Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс)

       Рабочая программа предмета «Литературное чтение» разработана на основе ФГОС НОО, примерной программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой    « Литературное чтение. 1—4 классы» (УМК « Школа России»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literaturnoe_chtenie.zip106.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс  УМК «Школа России»

п/п

№ в теме

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Былины.  Летописи. Жития (6 часов)

1

1

 Ознакомление с учебником. Летописи

Летописи, жития, обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация

Повторить правила общения с книгой; познакомить с новым учебником; ввести в новую тему «Летопись»

2

2

 «И вспомнил Олег коня своего»

Различение жанров произведений

Волхвы, кудесник, слыть

Показать значение летописей для людей; учить правильно читать и понимать исторические произведения, Читать отрывки из древнерусской летописи.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом

3

3

 Былина «Ильины три поездочки»

 Связь произведений литературы с другими видами искусств  Былина.  Тема, главная мысль, события, последовательность.

Тема, главная мысль, события, последовательность

Читать отрывки из древнерусской былины.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст

4

4

 «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой

 

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Сравнивать былины и волшебные сказки

Пересказывать былину от лица её героя.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников

5

5

«Житие Сергия Радонежского»

Образные языковые средства

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Различение жанров произведений

Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; выражать своё отношение.

Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин

Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Проверять себя и оценивать свои достижения

6

6

 Игра «Летописи, былины, сказания, жития».

Различение жанров произведений Монголо-татарское иго, Царьград,

Аллегория, иносказание, Библия, Святая Троица

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника

Чудесный мир классики (12 часов)

7

1

П.П. Ершов «Конек-Горбунок».

Народная сказка, литературная сказка. Герой произведения

Вскоре, смеркаться, пшеницу шевелить, соглядать, сызнова, сенник, «зубы начали плясать», «до животиков промёрз», караул, «на печи в углу поёт изо всей дурацкой мочи», три вершка (13 см)

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании
произведения.

Участие в диалоге при обсуждении про-
слушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.  Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за  развитием событий в сказке

8

2

Работа над содержанием сказки «Конек-Горбунок»

Характеризовать героев произведения.

Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них.

Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам

9

3

Характеристика героев сказки «Конек-Горбунок»

Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно.

Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Пересказывать большие по объёму произведения.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план

10

4

А.С. Пушкин Стихи

Олицетворение. Сравнение.  Светлица, вороты, всечасно, алчную (землю)

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников

11

5

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Герои произведения Картинный план, орфоэпические нормы   инда, Сочельник, молодица, перста, девичник, сенная девушка, подворье, горница, лежанка изразцовая, полати, сорочина, спешить,

Характеризовать героев произведения.

Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

12

6

Герои сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Определять тему, главную мысль.

Описывать события, последовательность сказки

13

7

Последовательность событий в сказке А.С.Пушкина

Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений

14

8

М.Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб»

Аяк-Ага (знатный господин), чауш (сторож), оглан(мальчик), пророк, газель, зарок, сааз, паша, намаз

Средства художественной выразительности, язык, прием сравнения, олицетворения в произведениях М. Лермонтова. Характер героя, его поступки и их мотивы. Чтение по ролям. Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Читать по ролям.

Понимать основное содержание произведения

15

9

М.Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб»

Характеристика героев

Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.   Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки  героев

16

10

Л.Н. Толстой   «Детство»,  басня «Как мужик камень убрал»

Текст,  главная мысль произведения

Автобиография. Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста

Расширить знания учащихся о жизни Л.Н.Толстого. Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Называть произведения классической литературы.

Определять жанры литературных произведений.

Осознанно, выразительно читать текст

17

11

А.П. Чехов «Мальчики»

Оотличие рассказа от сказки. Розвальни, сюртюк, самоеды, бизон, пампасы, мустанг, индейцы, москит, термит, чечевица, плантации, флигель, приказчик, урядник

Рассказывать о А.П. Чехове. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям.

Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

18

12

А.П. Чехов «Мальчики»

Деление на части

Определять тему, главную мысль,

Понимать основное содержание услышанного.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.  Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Поэтическая тетрадь (6 часов)

19

1

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

Лирический герой. Воздвинуться, изнемочь, нега Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Настроение лирического героя.

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Самостоятельно оценивать своё чтение

20

2

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Образные языковые средства. Очертанье, бархат

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).  Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.  Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора

21

3

Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот ...»

Лирические произведения Древа, обнажены, ветхий, незримый, ропот

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.  Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.  Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

22

4

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

Логическое ударение

Интонация,  персонаж Межа, грезит.

