Урок литературного чтения, 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения по программе "Школа России". Работа над содержанием произведения В. Астафьева "Стрижонок Скрип".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Каримова Минсирень Габделбаровна
Класс: 4 а ( Школа России)
Тема: В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Цель: работать над содержанием рассказа В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»,
делить текст на части, расширять знания о стрижах, прививать любовь и бережное отношение к животным
Задачи урока:
- формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
- развивать мышление, воображение, память, связную речь;
- воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
- реализовать творческие способности школьников.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
- овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
- умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- развитие навыков сотрудничеств- формирование активности на уроке;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации и рисунки, карточки с заданиями, учебник (литературное чтение 4 класс Л.Ф. Климанова), мультимедийное оборудование, толковый словарь, фонограмма «Звуки леса».
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент 1-2 мин. | Приветствует учеников, создаёт эмоциональный настрой на урок. - Здравствуйте, садитесь. Сейчас я буду читать предложения, а последнее слово в предложении мы будем говорить вместе. На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят). Уши внимательно слушают и все ... (слышат). Голова хорошо ... (думает). Сегодня на уроке вы работаете в группах, и какое правило вы должны выполнять. На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда мы начинаем. | Дети садятся по группам за парты. Ответы хором. Один за всех и все за одного. Дети поднимают вместе руки наверх. |
2. А.О.З. 5-6 мин. | - Чей портрет перед вами? - В каком году родился Виктор Петрович? - Сколько лет исполнилось бы ему в этом году? - А с каким произведением Виктора Петровича мы познакомились на прошлом уроке? - Рассказ вам понравился? - Ребята, к нам на урок пришли гости. Как мы можем заинтересовать и познакомить их с этим произведением Виктора Астафьева? - Давайте вместе вспомним этапы проекта. - Перед вами лежат листы оценивания группы, на уроке вы должны выполнить 4 задания. За каждое правильно выполненное задание получаете -5 баллов. | - Виктор Петрович Астафьев (СЛАЙД 1) - Дата рождения: 1 мая 1924год. - В этом году ему исполнилось бы 95 лет. - «Стрижонок Скрип». - Да. - Создать проект. Этапы проекта: (СЛАЙД 2)
Листы оценивания. (Приложение 1) |
3. Изучение нового материала 10-15 мин (23)
| Задание № 1. «Хорошая память» Биография писателя. - На урок вы должны были найти информацию о биографии Виктора Астафьева. - Перед вами первое задание на белом листе. Там 5 вопросов. Вам надо ответить на эти вопросы. Ответы записываете на этих же листочках, одним словом. - В какой деревне родился Виктор Петрович? - Кто занимался воспитанием? - Кем был во время Великой Отечественной войны? - Как звали жену? - Чем занимался, когда вернулся с фронта? Поменялись местами, поменяли свои гнезда. Проверим работу другой группы. Проверили, оценили. Вернитесь в своё гнездо. - Дома вам надо было внимательно прочитать весь рассказ. Физминутка для глаз . Задание № 2 «Зоркий глаз» Анализ произведения. Стрижам за день надо собрать очень много мошек и комаров. Свою находку они собирают в специальный гастрономический мешочек. Вот и вам надо собрать все ответы на вопросы в один мешочек. Перед вами лист чёрного цвета, на нём вы и найдёте задание № 2. К нему прикреплены тетрадные листочки, куда и будете записывать ответы. Ответы выписываем точными предложениями (1-2) из рассказа. Вопросов также ровно 5. Вы их видите и на экране. (СЛАЙД 5) - Как погиб папа стрижат? - Как реагируют стрижи в стае на грозный призыв «Тиу!»