Урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Рязанова Ирина Станиславна

Урок литературного чтения по теме Л. Н. Толстой "Акула"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_3_klass_l._n_tolstoy_akula.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение  

Класс: 3

Тема урока: «Л.Н.Толстой. «Акула»

Цели урока: продолжить знакомство с творчество Л.Н. Толстого; познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Акула»; проникнуться глубиной произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: воспитывать интерес к чтению, чувство сопереживания, доброты, понимание глубины произведения и развитие чувства прекрасного; развить интерес к писателю и к его произведениям; находить необходимую информацию на страницах учебника; задавать самостоятельно вопросы по произведению; самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

Прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке. 

Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем. 

Ни минуты не теряем.

- Сядьте ровненько и красиво.

- Давайте отправимся в путешествие по увлекательной стране под названием «Литература».

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Проверка домашнего задания 

Словесный: рассказ.

15 мин.

- Сегодня во время нашего путешествия мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, будем работать с текстом, слушать, рассуждать, запоминать.

- Но прежде давайте проверим ваше домашнее задание.

- Вашим домашним заданием было придумать продолжение к рассказу «Лебеди» и нарисовать рисунок к этому произведению.

- Поместите свои рисунки на доску, ребята посмотрите, какая чудесная выставка у нас получилась.

- Давайте послушаем, какие рассказы вы придумали.

Проверять домашние задание.

Познавательные -

строить речевое высказывание в устной форме.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практический: работа с учебником, со слайдом.

8 мин.

- Ребята, отгадайте загадки.

Вильнёт хвостом

Туда - сюда -

И нет её,

И нет следа (рыба)

- У неё во рту пила,

 Под водой она жила (щука)

- Что вы можете рассказать об этой рыбе?

- А какие ещё бывают рыбы?

- Ребята, а какую морскую хищную рыбу вы знаете?

- А, что вы знаете об акуле?

- Акула, страшная хищница морей. Это очень древняя рыба. Благодаря обтекаемой форме тела, они очень быстро плавают. Они часто распугивают и уничтожают рыбу пойманную рыбаками, рвут рыболовные снасти, иногда нападают на людей. В пасти акулы несколько рядов острых зубов. Но не все акулы хищники. Многие акулы питаются мелкой рыбкой, медузами.

- Ребята, вы уже наверное догадались, как будет называться текст с которым мы сегодня познакомимся?

- Мы сегодня познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула».

-  Ребята, приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.

- Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте  эту историю.

Отгадывать загадки.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать учителя.

Рассматривать иллюстрации.

Воспринимать речь учителя.

Отмечать непонятные слова.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

- Выполним физминутку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Руки к верху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником, со слайдом.

15 мин.

- Вы отметили  слова. Назовите их.

- Как вы понимаете значение слова артиллерист? Якорь? Палуба? Хобот? Фитиль?

- Чтобы  лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, научимся использовать их в речи. Прочитайте слова на слайде.

(Артиллерист - военнослужащий при огнестрельном орудии.

Якорь - металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Хобот - упирающаяся в землю задняя часть пушки.

Фитиль - горючий шнур для воспламенения заряда.)

- О чём нам рассказал Л.Н.Толстой? (О встрече в открытом море ребят с акулой)

- Кто главный герой? (Главный герой  - старый артиллерист)

- Какое чувство вы переживали слушая рассказ?

- А, вам было страшно?

- Когда стало особенно страшно?

- Прочитать текст самостоятельно, стараясь понять душевное состояние главного героя.

- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?

- Куда приплыл корабль?

- Как артиллерист отнёсся к забавам ребят?

- Когда его охватил страх?

- Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает это состояние?

- Какие попытки спасения ребят, предприняли взрослые?

- Что решился сделать старый артиллерист, увидев опасность?

- Почему после выстрела он упал возле пушки и закрыл лицо руками?

- Ребята, мы прочитали рассказ, разобрали его, а сейчас  давайте попробуем озаглавить каждую часть рассказа.

 - Посмотрите на слайд. Расположите название каждой части по порядку.

Встреча с акулой. (3)

Корабль у берега Африки. (1)

Весёлое купание в море. (2)

Спасение ребят. (5)

Артиллерист выстрелил в акулу. (4)

- Найдите в тексте и прочитайте, где описан момент напряжённой тишины?

- Рассмотрите рисунки к этому произведению в учебнике.

- Что изображено на них? Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

- Выберите к этим рисункам подходящие названия.

- А как бы вы назвали рисунок?

- Почему Л.Н.Толстой назвал свой рассказ «Акула»?

- Можно ли дать ему другое название?

 - О чём задумались после чтения этого рассказа?

Называть трудные слова.

Читать значение слов на слайде.

Словарная работа.

Отвечать на вопросы учителя.

Читать текст.

Находить ответы на вопросы учителя в тексте.

Отвечать на вопросы учителя.

Озаглавливать части текста.

Отвечать на вопросы учителя.

Участвовать в беседе.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

3 мин.

- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

- Кто написал этот рассказ?

- Кому из героев вы больше всего сопереживали?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Что больше всего понравилось сегодня на уроке?

- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо  поразило вас?

- С каким чувством вы уходите с урока?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Учебник: стр. 56 - 57 читать, пересказывать. Нарисовать рисунок к понравившемуся моменту.

Записывать Д/З

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...