Статья. Из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ в начальной школе».
статья (2, 3, 4 класс)
В нравственном воспитании учащихся начальных классов с ОВЗ очень
актуальным является формирование гуманных отношений между детьми.
становятся непосредственными участниками учебного процесса.
Проект – это деятельность, направленная на поиск решений возникшей проблемы. Это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта вида деятельности. Метод проектов – путь замысла или способ планирования. Проект – это совокупность «шести – П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио.Родители выражали городость на положительные результаты
проектных работ, считая, что изучение данного курса необходимо для
общего развития, расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и
культуре своего народа. Родители хотят видеть своего ребенка духовно-
нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами, более
образованным, терпимым к людям различных вероисповеданий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья. Из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ в начальной школе».
В настоящее время меняются ценностные ориентиры, нарушается
духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи,
происходит разрушение ценностей старшего поколения. Именно школа
должна решить проблему духовно-нравственного развития и воспитания
личности, именно в школе должна быть сосредоточена не только
интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь
обучающихся.
В системе образовательных учреждений, рассматриваемых как
институты социализации подрастающего поколения, особое место занимают
школы-интернаты, т.е. «общеобразовательные учреждения для постоянного
пребывания учащихся, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания
».
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) - это дети, имеющие
различные отклонения психического или физического плана, которые
обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести
полноценную жизнь.
В условиях воспитания ребенка в школе-интернате формируется особая
внутренняя позиция – «психологическое капсулирование», которое состоит в
отчужденном отношении к другим и к себе (восприятии себя ничейным),
поэтому этим детям нужна особая комфортная обстановка. Улыбка и ласка, а
самое главное- любовь и забота!
В нравственном воспитании учащихся начальных классов с ОВЗ очень
актуальным является формирование гуманных отношений между детьми.
В прошлом учебном году я вела курс “Основы светской этики” в 2-х классах. Уроки данного курса ОРКСЭ (модуль ОПК) предполагают различные формы работы: беседы на этические темы, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, анализ положительных и отрицательных поступков героев.
На уроках ученики не только слушают рассказ учителя, рассматривают
иллюстрации, но и являются активными участниками урока, рассказывают о
личном опыте знакомства с Православием, делятся своими жизненными
историями, советуются, удивляются, высказывают свою точку зрения по
тому или иному вопросу. Дети знакомятся с основными религиозными
понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви.
Урок по православной культуре – это маленький дискуссионный клуб,
где дети учатся понимать себя и всё происходящее. Дети не стесняются
высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни,
доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни
учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у
других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать
ему думать. Ребёнку приходится поставить себя в ту или иную ситуацию,
определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор.
Почти на каждом уроке используются презентации, т.к. иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации развивают зрительную память и учебный материал лучше усваивается. Систематически используются толковые словари. Для закрепления
изученного на уроке используются задания тестового характера, викторины.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный
дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, рассказы о Родине, о
подвигах, о детях, иллюстрации картин известных художников,
мультипликационные фильмы. Проводила виртуальные экскурсии по святым
местам: Александро - Невская лавра, храм Христа Спасителя, Оптина
пустынь, Эрмитаж «Библейские сюжеты» и др.
В ходе изучения курса у учеников вырабатываются социально-
коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе,
дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Этот курс помогает умению избегать конфликтов, находить выход из
спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться об окружающих Особая роль в изучении курса отводится родителям. Только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно- нравственное развитие ребенка с ОВЗ. Работа с семьями обучающихся - важный компонент в изучении курса ОРКСЭ. Курс содействует развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей, укреплению сотрудничества с семьёй.
В рамках этого курса предусмотрено 4 часа на участие учеников в проектной деятельности, что способствует развитию у них проектного критического мышления, повышению учебной мотивации; формирует навыки осознанного и активного приобретения и применения знаний; стимулирует творческую активность; развивает аналитические способности.
Вовлекая своих четвероклассников в работу над проектами, мне удалось выстроить особые отношения – отношения сотрудничества и равноправия. Первым этапом в ученическом проекте является поиск темы проекта. Этот этап – один из самых важных, т.к. именно необычность и новизна выбранной темы стимулирует учеников к плодотворной разработке, получению оригинального продукта и его публичной презентации.
Поиск темы, цели проекта проходил в моих группах 4 “Б” и 4 “В” классов разными путями. Одним из них была работа школьников над общей темой, в контексте которой они выбирали интересующие их более узкие направления – подтемы. Формулировки общих тем представлены в оглавлении учебника. А я предложила ребятам свои темы.
