Литературное чтение Тема: В. П Астафьев « Капалуха». Люби живое.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели урока: познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха»; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; связную речь; навыки выразительного чтения; прививать интерес к чтению; воспитание чувства любви к матери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: В. П Астафьев « Капалуха». Люби живое.
Цели урока: познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха»; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; связную речь; навыки выразительного чтения; прививать интерес к чтению; воспитание чувства любви к матери.
Планируемые результаты:
УУД (универсальные учебные действия)
Регулятивные:
Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Стимулировать поисковую деятельность обучающихся; создать условия для систематизации изучаемого материала;
Познавательные:
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.
Учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем.
Коммуникативные:
Задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
Личностные результаты:
Установка на здоровый образ жизни, принятие образа «хорошего ученика», наличие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.
Предметные результаты:
Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева;
Учить детей анализировать содержание прочитанного и объяснять его смысл, понимать настроение писателя, оценивать поступки героев;
Ресурсы: Презентация к уроку « Капалуха В. П. Астафьев».
Ход урока
- Организация класса.
-Чтобы работа у нас ладилась, у всех было хорошее настроение, давайте поздороваемся, пожелаем друг другу добра.
(Дети встают в круг)
-Здравствуйте, слово, какое чудесное.
Доброе, светлое, чуточку нежное.
Здравствуйте, скажем, мы новому дню.
Здоровья желаем всем и всему.
2.Опрос - актуализация.
-Дети, посмотрите на слайд, на нем записаны слова, прочитайте их, пожалуйста. (Нежность, любовь, сострадание, грусть)
–Как можно назвать эту группу слов одним словом? (Чувства)
– Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь)
– Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Работать мы будем в парах.
Дети составляют кластеры и сообщают свое мнение.
– Исходя из сказанного вами, дайте определение понятию «любовь» по опорным словам.
– А теперь давайте прочитаем, как дается определение этого чувства в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова: (слайд)
1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
- Мы были близки с вами к этому определению, так ведь?
- Как вы думаете, к кому же направлена самая сильная любовь. Подумайте (предполагаемый ответ: «К маме»).
- А почему? (без мамы маленький ребенок не может, мама всегда поможет, за это мы и любим ее).
3.Введение в тему:
Постановка учебной цели.
-По какой теме мы работаем?
«Корзина идей» (слайд )
-На слайде рисунок корзины. В неё будем условно складывать всё, что знаем по данной теме.
- Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением по теме”Люби живое”.(слайд)
- Прочитайте его имя, фамилию и отчество (Виктор Петрович Астафьев).
- Подготовка к восприятию новых знаний.
- Обратите внимание на портрет и послушайте краткую биографию этого автора. Рассказ ученика-помощника.
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае, на берегах Енисея. Когда началась война ушёл добровольцем в армию. Обучался в пехотном училище в Новосибирске. Весной 1943 г. Был отправлен на передовую и до самого конца войны остался рядовым солдатом. На фронте, орденом «Красной Звезды» и медалью « За отвагу». Был ранен, после госпиталя вместе с семьёй поселился в Пермской области. Очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку. Произведения этого автора – это его жизнь.
-Прочитайте название произведения.
- Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет).
- Почему? (Непонятное слово).
- Как вы думаете, что означает это название? (Птица, глухарь)
- Что вы знаете об этих птицах?
- Послушайте сообщение о глухаре.(слайд) .
Рассказ ученика-помощника.
Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности. Весной, когда глухарь-петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой.
Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они тоже водятся.
- Почему птица носит такое название (глухарь)?
- Послушайте голоса птиц (ток глухаря). (Звучит фонограмма)
- Что услышали?
- Отправляемся в особый лес, тайгу.
Что такое тайга? (трудно проходимый лес)
- Чтение произведения и работа над содержанием.
- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.
Словарная работа.(слайд)
Просека– полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.
Валежник– сухие сучья, деревья в лесу, упавшие на землю.
Космы- взлохмаченные пряди волос.
Прочитаем текст с остановками. Прислушайтесь к своим чувствам.
1 часть – ученик
- Где происходило действие?
- Что делали дети в тайге?
- Где поднялся шум?
-Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название?
В словаре В.Даля для слова Копала дается определение, что копала или копалуха - это самка глухаря, а слово имеет финское происхождение. Слово это прижилось, и теперь капалухой самок этих птиц называют охотники всей страны, от Карелии до Сибири, и даже Дальнего Востока. То есть слово, будучи исконно финским прижилось и стало чисто русским. Слово это пошло из народа копытить или копать .
