Рабочая программа по чтению, 4 класс, программа Климановой Л.Ф
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе требований к результатам освоения учебного предмета с учётом авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_4_kl_rab._pr.docx | 66.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе требований к результатам освоения учебного предмета с учётом авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В.,утвержденной МО РФ, Основной образовательной программы МКОУ «Тальменская СОШ №1, Положения о рабочей программе.
Цели предмета:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
∙ развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
∙ обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи предмета:
развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе; формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность; расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
формировать умение работать сразличнымитипамитекстов,втомчисленаучно- познавательным.
Рабочая программа в 4 классе рассчитана на 136 ч (4 ч. в неделю, 34 учебные недели).Изменения в авторскую программу не внесены.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
Учащиеся научатся
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить
примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного
сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов
и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться
- Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
- Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке,
понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
- Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
- Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
- Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
- Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
- Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
- познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
- рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
- находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
- создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорнойречи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументыв пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостаткипредложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системыбаллов);
- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата; свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
- самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
- владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
- пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся;
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты,олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
- определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
- создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемымсобытиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению; определять совместно со сверстниками задачу групповойработы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
- оценивать своё поведение по критериям, выработанным наоснове нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
- находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
- самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которыхпредставлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
- договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
- интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
- формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
- приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.
- соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленныйплан; соблюдать при пересказе логическую последовательностьи точность изложения событий; составлять план, озаглавливатьтекст; пересказывать текст, включающий элементы описания(природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения;пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений(фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы,поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных поданной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проектына тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси»и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русскимпоэтам; участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать собственные произведения, интерпретируявозможными способами произведения авторские (созданиекинофильма, диафильма, драматизация, постановка живыхкартин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий(фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,автор) и средств художественной выразительности (сравнение,олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средствахудожественной выразительности.
Содержание тем учебного курса
№ | Основные разделы | Кол.часов | Содержание раздела |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 ч. | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержаниеучебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформлениеучебника. |
