урок литературного чтения К.Паустовский "Барсучий нос"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Садыкова Чулпан Миннахметовна

Учитель: Садыкова Чулпан Миннахметовна

Раздел: «Люби все живое.»

Образовательная цель: знакомство с новым произведением.

Задачи: 

  1. Познакомить с биографией К. Паустовского, и с рассказом «Барсучий нос».
  2. Формировать у школьников (познавательные УУД) при изучении произведения «Барсучий нос». Развивать базовые читательские навыки обучающихся (осознанное, правильно, выразительное чтение) развивать речевую, коммуникативную, языковую культуру, творческие способности обучающихся.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа №9»

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе

на тему :

К. Паустовский «Барсучий нос».

Особенности художественного произведения.

 

 

 

 

Учитель: Садыкова Чулпан Миннахметовна

2019 г.

Учитель: Садыкова Чулпан Миннахметовна

Раздел: «Люби все живое.» 

Образовательная цель: знакомство с новым произведением.

Задачи:  

  1. Познакомить с биографией К. Паустовского, и с рассказом «Барсучий нос».
  2. Формировать у школьников (познавательные УУД) при изучении произведения «Барсучий нос». Развивать базовые читательские навыки обучающихся (осознанное, правильно, выразительное чтение) развивать речевую, коммуникативную, языковую культуру, творческие способности обучающихся. 
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
  4.  Планируемый результат:

1.Познакомятся с жизнью К.Паустовского, и с рассказом «Барсучий нос».

2.Обучающихся проявят познавательные УУД при изучении произведения, обучающиеся проявляют коммуникативную культуру читательские и творческие способности в процессе анализа рассказа.

3.Продемонстрируют любовь и бережное отношение к животным.

 Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование- установление связи между целью УУД и ѐѐ мотивом, нравственно-этическая ориентация – оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающий личностный моральный выбор.)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, само регуляция, формирование способности к организации своей деятельности)

Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме) 

Коммуникативные действия: (постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.)

Системно-деятельностные: уметь выражать свои мысли, чувства, применять методы анализа текста, оценивать собственную и коллективную деятельность.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Средства:  

  • Книгопечатная продукция: учебник Литературное чтение 1 часть Л.Ф. Климова, Л.А. Виноградова, В.Г. Горецкий . 
  •  Экранно- звуковые: презентация.
  • Технические средства: компьютер,  проектор.

Методы и приемы урока: проблемный,  частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,  словесный, метод стимулирования интереса к чтению, наглядный

 

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

 

Оборудование: презентация, аудиозапись, музыкальное сопровождение, картинки к произведению. Барсуки большие и маленькие.

Ход урока:

  1. Этап мотивации

-  Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада Вас видеть. Пожелаю вам продуктивной работы и положительных эмоций, и впечатлений от урока  

Дыхательная разминка. «Одуванчик».  Поделимся хорошим настроением с теми, кто рядом с нами. 1 слайд

 Скороговорка 2 слайд:

На байдарке раз барсук

Плыть решив на Барбадос,

Взять с собой решил бамбук

И букет бегоний, роз.

-Зачем нужно читать скороговорки?

II. Постановка учебной задачи

-Начинаем изучать новый раздел «Люблю все живое».

-Как вы думаете, какие произведения и о чем будет этот раздел?

-Отгадайте загадку:

Загадка:

Роет норы он умело,

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его   … 3 слайд

-Перед вами на листочках тест из энциклопедии. Прочитайте этот текст.

-Что нового узнали о барсуке?

-Какой этот текст по стилю?

-Какие писатели писали о природе?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением известного писателя К. Г. Паустовского.

-Дима подготовил сообщение об этом писателе.        4 слайд

- По заглавию можно догадаться о содержании рассказа? (Прогнозирование)

- У кого возникло желание узнать, о чем это произведение и почему рассказ назван «Барсучий нос»?

-На доске высказывания известных писателей о природе. После знакомства с произведением мы попробуем с вами связать их с рассказом.

I I I.Изучение нового материала.

-В рассказе вам встретятся следующие слова. Попробуем с вами соотнести с их значениями.

Словарная работа

-Когда будем читать этот текст ваша задача карандашом делать пометки на тех словах, значения , которых вам непонятно. Еще попробуйте находить в 1 части  рассказа средства художественной выразительности.

- Какие средства художественной выразительности вы знаете?

        Чтение 1 части

  1. Видео 5 слайд
  2. Учитель

-Ощутили себя на природе?

-Какие непонятные слова вам встретились?

лески (нить, шнур для ловли рыб), лязгать (издавать звонкий, скрежещущий звук), олово (пластичный, ковкий и легкоплавкий блестящий металл серебристо-белого цвета), сопеть (Издавать носом свистящие, сиплые звуки), заросли (густые кустарниковые, древесные растущие )

-Какие средства художественной выразительности вы нашли?

-воду с дегтем, глаза ершей с маленькими лунами, зубы щуки с иглами,

 оловянная плотва, густой воздух,

шевелились дрожали звезды, беспокоил дым, крики, огонь пугает

-О каких рыбах идет речь? 6 слайд

-Кто же может быть?

2 часть

-Читают дети.

1 ученик

-Характеристика мальчика

-2 ученик

3 ученик

-Почему мальчик первый услышал фырканье? 7 слайд

4 ученик

-Какой он барсук?

