Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России авторы Климанова, Горецкий на 3 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chten_3_2017.docx | 54.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Волчихинская средняя школа №2»
Волчихинского района Алтайского края
Рассмотрено Руководитель МО Ермолаева Т.В. Протокол № 1 от 29 августа 2019г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________Е.Р. Мухина | Утверждаю: Директор МКОУ «Волчихинская СШ №2» ______С.В. Цицилина Приказ № 368 от 30 августа 2019г. |
Рабочая программа
учебного предмета Литературное чтение
3 класс
на 2019-2020 учебный год
Программу адаптировала: Рудель Н.М., учитель начальных классов
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе:
- Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009г. Приказ № 373 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г., № 1241, от 22 сентября 2011г., № 2357, от 18 декабря 2012г., № 1060, от 29 декабря 2014г, № 1643, от 18 мая 2015г., №507, от 31 декабря 2015г., №1576).
- Федерального перечня учебников рекомендованных, к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 и приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 233 от 8 мая 2019 г. (о внесении изменений).
- основной образовательной программы начального общего образования по МКОУ «Волчихинская средняя школа №2» утверждена приказом № 114 от 30.11.2017г.
- положения о рабочей программе МКОУ «Волчихинская средняя школа №2», утвержденного приказом № 115 от 30.11.2017г.
- учебного плана МКОУ «Волчихинская средняя школа №2», утвержденного приказом - № 368 от 30.08.2019г.
- годового календарного графика работы МКОУ «Волчихинская средняя школа №2», утвержденного приказом - № 368 от 30.08.2019г.
- Авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой Москва «Просвещение» 2019.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Изучение литературного чтения в 3 классе рассчитано на 105 часов (3 часа в неделю), из них теоретических – 88ч, оценка достижений – 13ч, проектов – 2 ч.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
- Авторская программа по литературному чтению Л.Ф. Климановой Москва «Просвещение» 2019.
- Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций./ Стефаненко Н. А. , 3-е изд. / -М.: «Просвещение» 2017
- Климанова В. Г. Литературное чтение 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учереждений с приложением на электрон. носителе. В 2 ч Ч 1/Л. Ф Климанова, В. Г Горецкий, М.В.Голованова и др.1-е изд.-М.: Просвещение 2011. Аналогично: Ч.2.
- М.В.Бойкина Л.А.Виноградская Литературное чтение Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для уч-ся 2 издание М: Просвещение 2013 год
Курс литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлен на достижение следующих целей:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
-развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
-воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;
- Воспитание интереса к чтению и книге;
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- Воспитание эстетического отношения к действительности,
отраженной в художественной литературе; - Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса
младшего школьника.
Планируемые образовательные результаты по предмету Литературное чтение
на конец обучения 3 класса
Личностные
- Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
- Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
- Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
- Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
- Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
- Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
- Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
- Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
- Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
- Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
- Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
- Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
- Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
- Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
- Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
- Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
- Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
- Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
- Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
- Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
- Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
- Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
- Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
- Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
- Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
- Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
- Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.
- Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения.
- Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.
- Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
- Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Метапредметные
- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
- Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
- Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
- Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
- Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
- Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
- Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
- Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
- Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
- Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
- Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
- Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
- Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
- домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
- находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
- осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Основное содержание предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебными и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения), в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение). Рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Тематическое планирование
Уроков литературного чтения в 3 классе
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Самое великое чудо на свете | 2 |
2 | Устное народное творчество | 9 |
3 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
4 | Великие русские писатели | 19 |
5 | Поэтическая тетрадь 2 | 4 |
6 | Литературные сказки | 5 |
7 | Были-небылицы | 6 |
8 | Поэтическая тетрадь 1 | 4 |
9 | Люби живое | 12 |
10 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 |
11 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 12 |
12 | По страницам детских журналов | 8 |
13 | Зарубежная литература | 10 |
Всего | 105 |
Поурочное планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата план | Дата факт | ||
Раздел 1. Самое великое чудо на свете | 2 | |||||
Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. | 1 | 03.09 | ||||
Первопечатник Иван Фёдоров. Объекты для получения необходимой информации. Оценка достижения. | 1 | 04.09 | ||||
Раздел 2. Устное народное творчество | 9 | |||||
Знакомство с названием раздела. Прогноз содержан раздела. Русские народные песни. Лирические песни, шуточные. | 1 | 05.09 | ||||
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произв прикладн искус: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | 10.09 | ||||
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героев. | 1 | 11.09 | ||||
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Особенности текста. | 1 | 12.09 | ||||
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героев произведения. | 1 | 17.09 | ||||
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Деление текста на части. Составление плана. | 1 | 18.09 | ||||
Рус нар сказ «Сивка-Бурка». Сравнение героев произведения и героев разных сказок. | 1 | 19.09 | ||||
Рус нар сказ «Сивка-Бурка». Чтение по ролям. Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина. Живописный и художественный текст. | 1 | 24.09 | ||||
Проект «Сочиняем волшебную сказку», «Дополняем литературную сказку своими историями». Оценка достижений. | 1 | 25.09 | ||||
Раздел 3. Поэтическая тетрадь 1 | 6 | |||||
12. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проект «Как научиться читать стихи». (На основе научно-популярной статьи Я.Смоленского). | 1 | 26.09 | |||
13. | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Рифма и ритм стихотворения. «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья». | 1 | 01.10 | |||
14. | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». Настроение лирич гер. «Зреет рожь над жаркой нивой…». Картины природы. | 1 | 02.10 | |||
15. | И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». Интонация. Настроение лирического героя. «Встреча зимы». Настроение, мысли поэта. | 1 | 03.10 | |||
16. | И. Суриков «Детство». Выразительное чтение произведения. «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 1 | 08.10 | |||
17. | Оценка достижений. | 1 | 09.10 | |||
Раздел 4. Великие русские писатели | 19 | |||||
18. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». | 1 | 10.10 | |||
19. | А. Пушкин. Лирические стихотворения. "За весной, красой природы..", "Уж небо осенью дышало"."В тот год осенняя погода...", "Опрятней модного паркета". | 1 | 15.10 | |||
20. | А. Пушкин «Зимнее утро». Средства худож. Выразит.: эпитеты, сравнение. | 1 | 16.10 | |||
21. | А. Пушкин «Зимний вечер». Приём контраста как средство создания картин. | 1 | 17.10 | |||
22. | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Тема сказки. | 1 | 22.10 | |||
23. | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» События сказочного текста. Характеристика героев. | 1 | 23.10 | |||
24. | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Главная мысль сказки. | 1 | 24.10 | |||
25. | И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 1 | 05.11 | |||
26. | И.А. Крылов «Мартышка и Очки». Мораль басни. | 1 | 06.11 | |||
27. | И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна». Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. | 1 | 07.11 | |||
28. | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Нравственный урок читателю. Инсценирование басни. | 1 | 12.11 | |||
29. | М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | 13.11 | |||
30. | М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». Лир стих. Настр стих. «Утес», «Осень». Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 1 | 14.11 | |||
31. | Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | 1 | 19.11 | |||
32. | Л. Толстой «Акула». Тема, главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. | 1 | 20.11 | |||
33. | Л. Толстой «Прыжок». Сравнение рассказов. | 1 | 21.11 | |||
34. | Л. Толстой «Лев и собачка». Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. | 1 | 26.11 | |||
35. | Л.Толстой«Какая бывает роса на траве»,«Куда девается вода из моря?»Срав тек- расс и текс– опис. | 1 | 27.11 | |||
36. | Оценка достижений. | 1 | 28.11 | |||
Раздел 5. Поэтическая тетрадь 2 | 4 | |||||
37. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». Настр стих. Средства худ выраз. | 1 | 03.12 | |||
38. | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Авт отнош к гер. Выразительное чтение произведения. | 1 | 04.12 | |||
39. | К. Бальмонт «Золотое слово». Создание словесных картин. | 1 | 05.12 | |||
40. | И. Бунин «Детство», «Полевые цветы». Создание словесных картин. Оценка достижений. | 1 | 10.12 | |||
Раздел 6. Литературные сказки | 5 | |||||
41. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка). Сравнение литературной и народной сказок. | 1 | 11.12 | |||
42. | Д.Мамин-Сибиряк«Сказ про храбр Зайца–Длин Уши, Кос Глаза, Кор Хвост».Хар гер ск.Нрав смысл ск. | 1 | 12.12 | |||
43. | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев. Нравственный смысл сказки. | 1 | 17.12 | |||
44. | В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. | 1 | 18.12 | |||
