Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК «Школа России»
|
№ п/п |
№ в теме |
Тема урока
|
Элементы содержания |
Характеристика деятельности учащихся |
Былины. Летописи. Жития (6 часов)
|
1 | 1 | Ознакомление с учебником. Летописи
| Летописи, жития, обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация | Повторить правила общения с книгой; познакомить с новым учебником; ввести в новую тему «Летопись» |
2 | 2 | «И вспомнил Олег коня своего» | Различение жанров произведений Волхвы, кудесник, слыть | Показать значение летописей для людей; учить правильно читать и понимать исторические произведения, Читать отрывки из древнерусской летописи. Сравнивать текст летописи с художественным текстом |
3 | 3 | Былина «Ильины три поездочки» | Связь произведений литературы с другими видами искусств Былина. Тема, главная мысль, события, последовательность. Тема, главная мысль, события, последовательность | Читать отрывки из древнерусской былины. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст |
4
| 4
| «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой | Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Сравнивать былины и волшебные сказки
|
Пересказывать былину от лица её героя. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников |
5 | 5 | «Житие Сергия Радонежского» | Образные языковые средства Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Различение жанров произведений
| Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; выражать своё отношение. Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин |
Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Проверять себя и оценивать свои достижения |
6 | 6 | Игра «Летописи, былины, сказания, жития». | Различение жанров произведений Монголо-татарское иго, Царьград, Аллегория, иносказание, Библия, Святая Троица | Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника |
Чудесный мир классики (12 часов)
|
7 | 1 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». | Народная сказка, литературная сказка. Герой произведения Вскоре, смеркаться, пшеницу шевелить, соглядать, сызнова, сенник, «зубы начали плясать», «до животиков промёрз», караул, «на печи в углу поёт изо всей дурацкой мочи», три вершка (13 см) Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении про- слушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке |
8 | 2 | Работа над содержанием сказки «Конек-Горбунок» | Характеризовать героев произведения. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них. Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам |
9 | 3 | Характеристика героев сказки «Конек-Горбунок» | Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Пересказывать большие по объёму произведения. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план |
10 | 4 | А.С. Пушкин Стихи
| Олицетворение. Сравнение. Светлица, вороты, всечасно, алчную (землю) | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников |
11 | 5 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Герои произведения Картинный план, орфоэпические нормы инда, Сочельник, молодица, перста, девичник, сенная девушка, подворье, горница, лежанка изразцовая, полати, сорочина, спешить, | Характеризовать героев произведения. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Наблюдать за выразительностью литературного языка |
12 | 6 | Герои сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Определять тему, главную мысль. Описывать события, последовательность сказки |
13 | 7 | Последовательность событий в сказке А.С.Пушкина | Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях. Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений |
14 | 8 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Аяк-Ага (знатный господин), чауш (сторож), оглан(мальчик), пророк, газель, зарок, сааз, паша, намаз Средства художественной выразительности, язык, прием сравнения, олицетворения в произведениях М. Лермонтова. Характер героя, его поступки и их мотивы. Чтение по ролям. Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения |
|
15 | 9 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Характеристика героев | Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев |
|
16 | 10 | Л.Н. Толстой «Детство», басня «Как мужик камень убрал» | Текст, главная мысль произведения Автобиография. Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста
| Расширить знания учащихся о жизни Л.Н.Толстого. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Называть произведения классической литературы. Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст |
|
17 | 11 | А.П. Чехов «Мальчики» | Оотличие рассказа от сказки. Розвальни, сюртюк, самоеды, бизон, пампасы, мустанг, индейцы, москит, термит, чечевица, плантации, флигель, приказчик, урядник | Рассказывать о А.П. Чехове. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения. Наблюдать за выразительностью литературного языка |
|
18 | 12 | А.П. Чехов «Мальчики» Деление на части | Определять тему, главную мысль, Понимать основное содержание услышанного. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
|
Поэтическая тетрадь (6 часов)
|
19 | 1 | Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» | Лирический герой. Воздвинуться, изнемочь, нега Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Настроение лирического героя. | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Самостоятельно оценивать своё чтение |
|
20 | 2 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | Образные языковые средства. Очертанье, бархат Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора |
|
21 | 3 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..», «Где сладкий шепот ...» | Лирические произведения Древа, обнажены, ветхий, незримый, ропот | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте |
|
22 | 4 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | Логическое ударение Интонация, персонаж Межа, грезит.
