урок чтения 2 класс Котёнок Л. Н. Толстой
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Плотникова Татьяна Борисовна

На уроке дан полный анализ художественного текста. Разные формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Использование презентации текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по комплекту "Школа России" 34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Л.Н Толстой «Котенок»

Цели:

1.Познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Котёнок»

2.Продолжать учить находить главную мысль.

3. Учить ставить вопросы к тексту.

4.Отрабатывать навыки осмысленного, правильного чтения.

5.воспитывать любовь к животным.

6. развивать память, мышление и внимание.

Задачи:

1 Предметные:

- организовать деятельность учащихся  по формированию навыка правильного чтения и понимания содержания.

2 Метапредметные

 Познавательные :

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

-адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи .

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и не знания.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

-содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.

Предполагаемый результат :

-овладение навыком правильного чтения, понимание содержания текста;

-умения полно и правильно отвечать на вопросы  по содержанию произведения;  

-обогащение словарного лексического запаса, развитие устной речи  и познавательного интереса ;

-умение давать оценку нравственным  поступкам людей.

             Оборудование:

                компьютер, мультимедийный проектор,  экран;  выставка книг Л.Н. Толстого, пословицы,  наборы карточек для работы в четвёрках, « Характеристика героя», мини-проекты « Мой любимец» .Эпиграф к уроку .

Ход урока

1. Орг. момент

– Здравствуйте, ребята!

Какие вы сегодня нарядные, празднично одетые!

Я желаю вам, на уроке удачи и радости в общении.

 Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся нашей встрече.  

Пожелаем друг другу плодотворной работы на уроке.

-Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуем их своей улыбкой и подарим им частичку хорошего настроения.

2. Подготовка к изучению нового материала

Актуализация опорных знаний

- Какую большую тему вы с вами изучаем? (Русские писатели)

а) Выставка книг Л.Н.Толстого

- Сейчас у нас живая галерея. Каждая четвёрка представит одну книгу и озвучит рассказ из этой книги.

- Что общего в этих книгах?( Они для детей. Их написал Л.Н. Толстой)

(Открываю выставку книг и портрет писателя)

  • Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н Толстого и познакомимся с новым произведением.

- Послушайте стихотворение .

Хороши у нас котята -
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Не хотите ли ребята,
Посмотреть и посчитать!

Раз - котёнок самый белый,
Два - котёнок самый смелый,
Три - котёнок самый умный,
А Четыре - самый шумный.
Пять похож на Три и Два -
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

- О ком это стихотворение?

-К сегодняшнему уроку вы приготовили свои выступления на тему «Мой любимец».

Я предлагаю послушать выступления некоторых ребят.

(выходят и зачитывают )

- Мне очень понравились ваши выступления. Я вижу,что вы очень любите своих домашних питомцев и так замечательно рассказали о них в своих сочинениях.

-А вот Л. Н. Толстой рассказал свою историю про котёнка, причём невыдуманную, которая произошла на самом деле. Это рассказ – быль.

4.Тема и цель урока.

- Определите  тему  урока?  (будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок»)

- Какие цели вы поставите? (Каждая четвёрка определяет цель)

1. Научиться выразительно читать рассказ.

2.Научиться рассказывать.

3.научиться отвечать связно.

4.Научиться самим ставить вопросы по содержанию текста.

5.Изучение материала урока

1. Словарная работа

-Этот рассказ Лев Николаевич написал почти 150 лет назад, поэтому некоторые слова сегодня мы не употребляем и не слышим в нашей речи

Работа в четвёрках

-Объясните  значение слов из рассказа «Котёнок».

 -Соедините линиями слово и его значение.

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

бежать очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

2. Слушание текста (аудиозапись)

3.Первичное закрепление по содержанию

-Понравился ли вам рассказ?

- Что запомнилось?

-Кто больше всего понравился?

- За кого переживали?

 - Когда радовались?

4. Поэтапное чтение рассказа.

