Примерная рабочая программа по предмету Литературному чтению на родном языке 1-4 классы
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Владеть родным языком – значит правильное использовать средства языка в разных ситуациях общения, уметь оценивать достоинство и богатство родного языка, понимать его историческую и культурную роль в судьбе многонационального народа Российской Федерации, а значит и в собственной судьбе. Изучение родного языка в условиях школы – право подрастающего гражданина РФ, определённое в ФЗ «Об образовании в РФ». Закон позволяет образовательным организациям, расположенным на территории республики Российской Федерации, вводить наряду с изучением "Литературного чтения" и преподавание предмета Литературное чтение на родном языке". Предлагаю примерную рабочую программу по предмету "Литературное чтение на родном языке" для учителей начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты учебного предмета.
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств его
осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических моделей представления информации.
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевые высказывания и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать с информацией (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции
человека.
4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»:
1. Понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство
слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;
- Освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой
смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушающими); владеть техникой смыслового чтения про себя — понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста; различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорньте жанры, сказки, легенды, мифы); понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песенки и др. своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, об истории, о детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры небольших художественных произведений представителей детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);
- Приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; формировать читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных, справочных); удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица.
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересным детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | «Россия - наша Родина» | 2 |
2 | «Фольклор нашего народа» | 5 |
3 | «О братьях наших меньших» | 5 |
4 | «Времена года» | 5 |
ИТОГО | 17 | |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке 2класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) | |||
1 | В. Степанов «Что мы Родиной зовём» | 1 | |
2 | К. Паустовский «Моя Россия» | 1 | |
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) | |||
3 | Календарные народные праздники и обряды. | 1 | |
4 | «Мир фольклора – мир народной мудрости» | 1 | |
5 | «Мир пословиц и поговорок» | 1 | |
6 | «Загадки и народные приметы о временах года» | 1 | |
7 | Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» | 1 | |
Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов) | |||
8 | Г.А. Скребицкий. Пушок. | 1 | |
9 | К.Д. Ушинский. Чужое яичко | 1 | |
10 | Н.И. Сладков. Топик и Катя. | 1 | |
11 | А.Л. Барто. Бедняга крот. | 1 | |
12 | Е.И. Чарушин. Рябчонок. (Из цикла «Про Томку») | 1 | |
Раздел 4 «Времена года» (5 часов) | |||
13 | В.Бианки. Как животные к холодам готовятся. | 1 | |
14 | Г.Х.Андерсен.Снеговик. | 1 | |
15 | А.Блок.Весеннийдождь.Загадки про весну | 1 | |
16 | И. С. Соколов-Микитов.Бурундук. | 1 | |
17 | Итоговая промежуточная аттестация | 1 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке 3 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) | |||
1 | З. Александрова «Родина», А.Пришелец «Наш край» | 1 | |
2 | П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых » | 1 | |
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) | |||
3 | Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. | 1 | |
4 | Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль | 1 | |
5 | В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. | 1 | |
6 | Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Баба Яга», «Белая Уточка», «По щучьему веленью». | 1 | |
7 | Проект «Мои первые народные сказки» | 1 | |
Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов) | |||
8 | К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома. | 1 | |
9 | Г.А. Скребицкий. Сиротка. | 1 | |
10 | Н.И. Сладков. Непослушные Малыши | 1 | |
11 | Б.С. Житков. Охотник и собаки. | 1 | |
12 | И.П. Токмакова. Котята. Выставка книг о животных. | 1 | |
Раздел 4 «Времена года» (5 часов) | |||
13 | Самые интересные книги, прочитанные летом. (Тема осень) «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке. К.Паустовский «Какие бывают дожди» | 1 | |
14 | А.Толстой. Сугробы. Н.Асеев. Лыжи. | 1 | |
15 | К.Паустовский. Скрипучие половицы. | 1 | |
16 | И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе. | 1 | |
17 | Итоговая промежуточная аттестация | 1 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке 4класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) | |||
1 | С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации» | 1 | |
2 | В.Гудимов «Россия, Россия, Россия» | 1 | |
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) | |||
3 | Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов.Былина «Волхв Всеславович». Былина «ВольгаСвятославич» | 1 | |
4 | Славянский миф. Особенности мифа. | 1 | |
5 | Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». | 1 | |
6 | Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» | 1 | |
7 | Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя». | 1 | |
Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов) | |||
8 | Е.И. Носов. Хитрюга. | 1 | |
9 | В.В. Бианки. Сумасшедшая птица. | 1 | |
10 | В.П. Астафьев. Зорькина песня | 1 | |
11 | Г.А. Скребицкий. Кот Иваныч. | 1 | |
12 | К.Г. Паустовский. Теплый хлеб. Викторина по разделу «О братьях наших меньших» | 1 | |
Раздел 4 «Времена года» (5 часов) | |||
13 | В.Бианки «Лесная газета» | 1 | |
14 | Литературная гостиная. И. Анненский.Снег. | 1 | |
15 | М.М.Пришвин. Рассказы о весне. | 1 | |
16 | Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не школа, а всему учит. | 1 | |
17 | Итоговая промежуточная аттестация | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 1-4 класс
При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, читат...
Примерная рабочая программа по предмету Литературное чтение на родном языке Алтайский край
Программа составлена на основе рекомендаций АКИПКРО, 1-4 класс, по 17 часов в год....
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном языке"
Данная программа предназначена для учащихзся 1-4 классов....
Рабочая программа по предмету"Литературное чтение на родном языке", 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке (русском). 4 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету расчитана на общую учебную нагрузку в 34 ч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса (предметная область "О...