Конспект урока по литературному чтению на тему "Устное народное творчество" 3 класс
план-конспект урока по чтению ( класс) на тему

Конспект урока литературного чтения на тему: "Устное народное творчество" 3 класс. Программа "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Старохуторская основная общеобразовательная школа»

Урок чтения по теме:

Устное народное

                творчество.

Подготовила:  учитель нач. кл.  Папенко О.В.

ЦЕЛЬ: углубить знания учащихся о русском фольклоре, его   малыми жанрами: пословицами, поговорками, потешками, песнями, скороговорками, загадками, играми и считалками;

Развивать память, речь, артистические способности, навыки коллективной работы;

воспитывать интерес к устному народному творчеству, русской словесности.

Оборудование: класс разделен на сектора. В каждом секторе прилавок с вывеской-плакатом, карточки с заданиями, выставка книг.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

  1. Ведущий.

Здравствуйте, гости дорогие!

Пожалуйте в гости!

Песнями да считалками побалуйте!

Давно мы вас ждём, поджидаем!

Ай да загадочки вам загадаем!

«Делу время, а потехе час!» - объявляем

И весёлый наш праздник начинаем.

  Беседа

-О каких жанрах устного народного творчества вы услышали в приветствии ведущего?

- Вспомните, что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется?

 -«Устное» - передавалось «из уст в уста», не записывалось.

«Народное» - сочинял не один человек, а создано каким-то народом: русским, украинским, белорусским и т.п.

«Творчество» - это когда что-то придумывают, творят.

- То что люди передавали из уст в уста; то что они рассказывали, передавали из поколения в поколение. У устного народного творчества нет определённого автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.

  1. Изучение нового материала.

- Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей» народа. По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях, быте народа. Фольклор был для народа «учебником жизни»,  благодаря которому  в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, патриотизм (т.е. любовь к Родине). Кроме того, фольклор - это настоящая кладовая языка народа. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка - потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня вы убедитесь в этом, побывав на нашей  ярмарке. Вас ждут пословицы, поговорки, считалки.

  1. Закрепление. «Ярмарка»

№1 Прилавок «ПОСЛОВИЦЫ»

Ведущий.

-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь! Запаситесь впрок ученьем, шуткой доброй и весельем.

Учитель:

- Вспомните, что такое пословица?

 

Пословица – это какое-то изречение, мысль, в которой содержится народная мудрость.

Учитель:

-Давайте поиграем, выясним, какие пословицы вы знаете.

Игра «Закончи пословицу»

Без труда не вытащишь …

Поспешишь …

Волков бояться, …

Как аукнется, так и …

Мороз не велик, а …

Век живи, …        

Глаза боятся, а …

Дальше в лес, …

По одёжке встречают, …

Семь раз отмерь,..

Игра «Собери пословицу»

Дрожит, осина, лист.

Дело, боится, мастера.

Чьё, знает, мясо, кошка.

Жить, кошка, собака.

Сани, зима, лето, телега.

Вывод: Пословицы содержат большой познавательный и воспитательный смысл, представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, придания ему выразительности и точности.

№2 Прилавок «ПЕСНИ. ПОТЕШКИ. ДРАЗНИЛКИ. ШУТКИ-ПРИБАУТКИ».

Ведущий:

Сорока, сорока где была?

Далеко: в лесу на опушке.

Кашу варила, на порог становила, деток кормила.

Гостей собирала, всех угощала.

Этому – дала, этому – дала, …

Всё раздала.

Учитель:

- Ребята, вы получили задания вспомнить песенки, потешки, частушки, прибаутки. На карточке написано, на какую тему.

Карточка 1.  «Колыбельная»

(Убаюкай малыша)

Ай, баю, баю, баю,                               Ай, люли, люленьки

Тебе песенку спою                               Прилетели гуленьки.

Я про серого кота.                                Сели гули на кровать,

Как у серого кота                                  Стали гули гулевать

Колыбелька золота,                              Стали гули ворковать,

Позолоченная,                                       Стал ребёнок засыпать.

Периночка пуховая,

Подушечка в голове,

Баю – баюшки, баю

А я песенку спою.

Баю – баю – баюшок

Кладу Машу на пушок

На пуховую кровать

Будет Маша крепко спать.

Карточка 2.  «Малыш плачет, развесели его»

1) -Ладушки, ладушки, где были?         - У бабушки.

-А что ели?                                     - Кашку.

-А что пили?                              - Бражку.

- Кашка–то сладенька. Бабушка добренька.

Попили, поели, на головку сели, ладушки запели.

  1. - Идёт коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест? Кто молока не пьёт?

Того забодает, забодает!

Карточка 3. «Дразнилка»

-Подразни ябед, драчунов, жадин.

