Конспект к уроку литературного чтения В.П.Астафьев «Капалуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тема урока: В.П.Астафьев «Капалуха»
Цель: познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1lch_v.p.astafev_kapaluha_20.02.17.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3 «Ж»
Кабинет: 209
Тема урока: В.П.Астафьев «Капалуха»
Цель: познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха»
Планируемые результаты:
- предметные:
- уметь прогнозировать содержание по названию произведения;
- уметь осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
- уметь определять основную мысль;
- уметь определять жанр произведения;
- уметь составлять план произведения;
- уметь самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.
- личностные:
- осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
- сравнение поступков героев со своими собственными.
Оборудование: презентация, учебник «Школы России» Литературное чтение 3 класс 2 часть,карточки.
Этапы, методы и приёмы. | Хронометраж | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент Метод – словесный Прием – подводящий диалог. | 1 мин | Здравствуйте ребята! Садитесь. -Скажите ребята,произведения из какого раздела мы читаем? Почему он так называется? | Приветствовать учителя Воспринимать вопрос, обдумывать, формулировать ответ, опираться на прочитанные тексты. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
2.Речевая разминка Практический 1.чтение стихотворных строк; 2.чтение скороговоркой 3. Проверка домашнего задания Практический и словесный, пересказ | 5 мин | -Прочитайте про себя строки: Вёз на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани. Прочитайте жужжащим способом Почему слова «Саня» и «сани» написаны по-разному? Прочитайте с вопросительной, восклицательной интонацией. Ребята,у вас было домашнее задание пересказ какого произведения? (Пересказ Б.Житков «Про обезьянку») -Сейчас мы с вами прослушаем несколько пересказов. Кто хочет выйти к доске и пересказать? | Читать текст речевой разминки требуемым способом, с разной интонацией Пересказывать произведение из домашнего задания. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке. |
4.Мотивационный этап Словесный — чтение вывода в рамочке, ответы на вопросы; наглядный — рассматривание иллюстрации; частично-поисковый — формулирование предположений о содержании, героях. | 5 мин | -Ребята скажите пожалуйста,может ли человек быть только хорошим или только плохим? Слайд 4.Обратимся к словам Агнии Барто. «Я сорвал цветок – и он завял. Я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». — Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»? — И все же не только желания сердца, но существуют и правила поведения в лесу. -Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? -Давайте с вами посмотрим правильно ли вы ответили. Слайд 5.Правила поведения в лесу. (Читает один ученик) -Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводим, то обязательно его потушить хорошо. -Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить гнездо и птенец не родится. -Молодцы, вы знаете правила поведения. Сегодня мы продолжим рассматривать произведения из раздела «Люби живое» Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха» | Высказывать свое мнение. Читать высказывание,высказывать свою точку зрения о понимании высказывания. Вспоминать правила поведения в лесу. Читать правила со слайда. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. |
5.Постановка и решение учебной задачи Практический, выразительное чтение учителя, вопросы первичного восприятия; частично — поисковый — выборочное чтение текста, Словарная работа до чтения | 10 мин | -Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева. Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать. Для начала мы познакомимся с автором произведения «Капалуха» Виктором Астафьевым. Слайд 6-9 (Краткая биография) Виктор Петрович Астафьев. Годы жизни 1924-2001.- писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, действительный член Академии творчества.После окончания Железнодорожной школы в 1942 г. ушел добровольцем в армию. Был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». В 1945 г. после госпиталя вместе с семьей поселился в г. Чусовой Пермской области. Виктор Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романов, повестей, книги коротких новелл - «Затеей» и других. Виктор Астафьев - секретарь Союза писателей СССР (1991 г.), вице-президент ассоциации писателей «Европейский форум». Виктор Астафьев – почетный гражданин городов Игарка и Красноярск, действительный член Международной академии творчества, почетный профессор Красноярского педагогического университета. В 1999 г. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Умер 29 ноября 2001 года, похоронен в своем родном селе Овсянка. В Красноярске (и не только) установлен памятник ему. -Откройте учебник на стр. 98, прочитайте название и автора произведения, рассмотрите иллюстрацию, предположите, о чём будет произведение, с какими героями сегодня мы будем знакомиться? (отвечают дети: познакомимся с рассказом «капалуха» Виктора Астафьева, высказывают предположения) -В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём: (Слайд ..) Пастьба – луг, где пасут скот. Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают. Озираться – оглядываться. Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю. Космы (прост.) - взлохмаченные пряди волос. Покоробленные леса – искривлённые. Редкопалые ели – редкие ветви. Робкая листва – в безветренную погоду лёгкое колыхание листьев. Ощупывать глазами – осматривать внимательно. | Слушать биографию автора. Читать со слайда. Высказывать предположения о чем будет произведение опираясь на иллюстрации в учебнике. Разбирать незнакомые слова. Размышлять о значении слов. Объяснять их смысл. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. |
Физ. минутка. | 1 мин | Показывает движения. | Повторяет движения. | |
6.Решение частных учебных задач Практический, ответы на вопросы по тексту, выборочное чтение, деление текста на части, озаглавливание частей, работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей, деятельностный метод. Самостоятельная работа учащихся в парах с текстом произведения. | 15 мин | Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»). - Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге) - Что могло вызвать такой переполох? - Давайте проверим наши предположения. Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?») - Итак, кто такая капалуха? - Что главное в этой части? - Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!) - Как могли поступить ребята? Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...) - Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи) - Как озаглавим? (Тревога капалухи!) Чтение 4 части (до конца) Что главное в этой части? Как озаглавим? (Снова в гнезде!) После чтения - Итак, ребята, кто такая капалуха? (на доске появляется изображение капалухи) - Похожа она на самца глухаря? (Самка меньше и окрашена весьма пёстро, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев) - Какой жанр этого произведения? (рассказ) - Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят. - Сколько частей мы с вами выделили? - Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят) - Сейчас вы поработаете в парах и выполните предложенные задания. На всю работу вам 5 минут. После сдаете мне работы,подпишите имя и фамилию. (Приложение 1,самостоятельная работа) | Читать произведение выделяя абзацы.
Отвечать на вопросы к абзацу. Работать в парах по карточкам. | Познавательные: проводить сравнение, классификацию. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. |
7.Рефлексивный Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение. | 3 мин | Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чему научились? - Что больше всего понравилось? - За что вы хотели бы похвалить себя? - Нарисуйте настроение с которым вы уходите с урока. Домашнее задание - Прочитать рассказ «Капалуха», ответить на вопросы 2,4,5,6,9. Нарисовать иллюстрацию к данному произведению. | Делиться впечатлениями, обобщать свои наблюдения, делать выводы с опорой на поставленную цель, учебную задачу урока, темы, раздела. | П: делать обобщения, выводы. К:умение слушать и понимать других, исправлять ошибки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по литературному чтению "В.П. Астафьев "Капалуха"
План открытого урока по литературному чтению в 3-ем классе на тему "В.П. Астафьев "Капалуха"...
Конспект урока. Литературное чтение 3 класс Тема: " Капалуха" В. П. Астафьев
конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России" . В. П. Астафьев " Капалуха"...
презентация к уроку литературного чтения в 3 классе " Капалуха" В. П. Астафьев
презентация к уроку литературного чтения в 3 классе "Капалуха" В. П. Астафьев...
Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...
план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха
план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха с использованием интерактивной доски...
Литературное чтение 3 класс Астафьев "Капалуха"
Предмет: литературное чтениеТип урока: изучение и первичное закрепление знаний.Тема: В. Астафьев «Капалуха»Класс: 3Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева.Задачи...
Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха" 3 класс.
Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха"....