Литературное чтение Тема: В. П Астафьев « Капалуха». Люби живое.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Степанова Татьяна Викторовна

Цели урока:  познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха»; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; связную речь; навыки выразительного чтения; прививать интерес к чтению; воспитание чувства любви к матери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема:  В. П Астафьев  « Капалуха».  Люби живое.

Цели урока:  познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха»; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; связную речь; навыки выразительного чтения; прививать интерес к чтению; воспитание чувства любви к матери.

Планируемые результаты:

УУД (универсальные учебные действия)

Регулятивные:

Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.

Стимулировать поисковую деятельность  обучающихся;  создать условия для систематизации изучаемого материала;

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.

Учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные результаты:

Установка на здоровый образ жизни, принятие образа «хорошего ученика», наличие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.

Предметные результаты:

Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева;

Учить детей анализировать содержание прочитанного и объяснять его смысл, понимать настроение писателя, оценивать поступки героев;

Ресурсы:  Презентация  к уроку « Капалуха В. П. Астафьев».

Ход урока

  1. Организация класса.

-Чтобы  работа  у  нас  ладилась, у  всех  было  хорошее  настроение, давайте  поздороваемся,  пожелаем  друг  другу  добра.

(Дети встают в круг)

-Здравствуйте, слово, какое чудесное.

 Доброе, светлое, чуточку нежное.

Здравствуйте, скажем, мы новому дню.

Здоровья желаем всем и всему.

2.Опрос - актуализация.

 -Дети, посмотрите на слайд, на нем записаны слова, прочитайте их, пожалуйста. (Нежность, любовь, сострадание, грусть)

–Как можно назвать эту группу слов одним словом? (Чувства)

– Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь)

– Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Работать мы будем в парах.

Дети составляют кластеры и сообщают свое мнение.

– Исходя из сказанного вами, дайте определение понятию «любовь» по опорным словам.

– А теперь давайте прочитаем, как дается определение этого чувства в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова: (слайд)

1.  Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

2.  Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

- Мы были близки с вами к этому определению, так ведь?

- Как вы думаете, к кому же направлена самая сильная любовь. Подумайте (предполагаемый ответ: «К маме»).

- А почему? (без мамы маленький ребенок не может, мама всегда поможет, за это мы и любим ее).

3.Введение в тему:

Постановка учебной цели.

-По какой теме мы работаем?

«Корзина идей»  (слайд )

-На слайде рисунок корзины. В неё будем условно складывать всё, что знаем по данной теме.

- Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением по теме”Люби живое”.(слайд)

- Прочитайте его имя, фамилию и отчество (Виктор Петрович Астафьев).

  1. Подготовка к восприятию новых знаний.

- Обратите внимание на портрет и послушайте краткую биографию этого автора. Рассказ ученика-помощника.

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае, на берегах Енисея. Когда началась война ушёл добровольцем в армию. Обучался в пехотном училище в Новосибирске. Весной 1943 г. Был отправлен на передовую и до самого конца войны остался рядовым солдатом. На фронте,  орденом «Красной Звезды» и медалью « За отвагу». Был ранен, после госпиталя вместе с семьёй поселился в Пермской области. Очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку. Произведения этого автора – это его жизнь.

-Прочитайте название произведения.

- Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет).

- Почему? (Непонятное слово).

- Как вы думаете, что означает это название? (Птица, глухарь)

- Что вы знаете об этих птицах?

- Послушайте сообщение о глухаре.(слайд) .

Рассказ ученика-помощника.

Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности. Весной, когда глухарь-петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой.

Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они тоже водятся.

- Почему птица носит такое название (глухарь)?

- Послушайте голоса птиц (ток глухаря). (Звучит фонограмма)

- Что услышали?

- Отправляемся в особый лес, тайгу.

Что такое тайга? (трудно проходимый лес)

  1. Чтение произведения и работа над содержанием.

- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.

 Словарная работа.(слайд)

Просека– полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.

Валежник– сухие сучья, деревья в лесу, упавшие на землю.
Космы- взлохмаченные пряди волос.

Прочитаем текст с остановками. Прислушайтесь к своим чувствам.

1 часть – ученик

- Где происходило действие?

- Что делали дети в тайге?

- Где поднялся шум?

-Какую  птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название?

В словаре В.Даля для слова Копала дается определение, что копала или копалуха - это самка глухаря, а слово имеет финское происхождение. Слово это прижилось, и теперь капалухой самок этих птиц называют охотники всей страны, от Карелии до Сибири, и даже Дальнего Востока. То есть слово, будучи исконно финским прижилось и стало чисто русским. Слово это пошло из народа копытить или копать .

