Примерная рабочая программа по предмету Литературному чтению на родном языке 1-4 классы
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Ковалевская Татьяна Михайловна

Владеть  родным языком – значит правильное использовать средства языка в разных ситуациях общения, уметь оценивать достоинство и богатство родного языка, понимать его историческую и культурную роль в судьбе многонационального народа Российской Федерации, а значит и в собственной судьбе. Изучение родного языка в условиях школы – право подрастающего гражданина РФ, определённое в ФЗ «Об образовании в РФ».  Закон позволяет образовательным организациям, расположенным на территории республики Российской Федерации, вводить наряду с изучением "Литературного чтения" и преподавание предмета Литературное чтение на родном языке". Предлагаю примерную рабочую программу по предмету "Литературное чтение на родном языке" для учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты учебного предмета.

Личностные результаты:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  1.  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  1.   Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  1.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать  и сохранять  цели и задачи учебной  деятельности,  поиска средств  его

осуществления.

  1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и  

 условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  1. Использование знаково-символических моделей  представления информации.
  2. Активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач.
  3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевые высказывания и составлять тексты в устной и письменной формах.

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё  мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  2. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  3. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  4. Умение работать с информацией (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».

     Предметные результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

    3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции  

        человека.

    4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных,

        практических и коммуникативных задач.

      Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»:

1. Понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство

слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;

  1. Освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой

смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушающими); владеть техникой смыслового чтения про себя — понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста; различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорньте жанры, сказки, легенды, мифы); понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песенки и др. своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, об истории, о детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры небольших художественных произведений представителей детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);

  1. Приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; формировать читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных, справочных); удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица.

Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

             Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересным детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни,  художественного произведения, изобразительного искусства)  в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

  .

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Тематическое планирование

Наименование разделов

Всего часов

1

«Россия - наша Родина»

2

2

«Фольклор нашего народа»

5

3

«О братьях наших меньших»

5

4

«Времена года»

5

ИТОГО

17

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке 2класс

№ урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа)

1

В. Степанов «Что мы Родиной зовём»

1

2

К. Паустовский «Моя Россия»

1

Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов)

3

Календарные народные праздники и обряды.

1

4

«Мир фольклора – мир народной мудрости»

1

5

«Мир пословиц и поговорок»

1

6

«Загадки и народные приметы о временах года»

1

7

Проект. Сборник «Фольклор нашего народа»

1

Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов)

8

Г.А. Скребицкий. Пушок.

1

9

К.Д. Ушинский. Чужое яичко

1

10

Н.И. Сладков. Топик и Катя.

1

11

А.Л. Барто. Бедняга крот.

1

12

Е.И. Чарушин. Рябчонок. (Из цикла «Про Томку»)

1

Раздел 4 «Времена года» (5 часов)

13

В.Бианки. Как животные к холодам готовятся.

1

14

Г.Х.Андерсен.Снеговик.

1

15

А.Блок.Весеннийдождь.Загадки про весну

1

16

И. С. Соколов-Микитов.Бурундук.

1

17

Итоговая промежуточная аттестация

1

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке 3 класс

№ урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа)

1

З. Александрова «Родина», А.Пришелец «Наш край»

1

2

П.  Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых »

1

Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов)

3

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши.

1

4

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль

1

5

В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

1

6

Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Баба Яга», «Белая Уточка»,  «По щучьему веленью».

1

7

Проект «Мои первые народные сказки»

1

Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов)

8

К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома.

1

9

Г.А. Скребицкий. Сиротка.

1

10

Н.И. Сладков. Непослушные Малыши

1

11

Б.С. Житков. Охотник и собаки.

1

12

И.П. Токмакова. Котята. Выставка книг о животных.

1

Раздел 4 «Времена года» (5 часов)

13

Самые интересные книги, прочитанные летом. (Тема осень) «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке. К.Паустовский «Какие бывают дожди»

1

14

А.Толстой. Сугробы. Н.Асеев. Лыжи.

1

15

К.Паустовский. Скрипучие половицы.

1

16

И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе.

1

17

Итоговая промежуточная аттестация

1

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке 4класс

№ урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа)

1

С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации»

1

2

В.Гудимов «Россия, Россия, Россия»

1

Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов)

3

Виды  устного  народного  творчества.  Былины. Особенности былинных текстов.Былина  «Волхв Всеславович». Былина «ВольгаСвятославич»

1

4

Славянский миф. Особенности мифа.

1

5

Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком».

1

6

Народные  песни.  Героическая  песня  «Кузьма Минин   и   Дмитрий   Пожарский   во   главе ополчения»    Песня-слава    «Русская    земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»

1

7

Пословицы  о  Родине,  о  подвиге,  о   славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя».

1

Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов)

8

Е.И. Носов. Хитрюга.

1

9

В.В. Бианки. Сумасшедшая птица.

1

10

В.П. Астафьев. Зорькина песня

1

11

Г.А. Скребицкий. Кот Иваныч.

1

12

К.Г. Паустовский. Теплый хлеб. Викторина по разделу «О братьях наших меньших»

1

Раздел 4 «Времена года» (5 часов)

13

В.Бианки «Лесная газета»

1

14

Литературная гостиная. И. Анненский.Снег.

1

15

М.М.Пришвин. Рассказы о весне.

1

16

Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не школа, а всему учит.

1

17

Итоговая промежуточная аттестация

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 1-4 класс

При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»  обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, читат...

Примерная рабочая программа по предмету Литературное чтение на родном языке Алтайский край

Программа составлена на основе рекомендаций АКИПКРО, 1-4 класс, по 17 часов в год....

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном языке"

Данная программа предназначена для учащихзся 1-4 классов....

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке (русском). 4 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету расчитана на общую учебную нагрузку в 34 ч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса

          Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса  (предметная область "О...