Родная речь устная и письменная
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Богданова Анастасия Владимировна

Конспект обучения грамоте по теме "Родная речь устная и письменная" 1 класс. Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_rodnaya_rech_ustnaya_i_pismennaya.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по обучению грамоте

Дата:

Класс: 1 «В»

Тема: Родная речь устная и письменная

Цель: познакомить учащихся устной и письменной речью.

Задачи: Формировать умения определять устную и письменную речь, делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

2.Развивать самоконтроль, мышление, устную и письменную речь учащихся.

3. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в

Ход урока

1.Организация класса

-Прозвенел и смолк звонок, он позвал вас на урок.

Здравствуйте, ребята.

Тихо садитесь.

2.- Ребята, отгадайте загадку:

Дом на улице стоит.

Детвора к нему спешит.

Несут тетрадки, книжки.

Девчонки и мальчишки. (Школа)

- С какой целью родители привели, вас в школу?

-Какие правила поведения в школе, вы, знаете?

Правила поведения в школе.

3.Работа по теме урока

Постановка темы урока.

- А знаете ли вы, что помогло нам высказать свои мысли?

- Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на этот вопрос, хотя

такое слово вы слышали. Помогла нам общаться наша русская речь.

- В связи с этим скажите, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

- Вы знаете что-нибудь о слове «речь»?

- Как надо говорить, чтобы нас понимали? (Речь должна быть красивой, понятной).

- Послушайте, стихотворение Агнии Барто «Сильное кино»

Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.

И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.

- Почему девочка ничего не поняла?

- Как надо говорить, чтобы нас понимали? (Речь должна быть красивой, понятной).

- Мы тоже постараемся научиться сделать нашу речь четкой и выразительной.

Создание ситуации поиска.

- А как вы думаете, хорошо или нет, что мы умеем говорить, пользоваться речью?

- Давайте будем учиться доказывать свой ответ. Поставим опыт: постараемся

несколько минут обойтись без речи.

(Вызвать ученика, шепнуть ему на ухо ситуацию, которую он должен изобразить с помощью жестов «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик…», но выполните условие: нельзя пользоваться речью)

- Работа начнется по моему первому хлопку, а по второму закончится. Готовы? Возможно ли, обойтись без речи? (Можно изобразить героя книги на бумаге, показать с помощью жестов, но речь нам необходима).

- Почему же речь так нужна? (С помощью речи люди могут говорить и понимать друг друга)

- Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает. С помощью речи можно рассказать обо всем.

- Мы умеем говорить, владеем речью. Что же такое речь? (Речь - это способность говорить).

4.История развития речи

- Ребята, посмотрите на экран. СЛАЙД На экране изображены первобытные люди. Они не могли говорить. Для своего общения первобытные люди использовали жесты, издавали отдельные звуки. Но потребность в общении росла. Им приходилось придумывать язык. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь. СЛАЙД

-Устная речь – (на древнерусском языке означало рот, губы) от слова уста. Устную речь мы слышим и произносим. С помощью нее мы можем что-нибудь сообщать, выражать какую-нибудь просьбу.

- С каким видов речи мы познакомились? ( с устной речью)

- Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. И наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.

- В книгах, кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это письменный вид речи.

Следовательно, речь будет называться письменной. СЛАЙД

- С каким еще видом речи познакомились? (письменным)

5.Закрепление и обобщение СЛАЙД

-Приведите примеры использования устной речи. (обращения ребенка к матери, приветствие клоуна по мегафону.)

-А теперь письменной? (записи на афишах, вывеска магазина, название остановки автобуса, статья в газете, слово на асфальте)

6.Физминутка

7. Закрепление и обобщение

А)-Письменную речь можно сохранять и передавать. Прежде всего, это книги, газеты и, конечно, письма. Сейчас я прочту интересное письмо, а вы подумаете, кто его мог написать? СЛАЙД

Мои папа и мама!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили.

Мама и папа, я без вас скучаю. Особенно по вечерам. А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплеться – хоть в дом не заходи…

Дорогие мама и папа, вы меня теперь просто не узнаете меня…Хвост у меня крючком, нос холодный и лохматость повысилась…Так что вы за меня не переживайте.

До свидания. Ваш сын – Дядя Фарик.

Э.Успенский.

-Кто написал письмо? (первая часть писал Дядя Федор. После первого многоточия идет текст, написанный котом Матроскиным. Потом снова Дядя Федор, а закончил четыре буквы в последнем слове – снова Шарик.)

- К какой речи относим это письмо? (к письменной)

Б)-Посмотри на картинку на экране и определи где какая речь. СЛАЙД

В) -Картинки (на экране) раздели на две группы. СЛАЙД определить устную и письменную речь.

8.Итог урока

- О чём узнали на уроке?

- Какую речь мы называем письменной?

-А какую речь называем устной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История речи. Речь устная и письменная.

роткрытый урок по обучению грамоте...

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

«История речи. Речь устная и письменная. Схема предложения»

Урок изучения и закрепления новых знаний...

Речь. Речь устная и письменная.

Урок по русскому языку. 2 класс. Г. С. Базыр...

Конспект вводного группового логопедического занятия для обучающихся 1-го класса на тему: "Речь. Речь устная и письменная".

Вводное занятие носит важное значение для начала успешной работы. В зависимости от того на сколько Вы заинтересуете ребенка на первом занятие, зависит успех коррекции в дальнейшем. Конспект данного за...

Конспект урока по родному языку 1 класс Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».

Цель: закреплять условия для формирования первоначальныхпредставлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевогообщения.I. Определение темы и цели урока-Вспомните, какие значения имеет...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...