-Учитель

-Что дальше могло произойти?

-Учитель

-Что почувствовали? 8 слайд

-Кульминация. Какую музыку представляете?

-Что спросим у автора?

Двустволка (тип ружья с двумя стволами), паром (плавсредство, используемое для перевозки пассажиров и транспортных средств между двумя берегами водной преграды), вопль(плач, жалобный крик), негодование(возмущение, недовольство), смятение(волнение, тревога), всполошились(встревожились, забеспокоились), отчаянный (яростный, неистовый)

Паленая(горелая, жженая)

3 часть

Читают дети

1 ученик

-Почему автор не поверил мальчику?

-Какие птицы встретились?9 слайд

2 ученик11 слайд

-Учитель

-Ваши чувства?

-Видео11 слайд

Лягание (брыкать, пинать), жесть(лист железа), мшары(сухие болота)

Труха (рассыпающаяся сухая масса)

-Понравился вам рассказ?

 -Какие ваши впечатления от прочитанного?

-Главные герои рассказа?

-Какая главная мысль? Что хотел сказать автор?

-Чему учит это произведение?

-В каком стиле написано это произведение? Почему?

-Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует

словами, художественно описывает, создает картины увиденного и пережитого.

IV. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Прием осознанного чтения «Ромашка Блума»

-Если бы автор не пошѐл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

 – Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

- Если не было в рассказе мальчика, смогли рыбаки увидеть, как барсук лечит свой нос?

-Что больше всего вас удивило?

  - Вспомним  ваши предположения о содержании рассказа,. Кто угадал, о чѐм будет идти речь в рассказе?

Дети задают вопросы и отвечают.

V.Самостоятельная работа

Тест

Проверка.12 слайд

VI. Рефлексия      деятельности.

-В начале урока у нас была поставлена задача: как можно соотнести слова известных людей с нашим произведением.

-Какие ваши предположения?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнѐзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.  Красота природы завораживает и остаѐтся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать еѐ красоту.

-Учит видеть природу и понимать красоту природы

Активное переосмысление собственных представлений с учѐтом прочитанного произведения

VII.Домашнее задание

 Домашнее задание по выбору: 13 слайд

-Рассказать от имени барсука;

-Рассказать от имени мальчика;

-Рассказать о запомнившимся случае в лесу

Ребята, больше читайте, открывайте и познавайте окружающий мир, это очень занимательно и увлекательно!

“В природе нет ничего бесполезного”

                                                              М. Монтень

“Природа будит в нас потребность любви”

                                                               И. Тургенев

“Нет ничего более

изобретательного,

чем природа”

                                                                    Цицерон

“Лечит болезни врач,

но излечивает природа”

                                                               Гиппократ 

тѐмный, смолянистый жидкий продукт.

вечнозелѐный кустарничек, растѐт в сосновых лесах, торфяных болотах.

выдолбленная из дерева лодка.

это старинная единица массы, равная 16 килограммам

Верховые болота со мхами

Груда, куча чего-либо рыхлого (листьев)

 

«Люблю всё живое»

Г.К.Паустовский

«Барсучий нос»

Словарная работа.

 

К словам первого столбика найдите соответствующее объяснение из второго столбика

Дѐготь –  

 

 

 

 

Вереск –  

 

 

 

 

Чѐлн

 

 

 

 

Пуд –  

 

Ворох-

Мшары -

это старинная единица массы, равная 16

килограммам

 

 

тѐмный, смолянистый жидкий продукт.

 

 

 

выдолбленная из дерева лодка.

 

 

вечнозелѐный кустарничек с мелкими трѐхгранными листьями, растѐт в сосновых лесах,  торфяных болотах. 

Груда, куча чего-либо рыхлого (листьев)

Верховые болота со мхами

 

 

 

Информация о барсуке.

 

Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела- 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы.  

Обитает в лесах Европы. Живѐт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озѐр. Ведѐт ночной образ жизни.  

Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых 

 

 

 Информация о барсуке.

 

Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела- 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы.  

Обитает в лесах Европы. Живѐт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озѐр. Ведѐт ночной образ жизни.  

Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых 

Информация о барсуке.

 

Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела- 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы.  

Обитает в лесах Европы. Живѐт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озѐр. Ведѐт ночной образ жизни.  

Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по произведению «Барсучий нос» 

1.О каком времени года идет речь?

        А) лето         В) зима

        Б) весна         Г) осень

2.Чем было засыпано озеро вокруг берегов?

        А) листьями         В) песком

        Б) камнями         Г) землей

3.Что горело на стоянке?

        А) фонарь         В) электрический свет

        Б) костер         Г) трава

4.Кто сердито сопел в траве у костра?

        А) медведь         В) барсук

        Б) ежик         Г)волк

5. Что жарили на сковороде?

        А) картошку         В) рыбу

        Б) мясо         Г) яйца

6.Что сделал барсук, прыгнув к сковородке?

А)лапой схватил картошку

Б) задел сковороду хвостом

В) сунул в нее нос

Г) прислонился животом

7.Как барсук лечил свой обожженный нос?

        А) грел на солнышке         В) прикладывал грибы

Б) холодил в мокрой и         Г) уткнул обожженный холодной трухе пня         нос в жив

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...