Конструкт урока по литературному чтению на тему «Астафьев В. П. Капалуха».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Конструкт урока по литературному чтению
на тему «Астафьев В. П. Капалуха».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astafev.docx | 38.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Северный педагогический колледж»
Конструкт урока по литературному чтению
на тему «Астафьев В. П. Капалуха».
3 класс
Серов
2017
Дата проведения урока: 17.03.2017г.
УМК: «Школа России»
Тема урока: Астафьев В. П. «Капалуха».
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: Ознакомление обучающихся с биографией Астафьевым В.П. и его произведением «Капалуха».
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с рассказам В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.
Развивающие:
- Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
- Прививать любовь к животным, природе родного края..
Ключевые понятия урока: Капалуха, просека, валежник, космы, черничник.
Оборудование учителя: компьютер, проектор, экран, учебник, тетрадь.
Оборудование учащихся: учебник, тетрадь, ручка для письма.
Педагогический инструментарий:
Методы:
- Словесный;
- Наглядный;
- Практический.
Планируемые результаты
- Личностные
Проявляют интерес к окружающему миру.
- Метапредметные (УУД)
- личностные: действие смыслообразования.
- регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
- познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, выбор оснований для сравнения.
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
- Предметные
Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Этапы | Ход урока | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Организационный момент | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Владимировна. -Улыбнемся друг другу. Садитесь. -Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! | Приветствуют учителя. Улыбаются. Садятся. Слушают. | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Мотивация к учебной деятельности. | - Давайте проверим, как отчётливо, вы умеете произносить звуки. Итак, читаем все вместе. ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. | Произносят звуки. . | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация знаний. | - На слайде написаны пословицы. *Воронёнку гнездо – родимая хата. *Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил. - Прочитайте их про себя. - Кто желает прочитать первую пословицу вслух и объяснить смысл? - Далее вам нужно отгадать загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем. | - Читают. - Объясняют смысл первой и второй пословицы. (Лес). | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция. прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
Выявление места и причины затруднения. | Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправимся в путешествие в лес. Давайте вспомним Правила поведения в лесу. - Молодцы, вы знаете Правила поведения в лесу. | Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костёр без взрослых. Если увидели гнездо, то не в коем случае не трогать его и яйца, которые в нём лежат. | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Построение проекта выхода из затруднения (выбор способов). | - Чтобы узнать, чей рассказ мы будем читать, вам нужно в тетрадь со слайда выписать только русские буквы, и вы узнаете полное имя писателя. - Кто желает выйти к доске и печатными буквами, написать, что у вас получилось. | -Виктор Петрович Астафьев - Записывает ответ у доски, остальные проверяют. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
Реализация построенного проекта. | -Родился В.П.Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края, село стоит на берегу Енисея. -Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна. Так сложились обстоятельства, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом - в детском доме посёлка Игарка. Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернётся позднее в рассказ "Васюткино озеро". После школы Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов. Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями. После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце. - Откройте учебник на странице 98. -Прочитайте заголовок. -Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе? - Далее ваша задача отгадать слово, которое тут зашифровано. Ьулхарг -Капалуха - так сибирские охотники называют глухарку. - Ребята, что вы знаете об этих птицах? -Послушайте сообщение о глухаре. (Сообщение читает заранее подготовленный ученик ). Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держаться тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Идёшь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза. Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности. Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев. Весной, когда глухарь-петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём. -Что вы узнали интересного из этого рассказа? - В тексте встретятся трудные слова. Давайте научимся читать и понимать их. -Итак, обратите внимание на слайд. -Читаем первое слово. ПРОСЕКА -Как вы думаете, что это такое? -В словаре Ожегова, я нашла такое определение. Полоса в лесу, очищенная от деревьев. - Читаем второе слово. ВАЛЕЖНИК - Что это такое? Сухие сучья, деревья, упавшие на землю. - Читаем третье слово. КОСМЫ - Как вы думаете, что этакое космы? Взлохмаченные пряди волос. -Читаем последнее слово. ЧЕРНИЧНИК -Кто может дать определение этому слову. Заросли черники. - Пришло время, отдохнуть. А после разминки будем читать рассказ. ФИЗМИНУТКА - Читаем рассказ по цепочке, по одному предложению. Остальные внимательно следят. После прочтения текста, вам предстоит ответить на вопросы. - Мы с вами прочитали рассказ. Скажите, мне пожалуйста, какую птицу охотники называют капалухой? - Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? - Найдите и прочитайте. - Почему сердце автора забилось от испуга? - Как выглядело гнездо? - Скажите из текста слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. - Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? - Какие слова ещё использует писатель, чтобы описать внутреннее состояние птицы? - Так какой мы увидели капалуху? - Что необычного увидели дети? - Как изменилось поведение капалухи после ухода людей? - Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? -Какое правило забыли мальчики, когда пришли в лес? (Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нём тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.) - Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая? - Какие чувства у вас вызвал этот рассказ, почему? - Назовите героев рассказа В. П. Астафьева. - Со слайда, выберите качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа. 1 ряд- капалуха 2 ряд- мальчишки 3 ряд-автор Испуганный Гневный Бесстрашный Тревожный Опасный Самоотверженность Безграничная, преданная любовь Восхищение Гордость Безответственность | Cлушают. - Открывают учебники. - Читают заголовок. - Нет. - Глухарь. - Мнение детей. Слушают рассказ о капалухе (глухарке). Говорят, что они узнали нового. Предположение детей. Читают определение. Один ученик читает определ. Предпол. Читают. Дают определение. Читают. Читают рассказ по цепочке. Чтобы показать состояние капалухи. Испуг, гнев, бесстрашие Испуганную, обеспокоенную, заботливую Капалуха, мальчишки, автор | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Как называется рассказ, который мы с вами сегодня прочитали? - Кто написал рассказ «Капалуха»? - Чему научил вас этот рассказ? - Что нового узнали о жизни животных, их повадках? - Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? ( Надо любить, беречь, охранять, заботиться о братьях наших меньших). Д/з стр. 98-102 читать, пересказывать. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по литературному чтению "В.П. Астафьев "Капалуха"
План открытого урока по литературному чтению в 3-ем классе на тему "В.П. Астафьев "Капалуха"...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"
Класс: 3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...
план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха
план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха с использованием интерактивной доски...
Конспект урока по литературному чтению по теме «В.П.Астафьев «Капалуха».
Знакомство с творчеством писателя В.П.Астафьева и его произведением "Капалуха".В разработке урока даны все этапы работы с текстом; речевая разминка,подготовка к восприятию нового материала, ...
Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха" 3 класс.
Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха"....
Конструкт урока по литературному чтению на тему Д. Свифт "Путешествие Гулливера"
Конструкт урока по литературному чтению на тему Д. Свифт "Путешествие Гулливера" с использованием приемов смыслового чтения....