Тема: С. А. Клычков «Весна в лесу»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Учить видеть в поэзии прекрасное
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_chteniya_4_klass.docx | 37.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 05.04.19
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4
Учитель: Мирошниченко Л.И.
Тема: С. А. Клычков «Весна в лесу»
Цель: познакомить с жизнью и творчеством С. А. Клычкова; учить видеть в поэзии прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства; развивать память, речь, мышление.
Задачи:
Образовательные: познакомить с творчеством писателя; обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста; учить видеть в природе прекрасное при помощи поэта и художника.
Развивающие: развивать поэтический слух, развитие навыков анализа лирического произведения, развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, воспитание интереса к живописи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки про повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Познавательные: анализ художественного текста, выделения в нем основной мысли, отбор опорных ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция);
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысления правил взаимодействия в паре и группе;
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Средства обучения: Учебник «Литературное чтение», 4 класс, 2 часть, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., компьютер, презентация, репродукции картин художников И. И.Левитана “Март”, А.М.Грицая “Подснежник”, И.С.Остроухова “Первая зелень” Н. Крымова «К весне»
Ход урока:
1. Оргмомент
2 Актуализация знаний
- Прочитайте слова А. Толстого
«Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт»
А. Толстой.
и предположите тему сегодняшнего урока: о чем мы будем говорить и читать читать на уроке?
Мы будем говорить о весне, о разных её образах, о чувствах, которые она приносит нам.
Весна бывает разная: с ярким солнцем и журчанием ручьев, со снегом и морозом, с пением птиц и появлением первых цветов. Тонко чувствуют, видят все изменения в природе люди с чутким сердцем.
Посмотрите на репродукции художников И. И.Левитана “Март”, А.М.Грицая “Подснежник”, И С.Остроухова “Первая зелень” и представьте себе, какую вы видите весну? (Описание весны детьми.)
Работа в группах
1. Прочитайте текста К.Г Паустовского о весне.
“Весна... Сыреет, мякнет под ногами податливый снег. В тени- неприкосновенная зима, а на солнце - капель, лужи и первые проталины. Ярче свет, выше солнце, длиннее дни.
И на этой нарастающей светлыни дня слух все чаще улавливает разноголосые “птичьи разговоры”. Пока еще морозят ночи, снежат порой метельные дни. Но какие бы сюрпризы ни преподносил март, все звонче мартовская капель и все сильнее аромат сочно - смолистых набухающих почек.
В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника золотятся от яркого солнца осины. Издали на зеленом фоне хвои краснеют в сугробах какие-то кусты. Это сережками загустели ольхи”.
2. Определите тему текста.
3. Озаглавьте текст.
4 Определите основную мысль текста
5. Возьмите карандаш и подчеркните признаки весны.
– Какие чувства и какое настроение вызывает у вас это время года?( Чувство радости, любви, трепета, ожидания, чувство перемен)
- Почему возникают именно такие чувства и такое настроение? Чему мы радуемся весной?
Всё пробуждается, оживает, хочется перемен, радоваться.
3. Проблемное объяснение и фиксирование новых знаний
Знакомство с жизнью и творчеством С. А. Клычкова.
- Расшифруйте, что здесь написано:
SCLEPWGГЕLVЙ
ANWHTSOLVHOGIВИLWЧ
WIKLЛЫSGЧКVOSGВ
- Это имя поэта, чье стихотворение мы будем изучать сегодня.
- Сегодня мы будем говорить о весне и познакомимся с новым стихотворением.
Краткое сообщение о поэте.
Сергей Антонович Клычков (1889-1937) — сын кустаря-сапожника в деревне Дубровки Тверской губернии. Семья была старообрядческой, и свой творческий дар, как считал сам С. Клычков, он унаследовал от родителей и предков. Учился в земской школе, реальном училище в Москве, на разных факультетах Московского университета (курса не окончил из-за материальных затруднений). Благодаря поддержке М. И. Чайковского совершил поездку в Италию.
В конце 1910 выпускает первый стихотворный сборник «Песни». Позже он познакомился с творчески и душевно близкими ему писателями —
С. Есениным и Н. Клюевым
Сказочные герои населяют условный мир его стихов; земные, конкретные образы встречаются у Клычкова только в описаниях природы, Клычков служил в Финляндии, на Западном фронте, в Крыму, но военные впечатления отразились только в романе «Сахарный немец».
В советское время перешел в основном на прозу, переводил грузинских поэтов и киргизский эпос. Поздняя его лирика теряет черты романтической условности, сказочности, наивной мечтательности.