Осознанность и выразительность чтения. Олицетворение

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.  Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.  Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

23

5

Н.А. Некрасов «Школьник»,

«В зимние сумерки нянины сказки…»

Образные языковые средства. Невесёлая дорога, едва прикрыта грудь, не без добрых душ на свете – кто-нибудь свезёт в Москву, люблю глубоко. Сумерки, салазки

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.  Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)  

24

6

И.А. Бунин «Листопад». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Образные языковые средства. Олицетворение, строфа. Лиловый, золотой, багряный. Кроссворд.

Литературные игры. Осознанность и выразительность чтения.

  Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.  Иллюстрировать стихотворения.

Проверить свои знания.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

Литературные сказки (11 часов)

25

1

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Табакерка, счесть нельзя, извольте, с сими словами, учтиво, свод, камин, досадно, , ни пяди, индо, одинакие, опамятоваться

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы

26

2

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Нравственный смысл сказки

Герои произведения Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.  Определять нравственный смысл сказки.  Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.  Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова

27

3

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально - нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

28

4

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Народная сказка, литературная сказка. Кол, пика, повилика, коровяк, пронизать

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.  Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.  Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки

29

5

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» развитие событий

Иллюстрация. Характер героя, его поступки и их мотивы

Читать сказку вслух и  про себя , использовать приёмы выразительного чтения.  Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке

30

6

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Барская рукодельня, взъесться, пожитки, похлёбка, несподручно, пособник, покосные ложки, статочное ли дело

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы.  Отвечать и задавать вопросы.  Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.  Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки

31

7

П.П. Бажов «Серебряное копытце».  Сравнение героев

Оценка иллюстрации к произведению. Характер героя, его поступки и их мотивы

Определять авторское отношение к изображаемому.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.  Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.  Читать осознанно текст художественного произведения  про себя , анализировать особенности речи героев произведения

32

8

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Выразительное чтение

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.  Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

33

9

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»  Составление плана

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Фантастические события

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.  Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

34

10

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Герои произведения

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Характер героя, его поступки и их мотивы

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы.  Отвечать и задавать вопросы

35

11

Оценка достижений по разделу  «Литературные сказки»

Осознанность и выразительность чтения. Кроссворд. Литературные игры.

Проверять себя и оценивать свои достижения

Делу время – потехе час (6 часов)

36

1

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Окладистая, керосиновая лампа, ходики, пола, полы. Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Характеризовать главных героев в сказке.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Читать сказку по ролям.

Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия

37

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». чтение по ролям

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально - нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы.

Объяснять поучительный смысл сказки.

Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе

38

3

В.Ю. Драгунский «Главные реки»,

Средства создания комического эффекта. Мужичок с ноготок.

Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.  Понимать юмористический смысл рассказа.  Определять основную мысль рассказа. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе

39

4

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Образные языковые средства Шопен, поёрзал, частик, зельц

Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Соотносить название с содержанием произведения.

Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст  

40

5

В.В. Голявкин  «Никакой я горчицы не ел»

Рассказ. Осознанность и выразительность чтения. Средства создания комического эффекта

Создание небольших письменных ответов на поставленный
вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу
текста.

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе

41

6

Обобщение по разделу  «Делу время – потехе час»

Умение составлять простейшие задания для викторины

Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения

Страна детства (6 часов)

42

1

С. Житков «Как я ловил человечков»

Жанры литературных произведений Корма, мачта, палуба, полировать, лакировать

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Определять основную мысль рассказа

43

2

Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Герой произведения

Герои произведения Понимание содержания литературного произведения.  Характер героя, его поступки и их мотивы

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль

44

3

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Герои произведения Аккорд, симфонический, ботфорты, парча, фетровая шляпа Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой. Образные языковые средства

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний  

45

4

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».  Составление плана

Связь литературы с музыкой.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте.

Характеризовать героев произведения.

Придумывать заглавия к каждой части произведения.  Последовательно воспроизводить содержание рассказа.

Анализировать музыкальное сопровождение произведения

46

5

М.М. Зощенко «Елка»

Оценочные суждения о прочитанном произведении, герое, событии Длинновязая, золотушный  Участие
в диалоге при обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.  Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план, пересказывать произведение

47

6

Обобщение по разделу «Страна детства»

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Подбирать книги по теме. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Поэтическая тетрадь (4 часа)

48

1

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Тема и главная мысль произведения Дебри, гиппопотам. Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста м

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

49

2

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Тема и главная мысль произведения Задворки, разухабистая гурьба, опостылеют

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

Определять различные средства выразительности.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.  Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте

50

3

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»

Тема и главная мысль произведения Рай, шпага, замок

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.  Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Иллюстрировать стихотворение.  Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом

51

4

Устный журнал «Поэтическая тетрадь»

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Природа и мы (10 часов)

52

1

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»

Писатель натуралист, доспехи, сайма, муштровать, муштра Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа

53

2

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш» Выборочный пересказ

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Определять жанр произведения.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.  Понимать нравственный смысл рассказа.  Определять основную мысль рассказа. Пересказывать текст выборочно

54

3

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Приземистый, сталактит, флирт, фистон, подпалина, лицемерный, лицемерие, лавры, карьер, триумфальный

Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять главных героев произведения.

Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении

55

4

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».  Нравственный смысл рассказа

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

56

5

М.М. Пришвин «Выскочка»

Тема и главная мысль произведения Бдительность, радужный

Понимание содержания литературного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Пересказывать произведение на основе плана

57

6

Е.И. Чарушин «Кабан»

Жанр произведения Олень марал, ягуар, медведь-губач, гуськом Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного  произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев на основе их поступков

58

7

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Образные языковые средства

Яр, бесцеремонно, заполошно, лепиться

Определять жанр произведения.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа.  Определять основную мысль рассказа

59

8

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Основная мысль рассказа

Понимание содержания литературного произведения.

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления

Анализировать заголовок произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.  Составлять план произведения.

Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.  Проверять составленный план, сверяя его с текстом

60

9

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

Рассказывать о творчестве Пришвина, используя материал в энциклопедическом словаре. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

61

10

Проект «Природа и мы». Оценка достижений

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря

Поэтическая тетрадь (5 часов)

62

1

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

Тема, главная мысль Чертог, позолота, венец, каталог

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений

литературы с другими видами искусства.

Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста

63

2

С.А. Клычков «Весна в лесу»

Тема, главная мысль Грудой, рудый, яр, никнет, истома, клохчут, пробор, свирелка

Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.  Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.  Объяснять интересные выражения в лирическом тексте

64

3

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

Тема, главная мысль Бабье лето, зябкий Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи

Поднебесный, багряной, россыпь, златогривые, бездна Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией

Наблюдать картины осени в произведении.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.  Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Наблюдать картины осени в произведении.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.  Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

65

4

С.А. Есенин «Лебедушка»

Зорюшка, златотканые, ватага, лебежатушки, дробилась, заводь, раздольная, тихозвонные, муравушка, чужедальние, коршун, помертвелые, раздирал, колыхалось

Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.  Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.

66

5

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Читать наизусть (по выбору) стихотворение.

Выражать личное отношение к прочитанному.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Наблюдать связь произведений

литературы с другими видами искусства.  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Родина (4 ч)

67

1

И.С. Никитин «Русь».

Шатер, грани, цепи, нивы зрелые, зарево, непроглядная, державная, православная, царственная, разгул, казна,     курганы, полчища, Литва, лях, колебалася, зловещий, кровавый пир, недруг Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям  

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения

68

2

С.Д. Дрожжин «Родине».

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

Недвижим, молитвенно, чарующий, приветные, мощь

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Тема, главная мысль Неяркий, трепетный взор, роща белоствольная, ржавый крест, жнивьё

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

69

70

3

4

Проект «Они защищали Родину»

Обобщение по разделу «Родина»

Определять жанр произведения.

Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения.

Понимать нравственный смысл произведения.

Определять основную мысль рассказа

Страна фантазий (5 часов)

71

1

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра

Литературный вечер, музыкальная композиция, устный радиожурнал, книга воспоминаний, вечер военной песни, фотомонтаж

Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

72

2

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

Различие жанров произведений Кибернетик, кибернетика, контрабас

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра

73

3

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Фантастическая повесть. Характер героя, его поступки и их мотивы

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

74

75

4

5

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Чтение по ролям

Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

Космокатер, песчаные барханы, трофеи, благозвучное, кают компания, трюм,

иллюминатор, дверной проем,

огнемет, динамик, отсек, непоседа, тычется, грош.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра

Зарубежная литература (10 часов)

76

1

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

Нормы литературного произношения Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Фантастическая повесть.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности фантастических произведений.

Соотносить название с содержанием произведения  

77

2

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои произведения

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Придумывать фантастические истории

78

3

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

События, герои произведения Колчан, врассыпную, мальчик-паж Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления. Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение

79

4

Г.Х. Андерсен «Русалочка» Содержание сказки

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления. Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.  Составлять план.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя

80

81

5

6

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

М. Твен «Приключения Тома Сойера» Главная мысль

События, герои произведения

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание

82

83

7

8

С. Лагерлеф «Святая ночь»

С.Лагерлеф «В Назарете»

 

Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Иллюстрировать произведение

84

85

9

10

Промежуточная аттестация

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения Эмоционально-нравственные переживания

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....