2 | Летописи. Былины. Жития. | 11ч. | Знакомство с названием раздела.Прогнозирование содержанияраздела. Из летописи: «И повесил Олегщит свой на вратах Царьграда».События летописи — основныесобытия Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олегконя своего». Летопись — источник исторических фактов.Сравнение текста летописи с текстом произведения А. Пушкина«Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины«Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины — защитникгосударства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский — святойземли Русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея.Юность Варфоломея. Рассказо битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. Проект «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений |
3 | Чудесный мир классики | 22 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержанияраздела. П. Ершов. «Конёк-горбунок».Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народнойсказки в литературной. Событиялитературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван — настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства.А. Пушкин. Стихотворения.«Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарование...». Авторскоеотношение к изображаемому.Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесногои изобразительного искусства.Заучивание наизусть.«Сказка о мёртвой царевне ио семи богатырях...». Мотивы народной сказки в литературной.Герои пушкинской сказки. Харак- теристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказосновных эпизодов сказки. М. Лермонтов. «Дары Терека».Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение.«Ашик-Кериб. Турецкая сказка».Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкойсказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л. Толстой. «Детство». Событиярассказа. Характер главного героярассказа Л. Толстого. Басня. «Какмужик убрал камень». Особенности басни. Главная мысль. А. Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные героирассказа — герои своего времени.Характер героев художественного текста.Оценка достижений. |
4 | Поэтическая тетрадь | 12 | Знакомство с названием раздела.Прогнозирование содержанияраздела. Ф. Тютчев. «Ещё земли печаленвид...», «Как неожиданно и ярко...». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинаниякак отражение особого настроения в лирическом тексте. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритмстихотворения. Интонация (тон,паузы, темп) стихотворения. Е. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении. А. Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И. Никитин. «В синем небе плывут надполями...». Изменение картинприроды в стихотворении. Н. Некрасов. «Школьник», «В зимниесумерки...». Выразительное чтение. И. Бунин. «Листопад». Картина осени в стихах И. Бунина.Слово как средство художественной выразительности. Сравнения,эпитеты. Оценка достижений |
5 | Литературные сказки | 16 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержанияраздела. В. Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие иглавные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературноготекста. Главная мысль произведения. П. Бажов. «Серебряное копытце».Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Героихудожественного произведения.Авторское отношение к героямпроизведения. С. Аксаков. «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Героихудожественного текста. Делениетекста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки.Словесное иллюстрирование.Оценка достижений. |
6 | Делу время - потехе час | 9 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержанияраздела. Е. Шварц. «Сказка о потерянномвремени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения. В. Драгунский. «Главные реки»,«Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лицагероев. Юмористические рассказы В. Драгунского. В. Голявкин. «Никакой я горчицыне ел». Смысл заголовка. Героипроизведения. Инсценирование произведения.Оценка достижений. |
7 | Страна детства | 8 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержанияраздела. Б. Житков. «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой произведения. К. Паустовский. «Корзина с еловымишишками». Особенности развития событий: выстраивание ихв тексте. Герои произведения.Музыкальное сопровождениепроизведения. М. Зощенко. «Ёлка». Герои произведения. Составление плана.Пересказ.Оценка достижений. |
8 | Поэтическая тетрадь | 5 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержанияраздела. В. Брюсов. «Опять сон», «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. С. Есенин. «Бабушкины сказки».Тема стихотворений. Развитиечувства в лирическом произведении. М. Цветаева. «Бежит тропинкас бугорка...», «Наши царства».Тема детства в произведениях М. Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну иту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. |
