рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» (знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок посвящен знакомству с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Рассказ содержит фрагменты описания лесного пожара. В урок литературного чтения включается материал, который помогает формировать у детей бережное, внимательное отношения к природе. Такой урок может быть проведен в IV четверти в преддверии пожароопасного сезона. На уроке используются следующие методы и приемы: анализ литературного произведения, использование наглядного материала (распечатки текстов, словарных карточек, иллюстраций, сигнальные карточки, фотографии), мультимедийной презентации, видеоролик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
1. Орг. момент (слайд 1)
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час.
(Использование сигнальных карточек настроения)
–Давайте друг другу улыбнемся, пожелаем успехов в получении знаний. Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
–У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Это дыхание, голос и дикция.
2. Дыхательная гимнастика.
На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить. Представим себе, что на наши ладоши упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в легкие. Сдуньте снежинку с руки (повторить 3 раза). А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс. Вздыхаем носом – выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания).
3. Речевая разминка (слайд 2)
Загорелся кошкин дом!
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливает кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
Погас!
Прочитаем фрагмент. Помните о скорости чтения, четкости произношения и дыхании (произносите на выдохе).
1)прочитайте фрагмент ПРО СЕБЯ;
2) прочитайте фрагмент ТИХО;
3) прочитайте фрагмент ГРОМКО;
4)прочитайте еще быстрее.
Кто помнит, что случилось с кошкиным домом?
4. Работа над новым материалом (Актуализация знаний, слайд 3).
– Итак, мы начинаем урок литературного чтения. А начнем мы его с игры. Игра «Вспомни и назови».
–Я буду читать отрывки из произведений, а вы внимательно слушайте и вспоминайте из каких произведений они.
1)отрывок из «Кота - варюги»
2)отрывок из «Стальное колечко»
А кто написал эти замечательные произведения?
5. Сообщение темы урока (слайд 4).
а)вступительная беседа
–Сегодня мы познакомимся с произведением Константина Георгиевича Паустовского.
Он родился в 1892 году в Москве. В семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине у бабушки с дедушкой. Учился в киевской гимназии и Киевском университете. Переменил много профессий – был вожатым, кондуктором трамвая, санитаром, журналистом, преподавателем. Писательская жизнь началась с желания всё знать, все видеть и путешествовать.
– Название произведения давайте прочитаем (Название на доске) и подумаем, о ком оно? О ком может быть этот рассказ? (слайд 5).
А прежде чем начнем читать рассказ, давайте вспомним правило о построении литературного произведения. Какие части в рассказе мы можем выделить?
{вывешивание слов «экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка»}
Объяснение этих слов, определения (Экспозиция, Завязка, Развитие, Кульминация, Развязка).
б)словарная работа(слайд 6).
– Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Давайте познакомимся со словами, значение которых может быть непонятно.
Карточки для словарной работы
Оголец | лекарь, занимавшийся лечением домашней скотины в русских деревнях |
Онучи | говорить невнятно, пришептывая (беззубым ртом) |
Суховей | озорной мальчишка |
Пенсне | ветер разрушительной силы |
Шамкать | обмотки, портянки |
Коновал | очки без дужек, укрепленные на переносице |
Ураган | сухой горячий ветер |
{отображаю каждое слово на слайде с изображением картинки}
в)чтение рассказа
I часть произведения (слайд 7)
Слова умрёть, ежели, пущай – это слова разговорной лексики, употребляются они в непринужденной беседе и характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски.
Разговорная речь (помимо своей прямой функции – средства общения) в художественной литературе используется для создания словесного портрета, для реалистического изображения быта той или иной социальной среды, в авторском повествовании служит средством стилизации, при столкновении с элементами книжной речи может создавать комический эффект (примеры..)
III часть произведения (слайд 8).
После прочтения отрывка .
– Что такое рояль? В чем его отличие от пианино, фортепиано? {показать на слайде}
Рояль(от франц. royal — королевский, царственный) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепьяно. Дека, механика и струны у современных роялей расположены горизонтально. Корпус имеет крыловидную форму.
