Урок литературного чтения "Согласные звуки [г], [г’]. Буквы Г, г".
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Задачи: познакомить учащихся с буквами Г, г; совершенствовать навыки чтения; учить сравнивать произношение и написание слов; закреплять представление об однокоренных словах; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_g.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 24.11.15
Согласные звуки [г], [г’]. Буквы Г, г.
Задачи: познакомить учащихся с буквами Г, г; совершенствовать навыки чтения; учить сравнивать произношение и написание слов; закреплять представление об однокоренных словах; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание.
Формируемые УУД: умение ставить учебную задачу и добиваться ее выполнения; осуществлять самоконтроль.
Пропедевтика: правила правописания корневых орфограмм.
Ход урока
1. Включение в учебную деятельность
Долгожданный дан звонок.
Он позвал нас на урок!
Все садитесь тихо, дети,
Договариваемся не шуметь,
Руку красиво поднимать,
Чётко, ладно отвечать,
На уроке не дремать,
Знания быстрей хватать.
- Для чего мы с вами изучаем буквы?
- Кому из вас хочется научиться читать, чтобы прочитать много-много интересных книг?
(Учитель заранее готовит выставку книг с интересно и красочно оформленными обложками.)
2. Развитие речевого аппарата
1). Дыхательная гимнастика
Чтобы всё на уроке прошло хорошо, и вы смогли справиться со всеми заданиями, нужно подготовиться, выполним дыхательную гимнастику.
Упражнения «Пятерка», «Озябшие руки».
«Пятерка»: сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета.
«Озябшие руки»: пальцы одной руки сжать в кулак, который обхватить ладонью другой руки; поднести руки к губам, сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца.
2). Артикуляционная разминка
Упражнения «Щетка-1», «Щетка-2».
«Щетка-1»: губы сомкнуть и перемещать язык, как зубную щетку, по верхнему ряду зубов слева направо и обратно; те же движения - по нижнему ряду зубов.
«Щетка-2»: рот открыть и чистить языком, как зубной щеткой, с внутренней стороны верхние зубы сверху вниз, нижние зубы - снизу вверх.
3. Актуализация знаний
- Молодцы! Вот теперь вы готовы к тому, чтобы выполнить все задания, преодолеть все трудности, которые подготовил для вас наш гость. Кто он, отгадайте.
Застучало, зашуршало,
Зашумело под столом…
В красной шапке, с бородою,
Скатерть отодвинул…(гном).
(На доске появляется рисунок гнома).
- Молодцы, правильно отгадали загадку. Гном поможет нам познакомиться с новыми звуками и буквами, а также он хочет узнать, умеете ли вы думать, отвечать на вопросы, читать и дружно работать.
- Давайте покажем гномику, что мы уже знаем и умеем.
- С какой буквой мы с вами познакомились на прошлых уроках? (Буква Я.)
- Когда буква Я обозначает два звука? А когда указывает на мягкость согласного звука?
- Прочитайте слова на с. 117 вверху. В каких словах буква Я обозначает два звука, а в каких один.
- Рассмотрите «ленту букв» на с. 117.
- Назовите буквы гласных, обозначающие мягкость согласных звуков.
- Когда буквы «я» и «е» обозначают два звука?
- Когда буквы «я» и «е» указывают на мягкость согласных звуков? Сколько звуков они обозначают?
- Назовите буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков.
- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
- Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
- Какие буквы обозначают парные по глухости- звонкости звуки?
- Молодцы! Правильно называли буквы.
4. Постановка целей и определение темы урока
- Гномик приготовил для вас загадку, отгадайте, кто это?
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
Кто это?
- Как гогочут гуси? (Га-га-га.)
- Какой новый звук вы услышали?
- Га-га-га, - гогочет гусь, -
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу не нагляжусь.
Н. Костарев
- Как вы думаете, с какими звуками мы познакомимся сегодня на уроке?
4. Работа по теме урока
1). Знакомство со звуками [г] и [г']
- Проведем звуковой анализ слова «гуси». Составим схему.
- Наш гном очень любит играть на музыкальном инструменте. Отгадайте, на каком?
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(гитарой)
- Проведем анализ слова «гитара». Составим схему.
- Какие новые звуки вы услышали? Произнесите их еще раз.
- Что вы можете сказать о звуках [г] и [г']? (Согласные, звонкие, бывают мягкими или твердыми.)
- Послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить слова со звуками [г], [г’].
И в лесу и возле дома
Умный гном боится грома!
Загрохочет в тучах гром-
Умный гном сейчас же в дом.
Ведь всегда у грома дома
Есть громоотвод от грома!
- Какие слова с новыми звуками запомнили?
