3 класс. Литературное чтение. К. Паустовский. Заячьи лапы. Что чувствуют и переживают герои
план-конспект урока по чтению (3 класс)
3 класс. Литературное чтение.
К. Паустовский. Заячьи лапы. Что чувствуют и переживают герои
На данном уроке есть возможность проанализировать с учениками произведение К. Паустовского «Заячьи лапы», основываясь на чувственном опыте детей.
Педагогические цели: формирование представлений о человеческих качествах, чувствах, переживаниях, формирование работы с текстом, формирование навыков работы в группе, отработка следующих навыков: работа с источниками, систематизация информации, взаимопроверка, взаимопомощь, построение логического рассуждения, самооценка своей работы.
Методическая цель: представить урок как систему, способную формировать многомерные компетенции у современного младшего школьника – системность, структурированность, мобильность, многофункциональность, многозадачность, синергичность.
- Формирование системности обеспечит учащимся организацию их учебной деятельности. Современный ученик должен научиться рассматривать любые событие, явление, процесс или объект одновременно с разных точек зрения и в то же время – целостно.
- Формирование структурированности следует научиться распределять свои знания по разным основаниям: по важности (тактическая, стратегическая), по значимости (первостепенная, второстепенная), по времени (бессрочная, долгосрочная, среднесрочная, срочная) и т.д.
- Формирование мобильности ребёнка – дать ему возможность научиться свободно ориентироваться во всех трёх мирах – внутреннем, внешнем, виртуальном, получая больше информации и имея больше личных контактов, что способствует расширению всех «измерений» ребёнка, подкрепление одного «мира» другим.
- Формирование у школьников многофункциональности позволяет им выполнять несколько видов деятельности на хорошем уровне.
- Формирование многозадачности – навык, решая одну задачу, находить решение одновременно для ещё нескольких.
- Формирование синергетичности – умение найти и сформировать такую группу, сплочение которой позволяет способностям раскрыться ещё больше при содействии единомышленников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.paustovskiy._zayachi_lapy._chto_chuvstvuyut_i_perezhivayut_geroi.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Марданова Евгения Ураловна
учитель начальных классов
МАОУ «Лицей №2» г. Альметьевска
Литературное чтение. УМК «Перспективная начальная школа»
3 класс
Тема: К.Паустовский. Заячьи лапы. Что чувствуют и переживают герои
Педагогические цели: формирование представлений о человеческих качествах, чувствах, переживаниях, формирование работы с текстом, формирование навыков работы в группе, отработка следующих навыков: работа с источниками, систематизация информации, взаимопроверка, взаимопомощь, построение логического рассуждения, самооценка своей работы.
Методическая цель: представить урок как систему, способную формировать многомерные компетенции у современного младшего школьника – системность, структурированность, мобильность, многофункциональность, многозадачность, синергичность.
- Формирование системности обеспечит учащимся организацию их учебной деятельности. Современный ученик должен научиться рассматривать любые событие, явление, процесс или объект одновременно с разных точек зрения и в то же время – целостно.
- Формирование структурированности следует научиться распределять свои знания по разным основаниям: по важности (тактическая, стратегическая), по значимости (первостепенная, второстепенная), по времени (бессрочная, долгосрочная, среднесрочная, срочная) и т.д.
- Формирование мобильности ребёнка – дать ему возможность научиться свободно ориентироваться во всех трёх мирах – внутреннем, внешнем, виртуальном, получая больше информации и имея больше личных контактов, что способствует расширению всех «измерений» ребёнка, подкрепление одного «мира» другим.
- Формирование у школьников многофункциональности позволяет им выполнять несколько видов деятельности на хорошем уровне.
- Формирование многозадачности – навык, решая одну задачу, находить решение одновременно для ещё нескольких.
- Формирование синергетичности – умение найти и сформировать такую группу, сплочение которой позволяет способностям раскрыться ещё больше при содействии единомышленников.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся:
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Приёмы здоровьясбережения: две разминки, перемещение по классу, подъёмы и повороты сидя на местах.
