Литературное чтение 4 класс "УМК Школа Росии" Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цель урока: учить анализировать произведение.
Педагогические задачи:
1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; способствовать развитию умений работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст;
2) Развивать память, речь, внимание;
3) Раскрывать нравственный смысл сказки А.С. Пушкина (ответить на вопрос, чему учит нас сказка?); способствовать формированию прочной нравственной позиции, положительного отношения к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15_urok_literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
15 урок Литературное чтение 4 класс
Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Характеристика героев сказки, отношение к ним.
Цель урока: учить анализировать произведение.
Педагогические задачи:
1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; способствовать развитию умений работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст;
2) Развивать память, речь, внимание;
3) Раскрывать нравственный смысл сказки А.С. Пушкина (ответить на вопрос, чему учит нас сказка?); способствовать формированию прочной нравственной позиции, положительного отношения к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой.
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступков, работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст; читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения | Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения | Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения; выполнять задания; формулировать свои вопросы и задания для одноклассников |
Тип урока: комбинированный.
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.
Оборудование урока: учебник литературного чтения под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, 4 класс, карточки, мультимедийная презентация, компьютер., иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир.
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Деятельность обучающихся | ||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
Мотивация | - Я хочу с вами поделиться частичкой доброты. Доброта спасёт мир. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам плодотворной работы на уроке. | Улыбаются друг другу. | Взаимодействуют с учителем и одноклассниками | ||
I. Проверка домашнего задания Актуализация опорных знаний. | - С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? -Что мы можем узнать из названия? -А кто такой богатырь? - Мы получили неоднозначные ответы. - Как мы можем узнать ответ на вопрос? Работа в группах. 1 группа - читает в словаре Ожегова, узнаёт у взрослых 2 группа - СВОЁ МНЕНИЕ Проверка всех определений. - Докажите, что это произведение действительно сказка Работа в группах 1. зачин 2. волшебные предметы 3. сказочные слова и выражения 4. троекратный повтор 5. борьба добра и зла 6. добро побеждает зло 7. концовка Группы представляют своё исследование. - Как вы думаете, кто в этой сказке главный герой? - Есть ли еще герои в сказке? (помещаю на доске слова- надписи). - А на какие группы можно разделить всех этих героев? Я предлагаю разделить героев на такие группы: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники. - Есть ли в сказке ещё один герой? К какой группе вы его отнесёте и почему? (Дети работают в парах) Проверяем работу. | В сказке герои царевна и семь богатырей. Спросить у взрослых, узнать из словаря, посмотреть в интернете, СВОЁ МНЕНИЕ царевна королевич - Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер Дети высказывают свои предположения | Группы представляют своё исследование. Выступают парами от группы | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Взаимодействуют с учителем, работают в паре Участвуют в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Оценивают правильность чтения наизусть отрывка из сказки Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения домашнего задания. Проводят прогностическую оценку задания на основе усвоенного способа действия: Я справлюсь… Я не уверен… Мне нужна помощь… |
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи Определение целей | - Как вы думаете, а почему я поместила главную героиню в центре?
- А почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну? (вопрос записан на доске, а дети высказывают свои предположения) - Ну что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. - Какова цель урока? - Проведем с вами исследование, попробуем понять замысел автора. | Вокруг нее разворачиваются все события Выяснить, почему автор выбрал главной героиней именно царевну | Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов. Принимать и сохранять учебную цель и задачу | Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге. Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в словаре, прочитать в учебнике и т.д. Участвуют в учебном диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности. | Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Определяют и формулируют с помощью учителя тему урока, цель в виде проблемного вопроса. |
III. Поиск решения. | Решение проблемы (пошаговое) РАБОТА В ПАРАХ 1.У меня на доске записаны слова, прочитайте их. Как вы думаете, что они обозначают? (черты характера) 2.Попробуйте разделить их на 2 столбика Добрая Злобная Кроткая Завистливая Ласковая Жадная Нежная Равнодушная Верный Преданный Любящий Бессердечная - Как разделили эти слова? И почему именно так? - Как вы думаете, зачем я взяла эти слова, именно на этом уроке? | ответ: это черты характера – положительные и отрицательные ответ: чтобы можно было охарактеризовать героев сказки | Осуществлять анализ произведения. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. | Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Работают с толковым словарем. |
