Урок литературного чтения "Согласные звуки [г], [г’]. Буквы Г, г".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Задачи: познакомить учащихся с буквами Г, г; совершенствовать навыки чтения; учить сравнивать произношение и написание слов; закреплять представление об однокоренных словах; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_g.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение         24.11.15

Согласные звуки [г], [г’]. Буквы  Г, г.

   Задачи: познакомить учащихся с буквами Г, г; совершенствовать навыки чтения; учить сравнивать произношение и написание слов; закреплять представление об однокоренных словах; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание.

   Формируемые УУД: умение ставить учебную задачу и добиваться ее выполнения; осуществлять самоконтроль.

   Пропедевтика: правила правописания корневых орфограмм.

Ход урока

1. Включение в учебную деятельность

Долгожданный дан звонок.                               

Он позвал нас на урок!                                      

Все садитесь тихо, дети,                                   

Договариваемся не шуметь,                             

Руку красиво поднимать,                                  

Чётко, ладно отвечать,                                       

На уроке не дремать,

Знания быстрей хватать.

- Для чего мы с вами изучаем буквы?

- Кому из вас хочется научиться читать, чтобы прочитать много-много интересных книг?

(Учитель заранее готовит выставку книг с интересно и красочно оформленными обложками.)

2. Развитие речевого аппарата
1). Дыхательная гимнастика

Чтобы всё на уроке прошло хорошо, и вы смогли справиться со всеми заданиями, нужно подготовиться, выполним дыхательную гимнастику.
Упражнения «Пятерка», «Озябшие руки».

«Пятерка»: сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета.

«Озябшие руки»: пальцы одной руки сжать в кулак, который обхватить ладонью другой руки; поднести руки к губам, сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца.

2). Артикуляционная разминка
Упражнения «Щетка-1», «Щетка-2».

«Щетка-1»: губы сомкнуть и перемещать язык, как зубную щетку, по верхнему ряду зубов слева направо и обратно; те же движения - по нижнему ряду зубов.

«Щетка-2»: рот открыть и чистить языком, как зубной щеткой, с внутренней стороны верхние зубы сверху вниз, нижние зубы - снизу вверх.

3. Актуализация знаний

- Молодцы! Вот теперь вы готовы к тому, чтобы выполнить все задания, преодолеть все трудности, которые подготовил для вас наш гость. Кто он, отгадайте.
Застучало, зашуршало, 
Зашумело под столом…
В красной шапке, с бородою,
Скатерть отодвинул…(гном).
(На доске появляется рисунок гнома).
- Молодцы, правильно отгадали загадку. Гном поможет нам познакомиться с новыми звуками и буквами, а также он хочет узнать, умеете ли вы думать, отвечать на вопросы, читать и дружно работать.

- Давайте покажем гномику, что мы уже знаем и умеем.
- С какой буквой мы с вами познакомились на прошлых уроках? (Буква Я.)

- Когда буква Я обозначает два звука? А когда указывает на мягкость согласного звука?

- Прочитайте слова на с. 117 вверху. В каких словах буква Я обозначает два звука, а в каких один.

- Рассмотрите «ленту букв» на с. 117.

- Назовите буквы гласных, обозначающие мягкость согласных звуков.
- Когда буквы «я» и «е» обозначают два звука?
- Когда буквы «я» и «е» указывают на мягкость согласных звуков? Сколько звуков они обозначают?
- Назовите буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков.
- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
- Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
- Какие буквы обозначают парные по глухости- звонкости звуки?
- Молодцы! Правильно называли буквы.

4. Постановка целей и определение темы урока
-
Гномик приготовил для вас загадку, отгадайте, кто это?
Длинная шея, красные лапки, 
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
Кто это?

- Как гогочут гуси? (Га-га-га.)

- Какой новый звук вы услышали?

- Га-га-га, - гогочет гусь, -

Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу не нагляжусь.

Н. Костарев

- Как вы думаете, с какими звуками мы познакомимся сегодня на уроке?

4. Работа по теме урока

1). Знакомство со звуками [г] и [г']

- Проведем звуковой анализ слова «гуси». Составим схему.

- Наш гном очень любит играть на музыкальном инструменте. Отгадайте, на каком?

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

 Тот инструмент зовем...

(гитарой)   

- Проведем анализ слова «гитара». Составим схему.

- Какие новые звуки вы услышали? Произнесите их еще раз.

- Что вы можете сказать о звуках [г] и [г']? (Согласные, звонкие, бывают мягкими или твердыми.)

- Послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить слова со звуками [г], [г’].
И в лесу и возле дома
Умный гном боится грома!
Загрохочет в тучах гром-
Умный гном сейчас же в дом.
Ведь всегда у грома дома
Есть громоотвод от грома!
- Какие слова с новыми звуками запомнили?
- Молодцы! Все были внимательными и правильно запомнили слова с новыми звуками.