Дидактические материалы:
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс// Учебное пособие для учащихся. 3 класс.//2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Академкнига/Учебник
- «Физминутка»/мультимедиа-продукт, аудиофайлы «Музыка для разминки»
- Листы для обсуждения
- Карточки с заданиями по тексту
Оборудование:
- Нумерация команд
Ход урока:
EDUCARE - обучающие структуры
- Организационный момент. ТИМБИЛДИНГ (Teambuilding)
Разминка. Игровое упражнение «Вертушка»: поворачиваем голову к номеру, названному учителем (от 1 до 8)
- Словарная работа
ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round Robin) - «подумай-запиши-обсуди в команде»
Вы познакомились с произведением Константина Паустовского «Заячьи лапы». Какие слова были непонятны, вызвали затруднения – составьте свой список. Затем обсудите его в команде.
Обсуждение списка слов
- Действующие лица
Составьте общий список действующих лиц рассказа
(Ваня, ветеринар, заяц, дед, бабка Анисья, аптекарь, Карл Петрович, сотрудник московской газеты, профессор)
Распределите действующих лиц в три столбика по отношению к зайцу: + ; +/ –– ; ––
Фасилитирующий вопрос:
Аргументируйте свой выбор
- Разминка
- Задания по тексту
СТЁ ЗЕ КЛАСС (Stir the Class) - «перемешай класс»
Дети объединяются во временные группы для выполнения заданий:
1) Докажите, используя текст, что деда спас именно тот заяц, в которого он стрелял
2) Докажите, используя текст, что Ваня очень добрый и чуткий мальчик
3) Найдите описание лесного пожара
4) Докажите, дед и Ваня проявили упорство, чтобы спасти зайца
Обсуждение и выступление
Возвращение в свои группы
- Роль зайца в этой истории
Фасилитирующие вопросы:
Заяц спас деда Лариона от пожара, а какую роль он сыграл в судьбе внука Вани? Какие черты характера Вани проявились в истории спасения зайца?
Обсуждение и выступление:
Заяц сыграл важную роль в судьбе Вани.
Во-первых, если бы не заяц, то дед Ларион погиб бы, и сирота Ваня остался бы вообще без родных людей.
Во-вторых, заботясь о зайце, Ваня понял, что такое благодарность, что можно быть благодарным не только людям, но и животным, и явлениям природы, и другим проявлениям мира.
В-третьих, Ваня учился самоотверженности и внимательности. Когда он понял, что заяц хочет пить, он прямиком помчался через лес к озеро, чтобы дать зайцу напиться.
В-четвертых, он учился доводить задуманное дело до конца, не останавливаясь на полпути. Когда ветеринар отказался лечить зайца, Ваня и дед могли бы опустить руки: ну что они сами могут сделать! Но Ваня и дед идут в город, ищут врача и уговаривают его лечить зайца.
В истории с зайцем Ваня проявил внимательность, заботливость, сострадание и настойчивость.
Вопросы для развития собственного мышления и осознания учениками – требуют уточнения, причины, доказательства, обоснования; создание дискуссий на уроках для выявления разных мнений, пояснение и раскрытие значений
- Разминка
- Выборочное чтение
Каждая команда выбирает отрывок для прочтения, выбирает чтеца (или чтецов).
- Подведение итогов урока
Как вы оцените свою работу?
Что вас затруднило на уроке?
Используете ли вы полученные сегодня знания?
- Домашнее задание
Провести сравнение произведений А.Куприна «Слон» и К. Паустовского «Заячьи лапы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».
Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...
рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» (знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»)
Урок посвящен знакомству с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Рассказ содержит фрагменты описания лесного пожара. В урок литературного чтения включается материал, который помогает формиров...
Урок литературного чтения в 3 классе УМК «ПНШ». Тема: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы».
Цели урока:формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.у...
Конспект урока по литературному чтению на тему "К.Г. Паустовский "Заячьи лапы"" 3 класс
УМК "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Целью данного урока является знакомство с героями рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» и работа над текстом, включающая анализирование и выделение главной идеи произведения...
Урок литературного чтения в 3-м классе. Рассказ К.Паустовского "Заячьи лапы"
формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.учить работа...
Тест по литературному чтению по произведению "Заячьи лапы"
Тест по литературному чтению,3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...