Клубный час в ГПД "Слушаем Пушкина"
классный час по чтению (3 класс)

план-конспект занятия (3 класс) 

Занятие по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

воспитателя 3-а класса Богоненко Н.В.

Тема: «Слушаем Пушкина, по сказке о рыбаке и рыбке».

Цель: Обобщение знаний учащихся о сказке А.С.Пушкина      («Сказка о рыбаке и рыбке)».

Задачи

 Образовательные:

  • Активизировать имеющиеся у учащихся знания о сказке;
  • Прививать любовь к чтению;
  • Учить работать в команде;
  • Развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ;

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уважение к книге;
  • Воспитание выдержки и умения выслушать других;
  • Способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между учащимися;
  • Учить на примере сказки Пушкина правильно оценивать поступки героев;

Развивающие:

  • Способствовать развитию творческого мышления;

Коррекционные:

  • Развитие речи учащихся;
  • Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта;
  • Развитие внимания, памяти, мышления;

Формирование коммуникативных УУД:

  • Умение работать с текстом (искать в тексте ответы на поставленные вопросы);
  • Умения участвовать в учебном диалоге и оформлять диалогическое высказывание

в  соответствии с требованиями речевого (умение объяснять свой выбор, строить

фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;  проверять, дополнять ответы

учащихся; работа в группе);

  • Умение строить монологические высказывания (описывать объект: передавать

его внешние характеристики, используя выразительные средства речи).

Оборудование:

Цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы, бумага формата А3, картинки с изображением героев сказки, презентация, книги со сказкой А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке, фигурки золотой рыбки, макет моря и макет дуба.

 Участники:

       Ученики 3-а класса.

Этапы

занятия

Деятельность воспитателя

Вре-мя

Деятельность детей

1.Вступительное

слово воспитателя

Слайд № 1

В.- Ребята, сегодня мы с вами войдем  в замечательный мир сказок А.С.Пушкина, продолжим изучение его сказки о рыбаке и рыбке, внимательно проследим за сюжетом этой сказки и поговорим о ее главных героях.

Слайд № 2

Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведем небольшую викторину.

1 мин

Учащиеся сидят в классе.

2. Подготовка к викторине.

В.- И первый вопрос,  кто  главные герои этой сказки?

Слайд № 3

В.- Кто в сказке волшебный помощник?

В.- В чем необычность рыбки?

Слайд № 4

Вот такая волшебная рыбка и поможет сегодня нам на нашем занятии.

2 мин

Учащиеся отвечают на вопрос воспитателя: рыбка, старик и старуха.

Золотая рыбка

Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания.

3.  Жеребьевка команд.

В.-  Предлагаю вам разделиться на три команды, по количеству главных героев сказки.

 В.- Вы будите подходить ко мне и вылавливать по одной рыбке, на ней будут написаны номера (1, 3, 3), это номера ваших команд они соответствуют номерам столов.

В.- Подойдите первые два человека ко мне, выловите своих рыбок. Они покажут вам ваше рабочее место.  

В.- Подойдите следующие два человека,

……………………………………..

2 мин

Учащиеся по два человека подходят к воспитателю и вылавливают золотых рыбок, затем занимают места за своими рабочими столами.

4. Подготовка к разбору сказки.

В.- Первое задание для всех участников. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, только условие все ответы должны быть полными.

Ответ я буду принимать по поднятой руке, выкрикивать ответы нельзя.

Где жили старик и старуха?

Сколько лет они жили вместе?

Чем они занимались?

С чем первый раз пришел невод?

С чем второй раз пришел невод?

Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей?

Куда отправила старуха-дворянка старика работать?

5 мин

Учащиеся отвечают на вопросы воспитателя.

У синего моря в ветхой землянке

30 лет и три года

Старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу

С тиной

С травой морскою

Ударила по щеке старика

На конюшню

5.  Разбор сюжета, работа над образами главных героев.

В.- Молодцы хорошо справились с заданием. А сейчас мы вспомним последовательность просьб старухи.  

Слайд №  5

В. – Скажите, ребята все эти просьбы рыбка исполнила.

В. – Правильно исполнила, а какое желание старухи, рыбка не исполнила?

В. – Верно, желание стать владычицей морскою.

Слайд № 6

В. – И в результате, что с ней случилось?

В. – Совершенно верно, она осталась у разбитого корыта.

Слайд № 7

В.- Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?

В.- Давайте выясним, какой характер у каждого героя.

Вот сейчас вы будите работать каждый  в своей команде. Работа будет письменной. Сначала вы устно обсудите характер вашего героя, затем обобщите свои ответы и запишите их на листе.

Воспитатель раздает командам листы бумаги с героями: золотая рыбка, старик и старуха.

Воспитатель еще раз повторяет, за каким рабочим столом, работает какая команда.

Соответственно и характеристику героев, каждая команда дает именно своему герою ( 1-я - старику, 2-я - старухе и3-я -  рыбке).

Учащимся дается время на выполнение этой работы.

После чего один представитель от каждой команды читает все характеристики.

После ответа одной команды, другая может дополнять.

Слайд № 8

В.- Кто из героев вам больше всего нравится? Почему?

В. – Вы уже сказали, что старуха за свою жадность была наказана. Она оказалась опять у разбитого корыта.