-А сейчас пришло время прочитать это замечательное произведение

  • Чтение 1 части.(читаем про себя)

-У кого была кошка?

-Что случилось весной с кошкой?

  • Чтение 2 части.(Читает_______________________

- Кого обнаружили дети под крышей амбара?

- Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?

  • Чтение 3 части.(Читает_________________________

- Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.

-Как дети заботились о своём любимце?

- Что произошло с другими котятами?

  • Чтение 4 части (Читает_______________________

-Куда взяли дети котёнка?

- Почему они его оставили одного?

  • Чтение 5 части.(чтение за  учителем)

- Когда ребята вспомнили о котёнке? (Когда услышали крики охотника.)

- Какая опасность угрожала котёнку? (Собаки хотели его разорвать)

- Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.

- Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)

- Как поступил Вася?

 5.Работа с иллюстрацией.

-Рассмотрим внимательно иллюстрацию. Подпишите её своими словами.

- А какими строчками из текста можно подписать её?

6. Характеристика героя.

- Как вы думаете, чувство страха испытывал Вася, когда бросился спасать котёнка?

- Какие качества помогли ему побороть свой страх?

- Сейчас вы опять поработаете в четвёрках. Вам нужно выбрать черты характера, которые проявились в поступке мальчика. (Задание на карточках)

-А еще, ребята, он испытывал чувство ответственности. Как вы понимаете слово-ответственность? (отвечает за свои поступки).

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения.  Он настоящий герой.

7.Обобщение.

-Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками.

- Как вы думаете, что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?

 -Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они могут  погибнуть.

-Отражает ли фраза французского писателя А. Сент-Экзюпери главную мысль рассказа  Л.Н.Толстого?

«Мы  в ответе за тех, кого приручили» (Антуан де Сент-Экзюпери)(На доске эпиграф)

8.Выразительное чтение рассказа у доски.

- Итогом урока будет выразительное чтение у доски. (каждая четвёрка  выбирает лучшего чтеца)

- Кому скажем спасибо?

-Что помогло нам достичь успеха?

9.Рефлексия:

-Прикоснитесь каждый к своему сердцу.

-Кто почувствовал на сегодняшнем уроке сердцем ответственность, за тех, кого приручили, возьмите красное сердце, кто сомневается – белое.

10. Итог урока.

- И так с каким рассказом мы сегодня познакомились?

-Помните ли, какие учебные задачи вы ставили на урок?

- Подводим итоги урока.(Я могу…

                                     

11. Дом. задание. (по степени сложности)

1.Подготовить пересказ рассказа.

2. Выразительное чтение рассказа.

3.Нарисовать иллюстрацию к рассказу и подписать её словами текста

12. Р.С

- Ребята, а вы ничего не заметили необычного в классе?

Этот котёнок хочет похвалить вас за работу на уроке, сказать вам спасибо и поощрить вот такими отметками.

Какие черты характера проявились в поступке мальчика? -Выберите .  

Решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность.

Какие черты характера проявились в поступке мальчика? -Выберите .  

Решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защитить беспомощного.

Какие черты характера проявились в поступке мальчика? -Выберите .  

Решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защитить беспомощного.

Какие черты характера проявились в поступке мальчика? -Выберите .  

Решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защитить беспомощного.

Какие черты характера проявились в поступке мальчика? -Выберите .  

Решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защитить беспомощного.

- Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите здесь?

На перемене вы рассматривали книги. (На доске обложки книг Л.Н Толстого)

-Что  общего у этих книг?   (Их написал Л.Н.Толстой)  (На слайде портрет писателя.)

- Для кого писал Л.Н.Толстой?  (Он писал для детей и взрослых?)

- 625 произведений для детей написал Л.Н.Толстой.

- Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого. Продолжите предложения.

Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении  ……  Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы

Писатель написал  для детей  учебник….. «Азбука»

Толстой учил … крестьянских детей

Он сочинял …  для детей … рассказы, басни и сказки.

Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах, чтобы восстановить последовательность событий.

Проверка выполнения работы.