9 | Природа и мы | 12 | Знакомство с названием раздела.Прогнозирование содержанияраздела. Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш».Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношениечеловека к природе. А. Куприн. «Барбос и Жулька».Герои произведения о животных.Поступок как характеристика героя произведения. М. Пришвин. «Выскочка». Анализзаголовка. Герои произведения.Характеристика героя на основепоступка. Е. Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Характеристика героевна основе их поступков. В. Астафьев. «Стрижонок Скрип».Герои рассказа. Деление текста начасти. Составление плана. Выборочный пересказ.Оценка достижений. |
10 | Поэтическая тетрадь | 8 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержанияраздела. Б. Пастернак. «Золотая осень».Картины осени в лирическомпроизведении Б. Пастернака. Д. Кедрин. «Бабье лето». С. Клычков. Картины весны и лета в ихпроизведениях. Н. Рубцов. «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С. Есенин. «Лебёдушка». Мотивынародного творчества в авторскомпроизведении. Оценка достижений. |
11 | Родина | 8 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержанияраздела. И. Никитин. «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритмстихотворения. С. Дрожжин. «Родине». Авторскоеотношение к изображаемому. А. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер.Проект «Они защищали Родину». Оценка планируемых достижений. |
12 | Страна Фантазия | 7 | Знакомство с названием раздела.Прогнозирование содержанияраздела. Е. Велтистов. «ПриключенияЭлектроника». Особенности фантастического жанра. Необычныегерои фантастического рассказа. Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений. |
13 | Зарубежная литература | 15 | Знакомство с названием раздела.Прогнозирование содержанияраздела. Планирование работыучащихся и учителя по усвоениюсодержания раздела.Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжетав зарубежной литературе. Героиприключенческой литературы.Особенности их характеров. Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. Марк Твен. «Приключения ТомаСойера». Особенности повествования. Герои приключенческойлитературы. Сравнение героев, ихпоступков. СельмаЛагерлёф. «В Назарете».Святое Писание. Иисус и Иуда.Оценка достижений. |
Итого | 136 ч |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
«Вводный урок по курсу литературного чтения» (1 ч.) | |||
1 | Вводный урок. Знакомство сучебником. | 1 | 1 неделя |
«Летописи, былины, жития» (11ч.)Темы №2-12 | |||
2 | Летописи. «И повесил Олег щит навратах Царьграда»
| 1 | 1 неделя |
3 | Особенности летописи какисторического произведения. | 1 | 1 неделя |
4 | Летопись «И вспомнил Олегконя своего» | 1 | 1неделя |
5 | Знакомство с произведениемА.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | 1 | 2 неделя |
6 | Былина и её герои.Особенностибылины какжанра. | 1 | 2 неделя |
7 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | 1 | 2 неделя |
8 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой | 1 | 2 неделя |
9 | Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского» | 1 | 3 неделя |
10 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. | 1 | 3 неделя |
11 | Проект «Создание календаря исторических событий» | 1 | 3 неделя |
12 | Оценка достижений. | 1 | 3 неделя |
«Чудесный мир классики» (22 ч) Темы №13 - 34 | |||
13 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов «Конек-Горбунок». | 1 | 4 неделя |
14 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | 1 | 4 неделя |
15 | Характеры главных героев всказке П. Ершова«Конёк- Горбунок» | 1 | 4 неделя |
16 | А.С.Пушкин.Стихотворение «Уныла пора! Очей очарованье». | 1 | 4 неделя |
17 | А.С.Пушкин «Няне»,«Туча» | 1 | 5 неделя |
18 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | 5 неделя |
19 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои пушкинской сказки. | 1 | 5 неделя |
20 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».Характеристика героев сказки. | 1 | 5 неделя |
21 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Составление плана сказки. | 1 | 6 неделя |
22 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной. | 1 | 6неделя |
23 | М. Ю. Лермонтов — выдающийся русский поэт и писа- тель. Стихотворение «ДарыТерека» | 1 | 6 неделя |
24 | М. Ю. Лермонтов «ДарыТерека». Картины природы в стихотворении. | 1 | 6 неделя |
25 | М. Ю. Лермонтов «Ашик–Кериб» (Турецкая сказка.) | 1 | 7 неделя |
26 | М. Ю. Лермонтов «Ашик–Кериб». Герои турецкой сказки. | 1 | 7 неделя |
27 | Средства художественной выразительности, язык,сравнения в сказке М.Лермонтова «Ашик-Кериб» | 1 | 7 неделя |
28 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». | 1 | 7 неделя |
29 | Главы изавтобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Характер главного героя рассказа. | 1 | 8 неделя |
30 | Л.Н. Толстой. Басня.«Какмужик убрал камень» | 1 | 8 неделя |
31 | А. П. Чехов «Мальчики». | 1 | 8 неделя |
32 | А. П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста. | 1 | 8 неделя |
33 | Обобщающий урок по теме «Чудесный мир классики» | 1 | 9 неделя |
34 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 9 неделя |
«Поэтическая тетрадь» (12 ч) Темы №35 - 46 | |||
35 | Тоска по родине икрасоте роднойприроды в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще землипечален вид...» | 1 | 9 неделя |