Осознанность и выразительность чтения. Олицетворение | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте |
|
23 | 5 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | Образные языковые средства. Невесёлая дорога, едва прикрыта грудь, не без добрых душ на свете – кто-нибудь свезёт в Москву, люблю глубоко. Сумерки, салазки | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) |
|
24 | 6 | И.А. Бунин «Листопад». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Образные языковые средства. Олицетворение, строфа. Лиловый, золотой, багряный. Кроссворд. Литературные игры. Осознанность и выразительность чтения.
| Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения |
|
Литературные сказки (11 часов)
|
25 | 1 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Табакерка, счесть нельзя, извольте, с сими словами, учтиво, свод, камин, досадно, , ни пяди, индо, одинакие, опамятоваться | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы |
|
26 | 2 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Нравственный смысл сказки | Герои произведения Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова
|
|
27 | 3 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально - нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы | Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. |
|
28 | 4 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Народная сказка, литературная сказка. Кол, пика, повилика, коровяк, пронизать | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки |
|
29 | 5 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» развитие событий | Иллюстрация. Характер героя, его поступки и их мотивы | Читать сказку вслух и про себя , использовать приёмы выразительного чтения. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке |
|
30 | 6 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Барская рукодельня, взъесться, пожитки, похлёбка, несподручно, пособник, покосные ложки, статочное ли дело | Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки |
|
31 | 7 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Сравнение героев
| Оценка иллюстрации к произведению. Характер героя, его поступки и их мотивы | Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Читать осознанно текст художественного произведения про себя , анализировать особенности речи героев произведения |
|
32 | 8 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Выразительное чтение
| Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря |
|
33 | 9 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Составление плана | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Фантастические события | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря |
|
34 | 10 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Герои произведения | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Характер героя, его поступки и их мотивы | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы |
|
35 | 11 | Оценка достижений по разделу «Литературные сказки» | Осознанность и выразительность чтения. Кроссворд. Литературные игры. | Проверять себя и оценивать свои достижения |
|
Делу время – потехе час (6 часов)
|
36 | 1 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Окладистая, керосиновая лампа, ходики, пола, полы. Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Характеризовать главных героев в сказке. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия |
|
37 |
| Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». чтение по ролям | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально - нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. | Объяснять поучительный смысл сказки. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе |
|
38 | 3 | В.Ю. Драгунский «Главные реки», | Средства создания комического эффекта. Мужичок с ноготок. | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать юмористический смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе |
|
39 | 4 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | Образные языковые средства Шопен, поёрзал, частик, зельц | Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Соотносить название с содержанием произведения. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
|
40 | 5 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | Рассказ. Осознанность и выразительность чтения. Средства создания комического эффекта Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе |
|
41 | 6 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»
| Умение составлять простейшие задания для викторины | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения |
|
Страна детства (6 часов)
|
42 | 1 | С. Житков «Как я ловил человечков» | Жанры литературных произведений Корма, мачта, палуба, полировать, лакировать | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа |
|
43 | 2 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Герой произведения | Герои произведения Понимание содержания литературного произведения. Характер героя, его поступки и их мотивы | Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль
|
|
44 | 3 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Герои произведения Аккорд, симфонический, ботфорты, парча, фетровая шляпа Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой. Образные языковые средства | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний |
|
45 | 4 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Составление плана | Связь литературы с музыкой. | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев произведения. Придумывать заглавия к каждой части произведения. Последовательно воспроизводить содержание рассказа. Анализировать музыкальное сопровождение произведения |
|
46 | 5 | М.М. Зощенко «Елка» | Оценочные суждения о прочитанном произведении, герое, событии Длинновязая, золотушный Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план, пересказывать произведение |
|
47 | 6 | Обобщение по разделу «Страна детства»
| Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Подбирать книги по теме. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
Поэтическая тетрадь (4 часа)
|
48 | 1 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | Тема и главная мысль произведения Дебри, гиппопотам. Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста м | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) |
|
49 | 2 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | Тема и главная мысль произведения Задворки, разухабистая гурьба, опостылеют Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте |
|
50 | 3 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»
| Тема и главная мысль произведения Рай, шпага, замок Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом |
|
51 | 4 | Устный журнал «Поэтическая тетрадь» | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