- Откройте учебник на странице 116.
- Прослушайте стихотворение С. А. Клычкова «Весна в лесу».
- Ребята, вам понравилось стихотворение?
Чтение стихотворения детьми
Работа над стихотворением «Весна в лесу» . Работа по содержанию
- Прочитайте 1 строфу
- Как вы понимаете слово утренник?
Утренник – 1) утренний спектакль, представление, зрелище (чаще для детей);
2) утренний мороз весной или осенью.
- У этого слова 2 значения.
Как вы думаете, какое значение нам подходит больше?
–Художник Малышева нарисовала иллюстрацию к стихотворению. Какие строки она проиллюстрировала? (1строфа) Прочитаем.
- В какое время суток привел нас автор в весенний лес? (утро, утренник)
- Найдите признаки весны (мох, снег обтаял)
- С какой интонацией мы прочитаем эту строфу? (спокойно, плавно, просыпается все)
- Прочитайте 2 строфу
- Как вы понимаете слово рудый?
Рудый – 1) красный; 2) рыжий.
б) Скажите, кого вы увидели в весеннем лесу? (Зайцы, дятел)
- Прочитайте как поэт рассказывает о зайцах
Груда - большая куча чего-нибудь. Почему грудой?
Кого ещё видим в лесу?
- Какого дятла мы видим? (красногрудого) Какое это художественное средство? Это эпитет. –
Как вы понимаете ствол рудый? (рудый - рыжий, руда – рыжего цвета)
Какой ствол выбирает дятел? (Рыжий)
- У какого дерева ствол рыжий? (Может быть у сосны?)
- А сейчас я прочитаю этот отрывок. Подумайте, только представить мы можем дятла? Нет, можем услышать.
- -Какой художественный прием использует Клычков, чтобы услышать дятла? (Звукоподрожание)( дятел долбит)
. - Прочитайте 3 строфу
Кого ещё видим в лесу?
- Как вы понимаете слово лом?
Лом – ломаные или годные только для переработки предметы
Какие художественные средства использует поэт для описания медведя? (Эпитеты).
- Почему у медведя багровый хребет? (Отсвет зари)
- «Медведь щурится в лому- А почему же щурится? (Еще не совсем проснулся, свет солнца в глаза)
- Чем занят проснувшийся медведь? (ходит, ревет, оповещает лес о том, что он проснулся)
В каком темпе его надо читать? (Не быстро)
- Почему? Докажите. ( «Тягучий» – медленный, «побродить» – идти не быстро.
- Прочитайте вслух эту строфу с выбранным темпом.
в)- Прочитайте вслух следующую строфу
– А кто еще радуется наступлению весны? (сои, глухари)
- Как вы понимаете слово никнуть?
- Как вы понимаете слово клохтать?
- Как вы понимаете слово сойка?
Никнуть – 1) опускаться, пригибаться; 2) ослабевать, становиться вялым, бессильным
Клохтать – о курах или самках некоторых других птиц; кудахтать, издавать короткие повторяющиеся звуки.
Сойка – пестрая, лесная птица семейства вороновых
- Сои – это кто? (Птицы-сойки клохчут как курицы: «Кло-кло»)
- Глухари кружатся. Как вы это представляете? (Танцуют друг перед другом)
- Почему автор смотрит на них? (Любуется ими).
- Как будем читать эти строки? (с любованием)
г) Прочитаем 5 строфу
- Кого еще встретил автор в весеннем лесу ? (- Чудный страничек. Как вы думаете кто это? (Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странничком, то есть с путешественником)
Свирелка – свирель – народный музыкальный инструмент в виде дудки (чаще спаренных дудок) из дерева, тростника.
- А каким вы представляете Весну?
- Какую интонацию мы должны выбрать? (загадочно)
- Подготовьтесь к выразительному чтению.
V. Физкультминутка
Ранней весною дети гуляли,
И за природой они наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Грачи прилетали,
Крыльями помахали.
И медведь в лесу проснулся,
В ручеёк он окунулся.
Кругом такая красота-
Значит, к нам пришла весна.
4 . Выразительное чтение стихотворения.
- Сейчас мы будем читать это стихотворение выразительно. Прочитайте произведение шепотом.
5. Работа по картине Н. Крымова «К весне»
- Кто и как может создать картину весны
(Поэт – словами, художник - красками, музыкант- звуками)( работа в парах)
- ПОКАЖИТЕ, КТО И КАК МОЖЕТ СОЗДАТЬ КАРТИНУ ВЕСНЫ?