36 | Ф.И.Тютчев «Какнеожиданно и ярко» | 1 | 9 неделя |
37 | А.А. Фет «Весенний дождь» | 1 | 10 неделя |
38 | А.А. Фет «Бабочка» | 1 | 10 неделя |
39 | Е. А. Баратынский «Весна,весна! Как воздух чист». | 1 | 10 неделя |
40 | Е. А. Баратынский«Гдесладкий шепот» | 1 | 10 неделя |
41 | А. Н. Плещеев «Дети иптичка» | 1 | 11 неделя |
42 | Тема любви кРодине в стихотворении И.С. Никитина «В синемнебе ...» | 1 | 11 неделя |
43 | Тема детства встихахН. А. Некрасова «Школьник» | 1 | 11 неделя |
44 | Н.А. Некрасов «В зимниесумерки нянины сказки…» | 1 | 11 неделя |
45 | И. А. Бунин «Листопад» | 1 | 12 неделя |
46 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 12 неделя |
«Литературные сказки» (16 ч) Темы №47 - 62 | |||
47 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | 12 неделя |
48 | В. Ф. Одоевский «Городокв табакерке» Особенности данного литературного жанра. | 1 | 12 неделя |
49 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Главные герои сказки. | 1 | 13 неделя |
50 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. | 1 | 13 неделя |
51 | В. М. Гаршин «Сказка ожабе и розе» | 1 | 13 неделя |
52 | В. М. Гаршин «Сказка о жабеи розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. | 1 | 13 неделя |
53 | В. М. Гаршин «Сказка о жабеи розе». Герои литературного текста. | 1 | 14 неделя |
54 | П. П. Бажов «Серебряноекопытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | 1 | 14 неделя |
55 | П. П. Бажов «Серебряноекопытце». Отражениев сказке реальной жизни. | 1 | 14 неделя |
56 | Особенности речигероев сказаП. П. Бажова «Серебряноекопытце» | 1 | 14 неделя |
57 | С. Т. Аксаков «Аленькийцветочек» | 1 | 15 неделя |
58 | Фантастические события,волшебные предметы в сказкеС. Т. Аксакова «Аленькийцветочек» | 1 | 15неделя |
59 | Борьба добра изла, торжествосправедливости в сказке С.Т.Аксакова«Аленький цветочек». | 1 | 15неделя |
60 | С. Т. Аксаков «Аленькийцветочек». Деление текста на части. | 1 | 15 неделя |
61 | Проверимсебяисвоидостижения. | 1 | 16 неделя |
62 | Обобщающийурок поразделу: «Литературныесказки» | 1 | 16 неделя |
«Делу время – потехе час» (9 ч) Темы №63- 71 | |||
63 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | 16неделя |
64 | Поучительныйсмысл «Сказки о потерянномвремени» Е. Л. Шварца. | 1 | 16неделя |
65 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения | 1 | 17 неделя |
66 | В. Ю. Драгунский «Главныереки» | 1 | 17 неделя |
67 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». Авторское отношение к изображаемому. | 1 | 17 неделя |
68 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | 17 неделя |
69 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Особенности юмористических рассказов автора. | 1 | 18 неделя |
70 | Авторское отношение герою в рассказе В.В. Голявкина «Никакой ягорчицы не ел». | 1 | 18 неделя |
71 | Обобщающийурок поразделу :«Делу время –потехе час». Проверим себя и свои достижения. | 1 | 18 неделя |
«Страна детства» (8 ч.) Темы № 72- 79 | |||
72 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | 18 неделя |
73 | Б.С. Житков «Как я ловилчеловечков». Взаимоотношения детейи взрослых. | 1 | 19 неделя |
74 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | 19 неделя |
75 | К.Г. Паустовский« Корзина с еловымишишками». Поступки каксредство характеристикигероев. | 1 | 19 неделя |
76 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. | 1 | 19 неделя |
77 | М.М.Зощенко «Елка». Поступки каксредство характеристикигероев. | 1 | 20 неделя |
78 | М.М.Зощенко «Елка». Составление плана рассказа. | 1 | 20 неделя |
79 | Обобщающий урок «Страна детства». Проверим себя и свои достижения. | 1 | 20 неделя |
« Поэтическая тетрадь» (5 ч.) Темы № 80 - 84 | |||
80 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон». | 1 | 20 неделя |
81 | Я. Брюсов «Детская» | 1 | 21 неделя |
82 | Стихи осчастливых дняхдетства. С.А.Есенин«Бабушкины сказки». | 1 | 21 неделя |
83 | Тема природы и Родины встихахМ.И.Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», Наши царства». | 1 | 21 неделя |
84 | Проверим себя и свои достижения. | 1 | 21 неделя |
« Природа и мы» (12 ч.) Темы № 85- 96 | |||
85 | Отношения человекаптицыврассказе Д. Н.Мамина–Сибиряка«Приемыш» | 1 | 22 неделя |
86 | Роль рассуждений идиалоговв рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка«Приемыш». | 1 | 22 неделя |
87 | А. И. Куприн «Барбос иЖулька». | 1 | 22 неделя |
88 | Тема самопожертвованияв рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька.» | 1 | 22 неделя |
89 | М.М. Пришвин «Выскочка» | 1 | 23 неделя |
90 | Е.И. Чарушин «Кабан» | 1 | 23 неделя |
91 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | 23 неделя |
92 | Темаприродыв рассказе В.П.Астафьева«Стрижонок Скрип» | 1 | 23 неделя |
93 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».Герои рассказа. | 1 | 24 неделя |
94 | Проект «Природа и мы» | 1 | 24 неделя |
95 | Обобщающийурок поразделу: «Природа и мы» | 1 | 24 неделя |
96 | Проверим себя и свои достижения. | 1 | 24 неделя |
« Поэтическая тетрадь» (8 ч.) Темы № 97- 104 | |||