45. | Оценка достижений. | 1 | 19.12 | |||
Раздел 7. Были-небылицы | 6 | |||||
46. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 1 | 24.12 | |||
47. | К. Паустовский «Растрепанный воробей». Определение жанра произведения. | 1 | 25.12 | |||
48. | К. Паустовский «Растрепанный воробей». Герои произведения. | 1 | 26.12 | |||
49. | А. Куприн «Слон». Основные события произведения. | 1 | 14.01 | |||
50. | А. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. | 1 | 15.01 | |||
51. | Оценка достижений. | 1 | 16.01 | |||
Раздел 8. Поэтическая тетрадь 1 | 4 | |||||
52. | Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» Средства художественной выразительности. | 1 | 21.01 | |||
53. | С. Черный «Воробей», «Слон». Сред худ выраз. Авторское отношение к изображаемому. | 1 | 22.01 | |||
54. | А. Блок «Ветхая избушка». Средства художественной выразительности для создания образа. А. Блок «Сны», «Ворона». Сравнение стихотворений разных авторов на одну и туже тему. | 1 | 23.01 | |||
55. | С. Есенин «Черемуха». Сред худ выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений. | 1 | 28.01 | |||
Раздел 9. Люби живое | 12 | |||||
56. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин «Моя Родина». Загол – «входная дверь» в текст. | 1 | 29.01 | |||
57. | Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему произв так назыв? Определение жанра произведения. | 1 | 30.01 | |||
58. | Соколов-Микитов «Листопадничек». Листоп – гл гер произв. Рассказ о герое. Творческий пересказ. | 1 | 04.02 | |||
59. | В. Белов «Малька провинилась». Озаглавливание текста. | 1 | 05.02 | |||
60. | В. Белов «Еще раз про Мальку». Главные герои рассказа. | 1 | 06.02 | |||
61. | В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | 1 | 11.02 | |||
62. | В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. | 1 | 12.02 | |||
63. | Б. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Краткий пересказ. | 1 | 13.02 | |||
64. | В. Дуров «Наша Жучка». Выразительное чтение. | 1 | 18.02 | |||
65. | В. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. | 1 | 19.02 | |||
66. | В. Драгунский «Он живой и светится…». Нравственный смысл рассказа. | 1 | 20.02 | |||
67. | Оценка достижений. Сочин на основе худ текста. | 1 | 25.02 | |||
Раздел 10. Поэтическая тетрадь 2 | 8 | |||||
68. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | 26.02 | |||
69. | C. Маршак«Гроза днем»,«В лесу над росистой поляной…». Заголовок стих. Выразительное чтение. | 1 | 27.02 | |||
70. | А. Барто «Разлука». Выразительное чтение. | 1 | 03.03 | |||
71. | А. Барто «В театре». Выразительное чтение. | 1 | 04.03 | |||
72. | С. Михалков «Если», «Рисунок». Выразительное чтение. | 1 | 05.03 | |||
73. | Е. Благинина «Кукушка», «Котенок». Выразительное чтение. | 1 | 10.03 | |||
74. | Проект «Праздник поэзии» | 1 | 11.03 | |||
75. | Оценка достижений. | 1 | 12.03 | |||
Раздел 11. Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 12 | |||||
76. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | 17.03 | |||
77. | Б.Шергин«Собирай по ягодке–наберешь кузовок».Особ заг произв. Соотн послов и сод произвед. | 1 | 18.03 | |||
78. | А. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. | 1 | 19.03 | |||
79. | А. Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям. | 1 | 31.03 | |||
80. | А. Платонов «Еще мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. | 1 | 01.04 | |||
81. | А. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям. | 1 | 02.04 | |||
82. | М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. | 1 | 07.04 | |||
83. | М.Зощенко «Великие путешественники».Особ юмор рассказа. Восстановление порядка событий. | 1 | 08.04 | |||
84. | Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. | 1 | 09.04 | |||
85. | Н. Носов «Телефон». Анализ заголовка.. | 1 | 14.04 | |||
86. | В. Драгунский «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. | 1 | 15.04 | |||
87. | Оценка достижений. | 1 | 16.04 | |||
Раздел 12. По страницам детских журналов | 8 | |||||
88. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | 21.04 | |||
89. | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Взаимоотношения героев. | 1 | 22.04 | |||
90. | Ю. Ермолаев «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию. | 1 | 23.04 | |||
91. | Ю. Ермолаев «Воспитатели». Пересказ. | 1 | 28.04 | |||
92. | Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. | 1 | 29.04 | |||
93. | Г.Остер«Как получаются легенды».Что так легенда.Переск. Лег св сем, своег дома, своего города. | 1 | 30.04 | |||
94. | Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение. | 1 | 05.05 | |||
95. | Оценка достижений. | 1 | 06.05 | |||
Раздел 13. Зарубежная литература | 10 | |||||
96. | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. | 1 | 07.05 | |||
97. | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги. | 1 | 12.05 | |||
98. | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Пересказ. | 1 | 13.05 | |||
99. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Нравственный смысл сказки. | 1 | 14.05 | |||
100. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке. | 1 | 19.05 | |||
101. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Подготовка сообщения о великом сказочнике. | 1 | 20.05 | |||
102. | Оценка достижений. | 1 | 21.05 | |||
103. | 13.8 | Повторение разделов «Самое великое чудо на свете», «Устное народное творчество», «Поэтическая тетрадь», «Великие русские писатели» | 1 | 26.05 | ||
104. | 13.9 | Повторение разделов «Поэтическая тетрадь 2», «Литературные сказки», «Были-небылицы», «Люби живое» | 1 | 27.05 | ||
105. | 13.10 | Повторение разделов «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», «По страницах детских журналов», «Зарубежная литература» | 1 | 28.05 | ||
Всего уроков из них: | 105 | |||||
Оценка достижений | 13 | |||||
проектов | 2 |
Лист корректировки рабочей программы
№ уроков | Темы | Корректирующие мероприятия | № и дата приказа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....