План:

1.Кошка пропала.

2.Котята.

3. Самый лучший котёнок.

4.Опасность.

5. Спасение.

- Этот план нам поможет разделить текст на 5 частей. С какой целью мы выполняли это задание?

Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно во все времена …)

Посмотрите на фразу (Слайд) известного французского писателя  Антуана де Сент-Экзюпери

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»  (читаем хором).

-Можно ли сказать, что эта фраза может быть идеей текста? Почему

2. Целеполагание

- Ребята, чтобы быть успешным на уроках литературного чтения, что нужно особенно хорошо выполнять? ( быть внимательным, уметь слушать,читать, рассуждать, анализировать, искать ответы на поставленные вопросы).

- Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае как раз это и видно).

- мне запомнилось…

-мне понравилось…

-мне не понравилось…

-этот рассказ научил меня…

V. Закрепление изученного материала

- В какой последовательности происходят события в рассказе? Расположите картинки в нужном порядке.

- Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

- Какие черты характера проявились в поступке мальчика? (Задание на карточках в четвёрках)

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного)

чувство страха он испытывал? Почему?

-В чём же основной смысл этого произведения? Как вы теперь понимаете?

Ответ: - Этот рассказ о том, что надо отвечать за животных, которых мы заводим. Этот рассказ об ответственности перед братьями меньшими.

На доске открывается заготовленная заранее фраза : 

  -  Какая из фраз точнее  выражает главную мысль рассказа Толстого «Котёнок»

                    Нет друга – ищи, а нашел – береги.

                Все хорошо, что хорошо  кончается.

               Мы в ответе за тех, кого приручили.

Урок по теме Л.Н Толстой «Котёнок»

Задачи: Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; развитие способности полноценно воспринимать  текст и эмоционально откликаться на прочитанное;  формирование  навыков  слогового, правильного, сознательного, беглого чтения; развитие  умений выполнять логические операции: анализа, сравнения, классификации, обобщения; расширение словарного запаса учащихся.

Тема: продолжить знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с новым рассказом «Котёнок», учить работать с текстом.

Цели:

Цели: Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.

Задачи: организовать деятельность обучающихся по открытию нового знания  и его применению, вызвать интерес к занятию, придать ему проблемный характер, способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения, совершенствовать навык чтения, развивать речь, создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему, формировать способность к рефлексии, формировать навык самоконтроля.

Предполагаемые результаты.

Личностные : -формирование интереса к чтению, потребности чтения;- ориентация в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока ;

-планировать пути решения поставленной проблемы;

-Формировать навык самоконтроля

Познавательные УУД:

-формировать умение извлекать информацию представленную в разных формах;

-учить строить рассуждение

Коммуникативные УУД:

-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме;

-учиться высказывать свою точку зрения

На уроке мы будем читать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок прошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Мы в ответе

за тех,

  

приручили.

кого

 приручили.

 (А. Сент – Экзюпери)

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

бежать очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

бежать очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

бежать очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

бежать очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

бежать очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 4 классе Л.Н.Толстой "Птичка"

Разработка может использоваться как заключительный урок при изучении рассказа Л.Н. Толстого "Птичка"....

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе школа 8 вида Тема урока: Л. Толстой «Филипок»

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  4 «Б» классеТема урока: Л. Толстой «Филипок»  Учитель начальных класс...

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")

Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...

Урок чтения Глупый котёнок (удмуртсткая народня сказка)

Цель: создание условий для формирования навыка чтения целыми словамиЗадачи:  обучать  правильному чтению целыми словами, закреплять навык осознанного чтения, корригировать и развивать произв...

Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения на тему: «Котёнок» Л.Н. Толстой

Пояснительная записка             Конспект урока чтения предназначена для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для к...

Презентация к уроку чтения "Отработка техники чтения. Л. Н. Толстой. Рассказы для детей"

Презентация к уроку чтения , послебукварный период "Отработка техники чтения. Л. Н. Толстой. Рассказы для детей" 1 класс "Школа России"...