Приступая к работе над проектом, инициатива деятельности исходила от учащихся, они сами были авторами замысла и исполнителями своего проекта от начала и до конца. Некоторые ребята выбрали свои темы проектов. Я лишь иногда давала советы, где взять информацию, подсказывала направления работы.
Причем были случаи, когда ученики не соглашались со мной, отстаивая собственную позицию, свою точку зрения.
В ходе работы над проектами ученики имели возможность задумать и поставить оригинальный опыт, провести социологический опрос среди одноклассников и других классов, проявить собственное творческое видение процесса и результаты работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий замысел автора.
Опыт детей не богат, а выполнение заданий часто требуют знаний и
творческого подхода и без помощи родителей или других взрослых
школьники не могут обойтись. Например, такие задания: «Посоветуйтесь с
родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», или
«Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи», «Поговорите со
старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в
вашей семье», предлагалось детям по желанию составить викторину или
кроссворд по пройденной на уроке теме и другие задания. Поэтому родители
становятся непосредственными участниками учебного процесса.
Проект – это деятельность, направленная на поиск решений возникшей проблемы. Это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта вида деятельности. Метод проектов – путь замысла или способ планирования. Проект – это совокупность «шести – П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио.
Никого не оставили равнодушными праздники и открытые уроки
«Зачем творить добро», Международный день толерантности, участие в
районных и городских конкурсах исследовательских работ «Военная история
моей семьи», «Военная история моего города Пушкин», «Александр
Невский имя России», «Школьники и школы блокадного Ленинграда» по
словам родителей, очень сблизило не только родителей и детей, но и
многочисленных родственников.
Родители выражали городость на положительные результаты
проектных работ, считая, что изучение данного курса необходимо для
общего развития, расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и
культуре своего народа. Родители хотят видеть своего ребенка духовно-
нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами, более
образованным, терпимым к людям различных вероисповеданий. Надеются,
что их дети будут более заботливыми по отношению к родителям, старикам и
инвалидам, в ходе изучения данного курса задумаются о смысле жизни,
усвоят понятия «добро», «зло», «грех», «наказание», надеются, что данные
знания улучшат обстановку в молодежной среде, помогут воспитанию
толерантности в обществе.
Если кратко описать всю работу над проектом, то она заключается в следующем:
Формулирование цели проекта (что необходимо предпринять, чтобы решить исходную проблему проекта:
а) воспитание чувства дружбы, составлять устный рассказ;
б) выступать с подготовленным сообщением;
в) оценивать результаты собственного труда и работы товарищей.
Планирование работы (т.е. определили, каковы отдельные шаги, этапы работы; задачи на каждом этапе, сроки каждого этапа; какие необходимы ресурсы для работы, т.е. какой будет самостоятельная деятельность учащегося в данном проекте; поиск информационного и иллюстративного материала (выбор фотоснимков, поиск пословиц, поговорок, стихов , выполнение рисунков, аппликаций, макетов).
Реализация плана (осуществление работы в соответствии с планом, в том числе изготовление проектного продукта .
Оформление письменной части.
Презентация (публичная защита проекта, демонстрация его результата, самопрезентация автора проекта )
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
Положительные факторы при изучении православной культуры:
- для ученика: развитие собственных способностей для освоения культурных
ценностей общества
-для родителей: занятость детей; духовно-нравственное воспитание ребенка
-для учителя: совершенствование учебных навыков для снятия затруднений
ученика, возможность повысить свою профессиональную компетентность
Уроки обогатились новыми формами, стали содержательнее и интереснее.
Таким образом, очень важно воспитывать в детях с ОВЗ доброту,
щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим
миром. Это подготовит ребят к вступлению во « взрослую» жизнь с ее
нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни,
сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Реазизация технологии проектно-исследовательской деятельности во 2-м классе. Описание собственного опыта....
Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"
Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....
«Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»
Рассказ о работе над коллективным творческим проектом "Храмовое зодчество Смоленщины"....
Программа внеурочной деятельности "Академия добра". Духовно - нравственное направление развития личности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» позволяет расширить и обогатить содержание предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции социогуманитарного комп...
Статья "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся, как одно из направлений ФГОС "
Данная статья раскрывает основные направления духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, предусмотренные требованиями ФГОС...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Выступление на ШМО классных руководителей «Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»
Выступление на ШМО классных руководителей«Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»...
- Мне нравится (1)