Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой "Котёнок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Познакомить учащихся с поучительным рассказом Л. Толстого; формировать такие челочеческие качества как честность и доброе отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._tolstoy_kotyonok_.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н.Толстой « Котенок».

Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мьшление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным. 

1 Предметные:

- организовать деятельность учащихся по формированию навыка правильного чтения и понимания содержания.

2 Метапредметные

Познавательные :

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку; -адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи .

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и не знания.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

-содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.

Планируемые результаты: 

  • учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения;
  • соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;
  • составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;
  • характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Настроение у нас отличное,

А улыбка – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра.

Нам урок начинать пора!

II. Актуализация полученных знаний.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Повторение.

– Из каких рассказов пришли к нам эти герои? («Филипок», «Три медведя», «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже»).

Работа в паре. (задания на листочке)

-  К каким рассказам  подходят эти пословицы?

Кто родителей почитает,

тот вовек не погибает                              «Правда всего дороже»

Грамоте учиться –

всегда пригодится.                                    «Старый дед и внучек»

Правда светлее солнца                              «Филипок»

- Объясните одну из пословиц.

  1. Постановка темы и целей урока.

- Кто автор всех этих произведений? (Л.Н.Толстой)

- Если вы правильно отгадаете ребус, то узнаете название произведения, с которым познакомимся на уроке. («Котёнок»)

- Определите цели и задачи урока чтения.

  • Познакомиться с новым произведением Л.Н.Толстого;
  • Развивать навык выразительного чтения;
  • Пополнить словарный запас;
  • Высказывать мнение о прочитанном произведении;
  • Формировать положительные личностные качества.

III. Изучение нового материала.

1.Речевая разминка.

— Начнём с речевой разминки (чистоговорки.)

ол – ил – ул – ал - Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол - Он загнал его под стол,

ал – ол – ил – ул - А затем загнал под стул.

ел – ил – ёл – ял - Долго кот клубок катал,

ил – ел – юл — ул - Потянулся и уснул.

2. Подготовительная работа.

Сегодня мы познакомимся с  рассказом - былью Л. Н. Толстого “Котёнок”

- Что такое быль? (Это то, что было в действительности)

3.Слушание текста (аудиозапись)

6. Беседа по первичному восприятию произведения.

- Чем вам понравилось это произведение?

- Какой момент рассказа был самым волнительным? Почему?

- Когда радовались?

7. Словарная работа.

 Амбар –  (прочитаем в словаре)- это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле - около

Пустился что было духу - очень быстро

Щавель – травянистое растение с кислым вкусом (картинка)

Солома  - полые стебли злаков, остающиеся после обмолота (картинка)

7.Чтение текста учениками по «цепочке».

Физминутка.

Шли по крыше три кота, три кота Василия     (ходьба)

Поднимали три хвоста прямо в небо синее (поднимание рук)

Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз (приседание)

И сказали три кота: «Красота! Красота!»  (хлопки в ладоши)

9.Беседа по содержанию.

-Что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати?

- Что случилось потом?

- Где нашел Вася кошку? Что он увидел?

- Сколько их было?

- Как мама поступила с котятами?

- Опишите любимого котёнка Васи и Кати?

 -Куда пошли ребята?

 -Почему ребята взяли котёнка с собой?

- Почему дети забыли про котёнка?

– Какая опасность угрожала котёнку?

-  Каким показан котёнок? (Слабый, беззащитный, беспомощный, глупый)

- Какая опасность угрожала котенку?

- Кто спас котенка?

IV. Закрепление изученного материала.

1. Выборочное чтение.

- Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?

 ( радостно)

- Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково)       

 2.  Составление плана рассказа (самостоятельная работа)

- Расположите в правильном порядке названия каждой смысловой части.

План

5). Страшные собаки

2). Дети нашли котят

6). Вася спасает котёнка

4). Дети забыли котёнка

1). Кошка пропала

3). Самый лучший котёнок

3. Работа с иллюстрацией.

Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?

Найдите это место в тексте и прочитайте.

4.  Составление описания Васи. (с. 119, № 2, 3)

- Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)

- Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения - настоящий герой.

- Как вы думаете, боялся ли мальчик незнакомых охотничьих собак? (Боялся, но думал не о себе, а о маленьком, беззащитном котёнке)

- Как поступила Катя? Подтвердите словами из текста.

- Можно ли осуждать Катю? ( не каждый человек, даже взрослый ,способен на смелый поступок)

- Как вы объясните смысл последнего предложения : «Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле» Какие выводы сделал для себя Вася, если он пришёл к такому решению?

- У кого из героев было чуткое сердце, и он по – настоящему в ответе за тех, кого приручил?

5. Выявление авторского отношения к герою и его поступку

Как вы думаете, как сам автор относится к поступку своего героя? (….)

6. Выявление главной мысли рассказа.

- Какая фраза может быть главной мыслью произведения?

Нет друга – ищи, а нашёл – береги (пословица)

Друзья познаются в беде (пословица)

«Мы в отвеете за тех, кого приручили…»  (А. де Сент – Экзюпери)

V.  Итог урока.

- Как вы думаете,  что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом? (Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. )

VI. Рефлексия.

Котёнок белый – всё удалось, был активным.

Котёнок серо – белый – были затруднения.

Котёнок серый -  испытывал затруднения, ничего не удалось.

VII. Домашнее задание

по выбору:

  • Выразительно читать быль стр. 117 – 119.
  • Пересказ по плану

Литература:

  1. Климанова Л.Ф.  Литературное чтение. Учеб. Для 2  кл.  нач. шк. В 2 ч.
  2. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003 – 208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...