ЗВУКАМИ ПОЭТ, ПИСАТЕЛЬ
КРАСКАМИ ХУДОЖНИК
СЛОВАМИ МУЗЫКАНТ
Работа по картине Н. Крымова «К весне». (слайд 14)
Краткое сообщение о художнике.
Н. П. Крымов (1884-1958) – один из лучших пейзажистов XX столетия. В первые годы учебы был так беден, что не мог купить себе краску, поэтому счищал ее с палитр. Он любит писать воду и отражения в ней. Природа в его картинах словно замирает. Главным для Н. П. Крымова всегда оставалась живое эмоциональное восприятие природы. У Н. Крымова было много учеников. Но еще большее число художников могли пользоваться его советами.
- Рассмотрите картину Н. Крымова «К весне» на с. 117 учебника.
- Что и как изобразил на ней художник?
Рассматривают репродукцию картины Н. Крымова «К весне».
На переднем плане картины, справа, мы видим ствол дерева, такой же ствол тянется из левой части картины, как бы случайно попадая на полотно. Ветви этих деревьев причудливо сплетаются в вышине. Деревья по-весеннему голые, на них нет ни листьев, ни даже почек. На ветвях расположились птицы, одни из главных предвестников наступающей весны.! Это красногрудые снегири и синички с ярко-желтыми красками в оперении. Зима не спешит сдавать свои позиции. За деревьями изображены фасады и крыши домов.. Левую часть картины занимает обыкновенный дровяной сарай, серый и ничем не примечательный. На крышах до сих пор лежит снег, но видно, что он доживает последние деньки. Еще немного и весеннее солнце окончательно уничтожит эту зимнюю примету. Сквозь голые ветви деревьев проглядывает весеннее бирюзовое небо с белоснежно-чистыми облаками. По крыше, наслаждаясь первыми солнечными лучами, важно прогуливается кот. На заднем фоне снова видны деревья, по цвету сливающиеся с серыми крышами.
- Почему авторы учебника поместили ее именно здесь, на этой странице?
— Сравните эти два произведения. Что можете сказать? (Тема – ранняя весна, главная мысль – радость от приближения весны. Различия – средства выразительности)
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- С каким поэтом вы познакомились на уроке? Что о нем узнали?
- С каким художником вы познакомились на уроке? Что о нем узнали?
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Тест
1. Что делали звёзды?
Зажигались
Гасли
Горели
2. Что происходило со снегом?
Обтаял
Растворился
Испарился
3. Кто собирается грудой?
Волки
Птички
Зайцы
4. Кто был с багровым хребтом?
Лось
Олень
Медведь
5. Что делал медведь?
Разминал лапы и шею
Пил водицу
Сгонял дрёму с очей
6. Куда собирался уйти герой стихотворения?
В бор
В рощу
В яр
7. С кем был на устах странник?
Со свирелкой
Со свистелкой
С телогрейкой
8. Кто застучит громче остальных?
Медведь
Стрекоза
Дятел
9. На что хотел поглядеть герой?
Как никнет хвоя
Как мёрзнет озеро
Как уносятся вдаль снежинки
10. Какого цвета кудри были у странника?
Янтарные
Серебристые
Золотые
Конец формы
Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
Д/з Прочитать выразительно стихотворение. Найти другие стихотворения
С. Клычкова, приготовиться читать их в классе. Составить рассказ по картине Н. Крымова «К весне».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: С.А. Клычков "Весна в лесу" + презентация.
Данный конспект урока чтения разработан для 4 класса (учебник "Родная речь" В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова) , УМК "Школа России". В данной работе представлен план урока и подробное его содержание, п...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...
Интегрированный урок по теме "Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Лицо и число глаголов. С.А. Клычков «Весна в лесу»
Интегрированный урок...
Урок литературного чтения в малокомплектной школе по теме : 4 класс: «С. А. Клычков. «Весна в лесу» 2 класс: «Стихи Ф.И.Тютчева о весне».
Технологическая карта однотемного урока по литературному чтению во 2 и 4 классах малокомплектной школы по теме "Стихи о весне". УМК "Школа России" в соответствие с треб...
Интегрированный урок по теме "Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Лицо и число глаголов. С.А. Клычков «Весна в лесу»
Презентация к интегрированному уроку (русский язык и литература) 4 класс....
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: Сергей Антонович Клычков «Весна в лесу»
Дата:13.04.2020...
Урок по литературному чтению на тему «С.А.Клычков «Весна в лесу»
Урок по литературному чтению на тему «С.А.Клычков «Весна в лесу» содержит конспект занятия и презентацию. Урок разработан по литературному чтению для обучающихся 4 класса по про...