- Молодцы! Все были внимательными и правильно запомнили слова с новыми звуками.
- Определите место звука [г] или [г'] в этих словах: гном, гитара, игрyшка, снеговик, беглец, грелка, гречка, гости, круги.
- Рассмотрите картинку. Назовите слова со звуками [г] и [г'].
2). Игра «Назови противоположность»
Тихо – громко
Весёлый – грустный
Сытый – голодный
Мелкий – глубокий
Чистый _ грязный
Шершавый – гладкий
3) Знакомство с буквами Г, г
На письме звуки [г] и [г’] обозначают буквой «гэ». Это печатные буквы «гэ».
Почему их по две? На что похожа буква «гэ»?
Гномик подобрал стихи о букве «гэ», послушайте их.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
А. Шибаев
Г схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.
Я. Козловский
Букву на плечах носил,
На лугу траву косил.
Е. Тарлапан
- Напечатаем буквы Г, г.
- Гномик просит вас прочитать слоги на с. 119. Какие слоги слияния произносили твёрдо? Какие мягко? Почему?
- Кто из вас заметил, слогов с какими изученными гласными не хватает? (гя, гы.) Дело в том, что в русском языке нет слов, где бы встречалось такое сочетание букв.
- Прочитаем текст с доски.
5. Физкультминутка
Гномик по лесу гулял, (ходьба на месте)
Колпачок свой потерял. (наклоны в стороны,
Колпачок был непростым, вперёд – «ищем пропажу»)
Со звоночком золотым. (хлопки в ладоши)
Гному кто точней подскажет, (прыжки на месте)
Где искать в лесу пропажу? (ходьба на месте)
6. Продолжение работы по теме урока
- Гномик предлагает отправиться в городок, в котором живут его друзья. Рассмотрите внимательно иллюстрацию на с.118.
- В форме чего построены дома?
- Кто живет в этом городе? (Грибы.)
- Чем занимаются жители города? (Копают землю на грядках. Выращивают землянику, ромашки. Гуляют с маленькими детьми.)
- Опишите внешний вид жителей городка.
- Можно ли сказать, что они трудолюбивы?
- Какие цвета выбраны для того, чтобы показать, что жители города счастливые, аккуратные, трудолюбивые?
- Прочитайте пословицы под картинкой.
- Как вы понимаете смысл пословиц?
(Дети учатся рассуждать.)
- Гномик предлагает вам прочитать слова в самом верху страницы жужжащим чтением, вполголоса. А теперь хором по слогам, хором целыми словами.
- Все ли слова были понятны?
- Почему первые две слова написаны с заглавной буквы?
- Найдите слово, которое соответствует схеме. Докажите.
- Прочитайте и проанализируйте текст.
- Назовите слова с буквой Г.
- Сколько грибов набрали Галя и Гена?
- Какие грибы в корзине у Гали?
- Каких грибов набрал Гена?
- Чем опасны поганки?
- А можно ли уничтожать ядовитые грибы?
- Нет, потому что они для людей ядовиты, а для животных, таких как лось, они являются
- Поэтому, в природе ничего уничтожать нельзя.
- Прочитаем стихотворение внизу на с. 119.
- Какой гриб красив и велик? Как его называют по – другому?
- Поиграем в игру «Доскажи словечко».
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ... (горох).
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица ... (грач).
Михаил играл в футбол
И забил в ворота ... (гол).
- Составим схемы к словам – отгадкам.
7. Подведение итогов урока
- С какими звуками вы познакомились сегодня на уроке? Охарактеризуйте их.
- Какие задания вы сегодня выполняли?
- Какие из них вам понравились больше всего?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Покажите свое настроение с помощью смайликов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Звуки [з], [з\']. Буквы "З,з".
Урок изучения нового материала. Будет интересен начинающим учителям, работающим по УМК "Планета знаний"....
урок литературного чтения, "Звуки [з], [з\']. Буквы З,з, 1 класс
Урок литературного чтения по теме "Звуки [з], [з]. Буквы З,з....
Урок литературного чтения "Звук и буква ы"
Урок литературного чтения "Звук и буква ы"...
Урок литературного чтения ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Цели: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения круго...
Технологическая карта урока литературного чтения "Звуки [т], [т’], буквы Т, т. "
Цель: Создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [т], [т’], познакомить с буквами Т, т; способствовать формированию навыков правильного ч...
Методическая разработка к уроку литературного чтения"Звук й, буква Й". 1 класс
В разработке показана мотивация к учебной деятельности,актуализация знаний, использование занимательного материала....
Урок литературного чтения "Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х".
Предметные результаты: знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; развитие речи, внимания, мышления, памяти, фон...