Пианино–струнно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано. Характерная особенность пианино — вертикально расположенная рама со струнами (в рояле струны натянуты в горизонтальном положении), благодаря чему достигаются более компактные, экономные размеры инструмента (итальянское pianino — маленькое фортепиано). Клавиатура у пианино расположена несколько выше, чем у рояля, но техника игры на обоих инструментах одинакова. Уступая роялю по силе и красочности звучания, пианино используется преимущественно в домашних условиях.
ФОРТЕПИА́НО — струнно-клавишный инструмент, получивший исключительно важное значение в музыкальной практике благодаря огромному диапазону и универсальным техническим возможностям. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».
IV часть произведения (слайд 9).
«Не беги так-то Шибко»- как вы понимаете значение этого выражения?
Физкультминутка (слайд 10).
– Почему устали дед и заяц?
– А от чего устали мы?
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале:
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись.
Лапки вверх, лапки вниз,
И на месте прыг да скок.
г)работа по усвоению сюжета
–Правильной ли была ваша догадка?
– Назовите главный действующих лиц этого рассказа (слайд 11).
–Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром по ролям.
– Что вы чувствуете после прочитанного? Почему?
– Что можно сказать о ветеринаре? (Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит) (слайд 12).
– Кто помог добрым словом? (бабка Анисья) Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.
– Что можете сказать о ней? (бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая).
– Кратко расскажите о разговоре деда с аптекарем.
– Кто вылечил зайца?
– Кто и как помогал в спасении зайца? Зачитайте отрывок.
– Почему Ваня принимает такое участие в судьбе больного зайца?
– Найдите и прочитайте в рассказе слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, что ему очень плохо.
– Как Ваня относился к больному зверьку? (Ваня не просто жалел зайца, а сделал всё, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу, к человеку. Несмотря на грубость ветеринара, раздражение аптекаря, первоначальный отказ врача лечить зайца. Ваня и дед добились своего: заяц был спасен).
«Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка» . Находим эти части в рассказе.
– Найдите слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что лето было очень жаркое. [Горячая песчаная дорога, пахло гарью, неслыханная дара, жаркий ураган].
– Какое же грозное явление природы послужило началом истории? [лесной пожар]. (слайд 19).
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже человека.
– Как вы думаете, по какой причине возникают лесные пожары? (Ответы детей).
(- брошенная горящая спичка, окурок;
- непогашенный костер;
- люди выжигали траву на лесных полянах, выжигание сухой прошлогодней травы;
- осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;
- хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил техники безопасности [корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог]).
– Мы назвали самые основные причины по которым возникают лесные пожары. Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – лес горит по вине человека. (слайд 20, 21).
– Наука, изучающая лесные пожары, называется пирология.
– Как вы считаете, когда начинается сезон лесных пожаров? (Ответы детей).
– Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.
Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике страны и окружающей нас среде.
Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются – Зоной бедствия.
– Как думаете, почему? (объяснения детей).
– Пожары бывают низовые, верховые, подземные. (слайд 22)
При низовом или беглом – огонь движется по поверхности почвы и сжигает лесную подстилку, траву, мелкие сучья, обжигает нижние комлевые части стволов деревьев. Особенно при этом повреждаются ель и пихта, имеющие тонкую кору. Скорость движения огня при низовом пожаре от 40 до 100 км/ч. Это самый распространенный вид лесных пожаров. При низовом пожаре дым светло- серого цвета.
Беглый пожар, особенно вначале, можно остановить захлестыванием ветвями.
При верховом пожаре пламя охватывает кроны деревьев. Море огня движется со скоростью 2-5 км/, захватывая большие площади и принося страшные разрушения. Верховые пожары наиболее опасны, и борьба с ними особенно трудна. Дым при верховом пожаре темно-серый. Потушить такой пожар водой невозможно. Для борьбы с ним прорубают разрывные просеки или пускают встречный огонь.
При подземном пожаре горит перегной и торф. Огонь движется со скоростью нескольких метров в сутки, причем часто не выходит на поверхность. Деревья на площади пожара падают, создается сильная захламленность и усиливается общая угроза пожара в дальнейшем. Дым от подземного пожара едкий, с сильным запахом торфа. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.
– По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.
Слабые пожары – скорость 1 м/мин. и высота пламени не более 1.5 метров.
