Литературное чтение 3 класс. К.Г.Паустовский "Теплый хлеб"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Литературное чтение 3 класс. УМК «Планета знаний»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс
Тема урока: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».
Цели урока:
- начать знакомство со сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»,
- формировать умения определять главную мысль произведения, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние,
- формировать представления о нравственных и безнравственных поступках,
- побуждать учащихся к самоанализу.
Характеристика учебной деятельности учащихся: определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним, обосновывать своё отношение к герою, работать с аппаратом книги, участвовать в диалоге, создавать письменные ответы на вопрос.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока.
1) Актуализация знаний.
Слайд 1. Портрет К.Г.Паустовского.
- Вам знаком этот человек?
- Какие произведения этого автора вы читали? О чем они? («Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Первый снег», «Кот-ворюга).
Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал ее; писатель, который очень серьезно относился к творчеству. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги»,- говорил Паустовский.
Слайд 2. Цитата
2) Размышления над цитатой Паустовского.
- Что значит уметь читать? (Понимать прочитанное, читать внимательно.)
- Кого можно назвать умным, добрым и верным другом? (Того, кто поможет, подскажет, не оставит в беде.)
- Для кого книга может стать другом? (Только для того, кто внимательно читает, задумывается над прочитанным).
3) Обобщение учителя. Определение цели урока. (Слайд 3)
Чтобы книга стала хорошим другом, необходим труд и писателя, и читателя. Мы с вами как читатели должны быть чуткими и внимательными к слову писателя, только тогда книга сможет подсказать и дать добрый совет. Сегодня мы начинаем знакомство со сказкой К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка». Знакомясь со сказкой «Теплый хлеб», будем читать внимательно, задумываясь над каждым словом, чтобы понять советы автора.
2. Словарная разминка.
1) Каким бывает хлеб? Продолжите список слов:
Хлеб – ароматный, горячий, …
- Подберите синонимы к словам: ПОСМОТРЕТЬ, РАССМОТРЕТЬ, ВЫСМАТРИВАТЬ, ЭНЕРГИЧНО, КОРМИТЬ, ВЫКОРМИТЬ.
(В случае затруднения дети обращаются к словарику в конце книги) (Спрашиваю прочитать тех, кому трудно самому подобрать синоним)
3. Комментированное чтение сказки.
1) Чтение вслух первого абзаца.
- Когда происходят события? (В годы войны).
- Где происходят события? ( В деревне Бережки).
2) Первое знакомство с героями. Работа в парах.
Чтение вслух до слов «да ну тебя надоела» (С.17-18)
- Назовите героев сказки. (Конь, Панкрат, Филька).
- Что автор говорит о каждом герое? Расскажите, используя слова и выражения из прочитанного текста. (Дети выбирают карточку с именем героя и в паре готовят рассказ о герое)
1. Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.
2. Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.
2. Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, даже свою бабушку называл бабка, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя».
- Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе).
3. Физкультминутка.
4. Работа с текстом.
1) Чтение вслух 1 части.
- Дальше мы с вами узнаем, какие удивительные дела случились в Бережках.
2) Анализ прочитанного.
- Как Филька обидел коня?
(Наотмашь ударил коня по губам, то есть сильно размахнувшись, обозвал дьяволом и христарадником.)
- На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту.
- Почему Филька так поступил? (Потому, что конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком кроме себя).
- Как бабушка объяснила, отчего же стрясся мороз? Найдите в тексте. (От злобы людской. Завёлся дурной человек, обидчик и сотворил злое дело)
5. Работа в тетради. (С 11, №3)
- Напишите, как вы понимаете слова Филькиной бабушки, сказавшей, что злой мужик «умер от охлаждения сердца». Почему она не сказала просто, что он замёрз?
(Мужик был злой, он обидел старого солдата, сердце у него было жестокое.
Мужик совершил плохой поступок.
Бабушка хотела, чтобы Филька исправил свою ошибку)
6. Работа с иллюстрацией (с.19)
- Рассмотрите иллюстрацию. Какие слова из текста могли бы стать подписью к ней?
(Ревела, обезумев метель, и сквозь её рёв Филька слышал тонкий и короткий свист, - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себе по бокам.
Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег.)
5. Подведение итогов урока.
- К чему привёл Филькин необдуманный поступок?
(Обидел раненого коня.
Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, а потом ударил сильный мороз)
Замерзли колодцы, мельница не могла работать, люди остались без хлеба.)
- Понял ли Филька свою ошибку? (Да. Он спросил у бабушки совета, что же теперь делать, значит, он задумался)
- Какой совет дала бабушка Фильке? (Надеяться надо, поправит дурной человек своё злодейство)
- Ребята, запомните, что каждый человек несёт ответственность за свои поступки и слова. Иногда ваши слова и поступки могут повлиять на окружающих людей, могут обидеть их и навредить им. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, подумайте о том, что будет потом.
6. Домашнее задание.
- Дочитать сказку.
- Озаглавить части (с.11, № 4)
3) Задания по выбору и желанию учащихся.
а) Подготовить пересказ, близкий к тексту «Рассказ бабки о древней истории».
б) Найти реальные и сказочные события в произведении.
7. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Методическая разработка урока по литературному чтению по произведению Паустовского "Теплый хлеб".
Тема:Слушание и работа с книгами К.Г.Паустовского. Дополнительное чтение «Теплый хлеб» Тип урока:Урок изучения нового материала...