«История речи. Речь устная и письменная. Схема предложения»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Лосева Олеся Петровна

Урок изучения и закрепления новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_rechi.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема «История речи. Речь устная и письменная. Схема предложения» 

ФИО Лосева Олеся Петровна

Место работы:  МАОУ « Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»

Должность: учитель начальных классов

Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)

Класс: 1

Урок   «История речи. Речь устная и письменная. Схема предложения» »

Базовый учебник:  Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец « Азбука»

Цель:  - создать условия для открытия учащимися видов речи и ее функций;

- дать первоначальное представление о схеме предложения;

- способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к предмету

Задачи:

Познакомить детей с видами речи и ее функцией.

Учить составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Тип урока: урок изучения и  закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент. Мотивация учащихся

I. Вступительная беседа.

- Дети, я очень рада, что мы опять собрались все вместе.   У нас много интересной работы. Мы с вами опять будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехам, а с неудачами предлагаю справляться всем вместе. Что скажете, согласны?

- На чем мы с вами остановились вчера?  

Мнения ребят

Дети должны были дома расспросить родителей о своем раннем детстве

2мин.

2

3

  Проверка домашнего задания. Вступительная беседа.

  Работа над  новой темой

 

Слайд 2

- Я просила вас узнать у родителей о своем детстве. Кто хочет рассказать о себе?  

- Как вы сообщали родителям о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими? - Понимали вас родители?

- Какие первые слова вы научились говорить? Как их произносили? Все вас хорошо понимали? Почему?  

Слайд 3

- Чем должен владеть человек, чтобы его могли понять другие?  

Как вы думаете, о чем же пойдет разговор сегодня на уроке?  

- Вы определили тему урока. Но у каждого урока есть не только тема, но и цель. И то, и другое вы будете формулировать сами, а я буду стараться вам помочь.

- Что же нам нужно узнать о речи? 

Слайд  4

- Что вы можете сказать о людях, которые изображены на рисунке?  Почему вы так решили?

- Откройте учебники на странице 6. Помогите нашему предку. Почему его не понимают?

Слайд 5

- Чем пользуется первобытный человек в своем рассказе?  

Слайд 6

(Звук записан в презентации, но, если не нужен, его можно удалить.)

- Первобытные люди и  в самом деле совсем не умели говорить, но потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе.

- Как вы думаете, когда же возникла речь?  

Слайд 7 (со звуком)

- Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия, примерно 25 тысяч лет назад.

Слайд 8 (со звуком)

- Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

Слайд 9 (со звуком)

- Устная речь – от слова уста (на древнерусском языке означало рот, губы)

-Когда мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим)

- С каким видов речи мы познакомились?

Ответы детей

жестами, звуками

ответы детей

 речью

это первобытн  

ые люди

жестами, отдельными звуками

мнения детей

с устной речью

5мин.

15.мин

4

 

 

5

Физкультминутка

 

Физкультминутка   (со звуком)

 ЭОР «Как  составить схему предложения»

№1

Слайд 10

- С помощью устной речи я сейчас буду выражать какую-либо просьбу или сообщать вам что-нибудь. Если услышите просьбу, то постарайтесь ее выполнить. А если услышите сообщение, то стойте неподвижно.

Встаньте, пожалуйста.

У меня замечательное настроение.

Покажите мне свои ладошки.

Хлопните три раза, пожалуйста.

Первоклассник внимательно слушает.

Поставьте руки на пояс и наклонитесь влево - вправо.

Дети слышат правильную речь.

Тихонько сядьте на свои места.

- Какую речь я использовала во время физкультминутки?  

Слайд 11

- Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.

- Как вы думаете, какой выход нашли наши предки?

Слайд 12

Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом.

- Откройте учебники на странице 6. «Прочитайте» письмо первобытной девочки Таффи, которую придумал сказочник Киплинг. Что она хотела сообщить?

Слайд 13 (со звуком)

- Откройте рабочие тетради. Нарисуйте то, о чем вы хотите сообщить всем.

-  Так ли вас поняли одноклассники? Почему

- Потом древние люди придумали пиктограммы, чтобы более понятно выражать свои мысли.

Слайд 14 (эффекты анимации настроены по щелчку)

- Прочитайте пиктограмму – предложение.

- Как вы думаете, что обозначают черточки под рисунками?  - Это схема предложения. Каждое слово в схеме обозначается чертой, первое слово пишется с большой буквы – завышенный левый край черты. В конце всегда ставится какой-то знак. Здесь стоит точка.

-Кто сможет придумать свое предложение по этой схеме? (ответы детей)

 Слайд 15

- Ушло из современной жизни рисуночное письмо, но оно преобразовалось в искусство живописи ( вслушайтесь в слово). Через рисунок художник выражает свои чувства и мысли. Мы можем их «прочитать».  (Если есть время, сравнить две контрастные по настроению картины И. А. Айвазовского)

Слайд 16

- Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.

Слайд 17

- Посмотрите на слова (с. 6), которые здесь написаны.

- Какое из этих слов вы можете прочитать или видите в нем знакомые буквы?

- На каком языке написано это слово?

- А знаете вы, как пишется это слово по-японски? А по-английски?

Попробуйте написать эти слова сами. - Что использовали для написания слов? - Можем ли мы сказать, что для их написания используют устную речь? Почему

Слайд 18

- Какая речь использована для проведения физкультминутки?  

Слайд 19

- В «Азбуке», кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже вид речи, но какой?  (Письменный)  

И речь будет называться письменная.

- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Этим мы и будем заниматься на уроках обучения грамоте и литературного чтения.

Устную

 

Ответы детей

ответы детей

Рассматривание и обсуждение сюжетов рисунков.

 мнения детей

ответы детей

дети перерисовывают слова в учебнике)

буквы, иероглифы

устная

2мин

 

2 мин

6.

Закрепление материала.

ЭОР «Количество слов в предложении»

 № 2

 

Слайд 20        

- Тот путь, который человечество прошло за многие тысячелетия, вы проходите всего за 7 лет.

- Рассмотрите рисунки. - Кто на рисунках пользуется  письменной речью?

- Кто пользуется устной речью?

 -Кто хочет предложить нам свое предложение, а мы к нему составим схему.

(Можно эту работу предложить в парах: один ребенок придумывает предложение, а второй в тетради чертит схему. Потом меняются ролями.

Ответы

10 мин

7

   Рефлексия.

Долго и трудно шел человек к речи.

- А зачем она нужна?

- О каких видах речи вы узнали на уроке?

- Чему учились сегодня?

- Зачем нужна устная речь? А письменная?

- Что бы вы еще хотели узнать о речи?

Ответы детей

3 мин.

8

 V. Домашнее задание.

- Я раздам вам листочки с посланием наших предков. Вы, по желанию, попытаетесь прочитать то, что написал древний человек. А кто-то, может быть, сам захочет написать нам послание, используя данный шифр.

- Урок окончен.

1 мин

Приложение к плану-конспекту урока

 «История речи. Речь устная и письменная. Схема предложения»»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 Как  составить схему предложения

 Информационный

Анимация и звуковое сопровождение

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2653-0a01-0180-0129-df8ac6654cf7/%5BNS-RUS_1-03%5D_%5BMA_021%5D.swf 

2

 Количество слов в предложении

Интерактивное задание

Анимация и звуковое сопровождение

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2674-0a01-0180-00b9-5f72eff66b2c/%5BNS-RUS_1-03%5D_%5BMA_022%5D.swf 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь!Речь!Речь!

О важности речевого общения....

История речи. Речь устная и письменная.

роткрытый урок по обучению грамоте...

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...