Характеристика героев РАЗМИНКА (физминутка) | 1)-Давайте попробуем дать характеристику двум героиням ПО ВАРИАНТАМ Составьте синквейн по темам «Царевна», «Царица» ( проверяем) -Докажите словами из текста, что вы правильно охарактеризовали героев
- Мы с вами охарактеризовали двух главных героинь, а теперь давайте выясним, какие между ними были отношения, а так же, как складывались отношения между главной героиней и другими персонажами сказки. | (выборочное чтение) Царевна – а) белолица, черноброва… (стр. 74) б) речь (стр. 76) в) любящая (стр. 80). Почему отказала? г) как она разговаривала с нищей Черницей? (стр. 82) д) как к ней относится автор? е) а как вы относитесь к ней? Царица – а) докажите, что она действительно красивая, умная (стр. 73) б) завистливая (стр. 76) в) злобная (стр. 75) г) как к ней относится автор? д) а как вы к ней относитесь? (ответ: она умирает от злобы и ненависти) | Осуществлять анализ произведения. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. | Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
Выражение решения | Царевна: - любит как братьев, семерых богатырей; уважает их; не перечит им; - любит Елисея; - добра к Чернавке. Елисей: - любит царевну, уважает. Чернавка: - жалеет царевну. Царица: - любит себя; - завидует, ненавидит царевну. | Высказывают своё мнение. | Осуществлять анализ произведения, сравнительную характеристику героев. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе. Строить понятные для собеседника высказывания. | Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
Вывод | - Какой вывод можно сделать? - А царевна, что всем окружающим дарит? (ответ: добро) - Так почему же главной героиней Пушкин выбирает именно царевну? - Она находится в самой гуще событий, все действия разворачиваются вокруг неё, кроме того она несёт окружающим только добро. Автор показывает на примере главной героини, как надо строить свои отношения с людьми. Каждый человек должен помнить, что зависть - один из главных пороков. - Какова же главная мысль этого произведения? Есть такая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». | Как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступают. За добро платят добром, а зло притягивает к себе зло. (ответ) Старайся делать людям добро. Зависть и злоба сами себя наказывают. | Осуществлять анализ произведения, высказывать своё мнение. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.. Строить понятные для собеседника высказывания. | Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
IV. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. - Из предложенных выполнить два задания по вашему выбору. Выучить наизусть обращение Елисея к солнцу, месяцу и ветру. Подготовить пересказ любого отрывка. Выполнить задание в рабочей тетради (с. 29) | Внимательно слушают, задают уточняющие | Принимают самостоятельное решение. | Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. | |
V. Итог урока. Рефлексия | Оцени себя: На уроке я • Работал в группе • Работал в парах • Отвечал на вопросы • Работал с учебником • Составлял синквейн Журнал. Поставь отметки на оценочной шкале. Оцени, насколько тебе понравился урок • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Насколько трудны для тебя были задачи урока • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оцени своё усердие в решение этих задач • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Насколько сплоченно работала твоя группа • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? Какие герои и эпизоды сказки понравились вам более всего? – Мотивы каких народных сказок вы вспомнили, читая сказку А. С. Пушкина? – Выигрывает ли повествование благодаря стихотворной форме изложения? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять | Оценивают сою работу. Делают выводы о результатах самостоятельной и совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока. | Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Приложение
ЗАДАНИЕ 1
РАСПРЕДЕЛИ ГЕРОЕВ ПО СТОЛБИКАМ:
королевич Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер.
Положительные | Отрицательные | нейтральные | Герои-помощники |
ЗАДАНИЕ 2
Добрая Злобная Кроткая Завистливая Ласковая Жадная Нежная
Равнодушная Верный Преданный Любящий Бессердечная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина
К данному уроку прилагаются медиа слайды ( использовала иллюстрации художника Куркина Александра Михайловича).В ходе урока дети почувствуют волшебную музыку пушкинского стиха, порадуются т...
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс ШР "Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях" Характеристика положительных и отрицательных героев.
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс ШР "Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкин. Характеристика положительных и отрицательных героев....
Задания по литературному чтению по произведению А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".
Представленные заданания предназначены для помощи учащимся при анализе сказки А. С. Пушкина....
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки...
Тестовые работы по осмыслению содержания сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" как форма проверки и контроля знаний учащихся по литературному чтению
Данные авторские тестовые работы помогут учителю организовать проверку знаний учащихся по осмыслению содержания прочитанной сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"....
Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК Школа России "Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина".
Конспект урок литературного чтения в 4 классе.Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина. Цели урока: учить анализировать произведения.Образовательны...
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. 4 класс
Знакомство со сказкой А.С. Пушкина; развитие умения анализировать поступки героев; обучение грамотному, выразительному чтению; формирование умения анализировать литературное произведени...