Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)
Программа "Школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3a_gasparyan_g.p.docx | 95.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
к рабочей программе по литературному чтению 3 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального образовательного
государственного стандарта начального общего образования (2011г.) и разработана на
основе авторской программы Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 1-4 классы».
Обучение литературному чтению в начальной школе направлено на достижение
цели, основной из которых является
— помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства
художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он
способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и
молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на
уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и
т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев,
события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных
вариантах —подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти
компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования
читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор
материала для чтения.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению в 3«а» классе составлена на основе
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- ФГОСНОО (1-4классы);
- Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Устава МБОУ ЕСОШ №1;
- ООП НОО МБОУ ЕСОШ №1 (1-4классы);
- Учебного плана МБОУ ЕСОШ №1 на 2019-2020 учебный год;
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ ЕСОШ №1(приказ от 10.06.2016 №169);
- Авторской программы по литературному чтению для общеобразовательных учреждений 1-4 классы /Автор-составитель Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова/- М.: Вентана-Граф, 2013г.;
- Учебников: Литературное чтение 3 класс. В 2 частях: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова/. - 6-е изд.,дораб. - М.: Вентана-Граф, 2018., Литературное чтение 3 класс: учебная хрестоматия. В 2 частях: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /Л.А.Ефросинина/. - -е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2018.
Цели и задачи обучения литературному чтению
Основная цель урока литературного чтения в начальных классах –
помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Настоящая программа рассчитана на 136 часов.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ЕСОШ №1 на 2019-2020 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2019-2020 учебном году (24.02.2020г., 09.03.2020г., 01.05.2020г., 04.05.2020г., 05.05.2020г., 11.05.2020г.) расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №1 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по литературному чтению в 3«а» классе в 2019-2020 учебном году будет реализована в объёме 131часа.
Планируемые результаты освоения предмета «Литературное чтение» в 3 классе
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты
У третьеклассника продолжится:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
У третьеклассника продолжится:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
У третьеклассника продолжится формирование:
- понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимания роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
К концу обучения в 3 классе учащиеся достигнут следующих результатов:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научиться:
- осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
- читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующим возможностям третьеклассников;
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- читать наизусть заранее подготовленные произведения;
- пользоваться первичным, изучающим и поисковыми видами чтения по собственному желанию и зависимости от цели чтения;
- практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различие;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
- понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различать краткий и подробный пересказы;
- классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
- различать типы книг: книга – произведение и книга – сборник; книги – сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступков героев, высказывать своё мнение о произведении;
- понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
- работать с книгами разного типа (книга – произведение, книга – сборник), находить губный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автор, словарь);
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научиться:
- различать стихотворные и прозаические тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
- определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2 – 3 существенных признака;
- подбирать синонимы к словам из текста произведения и сознавать контекстное и прямое значение слов;
- находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, половицы;
- находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки, обращение, диалог, произведение, сравнение, эпитет).
Ученик получит возможность научиться:
- подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значение слов;
- употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;
- находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность учащихся»
Ученик научиться:
- понимать особенности образов героев произведений, выбирать роль читать реплик героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды
- моделировать живые картинки» к изученным произведениям;
- создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах;
- творчески пересказывать произведение от лица героев
- создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научиться:
- определять и формулировать главную мысль текста
- находить в тексте произведения информацию о героях, в структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
- делить текст на составные части, составлять план текста;
- понимать информацию, представленную разными способами: в таблице, схеме, модели; дополнять, исправлять и уточнять её;
- сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;
- целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
- сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:
• социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);
• воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);
• образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);
• эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат - радость, огорчение, безразличие - может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше).
Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых третьеклассниками с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе
Наименование разделов учебной программы | Характеристика основных содержательных линий | Основные виды учебной деятельности | Формы организации учебных занятий |
Виды речевой и читательской деятельности | Аудирование(слушание) Восприятие на слух и адекватное понимание содержания произведения. Умение слушать и слышать художественное слово, вопросы учителя и одноклассников по содержанию прослушанного произведения. Слушание разножанровых произведений фольклора (загадки, сказки, былины). Восприятие на слух учебных задач, осмысление алгоритма учебных действий, направленных на решение этих задач. Восприятие на слух научно-популярного произведения: понимание основного содержания и выделение информации (фактов). Умение слушать и дополнять ответы одноклассников на вопросы по содержанию прослушанного произведения. | Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр. Слушать и слышать прозаические и стихотворные тексты художественных произведений, воспринимать и эмоционально реагировать на художественное слово, поэтические произведения. Определять жанр и тему прослушанного произведения, понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение. Выделять информацию в научно-популярных и учебных текстах. Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их. | Фронтальная, работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная, использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. Беседа, лекция, дидактическая игра. Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания. ИКТ технологии. Тетрадь «Литературное чтение». Детские книги разных жанров, иллюстрированные произведения, портреты писателей. |
Чтение вслух и молча Чтение вслух произведений фольклора, произведений классиков отечественной и зарубежной детской литературы в темпе, соответствующем индивидуальным возможностям учащихся и позволяющем понимать прочитанное. Практическое освоение основных орфоэпических правил (литературного произношения) на примере правильной речи учителя и специальных упражнений со словами из текста произведений с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением. Выразительное чтение подготовленных текстов произведений, отрывков и эпизодов в соответствии с интонационным рисунком произведения и основной задачей чтения. Определение порядка учебных действий для формирования умения читать выразительно. Чтение молча небольших произведений, абзацев, отрывков без речедвижения. Чтение молча разножанровых произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей. Первичное (ознакомительное) чтение молча произведений в учебнике и дополнительное чтение произведений по изучаемому разделу в хрестоматии. Использование изучающего, поискового и просмотрового видов чтения в работе с текстами произведений. Использование умения читать молча как средства получения информации. Чтение молча описаний картин природы, портретов героев, интерьера, поступков героев, повествования и рассуждения в тексте произведения. Использование умения читать молча для работы с книгой до чтения (получение информации из книги). Работа с разными видами текста Выделение особенностей и способов организации текста: фамилия автора, заголовок, абзац, часть, глава, раздел. Самостоятельная работа с текстом произведения: чтение, определение темы, жанра, главной мысли, деление текста на смысловые части, озаглавливание частей, составление плана. Виды текстов: учебный, художественный и научно-популярный. Воспроизведение текста: пересказ по плану кратко и подробно, чтение наизусть, выразительное чтение наизусть или по учебнику. Понимание содержания произведения: ответы на вопросы к тексту произведения, подтверждение ответов словами из текста, указывающими на его специфику (жанр, тему, особенности языка автора). Анализ и сравнение заголовков, жанров, тем и авторской принадлежности произведений стихотворных и прозаических. Определение темы произведения (о Родине, о детях, о животных, о природе) и уточнение её исходя из содержания произведения (о зимней/весенней природе, о детях в Великую Отечественную войну, о служении Родине, о дружбе человека и животного и т. д.). Самостоятельное моделирование обложек к произведениям. Сравнение моделей произведений. Определение главной мысли произведения. Аргументированные ответы на вопросы: что хотел сказать автор? Как он об этом говорит? Выделение слов и предложений, подтверждающих позицию автора и главную мысль произведения. Составление плана текста произведения: деление текста на части, определение главной мысли каждой части, озаглавливание частей. Формирование умения составлять план, усвоение алгоритма учебных действий. Подробный пересказ текста произведения или эпизода. Определение главной мысли, выделение ключевых предложений или слов, особенностей построения предложений, пересказ абзацев и всего эпизода или произведения. Краткий пересказ по ключевым предложениям в каждом абзаце. Работа с образами героев произведений. Герои положительные и отрицательные. Главный герой произведения. Характеристика героя: внешний вид (портрет), поступки, отношение к окружающим, отношение автора к герою произведения. Сравнение героев и их поступков. Работа с внутри текстовыми иллюстрациями: рассматривание, подбор эпизодов или предложений к иллюстрации. Рассказ эпизода по иллюстрации. Анализ содержания иллюстрации и его соответствия произведению. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению. Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: эмоционально-нравственное содержание, использование средств выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения и т. д.). Эмоциональная реакция на произведение, взаимоотношения героев и их поступки. Мотивы поведения героев, его оценка с позиций морали. Воспитание любви к Родине, желания служить Отечеству на примерах произведений фольклора и отечественных писателей. Понятия: Родина, честь, достоинство, честность, ложь, гуманизм, дружба, правда, любовь, ненависть, милосердие, гуманизм, доброта. Образы героев художественного произведения: портреты героев, описание поступков, использование средств выразительности. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторской характеристики. Классификация героев положительных и отрицательных. Сравнение положительных и отрицательных героев (портрет, поступки, речь, отношение автора). Пересказ краткий и подробный, отдельных эпизодов по плану. Формирование умения пересказывать тексты произведений по алгоритму: чтение, определение главной мысли произведения или эпизода, выделение смысловых частей, озаглавливание каждой части и составление плана. Подробный пересказ (близко к авторскому тексту) и краткий (ключевые предложения). Выборочный пересказ: выбор в тексте всех фрагментов о герое, о месте событий и т. п. Выделение сюжетных частей в художественном тексте. Пересказ по иллюстрациям. Сравнение художественных произведений со сходными сюжетами. Работа с текстами научно-популярного произведения Особенности научно-популярного текста - наличие точной информации о предметах, явлениях, людях, животных, окружающем мире. Практическое знакомство с рассказами, очерками, воспоминаниями. Сравнение с художественными текстами. Определение жанра, темы и авторской принадлежности. Формирование умения работать с текстом научно-популярного (познавательного) произведения. Подробный пересказ фактов, описаний явлений и предметов. Краткий пересказ — выделение информации. Работа с учебным текстом Практическое определение особенностей учебного текста: краткое изложение сведений о разделе и определение учебных задач. Чтение статей и выводов в учебнике, определений литературоведческих понятий. Составление алгоритмов учебных действий (чтениявслух и молча, разных видов пересказов, работы с текстами произведений). Библиографическая культура (работа с книгой) Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, книга-справочник, периодика (детские журналы). Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочные. Выходные данные, структура книги: титульный лист, оглавление(содержание), аннотация, иллюстрации, предисловие, послесловие. Самостоятельный выбор книг в библиотеке по рекомендательному списку, каталогу, в открытом библиотечном фонде с алфавитным указателем. Характеристика информации (научная, художественная) с опорой на аппарат книги и справочно-иллюстративный материал(иллюстрации, таблицы, схемы). Дополнительное чтение произведений по изучаемой теме в хрестоматии и книгах из библиотек(домашней, школьной, муниципальной, городской). Работа с детскими периодическими журналами и газетами по собственному выбору. Участие в проектной деятельности: сбор информации о книгах на заданную тему, книгах сборниках, книгах одного автора, оформление материалов (книг-самоделок, плакатов), проведение презентаций для одноклассников, участие в конкурсах и выставках Говорение (культура речевого общения) Восприятие художественного произведения как образца речевого общения (автор → читатель). Понимание речи героев произведения, анализ их способа общения. Выделение слов вежливости, обращений в диалогах героев произведений. Чтение диалогов героев, понимание смысла диалогической речи. Знакомство с нормами и формами речевого общения: диалог и монолог, правила речевого общения (умение слушать вопросы собеседника и давать точные ответы, задавать вопросы). Практическое ведение диалога с учителем и одноклассниками по прочитанному или изучаемому произведению. Чтение по ролям и инсценирование произведений и отдельных эпизодов. Понятия: диалог, вопрос, реплика, обращения, слова вежливости. Сравнение диалогической и монологической речи героев литературных произведений. Построение монолога-ответа на вопрос по изучаемому произведению, монолога-высказывания (о герое, произведении или книге). Создание монологов-сообщений об авторе произведения или о книге при выполнении проекта в рамках изучаемого раздела или темы. Письмо (культура письменной речи) Восприятие художественных произведений как образцов письменной речи. Язык произведения, особенности авторской речи. Выделение в произведениях описания, повествования, рассуждения — основных видов письменной речи. Описание, повествование и рассуждение в текстах произведений, их место и значение (создание образов героев, пейзажа, интерьера или места действия; развитие действия; монолог героя). Поиск в тексте произведения обращений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов. Развитие внимания к художественному слову. Использование в письменной речи слов из произведений. | Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп чтения не менее 60 слов в минуту. Читать тексты произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания, расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях. Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю или у учителя. Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, белого и т. д. Читать выразительно тексты произведений по образцу в соответствии с интонационным рисунком произведения. Использовать алгоритм (памятку) работы над выразительностью чтения произведений, отрывков или эпизодов. Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. Отрабатывать умение читать молча абзацы, отрывки. Контролировать чтение молча (исключать речедвижение и фиксацию читаемой строки линейкой или пальцем). Определять жанр и тему произведения до чтения, используя просмотровое чтение молча. Пользоваться умением читать молча для первичного (ознакомительного) чтения нового произведения. Использовать умение читать молча для поиска информации в произведении, для работы со структурой текстов разножанровых произведений, вошедших в круг чтения третьеклассников. Пользоваться поисковым чтением и умением читать молча для работы с текстом произведений, составления плана ,выделения смысловых частей и эпизодов. Находить в произведении описания, повествования и рассуждения, пользуясь умением читать молча. Выделять название произведения (фамилия автора и заглавие), смысловые части, озаглавливать каждую часть. Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности. Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения. Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности). Учиться воспроизводить текст произведения, пользуясь алгоритмом учебных действий: читать наизусть, читать выразительно наизусть и по учебнику, пересказывать подробно и кратко. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику текста (жанр, тема, форма, язык автора). Анализировать и сравнивать темы, жанры и авторскую принадлежность произведений стихотворных и прозаических. Определять тему и жанр произведения. Моделировать обложки. Сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора. Сравнивать самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. Дополнять модели, исправлять неточности и ошибки. Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль. Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план. Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий. Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий. Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты. Сравнивать образы положительных и отрицательных героев произведения. Анализировать и выделять образ главного героя. Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения. Работать с иллюстрацией, объяснять её значение для понимания произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению, выделять их особенности. Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию. Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя. Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие содержанию произведения. Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его. Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта. Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства. Определять авторское отношение к героям. Определять героев положительных и отрицательных, анализировать их поступки. Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме. Характеризовать героев, используя данные из таблиц. Пересказывать произведение подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (описание героя произведения, места события, обстановки); по иллюстрациям. Формировать умение пересказывать произведения (подробно, кратко, выборочно), пользуясь алгоритмом учебных действий. Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности. Выделять особенности научно-популярных текстов: изложение фактов, достоверное описание предмета или явления, связь с окружающими предметами и явлениями, выводы (Что нового узнали? Какую информацию содержит текст? В какой форме она представлена?). Определять жанр, тему и авторскую принадлежность научно- популярных произведений. Составлять таблицу с указанием фактов, изложенных в тексте, указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему. Пересказывать кратко, выделяя только фактическую информацию Самостоятельно работать с учебными текстами в учебниках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира: читать текст, выделять задачи, правила, алгоритмы учебных действий. Характеризовать понятия, давать определения. Составлять алгоритмы учебных действий (чтения вслух и молча, краткого и подробного пересказов). Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок). Моделировать обложки книг (автор, заглавие, жанр, тема), сравнивать и дополнять модели книг, подбирать книги к моделям. Пользоваться библиотечным фондом. Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю. Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами. Читать дополнительно произведения в хрестоматии по изучаемой теме (разделу) и работать с текстом произведения. Самостоятельно читать детские газеты и журналы в читальном зале библиотеки. Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: собирать информацию о книгах и авторах, обрабатывать собранную информацию, проводить презентации, участвовать в конкурсах и выставках. Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи героев, выделять реплики, обращения, слова, подчёркивающие особенности характера героев произведения. Формулировать вопросы и ответы о произведении, героях, авторе. Читать по ролям диалоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды. Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему прочитанного произведения. Участвовать в обсуждении произведений, книг, героев. Использовать в речи понятия: диалог, монолог, реплика, вопрос и слова вежливого обращения. Высказывать своё суждение о произведениях, книгах в виде монолога (3–5 предложений). Готовить сообщение в форме монолога об авторе произведения или о книге в форме монолога в качестве проекта. Знакомиться с образцами письменной речи: произведениями классической литературы отечественных и зарубежных писателей; определять особенности языка писателя (2–3существенных признака). Сравнивать письменную речь прозаических и стихотворных произведений. Анализировать текст произведения; находить в нём описания, повествования, рассуждения. Конструировать разные типы текста: описание героя, повествование (рассказ о поступке героя), рассуждение о той или иной ситуации, описанной в произведении (мини-сочинение). Использовать в письменной речи обращения, сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы и предложения из произведений. Писать отзывы о произведениях, героях, книгах. | Беседа, лекция, дидактическая игра. Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания. ИКТ технологии. Тетрадь «Литературное чтение». Детские книги разных жанров, иллюстрированные произведения, портреты писателей. Фронтальная, работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная, использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. Фронтальная, работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная, использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. Беседа, лекция, дидактическая игра. Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания. ИКТ технологии. Тетрадь «Литературное чтение». Детские книги разных жанров, иллюстрированные произведения, портреты писателей. Фронтальная, работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная, использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. Беседа, лекция, дидактическая игра. Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания. ИКТ технологии. Тетрадь «Литературное чтение». Детские книги разных жанров, иллюстрированные произведения, портреты писателей. Фронтальная, работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная, использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. Беседа, лекция, дидактическая игра. Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания. ИКТ технологии. Тетрадь «Литературное чтение». Детские книги разных жанров, иллюстрированные произведения, портреты писателей. Фронтальная, работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная, использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. Беседа, лекция, дидактическая игра. Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания. ИКТ технологии. Тетрадь «Литературное чтение». Детские книги разных жанров, иллюстрированные произведения, портреты писателей. Фронтальная, работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная, использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. Беседа, лекция, дидактическая игра. Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания. ИКТ технологии. Тетрадь «Литературное чтение». Детские книги разных жанров, иллюстрированные произведения, портреты писателей. Фронтальная, работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная, использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. Беседа, лекция, дидактическая игра. Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания. ИКТ технологии. Тетрадь «Литературное чтение». Детские книги разных жанров, иллюстрированные произведения, портреты писателей. | |
Круг чтения | Произведения фольклора (былины, сказы, загадки, пословицы, скороговорки) народов мира. Скороговорки (особенности построения текста, цель скороговорок как жанра). Темы пословиц (прямой и скрытый смысл, особенности построения текста, значение пословиц в формировании нравственных ценностей (любовь к Родине, уважение к труду и книге, честность, честь, правда, ложь)). Загадки (понятие, виды загадок, темы загадок .Загадки народные и литературные). Народные и авторские сказки с загадками(особенности структуры текста, загадки как основа сюжета сказок). Произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков (И.А. Крылова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, С.Д. Дрожжина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна, С.А. Есенина, К.Г. Паустовского, С.Я. Маршака, Л. Пантелеева, А.П. Гайдара, М.М. Пришвина, Ш. Перро, Ц. Топелиуса, Джека Лондона, Э. Сетона-Томпсона, братьев Гримм, Х.-К. Андерсена, ). Произведения отечественных и зарубежных писателей: художественные, научно-популярные ,исторические и фантастические рассказы (К.Г. Паустовского, Л.Н. Толстого, Л. Пантелеева, М.М. Пришвина). Научно-популярные рассказы: очерки и воспоминания (К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина»; К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова»; Н. Шер «О рассказах А.П. Чехова»; В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине»). Работа с художественными, научно-популярными, историческими книгами для детей, с книгами о приключениях и фантастике, а также справочной книгой. Дополнительное чтение в хрестоматии произведений И.С. Тургенева, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, В.В. Бианки, В.П. Астафьева, С.В. Михалкова, В.Ю. Драгунского, братьев Гримм, Дж. Чиарди; самостоятельный подбор и чтение книг (из списка рекомендованных). Детские периодические журналы («Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»). Электронные периодические издания («Детская газета», «Антошка»).Детские газеты («Читайка», «Шапокляк», «Пионерская правда»). | Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа. Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха. Сравнивать русскую народную сказку с загадками, немецкую(братьев Гримм) и башкирскую (в пересказе А. Платонова). Классифицировать скороговорки по особенностям построения текстов, используя материал учебника и учебной хрестоматии. Определять тему пословиц, их прямой и скрытый смысл. Участвовать в конкурсе «Знатоки пословиц» и проектной деятельности. «Народная мудрость». Различать виды загадок, народные и авторские. Сочинять загадки о предметах, явлениях природы, животных. Участвовать в проектной деятельности на тему «Мир загадок»: собирать загадки, классифицировать, оформлять книги-самоделки, представлять результаты на конкурсах, праздниках, библиотечных уроках. Анализировать тексты сказок с загадками, понимать особенности сюжета. Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок. Сравнивать модели к произведениям одного автора, по разным по жанру и теме. Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов. Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.). Сравнивать прозаические произведения о детях, о животных, о природе отечественных и зарубежных писателей. Объяснять особенности художественных, научно- популярных, исторических и фантастических рассказов. Сравнивать рассказы Л. Пантелеева, М.М. Пришвина, А.И. Куприна и делать аргументированные выводы об их жанровых особенностях. Пользоваться справочниками и справочной книгой (алфавитный указатель, словарные статьи, иллюстративные материалы справочника: таблицы, схемы, рисунки, примеры). Читать дополнительно в хрестоматии произведения по изучаемой теме (разделу) и самостоятельно книги из библиотек. Классифицировать изученные произведения по жанру, теме, авторской принадлежности, форме. Читать и использовать информацию из детских журналов и газет (печатных и электронных). | Беседа, лекция, дидактическая игра. Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания. ИКТ технологии. Тетрадь «Литературное чтение» Детские книги разных жанров, иллюстрированные произведения, портреты писателей. Фронтальная, работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная, использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | Фольклорные и авторские произведения. Жанры фольклора: пословицы, скороговорки, загадки, сказки, былины. Жанры литературных произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение, воспоминание, очерк, сказ, былина, быль, пьеса-сказка. Практическое знакомство со средствами художественной выразительности: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, гипербола, интонационный рисунок, пауза, темп, ритм, логические ударения. Прозаическая и стихотворная формы произведений. Литературоведческие понятия: произведение, жанр, тема, автор произведения, сюжет, герой, автор-рассказчик, диалог, монолог, пейзаж, портрет героя, строфа, стихотворная строка, рифма. | Различать фольклорные и авторские (литературные) произведения. Сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности. Различать пословицы по темам, скороговорки по по строению и звучанию, сказки по видам (о животных, бытовые, волшебные).Определять жанровые особенности басен, былин. Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения. Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения. Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи. Работать с сюжетом произведения и его компонентами. Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение. | Беседа, лекция, дидактическая игра. Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания. ИКТ технологии. Тетрадь «Литературное чтение». Детские книги разных жанров, иллюстрированные произведения, портреты писателей. Фронтальная, работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная, использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. |
Творческая деятельность учащихся(на основе литературных произведений) | Чтение по ролям художественных произведений; раскрытие образа героя при чтении с помощью интонации, мимики, жестов. Поиск описания кульминационного эпизода в произведении и его выразительное чтение. Пересказ произведений. Рассказывание сказок с присказками. Инсценирование, постановка «живых картин», словесное рисование картин к отдельным эпизодам и произведениям. Выполнение проектов творческого характера «Сочиняем сказки», «Сказки с загадками», «О подвигах былинных героев», «Звуки и краски осени» и т. д. Рассказывание о героях произведений, произведении, книге, об авторе. Интерпретация текста произведения: устное, словесное рисование, подробный и краткий пересказы от лица автора или героя произведения. Создание по аналогии историй, рассказов, комиксов, стихотворений. Создание рукописной книги из творческих работ учащихся: иллюстрирование, оформление книги. Презентация творческих работ на уроке и во внеурочное время. | Определять главную мысль произведения и задачу чтения; распределять роли, читать выразительно или инсценировать. Выразительно читать кульминационные моменты художественных текстов, выражая своё отношение к героям. Пересказывать произведения подробно и кратко, инсценировать отдельные эпизоды. Моделировать «живые картины» к эпизодам и произведениям. Выполнять творческие проекты в группах, парах или индивидуально. Самостоятельно распределять и планировать свою деятельность. Высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях, книге, об авторах произведений. Интерпретировать тексты произведений: выбор эпизода и его пересказ от имени автора или героя. Создавать иллюстрации к тексту, воспроизводить словесные картины графически. Создание по аналогии историй о героях произведений, рассказов, комиксов, стихотворений по образцу (рифма, строфа). Создавать рукописные книги на основе творческих работ: собирать творческие работы, классифицировать по жанрам и темам, иллюстрировать и оформлять книги, представлять их. | Беседа, лекция, дидактическая игра. Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания. ИКТ технологии. Тетрадь «Литературное чтение». Детские книги разных жанров, иллюстрированные произведения, портреты писателей. Фронтальная, работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная, использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. |