В.- Почему был наказан старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

В.- Являются ли положительными такие качества, как безвольность?

В.- Смиренность, податливость – положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке  Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на ее неправоту, остановить ее жадность. Он не смел ей перечить, слепо подчинялся, выполняя все ее прихоти.

В.- Случается ли такое в жизни?

В. – В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, твердо сказать – нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

10 мин

Первая просьба – корыто,

Вторая – изба

Третья – пожелала стать столбовою дворянкой

Четвертая – хотела стать вольною царицей.

Да

Стать владычицей морскою

Оказалась у разбитого корыта.

Рассуждение учащихся.

Учащиеся письменно составляют характеристики главных героев.

Золотая рыбка - добрая, послушная, исполнительная, вежливая, красивая, жалостливая, хорошая.

Старик - добрый, старый, послушный, исполнительный, работящий, хороший, безотказный.

Старуха – жадная, вредная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, плохая, требовательная, жестокая.

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) отрицательная черта характера.

Ответы детей.

6. Физкультминутка

Ребята, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и провести физкультминутку.

Слайд № 9

2 мин

Выполняют физкультминутку

7. Главный урок сказки.

В. – Отдохнули и снова за работу.

Прочитайте со слайда слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам  - урок»

Слайд 10

В. – Какой же урок преподал нам великий поэт?

Выберите наиболее точную формулировку:

Слайд № 11  презентации:

Как здорово поймать волшебную рыбку.

Как плохо быть сварливым и жадным.

Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять свое счастье.

Есть ситуации, когда необходимо проявить твердость характера, иначе ты можешь пострадать.

В.- Ребята, вы молодцы мне очень понравились ваши ответы.

5 мин

Один из учеников читает слова Пушкина.

Ученики по очереди читают со слайда презентации формулировки.

Высказывания детей.

8. Творческая работа, создание коллажа.

В. –  А сейчас я хочу предложить вам интересную творческую работу. Я предлагаю вам на время стать художниками – оформителями и сделать коллажи. Каждая команда будет делать свой коллаж.

В чем же заключается ваша работа? Надо каждой команде, из предложенного мной материала, создать свою картинку к сказке. Затем из сказки выбрать текст, который относится к созданному вами коллажу. Прочитать этот текст выразительно.

Удачи.

Можете приступать к работе.

     

10 мин

Учащиеся выполняют работу по созданию коллажа.

9. Конкурс работ.

В.-  Молодцы. Мне очень понравились ваши работы. И отрывки из текста вы выбрали правильные.

Каждая команда представляет свою работу и защищает ее.

.

10. Итог занятия.

В. – Ребята наше занятие подходит к концу. Я,  хочу у вас спросить, что сегодня вы повторили, а что узнали нового.

2 мин.

Ответы детей.

11. Рефлексия.

Воспитатель показывает ученикам сделанное из бумаги и картона дерево.

В. – Ребята, как вы думаете, что это такое.

В. – правильно, это дерево, но это не простое дерево, а дерево-успеха.  Как вы думаете, чего ему не хватает?

Правильно листочков.

У вас на столах лежат конверты, а в них листья зеленые, красные и желтые. Если вам сегодня на занятии все было понятно и интересно, вы должны повесить на дерево зеленые листочки, если что то было непонятно – желтые, а если вы вообще ничего не поняли, вам было скучно и неинтересно – красные. За работу. Свой выбор надо подтвердить словами, что понравилось, а что нет.

В.- Ребята, посмотрите, какое у нас получилось дерево.

В. – Правильно. А как вы думаете почему именно дуб – дерево успеха.

В. – Правильно. А так как мы решили создать свой макет Лукоморья, то после изучения сказки о рыбаке и рыбке, скажите, каких героев мы будем делать.

В. – Замечательно.

Спасибо за активное участие на занятии. Проходят годы, но во все времена дети будут с удовольствием читать и перечитывать сказки А.С.Пушкина. Я думаю, и вы еще раз перечитаете сказку о золотой рыбке и может быть откроете для себя еще что то новое.

Слайд № 12

 

4 мин

Дерево.

Листьев.

Учащиеся вешают на дерево листочки и говорят, что им больше всего понравилось и запомнилось.

Дуб

Дуб есть в отрывке Лукоморье.

Старика, старуху, золотую рыбку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час «Путешествие по произведениям А. С. Пушкина»

Клубный час«Путешествие по произведениям А. С. Пушкина» Цели: 1.Обобщить знания учащихся о творчестве Пушкина 2.Развивать образное мышление, творческие способности, способность во...

«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».

Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...

Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина в рамках Недели памяти А.С. Пушкина.

Данная работа представляет собой кроссворд по сказкам великого писателя и поэта А.С. Пушкина, который можно использоватть на уроках литературного чтения в начальной школе....

Клубный час в ГПД "Слушаем Пушкина"

Занятие по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КЛУБНОГО ЧАСА В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ ТЕМА: "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С ПУШКИНА"

Данное занятие разработано для учеников 4 класса, имеющих тяжелые нарушения речи....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КЛУБНОГО ЧАСА В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ ТЕМА: "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С ПУШКИНА"

Данное занятие разработано для учеников 4 класса, имеющих тяжелые нарушения речи....