- Определите место звука [г] или [г'] в этих словах: гном, гитара, игрyшка, снеговик, беглец, грелка, гречка, гости, круги.

- Рассмотрите картинку. Назовите слова со звуками [г] и [г'].

2). Игра «Назови противоположность»
Тихо – громко
Весёлый – грустный
Сытый – голодный
Мелкий – глубокий
Чистый _ грязный
Шершавый – гладкий

3) Знакомство с буквами Г, г

На письме звуки [г] и [г’] обозначают буквой «гэ». Это печатные буквы «гэ».
Почему их по две? На что похожа буква «гэ»?
Гномик подобрал стихи о букве «гэ», послушайте их.

И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.

А. Шибаев

Г схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.

Я. Козловский

Букву на плечах носил,
На лугу траву косил.

Е. Тарлапан

- Напечатаем буквы Г, г.

- Гномик просит вас прочитать слоги на с. 119. Какие слоги слияния произносили твёрдо? Какие мягко? Почему?

- Кто из вас заметил, слогов с какими изученными гласными не хватает? (гя, гы.) Дело в том, что в русском языке нет слов, где бы встречалось такое сочетание букв.

- Прочитаем текст с доски.
5. Физкультминутка

Гномик по лесу гулял,                (ходьба на месте)
Колпачок свой потерял.             (наклоны в стороны,
Колпачок был непростым,         вперёд – «ищем пропажу»)
 Со звоночком золотым.             (хлопки в ладоши)
Гному кто точней подскажет,     (прыжки на месте)
Где искать в лесу пропажу?         (ходьба на месте)
6. Продолжение работы по теме урока 
- Гномик предлагает отправиться в городок, в котором живут его друзья. Рассмотрите внимательно иллюстрацию на с.118.

- В форме чего построены дома?

- Кто живет в этом городе? (Грибы.)

- Чем занимаются жители города? (Копают землю на грядках. Выращивают землянику, ромашки. Гуляют с маленькими детьми.)

- Опишите внешний вид жителей городка.

- Можно ли сказать, что они трудолюбивы?

- Какие цвета выбраны для того, чтобы показать, что жители города счастливые, аккуратные, трудолюбивые?
- Прочитайте пословицы под картинкой.

- Как вы понимаете смысл пословиц?

(Дети учатся рассуждать.)

- Гномик предлагает вам прочитать слова в самом верху страницы жужжащим чтением, вполголоса. А теперь хором по слогам, хором целыми словами.
- Все ли слова были понятны?
- Почему первые две слова написаны с заглавной буквы?
- Найдите слово, которое соответствует схеме. Докажите.

- Прочитайте и проанализируйте текст.

- Назовите слова с буквой Г.

- Сколько грибов набрали Галя и Гена?
- Какие грибы в корзине у Гали?
- Каких грибов набрал Гена?

- Чем опасны поганки?

- А можно ли уничтожать ядовитые грибы?

- Нет, потому что они для людей ядовиты, а для животных, таких как лось, они являются

- Поэтому, в природе ничего уничтожать нельзя.

- Прочитаем стихотворение внизу на с. 119.

- Какой гриб красив и велик? Как его называют по – другому?

- Поиграем в игру «Доскажи словечко».

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ... (горох).

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица ... (грач).

Михаил играл в футбол

И забил в ворота ... (гол).

- Составим схемы к словам – отгадкам.

7. Подведение итогов урока

- С какими звуками вы познакомились сегодня на уроке? Охарактеризуйте их.

- Какие задания вы сегодня выполняли?

- Какие из них вам понравились больше всего?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Покажите свое настроение с помощью смайликов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Звуки [з], [з\']. Буквы "З,з".

Урок изучения нового материала. Будет интересен начинающим учителям, работающим по УМК "Планета знаний"....

урок литературного чтения, "Звуки [з], [з\']. Буквы З,з, 1 класс

Урок литературного чтения по теме "Звуки [з], [з]. Буквы З,з....

Урок литературного чтения "Звук и буква ы"

Урок литературного чтения "Звук и буква ы"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Звуки [т], [т’], буквы Т, т. "

Цель: Создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [т], [т’], познакомить с буквами Т, т; способствовать формированию навыков правильного ч...

Методическая разработка к уроку литературного чтения"Звук й, буква Й". 1 класс

В разработке показана мотивация к учебной деятельности,актуализация знаний, использование занимательного материала....

Урок литературного чтения "Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х".

Предметные результаты: знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; развитие  речи, внимания, мышления,  памяти, фон...

Конспект урока литературного чтения: Звуки [М], [М*], буква Мм.

Конспект урока литературного чтения: Звуки [М], [М*], буква Мм....