Чтение: работа с информацией. | Информация: книги, произведения, периодические издания. Работа с научно-популярными произведениями и справочной книгой. Сбор информации о книге (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, послесловие). Оформление информации в виде таблиц, использование сведений из таблиц для характеристики произведения или книги. Использование данных таблиц для создания текстов- описаний предметов, явлений, животных. Дополнение таблиц и схем информацией из научно-популярных текстов. | Пользоваться информацией о произведении (жанр, тема, авторская принадлежность). Находить фактическую информацию в текстах научно-популярных произведений. Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник. Заполнять таблицы и схемы, делать выводы на основе информации, представленной в форме таблицы. Использовать информацию из таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных. Дополнять таблицы и схемы данными из научно-популярных текстов. | Беседа, лекция, дидактическая игра. Наглядные, словесные, частично-поисковый, демонстрация, использование технических средств, практические задания. ИКТ технологии. Тетрадь «Литературное чтение». Детские книги разных жанров, иллюстрированные произведения, портреты писателей. Фронтальная, работа в постоянных парах, индивидуальная, самостоятельная, использование мультимедийных средств, проверка и коррекция знаний и умений. |
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 3«а» классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля, измерители | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I четверть | |||||
1 | Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик». | 1 | 2.09 | ||
2 | Пословицы. Какие бывают пословицы. | 1 | 3.09 | ||
3 | Русская народная сказка « Самое дорогое». | 1 | 5.09 | ||
4 | Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую». | 1 | 6.09 | ||
5 | Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич». | 1 | 9.09 | ||
6 | Русская народная сказка «Дочь-семилетка». Башкирская народная сказка «Умная внучка». | 1 | 10.09 | ||
7 | Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках. | 1 | 12.09 | ||
8 | Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках. | 13.09 | |||
9 | Русская народная сказка «Елена Премудрая». Чукотская сказка «Девушка и Месяц». | 1 | 16.09 | ||
10 | Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора. | 1 | 17.09 | ||
11 | Урок-обобщение по разделу «Проверь себя». | 1 | 19.09 | ||
12 | Былины. « Добрыня и Змей». «Илья Муромец и Соловей- разбойник». | 1 | 20.09 | ||
13 | Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич». | 1 | 23.09 | ||
14 | Былина «Вольга и Микула». | 1 | 24.09 | ||
15 | Былины. Про «Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович». | 1 | 26.09 | ||
16 | Урок-обобщение по теме «Устное народное творчество». «Проверь себя». | 1 | 27.09 | ||
17 | Басни. Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лиса и виноград». | 1 | Чтение наизусть | 30.09 | |
18 | И.А. Крылов Басня «Ворона и Лисица». Эзоп Басня «Ворон и Лисица». | 1 | Чтение наизусть | 1.10 | |
19 | Басни . И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник». | 1 | 3.10 | ||
20 | Басни . Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица». А.Е.Измайлов. «Филин и чиж». | 1 | 4.10 | ||
21 | Урок-обобщение по разделу «Басни». «Проверь себя». | 1 | 7.10 | ||
22 | А.С.Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...». | 1 | Чтение наизусть | 8.10 | |
23 | А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой». | 1 | 10.10 | ||
24 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | 1 | 11.10 | ||
25 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» . | 1 | 14.10 | ||
26 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» . | 1 | 15.10 | ||
27 | К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». | 1 | 17.10 | ||
28 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны…» | 1 | 18.10 | ||
29 | А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...». «Зимний вечер». | 1 | Чтение наизусть | 21.10 | |
30 | А.С. Пушкин. «Няне». | 1 | Чтение наизусть | 22.10 | |
31 | Контрольная работа по темам четверти. | 1 | Контрольная работа | 24.10 | |
32 | Обобщение по разделу «Произведения А. С. Пушкина». Рубрика «Проверь себя». | 1 | 25.10 | ||
II четверть | |||||
33 | Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...» | 1 | Чтение наизусть | 5.11 | |
34 | А.Н. Майков. «Осень». | 1 | Чтение наизусть | 7.11 | |
35 | А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»,«Кот поёт, глаза прищуря...» | 1 | Чтение наизусть | 8.11 | |
36 | И.А. Бунин. «Листопад». | 1 | 11.11 | ||
37 | Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя». | 1 | 12.11 | ||
38 | Л. Н. Толстой. «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня). | 1 | 14.11 | ||
39 | Л.Н. Толстой.«Работник Емельян и пустой барабан». | 1 | 15.11 | ||
40 | Л.Н. Толстой. «Ореховая ветка». | 1 | 18.11 | ||
41 | Л.Н.Толстой. «Лебеди», «Зайцы». | 1 | 19.11 | ||
42 | Л.Н.Толстой. «Лев и собачка». | 1 | 21.11 | ||
43 | Л.Н.Толстой. «Прыжок». | 1 | 22.11 | ||
44 | Л.Н.Толстой. «Прыжок» | 1 | 25.11 | ||
45 | Л.Н.Толстой. Былина «Как боролся русский богатырь». | 1 | 26.11 | ||
46 | А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах». | 1 | 28.11 | ||
47 | Урок-обобщение по разделу «Проверьте себя». | 1 | 29.11 | ||
48 | H.A. Некрасов. «Мужичок с ноготок» (отрывок). К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок». | 1 | 2.12 | ||
49 | H.A. Некрасов. «Крестьянские дети». | 1 | 3.12 | ||
50 | Н.А. Некрасов «Славная осень...». | 1 | Чтение наизусть | 5.12 | |
51 | Н.А.Некрасов «Зелёный Шум». К.И. Чуковский. «Зелёный Шум». | 1 | Чтение наизусть | 6.12 | |
52 | Н.А. Некрасов. «Мороз-воевода». | 1 | 9.12 | ||
53 | К. И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём». | 1 | Чтение наизусть | 10.12 | |
54 | Обобщение по разделу «Русские поэты». «Проверь себя». | 1 | 12.12 | ||
55 | А.П.Чехов. Повесть «Степь» (отрывок). | 1 | 13.12 | ||
56 | «Повести и рассказы». А. П. Чехов «Белолобый». | 1 | 16.12 | ||
57 | А.П. Чехов «Ванька». | 1 | 17.12 | ||
