Урок литературного чтения О.Уайльд "Мальчик-звезда" сказка
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения по сказке О.Уайльда не только познакомит детей с творчеством писателя, но на примере героя художественного произведения поможет понять в чем заключена истинная красота человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
СКАЗКА ОСКАРА УАЙЛЬДА
«МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА»
ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет писателя, рисунки учащихся к сказке,
выставка книг.
Эпиграф к уроку:
Есть много людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри.
Джеймс Фенимор Купер
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
-знакомство с литературной сказкой
-обучение навыкам анализа художественного произведения
-выявление нравственных уроков
Развивающие:
-развитие речи, памяти, эмоционально-образного и аналитического мышления
Воспитательные:
-показать на примере героя художественного произведения, что красота человека заключена в его внутреннем мире
ХОД УРОКА
I. Вызов
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку и как вы его понимаете?
- О чем будем говорить на уроке и какие вопросы вы могли бы предложить для обсуждения по этой теме?
(Н-р: В чем истинная красота человека?
-Какие внутренние качества человека красивы?
-Может ли красивый человек быть жестоким?
-Может ли человек измениться к лучшему?)
-Ответы на эти вопросы постараемся найти в сказке английского писателя оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Но прежде я бы хотела вам сказать несколько слов об авторе.
Оскар Уайльд родился 16.10.1854 г. в Дублине. Отец-хирург, филантроп- организовал бесплатные медицинские пункты в городе, обслуживающие бедняков. Мать- поэтесса. Мальчик получил прекрасное домашнее образование, владел в совершенстве несколькими иностранными языками. Закончил Королевскую школу с золотой медалью и Оксфордский университет. Во время учёбы совершил путешествие в Италию и Грецию. После окончания учёбы занялся журналистикой, писал стихи, читал лекции. В Лондоне О.Уайльда знали все. Он был желанным гостем в любом салоне. Уайльд был образован, умен, остроумен. Умел вести беседу, и, вдобавок, был законодателем мод.
У Уайльда было два сына, для которых он написал два сборника сказок: «Счастливый принц» и «Гранатовый домик». В последний сборник и входит сказка, которую мы с вами сегодня будем изучать.
II. Осмысление содержания
-Какое лексическое значение имеет слово «звезда»?
(Небесное тело; знаменитость- человек с выдающимися способностями. Звезда - это нечто прекрасное, притягивающее, холодное и далекое).
- Что могло обозначать название «Мальчик-звезда»?
-Почему Мальчика в детстве назвали Звездой?
(Думали, что он упал со звезды)
-Вспомним, как он попал к людям?
(Дети рассказывают, как лесорубы зимой в лесу находят ребенка).
- Найдите в тексте и прочитайте как собираются поступить Лесорубы?
-Почему один из лесорубов взял ребенка, хотя сам был беден?
(«Нельзя совершить такое зло оставить дитя замерзать»).
-Как этот поступок характеризует героя?
(Поступок говорит о том, что он добрый, сердечный человек).
-Как жена Лесоруба восприняла его решение?
(Она огорчилась и не хотела брать ребенка. «разве у нас нет собственных детей»).
-Почему в доме появился ветер?
- Как вы понимаете выражение «каменное сердце»?
(Жестокое, злое. Недаром про людей с такими сердцами говорят, что они бессердечные).
-Чем закончился конфликт Лесоруба с женой, и какие качества они проявили?
(Они оставили ребенка у себя и проявили мудрость, доброту. Жена почувствовала, если сейчас не откликнется на порыв мужа, то из их дома уйдет счастье).
-Итак, Мальчик стал жить в семье Лесоруба.
Что его отличало от всех людей в поселке? (Красота)
- Прочитайте, как выглядел мальчик.
-Почему автор сравнивает красоту мальчика с цветами?
(Значение цветов: роза-любовь, фиалка –нежность, доброта, нарцисс- себялюбие, гордость)
- «Но красота его принесла ему только зло»,- почему так говорит автор?
