографии автора. Работа в группах: составление интеллектуальной карты по биографии автора

Обобщение интеллектуальных карт учителем у доски

 Физкультминутка

С беседы о ком мы сегодня начали наш урок? Давайте теперь вместе со Светлячком немного повеселимся (повторяют за происходящим на слайде)

(Слайд)

Продолжение работы по теме урока:

Словарная работа: (Слайд 11).

Текст на слайде.

Брынза - сыр из овечьего молока.

Моментально - мгновенно, очень быстро.

Доблесть - мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос - государства в Америке.

 Чтение текста

(Слайд )

Читают хорошо читающие дети

 Анализ прочитанного

  • Назовите главного героя рассказа. (Денис)
  • В какое время суток происходили события? (Вечер.) (Выборочное чтение, стр. 102, предпоследний абзац.)
  • Обратите внимание на знаки препинания в конце предложения. (Многоточие.).
  • Они определяют некоторую паузу в повествовании, задумчивость.

О какой черте характера Дениски это говорит (Фантазер мечтатель, хочет поскорее вырасти.)

  • Назовите друга Дениски. (Мишка) Чем заинтересовался Мишка и как он оценивал игрушку Дениски? (Чтение слов Мишки, стр.103, абзац со слов «Ого!».)
  • Можно ли Мишку считать хитрым? (Конечно, ведь он старается обменять вещь худшую по его мнению на лучшую)
  • Понятен ли вам поступок мальчика? А вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка? {Ответы детей)
  • Давайте сравним двух героев: Дениска и Мишка. Работа в парах.

(Слайд )

У вас на столах лежат таблицы, которые поделены на две части. Дениска и Мишка.

Кроме того, у вас на столах лежит карточка со словами. Перед вами характеристики, которые можно отнести к одному из героев рассказа. Какая характеристика, какому герою соответствует по вашему мнению. (Парная работа, 2 минуты)

  • Добрый,
  • невежливый,
  • любящий природу,
  • любил собирать марки,
  • бескорыстный,
  • любил машины,
  • чувствительный,
  • неравнодушный к механическим игрушкам,
  • верный,
  • надежный,
  • настырный,
  • нежный,
  • бестактный.

  • Закончили? А теперь посмотрите, что получилось у меня: (Слайд) Сравнение и обсуждение таблиц
  • Раньше мужчины оценивали друг друга словами: «С тобой я бы пошел в разведку, а с тобой - не пошел». А вы с кем бы пошли в разведку - с Дениской или с Мишкой? Кто из них не предаст в трудную минуту? (Ответы детей)

 (Слайд)

        Перед нами проблемные вопросы:

  • Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями?
  • Возможны ли дружеские отношения между этими мальчиками?

        Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.

Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный, нежный.

Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный. Сделайте вывод - (Ребята разные по характеру).

        А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем?

(Слайд )

Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

  • Дениску и Мишку я бы назвала не друзьями, а приятелями. Настоящая дружба бескорыстна, а когда начинается торг - тогда это уже не дружба.
  • Почему рассказ так называется? (Потому, что для Дениски живая душа ценнее бездушной игрушки)

 Рефлексия

  • Что вы узнали на сегодняшнем уроке? (В этом мире ценятся не только дорогие вещи)
  • Закончите, пожалуйста, предложения, которые написаны на слайде (Слайд)

 Подведение итогов урока

        Дениска - обычный мальчик, как и каждый из вас, но в тоже время он не похож на других. Он может видеть то, чего не видят другие дети - красоту окружающего мира. Этим он отличается от других.

        С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ? {Учит быть честными, внимательными к окружающей природе и к родным людям.) Выставление отметок

Домашнее задание

(Слайд)

Прочитать рассказ, составить картинный план.

«Беспроигрышная лотерея» Каждый вынимает свое дополнительное задание на дополнительную отметку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Тема:А.Н. Плещеев "Весна", 2 класс

УМК: "Планета знаний" Учебник: Э.Э. Кац "Литературное чтение", в двух частях, Москва, изд. "Астрель", 2008 г....

конспект урока по литературному чтению Джанни Родари "Приключения Чиполлино"(отрывок) 2 класс Школа 2100

Тема урока:Сказочный герой Чиполлино и его семья.Джанни Родари "Приключения Чиполлино"(отрывок)Цели урока: Познакомить с новым произведением; биографией писателя;Закрепить умение работать с текстом до...

Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"

На данном уроке  проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Книги – мои друзья" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Книги – мои друзья" 1 класс...

Конспект урока по литературному чтению «Мороз Иванович» Одоевский В.Ф. 3 класс

конспект урока по литературному чтению 3 класс, программа Школа России...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Устное народное творчество" 3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему: "Устное народное творчество" 3 класс. Программа "Школа России"...