«Дерево предсказаний»(слайд)

-Как вы думаете, что будет дальше? ( предположения детей)  (возможно, вероятно).Дети приклеивают листочки с предположениями.

Выборочная проверка.

-Вам интересно узнать продолжение?

2 часть – ученик

-Где и как ребята обнаружили гнездо?

- Как выглядело гнездо?

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце моё забилось от испуга»?

- Почему дети не взяли яйца?

3 часть – ученик

- Что вас поразило, удивило в этой части?

-Перечитайте эту часть, подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

-Зачитайте эти слова.

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

-Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)

- Что испытала птица?

-Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.

- Прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду?

- Какой матерью была капалуха?

- Кого она вам напоминает? Почему?

4 часть – ученик

- Что испытывали ребята?

- А глухарка?

- Какие чувства испытали вы?

- Обоснуйте свои чувства.

-Какие предположения сбылись более точно, какие нет. Почему?

- Кому понравилось произведение?

- К какому жанру относится произведение? Докажите это.

- Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями пас молодых телят.

Работа с иллюстрацией.

- Расскажите, какой момент изображён?

- Прочитайте.

  1. Обобщающая беседа.

- Главное действующее лицо этого произведения?

- Какая главная мысль?

- Какой вывод вы сделали для себя?

- Можно ли этот рассказ назвать поучительным?

- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: “Добра мать до своих детей, а земля до всех людей” с содержанием текста?

- Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.

- Что значит быть добрым к природе?

- Вспомним слова М. М. Пришвина:

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.

Работа в группах 

Организация детей в группы ( по цвету пиктограмм)

Исследователи- Подготовить вопросы по содержанию произведения.

-Хорошо, если эти вопросы заставят нас не только вспомнить содержание произведения, но и рассуждать, выражать личное отношение к поступкам героев .

Конструкторы- Соединить части пословиц. Выбрать пословицу, более точно отражающую мысль текста. Объяснить её смысл.

Кинематографисты- Разделить текст на части. Составить план. Пересказать текст по плану.

Теоретики- Сочинить синквейн о капалухе.

Сценаристы- Прочитайте беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики.

После самостоятельной работы в группах учащиеся задают одноклассникам некоторые подготовленные вопросы (по одному каждой  группе).

Выступление групп.

  1. Итог урока.

- Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее.

-А теперь подведём итог нашего урока.

Рефлексия ««Рефлексивный экран».

Рефлексия. «Цветик – многоцветик»

8.Домашнее задание: пересказ от имени капалухи.

Приложение.

Работа в группах.

1.Соедини части пословиц. Какая пословица больше всего соответствует основной мысли рассказа? Объясни её смысл.

Материнская молитва

чем родная матушка.

Нет лучшего дружка,

со дна моря вынимает.

При солнышке - тепло,

да не больно опустит.

Мать высоко руку подымет,

при матушке - добро.

Кто мать и отца почитает,

а младенец матери.

Птица рада весне,

тот вовеки не погибает.

Всякой матери

не знает покоя.

Материнское сердце

своё дитя мило.

2.Составить синквейн  про капалуху.

Инструкция  

1-ястрочка: тема (одно существительное);

2-ястрочка: описание темы в двух словах (два прилагательных);

3-ястрочка: описание действий в рамках темы тремя словами (три глагола);

4-ястрочка: фраза из четырёх слов, показывающее отношение к теме (целое предложение);

5-ястрочка: синоним из одного слова к теме.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Прочитайте беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики.

-Возьмём!- выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

-Зачем?

-Да так!

-А что будет с капалухой?  Вы поглядите на неё!

Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

4.Разделить текст на части. Составить план. Пересказать текст по плану.

1._____________________________________________________________

2._____________________________________________________________

3._____________________________________________________________

4.________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кластер

Кластер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по литературному чтению "В.П. Астафьев "Капалуха"

План открытого урока по литературному чтению в 3-ем классе на тему "В.П. Астафьев "Капалуха"...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...

Урок литературного чтения В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Урок литературного чтения в 4 классе....

Конструкт урока по литературному чтению на тему «Астафьев В. П. Капалуха».

Конструкт   урока по литературному чтениюна тему «Астафьев В. П. Капалуха»....

Конспект к уроку литературного чтения В.П.Астафьев «Капалуха»

Тема урока: В.П.Астафьев «Капалуха»Цель: познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха»...

план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха

план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха с использованием интерактивной доски...

Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс

Технологическая карта урока литературного чтения по теме:  В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс с приложениями к уроку....