Средние пожары – скорость до 3 м/мин. и высота пламени 1.5 метров.
Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин. и высота пламени более 1.5 метров.
Показ видеоролика.
27 июня 2010 года в 14.05 в Республики Марий Эл на Кокшайском тракте был обнаружен лесной пожар ориентировочной площадью 20 га. Пожар был низовой, переходящий в верховой и распространялся в северо-восточном направлении. По причине неблагоприятных метеоусловий - сильного ветра площадь лесного пожара увеличилась и по состоянию на 6 часов 00 мин. 28 июня 2010 года ориентировочная площадь лесного пожара достигла до 1000 га или 100 км леса. Это был самый сильный лесной пожар за последние 40 лет!
– Чтобы не навредить лесу и не допустить возникновение пожара, необходимо соблюдать правила поведения в лесу. Как вы думаете, какие?
Учащиеся под руководством учителя составляют памятку о правилах безопасного поведения в лесу.
Пункты памятки выкладываются на доске с помощью рисунков и готового текста. (слайды 23-26)
Не бросайте в сухую траву горящие спички
Не разводите костры в местах с сухой
травой, в хвойных молодняках.
Не зажигайте траву под деревьями,
на лесных полянах, стерню на полях
рядом с лесом.
Не оставляйте в лесу бутылки и осколки стекла.
Не используйте в лесу автомашину или
мотоцикл с неисправной системой питания.
При необходимости развести в лесу
костер примите меры безопасности,
исключающие попадание искр на сухую траву.
Действия при попадании в зону пожара (слайд 27).
Учитель: Подумайте, какие нужно предпринять действия, если вы все же оказались в зоне пожара.
Учащиеся под руководством учителя составляют памятку о действиях людей, попавших в зону пожара.
Возникший небольшой низовой пожар
в лесу постарайтесь сбить ветками
или забросать грунтом.
Если вы попали в зону пожара, выходите из опасной зоны перпендикулярно направлению движения огня навстречу ветру.
Если воздух сильно задымлен, дышите
через мокрый платок, шарф.
Помните: у земли задымление меньше.
Нельзя бежать в загоревшейся одежде! Лучше сбросить ее или загасить огонь, катаясь по
земле.
– Мы узнали с вами, какие бывают пожары, правила безопасного поведения в лесу. А теперь, найдите в нашем тексте слова, указывающие на то, что лесной пожар – это стихийное бедствие, которое трудно остановить.
[«Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня… Смерть настигала деда, хватала его за плечи…»].
– Природа не всегда бывает спокойной, мирной, располагающей к любовании ею. В этом рассказе природа – страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем.
Обобщение.
– Ребята, подведем итог нашего обсуждения героев.
– Какое отношение у вас к каждому из действующих лиц?
– А вы бы помогли Ване и дедушке спасти зайца?
– Бывают ли случаи, когда животные помогают людям? Приведите примеры.
– О чем же этот рассказ? О зайце ли он? Какова его главная мысль?
[Обобщение ответов детей. О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль.
Больной заяц – в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдает этот экзамен, а кто-то нет! Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!]
–Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку.
Домашнее задание.
Придумайте и нарисуйте плакат в защиту лесов от пожаров.
Итог урока
– Чему научились на уроке?
– Что нового и интересного узнали?
– Какие выводы для себя сделали?
– А какое настроение получили? (Дети показывают сигнальные карточки)
Чтение – это лучшее учение в любом возрасте!
Урок окончен. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».
Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...
Тема урока: рассказ К.Д. Паустовского «Заячьи лапы»
конспект урока по литературному чтению 4 класс СРО Занкова...
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»
Анализ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы», знакомства с системой образов и жанровыми особенностями произведения...
Конспект занятия «Природа и человек в рассказе К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»
Тема занятия: «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».Цель: познакомить с рассказом К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»; формировать умение анализировать ...
Урок литературного чтения. Рассказ К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".
Презентация к уроку литературного чтения. Рассказ К.Г. Паустовского "Заячьи лапы"....
Урок литературного чтения в 3-м классе. Рассказ К.Паустовского "Заячьи лапы"
формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.учить работа...
Рассказ Константина Паустовского "Заячьи лапы"
Рассказ Константина Паустовского "Заячьи лапы"...