Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука» 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
План-конспект урока.
Предмет: Литературное чтение
Урок № 34
Тема урока: Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: знакомство с новым жанром литературы, создание благоприятных условий для воспитания согласия и взаимопонимания через содержание басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya.docx | 26.43 КБ |
1.docx | 11.28 КБ |
kartochki.docx | 124.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
муниципального образования Тимашевский район
Конспект урока по литературному чтению
на тему:
Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».
2 класс
УМК «Школа России»
Подготовила:
учитель начальных классов:
Буряк Ирина Петровна
План-конспект урока.
Предмет: Литературное чтение
Урок № 34
Тема урока: Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: знакомство с новым жанром литературы, создание благоприятных условий для воспитания согласия и взаимопонимания через содержание басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве И. А. Крылова.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием басни; умению выделять жанровые особенности басни; совершенствованию навыка чтения, отработки выразительности чтения, развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, познавательной активности обучающихся, посредством работы с содержанием басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»; развитию связной речи детей; обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию интереса к чтению басен, к детской литературе; развитию читательской самостоятельности, умения работать в группах; развитию фантазии, детского словотворчества.
Воспитательные: способствовать воспитанию согласия, взаимопонимания, любознательности; средствами учебного занятия воспитывать бережное отношение к родному слову; воспитанию читательского интереса к басням И. А. Крылова.
Формирование УУД:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; воспитание согласия, взаимопонимания; формирование положительного отношения к процессу познания, к чтению, к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; умение проявлять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; воспитание вдумчивого чтеца; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; умения планировать и организовывать работу в группах.
Регулятивные: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществлять самоанализ, анализ, взаимоконтроль, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод; развития умения применять имеющиеся знания; определять жанровые особенности басни «Лебедь, Рак и Щука». умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод; развития умения применять имеющиеся знания; определять жанровые особенности басни «Лебедь, Рак и Щука».
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной «Литературное чтение», 2 класс; презентация; аудио запись басни; выставка книг писателя; карточка со значением слов из словаря Ожегова; карточка с пословицами.
Ход урока.
- Организационный момент (3 мин)
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
- Речевая разминка (2 мин)
А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
Прочитайте с удивительной интонацией; с вопросительной интонацией; с огорчением, скороговоркой.
- Актуализация знаний (5 мин)
Давайте сейчас вспомним сказку над которой мы работали на предыдущем уроке. Над какой сказкой мы работали? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Назовите героев этой сказки. (Золотая рыбка, старик, старуха.)
Перечислите положительных героев сказки.
А сейчас мы разгадаем ребус, который представлен на сладе. Это слово имеет непосредственное отношение к уроку.
Какое слово получилось? (басня)
Ребята, сформулируйте тему нашего урока? (Познакомиться с новым жанром литературы и познакомиться с новым произведением.)
Что такое басня?
Басня- это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
- Постановка учебной задачи (4 мин)
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением одного замечательного писателя. В должны постараться научиться выразительно читать его произведения.
А сейчас поработайте в парах.
Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. Возьмите листочки, которые лежат у вас на столах. Сейчас я буду читать вам загадки, а вы будете на листик записывать ответы.
-Буква, стоящая в русском алфавите после буквы Й? (К)
-Буква та Рычательная,
Просто замечательная. (Р)
- Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква ... (Ы)
- Эта буква вместе с «Я»
Нотою бывает,
И ее мои друзья
Часто напевают.(Л)
- Её имеет каждый угОл, но сама она без углов.(О)
- Волк, голодный серый волк,
Выл он, выл, потом умолк.
Волк сейчас сидит в траве,
Волк - в траве под буквой... (В)
Какое слово получилось? (Крылов).Оцените свою работу в паре.
А теперь отгадайте как его зовут? ИВАН АНДРЕЕВИЧ
В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него- лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.
Да это И.А. Крылов и его герои басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. В литературе можно много назвать писателей, которые писали рассказы, повести, сказки и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была очень бедной, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но, несмотря на это, мальчик с детства любил читать. Стремление к образованию было на столько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным человеком. За свою жизнь он написал более двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь, крылатыми, остроумными, образными выражениям, сравнениями. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов».
- Ознакомление с новым материалом (10 мин)
Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? (Они живут в воде.)
Сегодня мы будем знакомиться с басней, а чтобы узнать как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево.
АКУЩА и КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, Рак и Щука)
Эта басня была написана в 1814 году. 205 лет назад.
А сейчас давайте прослушаем аудиозапись басни.
Что заставило вас улыбнуться? Что узнали из басни? Что делают герои? (Глупые: тянули в разные стороны. Пытаются сдвинуть телегу.)
Как написана эта басня прозой или стихотворением?
А сейчас прочитайте басню ещё раз самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо. Обсудите в парах.
Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя.
(Лебедь рвется в облака (стремительный, быстрый); Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный); Щука тянет в воду (упрямая).
Какими словами описано усердие героев? (Из кожи лезут вон.)
Почему же воз и ныне там? (Потому что они не смогли договорится.)
Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)
Чему же учит басня? (Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.) А сейчас вы должны постараться прочитать басню выразительно, без ошибок.
- Физкультминутка (2 мин)
Лебеди летят, (Ходьба на месте с подниманием рук вверх и вниз)
Крыльями шумят. (Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.)
Прогнулись над водой,
Качают головой. (Повороты головы.)
Прямо и гордо
Умеют держаться. (Выпрямиться, руки за спину)
И очень бесшумно (Руки вниз — потянуться вверх.)
На место садятся. (Сесть на место, туловище держать прямо.)
- Первичное закрепление (5 мин)
С каким новым жанром литературы познакомились? Что такое басня? Какие выражения встречаются в басне? Чему учит басня? Прочтите строки.
Так зачем И. Крылов написал эту басню? Что такое мораль басни? Какими на показывает Крылов своих героев?
- Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин)
Итак, ребята, перед вами на столе лежат карточки с иллюстрациями басен. Посмотрите внимательно и расскажите, что перепутал художник? Что в басне вам особенно понравилось? Какое чувство у вас вызывают герои?
- Подведение итогов урока (рефлексия учебной деятельности). (5 мин)
Для чего и зачем нужно изучать басни?
Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы этой цели?
Интересно ли было на уроке? Что показалось наиболее легким? С чем было сложнее справиться?
Каждый поднимите смайлик вверх, он у вас у каждого на парте, который отражает ваше отношение к материалу урока.
- Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение басни с. 104.
Нарисовать иллюстрацию к басне.
Предварительный просмотр:
АКУЩА и
КАР,
ЬДЕБЕЛ
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.А.Крылов. Басня "Лебедь, Рак и Щука"
Программа "Гармония" 4 класс...
Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".
Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России". В урок вводится понятие басня, литературный художественный приём ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука», 2 класс, УМК Школа России
Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука»...
Конспект урока по литературному чтению "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Создание условия для ознакомления обучающихся с произведением И.А. Крылова.Планируемые результатыПредметные:Знать особенности басни, определять, что высмеивает басня И.А. Кр...
Конспект урока литературного чтения 2 класс Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
Урок открытия нового знания.Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».Образовательные задачи:познакомить...
Урок литературного чтения в 2 классе: Басня И.А. Крылова "Лебедь, рак и щука."
Урок литературного чтения, проведенный в 2 классе. Тема: Басня И.А. Крылова "Лебедь, рак и щука."...