Природа и мы (10 часов)
|
52 | 1 | Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш» | Писатель натуралист, доспехи, сайма, муштровать, муштра Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа |
|
53 | 2 | Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш» Выборочный пересказ | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Пересказывать текст выборочно |
|
54 | 3 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | Приземистый, сталактит, флирт, фистон, подпалина, лицемерный, лицемерие, лавры, карьер, триумфальный | Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении |
|
55 | 4 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Нравственный смысл рассказа | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа |
|
56 | 5 | М.М. Пришвин «Выскочка» | Тема и главная мысль произведения Бдительность, радужный Понимание содержания литературного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана |
|
|
57 | 6 | Е.И. Чарушин «Кабан» | Жанр произведения Олень марал, ягуар, медведь-губач, гуськом Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев на основе их поступков |
|
58 | 7 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | Образные языковые средства Яр, бесцеремонно, заполошно, лепиться | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа |
|
59 | 8 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Основная мысль рассказа | Понимание содержания литературного произведения. Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления | Анализировать заголовок произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план произведения. Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Проверять составленный план, сверяя его с текстом |
|
60 | 9 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Рассказывать о творчестве Пришвина, используя материал в энциклопедическом словаре. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
61 | 10 | Проект «Природа и мы». Оценка достижений | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря |
|
Поэтическая тетрадь (5 часов)
|
62 | 1 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | Тема, главная мысль Чертог, позолота, венец, каталог Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста |
|
63 | 2 | С.А. Клычков «Весна в лесу» | Тема, главная мысль Грудой, рудый, яр, никнет, истома, клохчут, пробор, свирелка | Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте |
|
64 | 3 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь» | Тема, главная мысль Бабье лето, зябкий Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи Поднебесный, багряной, россыпь, златогривые, бездна Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией | Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) |
|
65 | 4 | С.А. Есенин «Лебедушка» | Зорюшка, златотканые, ватага, лебежатушки, дробилась, заводь, раздольная, тихозвонные, муравушка, чужедальние, коршун, помертвелые, раздирал, колыхалось | Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. |
|
66 | 5 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Читать наизусть (по выбору) стихотворение. Выражать личное отношение к прочитанному. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
Родина (4 ч)
|
67 | 1 | И.С. Никитин «Русь». | Шатер, грани, цепи, нивы зрелые, зарево, непроглядная, державная, православная, царственная, разгул, казна, курганы, полчища, Литва, лях, колебалася, зловещий, кровавый пир, недруг Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения
|
|
68 | 2 | С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»
| Недвижим, молитвенно, чарующий, приветные, мощь Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Тема, главная мысль Неяркий, трепетный взор, роща белоствольная, ржавый крест, жнивьё | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль |
|
69
70 | 3
4 | Проект «Они защищали Родину»
Обобщение по разделу «Родина» | Определять жанр произведения. Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения. Понимать нравственный смысл произведения. Определять основную мысль рассказа |
|
Страна фантазий (5 часов)
|
71 | 1 | Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра | Литературный вечер, музыкальная композиция, устный радиожурнал, книга воспоминаний, вечер военной песни, фотомонтаж | Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
72 | 2 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | Различие жанров произведений Кибернетик, кибернетика, контрабас | Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра |
|
73 | 3 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» | Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Фантастическая повесть. Характер героя, его поступки и их мотивы | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль |
|
74
75 | 4
5 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Чтение по ролям
Обобщение по разделу «Страна Фантазия» | Космокатер, песчаные барханы, трофеи, благозвучное, кают компания, трюм, иллюминатор, дверной проем, огнемет, динамик, отсек, непоседа, тычется, грош. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра |
|
Зарубежная литература (10 часов)
|
76 | 1 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» | Нормы литературного произношения Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Фантастическая повесть.
| Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности фантастических произведений. Соотносить название с содержанием произведения |
|
77 | 2 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои произведения | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Придумывать фантастические истории |
|
78 | 3 |
Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
| События, герои произведения Колчан, врассыпную, мальчик-паж Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления. Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение |
|
79 | 4 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» Содержание сказки | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления. Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Составлять план. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя |
|
80
81
| 5
6 | М. Твен «Приключения Тома Сойера»
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Главная мысль | События, герои произведения | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание |
|
82
83 | 7
8 | С. Лагерлеф «Святая ночь»
С.Лагерлеф «В Назарете»
| Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
| Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).
Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать произведение |
|
84
85 | 9
10 | Промежуточная аттестация
Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения Эмоционально-нравственные переживания
| Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль |
|