(Он вырос жестоким и бессердечным. Отвратительные поступки: он швырял камнями в бедняков, увечных; издевался над животными, помыкал своими сверстниками).
- А как к нему относятся сверстники?
(Они подражали ему и стали такими же жестокими).
- Вот видите, как притягательна красота, как тянутся к ней люди, дети. Они восхищаются своим кумиром. А вам он нравится? Почему?
- А как вы думаете, он кого-нибудь любил?
(Он был «точно околдован своей красотой»).
Легенда о Нарциссе
-Рассмотрим иллюстрации, где юные художники изобразили мальчика-звезду, любующегося своим отражением.
-Прочитайте момент встречи мальчика и нищенки, которая окажется его матерью.
(Выборочное чтение)
- Почему мальчик ведет себя так, отвергает любовь своей матери?
(Ценит только свою красоту, считает себя необыкновенным и стесняется матери-нищенки).
-Что означает выражение «он наглухо затворил свое сердце?»
(Ничего не хочет слышать и знать об этой нищенке-матери, т. к. он считает, что его матерью была Звезда).
- После этой встречи мальчик теряет свою красоту. Как вы думаете, из-за чего это произошло?
(Это наказание за поступки)
-Как теперь стали относиться к нему его сверстники, люди?
(Они поступали так же, как и он раньше (дети дразнили его и бросали в него камнями, крестьяне не позволяли ему даже спать в амбаре, боясь, что от него может сесть плесень на зерно)
- Почему животные отказываются ему помогать?
(Потому что он обижал их: кроту выколол глаза, коноплянке подрезал крылья ради забавы, убил мать белочки).
- Для чего герой отправляется в путь?
(Чтобы найти свою мать и вымолить у нее прощение).
- В поисках своей матери он бродил по свету три года, много пережил, перестрадал. Представим себе эти моменты его жизни. Поможет нам в этом музыка, она способна передать настроение, чувства человека в разные моменты жизни. Закройте глаза и постарайтесь увидеть тот эпизод, который навеет вам музыка.
(Звучит тихая мелодия Бетховена).
- А теперь поделимся своими впечатлениями. Что вы слышали и увидели?
(Ответы детей)
- Что изменилось за эти годы в характере мальчика?
(Он стал добрым, сердечным, отзывчивым, щедрым).
- Дальше сказка становится похожей на народные волшебные сказки. Докажите это.
- Герой отправляется в путь, он проходит три испытания;
- Ему попадается волшебник;
- Он попадает в чужой мир (волшебный сад, лес);
- У него появляется помощник (заяц);
- Он совершает доброе дело;
- Герой вознаграждается.
- Сказка напоминает притчу - поучительную историю. Если в народной сказке героя ждет в конце в качестве награды богатство, красивая жена, то в сказке-притче важнейшей наградой становится перерождение, изменение духовное.
- В этой сказке, когда наступает этот момент, прочитайте.
(Момент прощения героя матерью и отцом).
-Чем его вернувшаяся красота отличается от прежней?
(В его глазах появилось что-то новое - мягкое, сердечное, страдания сделали его добрее, он изменился внутренне, изменилась его душа).
-Что говорит о его внутренней красоте?
(Стал помогать животным и птицам; откликаться на чужую беду, проявлять сердечность к окружающим).
-Вернёмся к эпиграфу урока, стало вам теперь понятнее это высказывание?
-Помогла ли сказка ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
- В чём же заключается истинная красота человека?
(Истинная красота человека в его душе, что человек красив не внешними, а внутренними качествами. Доброта, милосердие, прекрасные поступки, отзывчивое сердце- это и делает человека красивым).
- Хочу пожелать вам, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными, и чтобы вы были красивы внутренне.
III. Рефлексия
- В завершении урока я предлагаю послушать композицию Шуберта «Аве Мария» и поразмышлять над тем, какие качества им бы хотелось преодолеть в себе, а какие – приобрести в результате работы над собой.
- Написать синквейн: Звезда, Доброта, Счастье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....