58 | А.П. Чехов «Ванька». | 1 | 19.12 | ||
59 | Л. Н. Андреев «Кусака». | 1 | 20.12 | ||
60 | Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова». | 1 | 23.12 | ||
61 | Контрольная работа по темам четверти. | 1 | Тест | 24.12 | |
62 | Ш. Перро «Подарки феи». | 1 | 26.12 | ||
63 | Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». «Зимняя сказка». | 1 | 27.12 | ||
64 | Х.-К. Андерсен «Снеговик». Братья Гримм «Умная дочь крестьянская». | 1 | 30.12 | ||
III четверть | |||||
65 | И.С. Никитин «Русь». | 1 | Чтение наизусть | 13.01 | |
66 | И. С. Никитин «Утро». | 1 | 14.01 | ||
67 | И.З. Суриков «Детство». | 1 | Чтение наизусть | 16.01 | |
68 | И. С. Никитин «Помню я: бывало, няня...». | 1 | 17.01 | ||
69 | С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день». | 1 | Чтение наизусть | 20.01 | |
70 | Ф.Н. Глинка «Москва». | 1 | 21.01 | ||
71 | Урок-обобщение по разделу «Проверь себя». | 1 | 23.01 | ||
72 | Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш». | 1 | 24.01 | ||
73 | Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш». | 1 | 27.01 | ||
74 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | 28.01 | ||
75 | Д.Н. Мамин – Сибиряк Сказка «Умнее всех». | 1 | 30.01 | ||
76 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко». | 1 | 31.01 | ||
77 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко». | 1 | 3.02 | ||
78 | А.И. Куприн «Синяя звезда». | 1 | 4.02 | ||
79 | А.И. Куприн «Синяя звезда». | 1 | 6.02 | ||
80 | А.И. Куприн «Синяя звезда». | 1 | 7.02 | ||
81 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | 10.02 | ||
82 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | 11.02 | ||
83 | А.И.Куприн «Собачье счастье». | 1 | 13.02 | ||
84 | «Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка и А. И. Куприна». Рубрика «Проверь себя». | 1 | 14.02 | ||
85 | С.А. Есенин «Я покинул родимый дом...». | 1 | 17.02 | ||
86 | С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...». | 1 | Чтение наизусть | 18.02 | |
87 | С. А.Есенин «Береза», «Бабушкины сказки». Стихи о березе (отрывки). | 1 | Чтение наизусть | 20.02 | |
88 | «Стихотворения для детей». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». | 1 | 21.02 | ||
89 | С.А.Есенин «Сыплет черемуха снегом …»; И.С.Тургенев «Деревня». | 1 | Чтение наизусть | 25.02 | |
90 | Обобщение по разделу «Стихи С. А. Есенина». «Проверь себя». | 1 | Чтение наизусть | 27.02 | |
91 | Стихи русских поэтов. | 1 | 28.02 | ||
92 | К.Г. Паустовский «Стальное колечко». | 1 | Чтение наизусть | 2.03 | |
93 | К.Г. Паустовский «Стальное колечко». | 1 | 3.03 | ||
94 | К.Г. Паустовский «Стальное колечко». | 1 | 5.03 | ||
95 | К. Г. Паустовский Сказка «Теплый хлеб». | 1 | 6.03 | ||
96 | К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». | 1 | 10.03 | ||
97 | К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». | 1 | 12.03 | ||
98 | К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». | 1 | 13.03 | ||
99 | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». | 1 | 16.03 | ||
100 | Контрольная работа по темам четверти. | 1 | Контрольная работа | 17.03 | |
101 | И. С. Тургенев «Воробей», «Перепелка». | 1 | 19.03 | ||
102 | И. С. Тургенев «Воробей», «Перепелка». | 1 | 20.03 | ||
IV четверть | |||||
103 | «Моя любимая книга». | 1 | 30.03 | ||
104 | С.Я. Маршак «Урок родного языка». | 1 | Чтение наизусть | 31.03 | |
105 | С.Я. Маршак «Ландыш». | 1 | Чтение наизусть | 2.04 | |
106 | С.Я. Маршак Пьеса-сказка «Кошкин дом». | 1 | 3.04 | ||
107 | Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака». В. Субботин «С Маршаком». | 1 | 6.04 | ||
108 | Л. Пантелеев «Честное слово». | 1 | 7.04 | ||
109 | В. Осеева «Бабка». | 1 | 9.04 | ||
110 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель». | 1 | 10.04 | ||
11 | Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая». | 1 | 13.04 | ||
112 | А.П. Гайдар «Горячий камень». | 1 | 14.04 | ||
113 | А.П.Гайдар Повесть «Тимур и его команда». | 1 | 16.04 | ||
114 | А.П.Гайдар Повесть «Тимур и его команда». | 1 | 17.04 | ||
115 | С. В. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». С. В. Михалков «Ошибка». | 1 | 20.04 | ||
116 | В.Ю.Драгунский«Девочка на шаре». | 1 | 21.04 | ||
117 | Промежуточная аттестация. | 1 | Проверочная работа | 23.04 | |
118 | М.М. Пришвин Очерк «Моя Родина». | 1 | Чтение наизусть | 24.04 | |
119 | М.М. Пришвин «Двойной след». | 1 | 27.04 | ||
120 | М.М. Пришвин «Выскочка». | 1 | 28.04 | ||
121 | М. М. Пришвин «Жаркий час». | 1 | 30.04 | ||
122 | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | 7.05 | ||
124 | В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине». | 1 | 8.05 | ||
125 | Обобщение. Рубрика «Проверь себя». | 1 | 12.05 | ||
126 | Дж. Лондон «Бурый волк». | 1 | 14.05 | ||
127 | Дж. Лондон «Бурый волк». | 1 | 15.05 | ||
128 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк». | 1 | 18.05 | ||
129 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк». | 1 | 19.05 | ||
130 | Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн». | 1 | 21.05 | ||
131 | Обобщение по темам, изученным в 3 классе. «Летнее чтение». | 1 | 25.05 |
«Согласовано» Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №1 от 26.08.2019 г. № 1 ______________/Афанасьева Е.В./ |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ ЕСОШ №1 28.08.2019 г. ______________/Еремеева Л.П./ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
Календарно-тематические планы (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология)
Календарно-тематические планы соствлены к УМК "Начальная школа XXI века"....
Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".
Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс
В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....