«История речи. Речь устная и письменная. Схема предложения»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема «История речи. Речь устная и письменная. Схема предложения»
ФИО Лосева Олеся Петровна
Место работы: МАОУ « Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
Должность: учитель начальных классов
Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)
Класс: 1
Урок «История речи. Речь устная и письменная. Схема предложения» »
Базовый учебник: Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец « Азбука»
Цель: - создать условия для открытия учащимися видов речи и ее функций;
- дать первоначальное представление о схеме предложения;
- способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к предмету
Задачи:
Познакомить детей с видами речи и ее функцией.
Учить составлять схемы предложений и предложения по схемам.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент. Мотивация учащихся | I. Вступительная беседа. - Дети, я очень рада, что мы опять собрались все вместе. У нас много интересной работы. Мы с вами опять будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехам, а с неудачами предлагаю справляться всем вместе. Что скажете, согласны? - На чем мы с вами остановились вчера? | Мнения ребят Дети должны были дома расспросить родителей о своем раннем детстве | 2мин. | |
2 3 | Проверка домашнего задания. Вступительная беседа. Работа над новой темой
| Слайд 2 - Я просила вас узнать у родителей о своем детстве. Кто хочет рассказать о себе? - Как вы сообщали родителям о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими? - Понимали вас родители? - Какие первые слова вы научились говорить? Как их произносили? Все вас хорошо понимали? Почему? Слайд 3 - Чем должен владеть человек, чтобы его могли понять другие? Как вы думаете, о чем же пойдет разговор сегодня на уроке? - Вы определили тему урока. Но у каждого урока есть не только тема, но и цель. И то, и другое вы будете формулировать сами, а я буду стараться вам помочь. - Что же нам нужно узнать о речи? Слайд 4 - Что вы можете сказать о людях, которые изображены на рисунке? Почему вы так решили? - Откройте учебники на странице 6. Помогите нашему предку. Почему его не понимают? Слайд 5 - Чем пользуется первобытный человек в своем рассказе? Слайд 6 (Звук записан в презентации, но, если не нужен, его можно удалить.) - Первобытные люди и в самом деле совсем не умели говорить, но потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе. - Как вы думаете, когда же возникла речь? Слайд 7 (со звуком) - Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия, примерно 25 тысяч лет назад. Слайд 8 (со звуком) - Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь. Слайд 9 (со звуком) - Устная речь – от слова уста (на древнерусском языке означало рот, губы) -Когда мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим) - С каким видов речи мы познакомились? | Ответы детей жестами, звуками ответы детей речью это первобытн ые люди жестами, отдельными звуками мнения детей с устной речью | 5мин. 15.мин | |
4
5 | Физкультминутка
Физкультминутка (со звуком) | ЭОР «Как составить схему предложения» №1 | Слайд 10 - С помощью устной речи я сейчас буду выражать какую-либо просьбу или сообщать вам что-нибудь. Если услышите просьбу, то постарайтесь ее выполнить. А если услышите сообщение, то стойте неподвижно. Встаньте, пожалуйста. У меня замечательное настроение. Покажите мне свои ладошки. Хлопните три раза, пожалуйста. Первоклассник внимательно слушает. Поставьте руки на пояс и наклонитесь влево - вправо. Дети слышат правильную речь. Тихонько сядьте на свои места. - Какую речь я использовала во время физкультминутки? Слайд 11 - Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. - Как вы думаете, какой выход нашли наши предки? Слайд 12 Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. - Откройте учебники на странице 6. «Прочитайте» письмо первобытной девочки Таффи, которую придумал сказочник Киплинг. Что она хотела сообщить? Слайд 13 (со звуком) - Откройте рабочие тетради. Нарисуйте то, о чем вы хотите сообщить всем. - Так ли вас поняли одноклассники? Почему - Потом древние люди придумали пиктограммы, чтобы более понятно выражать свои мысли. Слайд 14 (эффекты анимации настроены по щелчку) - Прочитайте пиктограмму – предложение. - Как вы думаете, что обозначают черточки под рисунками? - Это схема предложения. Каждое слово в схеме обозначается чертой, первое слово пишется с большой буквы – завышенный левый край черты. В конце всегда ставится какой-то знак. Здесь стоит точка. -Кто сможет придумать свое предложение по этой схеме? (ответы детей) Слайд 15 - Ушло из современной жизни рисуночное письмо, но оно преобразовалось в искусство живописи ( вслушайтесь в слово). Через рисунок художник выражает свои чувства и мысли. Мы можем их «прочитать». (Если есть время, сравнить две контрастные по настроению картины И. А. Айвазовского) Слайд 16 - Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас. Слайд 17 - Посмотрите на слова (с. 6), которые здесь написаны. - Какое из этих слов вы можете прочитать или видите в нем знакомые буквы? - На каком языке написано это слово? - А знаете вы, как пишется это слово по-японски? А по-английски? Попробуйте написать эти слова сами. - Что использовали для написания слов? - Можем ли мы сказать, что для их написания используют устную речь? Почему Слайд 18 - Какая речь использована для проведения физкультминутки? Слайд 19 - В «Азбуке», кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже вид речи, но какой? (Письменный) И речь будет называться письменная. - Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Этим мы и будем заниматься на уроках обучения грамоте и литературного чтения. | Устную
Ответы детей ответы детей Рассматривание и обсуждение сюжетов рисунков. мнения детей ответы детей дети перерисовывают слова в учебнике) буквы, иероглифы устная | 2мин
2 мин |
6. | Закрепление материала. | ЭОР «Количество слов в предложении» № 2 |
Слайд 20 - Тот путь, который человечество прошло за многие тысячелетия, вы проходите всего за 7 лет. - Рассмотрите рисунки. - Кто на рисунках пользуется письменной речью? - Кто пользуется устной речью? -Кто хочет предложить нам свое предложение, а мы к нему составим схему. (Можно эту работу предложить в парах: один ребенок придумывает предложение, а второй в тетради чертит схему. Потом меняются ролями. | Ответы | 10 мин |
7 | Рефлексия. | Долго и трудно шел человек к речи. - А зачем она нужна? - О каких видах речи вы узнали на уроке? - Чему учились сегодня? - Зачем нужна устная речь? А письменная? - Что бы вы еще хотели узнать о речи? | Ответы детей | 3 мин. | |
8 | V. Домашнее задание. | - Я раздам вам листочки с посланием наших предков. Вы, по желанию, попытаетесь прочитать то, что написал древний человек. А кто-то, может быть, сам захочет написать нам послание, используя данный шифр. - Урок окончен. | 1 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
«История речи. Речь устная и письменная. Схема предложения»»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Как составить схему предложения | Информационный | Анимация и звуковое сопровождение | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2653-0a01-0180-0129-df8ac6654cf7/%5BNS-RUS_1-03%5D_%5BMA_021%5D.swf |
2 | Количество слов в предложении | Интерактивное задание | Анимация и звуковое сопровождение | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2674-0a01-0180-00b9-5f72eff66b2c/%5BNS-RUS_1-03%5D_%5BMA_022%5D.swf |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речь!Речь!Речь!
О важности речевого общения....
конспект урока по русскому языку "Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения с использованием ЭОР"
Конспект составлен с использованием ЭОР, имеются ссылки....
История речи. Речь устная и письменная.
роткрытый урок по обучению грамоте...
Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....
Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения
Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...
РЕЧЬЬЬЬЬЬЬЬ ПОСМОТРИ РЕЧЬ РЕЧЬ РЕЧИ
УРОВЕНЬ РЕЧЬ...