 

1)  Ябеда, корябида, солёный огурец,

По полу валяется, никто его не ест.

2)Жадина, жадина, жадина, говядина.

3) Плакса, вакса, гуталин,

Проглотил горелый блин.

Карточка 4.  «Зазывалка»

- Долго не было дождя. Вянут цветы, деревья. Позови дождь.

1) Дождик - дождик, пуще!      2) Мочи, мочи, дождь,

Дам тебе гущи!                                       На нашу рожь,

Хлеба каравай!        На бабушкину пшеницу,

Хоть весь день поливай!        На дедушкин ячмень.

        Поливай весь день.

Гром гремучий, тресни тучи,

Дай дождя с небесной кручи.

Карточка 5. «Шутки-прибаутки»

-Пошутите друг над другом.

1) – Федул, что губы надул?            Ты чем занят?

- Кафтан прожёг…                        Ничем!

- Зачинить можно?                                   А он что делает?

- Да иглы нет…                                  Мне помогает.

- А велика ли дыра?                        Ну и ну!

- Да один ворот остался.

Сбил – сколотил – вот колесо,

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад,

Одни щепки летят.

№3 Прилавок «СКОРОГОВОРКИ»

Учитель:

-  Ребята, скороговорки появились давно, в глубокой древности. Сначала в них играли и взрослые, и дети. Но постепенно взрослые передали этот жанр устного народного творчества детям. Как вы думаете, для чего детям знать скороговорки? (Их полезно говорить, чтобы речь была чёткая и красивая).

Игра «Глухой телефон».

Ведущий получает записку со скороговоркой, передаёт шёпотом второму  игроку, - третьему и т.д.

1) Шапка да шубка, вот и весь мишутка.

2) Проворонила ворона воронёнка.

3) На осинке росинки.

4)Сел сокол на гол ствол.

5) Носит Сеня в сени сено,

     Спать на сене будет Сеня.

Вывод: Работа со скороговоркой направлена на совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции и тренировки речевого аппарата.

№4 Прилавок «ЗАГАДКИ»

Ведущий:

Ой-люли, та-ра-ра-ра!

Заходи-ка, детвора!

Да подумай, посмекай,

Все загадки отгадай!

Учитель: Загадки были на Руси в глубокой древности. Они воспринимались как игра, как умственное состязание молодёжи. Возникшие давным – давно они и современным детям помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически. Под загадкой понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который надо дать ответ. Загадки любят взрослые и дети. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадки – это история народа.

- Отгадайте загадки. Разложите их в коробочки по темам.

Загадки о неживой природе.

  1. Летит птица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

  1. Шёл долговяз в землю увяз. (Дождь)
  2. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
  3. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

Загадки о животных.

  1. Не воин, а со шпорами. (Петух)
  2. Не говорит, не поёт, А кто к хозяину идет, знать даёт. (Собака).
  3. Плавала, купалась, сухою осталась. (Утка)
  4. Кто на себе свой дом носит? (Улитка)

Загадки об овощах.

  1. Не бьёт, не ругает, а плакать заставляет. (Лук)

10)Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

11) Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)

Загадки об инструментах.

    12) Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор)

    13)  Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)

    14) Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы)

        Загадки о домашней утвари.

    15) Четыре брата под одной крышей сидят. (Стол)

    16)  Не крапива, а жжётся, не солнце,  а печёт. (Печка)

Вывод: Загадки стимулируют умственную деятельность ребёнка, прививая вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире и раскрывает метафорические богатства русского языка.

№5 Прилавок СКАЗКИ

- Когда вы были маленькими, мамы или бабушки, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

  1. Угадайте сказки.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростившись с зелёною кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей. (Василиса Прекрасная)

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

Я по коробу скребён,

По сусекам метён,

На сметане мешан,

На окошке стужен,

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл.

Чьи это слова?  (Колобок)

  1. Кому принадлежат эти слова из сказки?

- «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано»  (Хаврошечка)

- «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко)

- «Не пей, братец, козлёночком станешь» (Алёнушка)

- «Фу – фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)

- «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)

- «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)

- «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)

- «Вижу – вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Машенька)

  1. Итог урока.

  1. Домашнее задание.

- Сегодня на уроке мы ознакомились с малыми жанрами устного народного творчества. Возьмите в библиотеке по желанию русские народные сказки, загадки, поговорки, потешки  и прочитайте их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.

Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....

план - конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс

Урок составлен с пирменением ЭОР. ЭОР подобраны в соответствии с этапами урока. Хорошо показаны методы активного обучения, а также мотивация на различные виды деятельности....

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...

Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»

Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»» предназначен для учащихся 2 класса....

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»...