Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука» 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Буряк Ирина Петровна

План-конспект урока.
Предмет: Литературное чтение

Урок № 34

Тема урока: Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель:  знакомство с новым жанром литературы, создание благоприятных условий для воспитания согласия и взаимопонимания через содержание басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya.docx26.43 КБ
Файл 1.docx11.28 КБ
Файл kartochki.docx124.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

муниципального образования Тимашевский район

Конспект урока по литературному чтению

на тему:

Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука». 
2 класс

УМК «Школа России»

Подготовила:

учитель начальных классов:

Буряк Ирина Петровна

План-конспект урока.
Предмет: Литературное чтение

Урок № 34

Тема урока: Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель:  знакомство с новым жанром литературы, создание благоприятных условий для воспитания согласия и взаимопонимания через содержание басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве  И. А. Крылова.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием басни; умению выделять жанровые особенности басни; совершенствованию навыка чтения, отработки выразительности чтения, развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, познавательной активности обучающихся, посредством работы с содержанием басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»; развитию связной речи детей; обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию интереса к чтению басен, к детской литературе; развитию читательской самостоятельности, умения работать в группах; развитию фантазии, детского словотворчества.

Воспитательные: способствовать воспитанию согласия, взаимопонимания, любознательности; средствами учебного занятия воспитывать бережное отношение к родному слову; воспитанию читательского интереса к басням И. А. Крылова.

Формирование УУД:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; воспитание согласия, взаимопонимания; формирование положительного отношения к процессу познания, к чтению, к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; умение проявлять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; воспитание вдумчивого чтеца; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; умения планировать и организовывать работу в группах. 

Регулятивные: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществлять самоанализ, анализ, взаимоконтроль, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод; развития умения применять имеющиеся знания; определять жанровые особенности басни «Лебедь, Рак и Щука». умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод; развития умения применять имеющиеся знания; определять жанровые особенности басни «Лебедь, Рак и Щука».

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной «Литературное чтение», 2 класс; презентация; аудио запись басни; выставка книг писателя; карточка со значением слов из словаря Ожегова; карточка с пословицами.

Ход урока.

  1. Организационный момент (3 мин)

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

  1. Речевая разминка (2 мин)

А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня.

Прочитайте с удивительной интонацией; с вопросительной интонацией; с огорчением, скороговоркой.

  1. Актуализация знаний (5 мин)

Давайте сейчас вспомним сказку над которой мы работали на предыдущем уроке. Над какой сказкой мы работали? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Назовите героев этой сказки. (Золотая рыбка, старик, старуха.)

Перечислите положительных героев сказки.

А сейчас мы разгадаем ребус, который представлен на сладе. Это слово имеет непосредственное отношение к уроку.

Какое слово получилось? (басня)

Ребята, сформулируйте тему нашего урока? (Познакомиться с новым жанром литературы и познакомиться с новым произведением.)

Что такое басня?

Басня- это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

  1. Постановка учебной задачи (4 мин)

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением одного замечательного писателя. В должны постараться научиться выразительно читать его произведения.

А сейчас поработайте в парах.

Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. Возьмите листочки, которые лежат у вас на столах. Сейчас я буду читать вам загадки, а вы будете на листик записывать ответы.

-Буква, стоящая в русском алфавите после буквы Й? (К)

-Буква та Рычательная,

Просто замечательная. (Р)

- Ходит с палочкой, увы,

По страницам буква ... (Ы)

- Эта буква вместе с «Я»

Нотою бывает,

И ее мои друзья

Часто напевают.(Л)

- Её имеет каждый угОл, но сама она без углов.(О)

- Волк, голодный серый волк,

Выл он, выл, потом умолк.

Волк сейчас сидит в траве,

Волк - в траве под буквой... (В)

Какое слово получилось? (Крылов).Оцените свою работу в паре.

А теперь отгадайте как его зовут? ИВАН АНДРЕЕВИЧ

В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него- лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.

Да это И.А. Крылов и его герои басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. В литературе можно много назвать писателей, которые писали рассказы, повести, сказки и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была очень бедной, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но, несмотря на это, мальчик с детства любил читать. Стремление к образованию было на столько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным человеком. За свою жизнь он написал более двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь, крылатыми, остроумными, образными выражениям, сравнениями. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов».

  1. Ознакомление с новым материалом (10 мин)

Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? (Они живут в воде.)

Сегодня мы будем знакомиться  с басней, а чтобы узнать как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево.

АКУЩА и КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, Рак и Щука)

 Эта басня была написана в 1814 году. 205 лет назад.

А сейчас давайте прослушаем аудиозапись басни.

Что заставило вас улыбнуться? Что узнали из басни? Что делают герои? (Глупые: тянули в разные стороны. Пытаются сдвинуть телегу.)

Как написана эта басня прозой или стихотворением?

А сейчас прочитайте басню ещё раз самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо. Обсудите в парах.

Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя.

(Лебедь рвется в облака (стремительный, быстрый); Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный); Щука тянет в воду (упрямая).

Какими словами  описано усердие героев? (Из кожи лезут вон.)

Почему же воз и ныне там? (Потому что они не смогли договорится.)

Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)

Чему же учит басня? (Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.) А сейчас вы должны постараться прочитать басню выразительно, без ошибок.

  1. Физкультминутка (2 мин)

Лебеди летят, (Ходьба на месте с подниманием рук вверх и вниз)

Крыльями шумят. (Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.)

Прогнулись над водой,

Качают головой. (Повороты головы.)

Прямо и гордо

Умеют держаться. (Выпрямиться, руки за спину)

И очень бесшумно (Руки вниз — потянуться вверх.)

На место садятся. (Сесть на место, туловище держать прямо.)

  1. Первичное закрепление (5 мин)

С каким новым жанром литературы познакомились? Что такое басня? Какие  выражения встречаются в басне? Чему учит басня? Прочтите строки.

Так зачем И. Крылов написал эту басню? Что такое мораль басни? Какими на показывает Крылов своих героев?

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин)

Итак, ребята, перед вами на столе лежат карточки с иллюстрациями басен. Посмотрите внимательно и расскажите, что перепутал художник? Что в басне  вам особенно понравилось? Какое чувство у вас вызывают герои?

  1. Подведение итогов урока (рефлексия учебной деятельности). (5 мин)

Для чего и зачем нужно изучать басни?

Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы этой цели?

Интересно ли было на уроке? Что показалось наиболее легким? С чем было сложнее справиться?

Каждый поднимите смайлик вверх, он у вас у каждого на парте, который отражает ваше отношение к материалу урока.

  1. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение басни с. 104.

Нарисовать иллюстрацию к басне.



Предварительный просмотр:

АКУЩА и

КАР,

ЬДЕБЕЛ



Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\конкурс\008.jpg C:\Users\Admin\Desktop\конкурс\008.jpg C:\Users\Admin\Desktop\конкурс\008.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов. Басня "Лебедь, Рак и Щука"

Программа "Гармония" 4 класс...

Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".

Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".  В урок вводится понятие басня, литературный художественный приём ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука», 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука»...

Конспект урока по литературному чтению "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Создание условия для ознакомления обучающихся с произведением И.А. Крылова.Планируемые результатыПредметные:Знать особенности басни, определять, что высмеивает басня И.А. Кр...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Урок открытия нового знания.Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».Образовательные задачи:познакомить...

Урок литературного чтения в 2 классе: Басня И.А. Крылова "Лебедь, рак и щука."

Урок литературного чтения, проведенный в 2 классе. Тема: Басня И.А. Крылова "Лебедь, рак и щука."...