«Дерево предсказаний»(слайд)
-Как вы думаете, что будет дальше? ( предположения детей) (возможно, вероятно).Дети приклеивают листочки с предположениями.
Выборочная проверка.
-Вам интересно узнать продолжение?
2 часть – ученик
-Где и как ребята обнаружили гнездо?
- Как выглядело гнездо?
- Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце моё забилось от испуга»?
- Почему дети не взяли яйца?
3 часть – ученик
- Что вас поразило, удивило в этой части?
-Перечитайте эту часть, подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.
-Зачитайте эти слова.
Металась в стороны
Крылья разброшены, мела ими
Закостенели от неподвижности
Пыжилась и не могла взлететь
-Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)
- Что испытала птица?
-Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.
- Прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду?
- Какой матерью была капалуха?
- Кого она вам напоминает? Почему?
4 часть – ученик
- Что испытывали ребята?
- А глухарка?
- Какие чувства испытали вы?
- Обоснуйте свои чувства.
-Какие предположения сбылись более точно, какие нет. Почему?
- Кому понравилось произведение?
- К какому жанру относится произведение? Докажите это.
- Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями пас молодых телят.
Работа с иллюстрацией.
- Расскажите, какой момент изображён?
- Прочитайте.
- Обобщающая беседа.
- Главное действующее лицо этого произведения?
- Какая главная мысль?
- Какой вывод вы сделали для себя?
- Можно ли этот рассказ назвать поучительным?
- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: “Добра мать до своих детей, а земля до всех людей” с содержанием текста?
- Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.
- Что значит быть добрым к природе?
- Вспомним слова М. М. Пришвина:
“Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.
Работа в группах
Организация детей в группы ( по цвету пиктограмм)
Исследователи- Подготовить вопросы по содержанию произведения.
-Хорошо, если эти вопросы заставят нас не только вспомнить содержание произведения, но и рассуждать, выражать личное отношение к поступкам героев .
Конструкторы- Соединить части пословиц. Выбрать пословицу, более точно отражающую мысль текста. Объяснить её смысл.
Кинематографисты- Разделить текст на части. Составить план. Пересказать текст по плану.
Теоретики- Сочинить синквейн о капалухе.
Сценаристы- Прочитайте беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики.
После самостоятельной работы в группах учащиеся задают одноклассникам некоторые подготовленные вопросы (по одному каждой группе).
Выступление групп.
- Итог урока.
- Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее.
-А теперь подведём итог нашего урока.
Рефлексия ««Рефлексивный экран».
Рефлексия. «Цветик – многоцветик».
8.Домашнее задание: пересказ от имени капалухи.
Приложение.
Работа в группах.
1.Соедини части пословиц. Какая пословица больше всего соответствует основной мысли рассказа? Объясни её смысл.
Материнская молитва | чем родная матушка. |
Нет лучшего дружка, | со дна моря вынимает. |
При солнышке - тепло, | да не больно опустит. |
Мать высоко руку подымет, | при матушке - добро. |
Кто мать и отца почитает, | а младенец матери. |
Птица рада весне, | тот вовеки не погибает. |
Всякой матери | не знает покоя. |
Материнское сердце | своё дитя мило. |
2.Составить синквейн про капалуху.
Инструкция
1-ястрочка: тема (одно существительное);
2-ястрочка: описание темы в двух словах (два прилагательных);
3-ястрочка: описание действий в рамках темы тремя словами (три глагола);
4-ястрочка: фраза из четырёх слов, показывающее отношение к теме (целое предложение);
5-ястрочка: синоним из одного слова к теме.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Прочитайте беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики.
-Возьмём!- выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
-Зачем?
-Да так!
-А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!
Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?
4.Разделить текст на части. Составить план. Пересказать текст по плану.
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
4.________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кластер
Кластер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по литературному чтению "В.П. Астафьев "Капалуха"
План открытого урока по литературному чтению в 3-ем классе на тему "В.П. Астафьев "Капалуха"...
Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...
Урок литературного чтения В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"
Урок литературного чтения в 4 классе....
Конструкт урока по литературному чтению на тему «Астафьев В. П. Капалуха».
Конструкт урока по литературному чтениюна тему «Астафьев В. П. Капалуха»....
Конспект к уроку литературного чтения В.П.Астафьев «Капалуха»
Тема урока: В.П.Астафьев «Капалуха»Цель: познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха»...
план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха
план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха с использованием интерактивной доски...
Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс с приложениями к уроку....