97 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | 1 | 25 неделя |
98 | С. А. Клычков «Весна влесу» | 1 | 25 неделя |
99 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето» | 1 | 25 неделя |
100 | Н. М. Рубцов «Сентябрь» | 1 | 25 неделя |
101 | С.А.Есенин «Лебедушка» | 1 | 26 неделя |
102 | С.А.Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. | 1 | 26 неделя |
103 | Обобщающий урок по разделу. Конкурс чтецов. | 1 | 26 неделя |
104 | Проверим себя и свои достижения. | 1 | 26 неделя |
«Родина» (8 ч.) Темы № 105 - 112 | |||
105 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | 1 | 27 неделя |
106 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому | 1 | 27неделя |
107 | Красота и величие природы встихотворении А.В.Жигулина «О, Родина!..» | 1 | 27 неделя |
108 | Поэтический вечер: стихи оРодине других поэтов. | 1 | 27 неделя |
109 | Проект «Они защищали Родину» | 1 | 28 неделя |
110 | Подведение итогов выполнения проекта «Они защищали родину» | 1 | 28 неделя |
111 | Обобщающий урок по теме: «Родина» | 1 | 28 неделя |
112 | Проверим себя и свои достижения. | 1 | 28 неделя |
«Страна Фантазия» (7 ч.) Темы № 113-119 | |||
113 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | 29 неделя |
114 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. | 1 | 29 неделя |
115 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. | 1 | 29 неделя |
116 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».Составление отзыва о прочитанном. | 1 | 29 неделя |
117 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». | 30 неделя | |
118 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов. | 1 | 30 неделя |
119 | Проверим себяисвоидостижения. | 1 | 30 неделя |
«Зарубежная литература» (15 ч.) Темы № 120-136 | |||
120 | Фантастическиесобытия впроизведении Дж. Свифта «Путешествие Гулливера» | 1 | 30 неделя |
121 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особенности сюжета. | 1 | 31 неделя |
122 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Характер главного героя. | 1 | 31 неделя |
123 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». | 1 | 31 неделя |
124 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. | 1 | 31 неделя |
125 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | 32 неделя |
126 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сила характера главной героини. | 1 | 32 неделя |
127 | М.Твен «Приключения ТомаСойера». | 1 | 32 неделя |
128 | М.Твен «Приключения ТомаСойера». Особенности повествования. | 1 | 32 неделя |
129 | М.Твен «Приключения ТомаСойера». Юмор в произведении. | 1 | 33 неделя |
130 | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | 1 | 33 неделя |
131 | Библейские сказания. СельмаЛагерлёф. «Святая ночь» | 1 | 33 неделя |
132 | С. Лагерлеф «Святая ночь». Святое семейство. | 1 | 33 неделя |
133 | СельмаЛагерлёф « В Назарете» | 1 | 34 неделя |
134 | Проверим себя и своидостижения. | 1 | 34 неделя |
135 | Обобщающий урок по теме«Зарубежная литература» | 1 | 34 неделя |
136 | Резервный урок | 1 | 34 неделя |
Итого: | 136 |
Проектные работы: 2
Проверочные работы: 12
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Пособия для учащихся
• Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение 4 класс, Учебник 1-2часть М.: Просвещение, 2013.
• Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» 4 класс МР3, издательство «Просвещение», 2013
Пособия для учителя
• Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. М Просвещение 2011
• Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» 4 класс МР3, издательство «Просвещение», 2013
• Стефаненко Н.А., Горелова Е.А. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных организаций.
М.Просвещение, 2014.
Дополнительная литература для учителя:
- М В Бойкина, Н. И. Роговцева Литературное чтение: Поурочные разработки: технологические карты урока: 4 класс – М.; СПб:Просвещение, 2014 г.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; компьютер; мультимедийный проектор; принтер.
Лист внесения изменений
Дата проведения | № урока | Тема урока | Причина изменений, реквизиты документа | Подпись заместителя директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 2 класса . Программа "Начальная школа 21 века".
Программа составлена по УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа "Литературное чтение 3 класс" (Климанова Л.Ф.)
Программа рассчитана на 3 часа в неделю.Учебник "Литературное чтение. 3 класс" Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Просвещение. 2012....
Рабочие программы для 4 класса, программа 2100
Рабочие программы по всем предметам для 4 класса....
Рабочая программа музыка 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения...
Рабочие программы для 3 класса программа "Школа России"
Математика, русский язык, чтение, ИЗО, технология, ритмика, окружающий мир....
Рабочие программы для 3 класса. Программа "Школа России"
Рабочие программы для 3 класса по всем предметам....
Рабочие программы для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"
Рабочие программы по всем предметам....