? - Как погибла мама стрижат? - Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? - Что заставило Скрипа строить норку? Физкультурная разминка Звуки леса: Встали, потянули ладошки к солнышку, присели, зачерпнули в ладошки родниковой водички, попили, зачерпнули ещё раз, умылись, вздохнули свежего воздуха, закрыли глаза и слушаем звуки леса. Задание № 3 «Быстрый полёт» Скорость стрижей примерно 170 км в час. Задание на коричневых листочках. Соедините линиями начало и конец предложений. Мне хочется узнать: Какие же уроки усвоил Скрип? Вопросов – предложений также 5. (СЛАЙД 7) - Тогда мама так долбанула Скрипа клювом по голове…. - Должно быть, там, за норкой, опасно,… - Конечно, откуда было Скрипу знать, - Сбились в кучу стрижата - Тут понял Скрип, что в маленькой норке не житьё, | Дети выполняют это задание. (СЛАЙД 3) ПРОВЕРКА. «Перелетите в другое гнездо». Дети меняются местами, проверяют и оценивают работу другой группы. Ответы (СЛАЙД 4) Овсянка (Красноярский край), Бабушка (умерли родители), Солдатом (простым солдатом), Мария (познакомились в госпитале, она была медсестрой), Учился ( не довелось учиться) Дети садятся на свои места Физминутка для глаз . Выходит из группы только один и передаёт свои ответы другой группе. Ответы детей (СЛАЙД 6)
Его сшибли из рогатки мальчишки. И все стрижи с криком «тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага. Тут сокол развернулся, ударил маму-стрижиху и унёс в когтях. Ночью к ним нырнул вожак Белое брюшко. Потом залетали ещё стрижи и приносили еду и капли воды. Но найти её он не смог. Ведь снаружи он никогда не видел свою норку.
Упражнения под музыку Правильные ответы. (СЛАЙД 8) что у него пропала всякая охота отнимать еду у других. раз мама -стрижиха так волнуется. сколько врагов у маленьких проворных стрижей. холодно без мамы, голодно и снова принялся за работу. |
5. Анализ произведения 10-15 мин | Задание № 4. «Прощание до следующего лета». Работа с рисунками. В каждой группе по 4 рисунка, распределите их по событиям, происходящим в рассказе. Чтобы у вас получился план пересказа. К каким отрывкам из произведений нарисованы эти рисунки. Дайте название каждому рисунку. Даю вам 2 минуты, чтобы вы подготовили рассказ по выбранному рисунку и рассказали партнёру по плечу. | Краткий пересказ эпизодов рассказа друг другу. Дети дают название рисункам.
3. Первый полёт Скрипа. 4. Пора в дорогу. Дети готовятся и рассказывают по рисунку соседу по плечу. |
6. Рефлексия 7-8 мин | Возьмите лист оценивания всей группы. Если вы правильно рассказали, ставим на них +. Плюсов должно быть столько, сколько человек из вашей группы успели рассказать. Подчитывается количество баллов. Ребята оцените свою работу в группе. Лист самооценки. Номер группы________ Фамилия, Имя _________________________
А. Да. Б. Нет. 2. Дружно ли вы работали? А. Дружно Б. Очень трудно было договориться. 3. Тебе понравился результат работы группы? А. Да. Б. Нет - Ребята, подумайте и ответьте, удалось ли автору полностью раскрыть читателям о жизни стрижей? - Писателю удаётся показать, что стрижи очень дружные? Вопросы гостям. Дорогие гости, - А удалось ли ребятам заинтересовать ВАС произведением «Стрижонок Скрип»? - А подтвердили ли они, что тоже очень дружные ребята, как стрижи? - А урок вам понравился? Если да, то положите перед собой круг желтого цвета, это солнышко. Но, а если нет, то круг синего цвета, это маленькая тучка. | Дети подчитывают количество баллов группы. Получает каждый ребёнок лист самооценки.
Да. Да.
Дети кладут перед собой круги желтого или синего цвета. |
7.Домашнее задание | Подготовить пересказ рассказа по плану. Спасибо за урок. | План – рисунки рассказа на доске. |
Приложение
Этапы выполнения слайд 1
- Сбор информации
- Работа в группе
- Защита проекта
- Общая оценка.
Слайд 2
Задание 1.
В какой деревне родился?
Кто занимался воспитанием?
Кем был во время Великой Отечественной войны?
Как звали жену?
Кем работал, когда вернулся с фронта?
О какой птице написал рассказ?
Слайд 3 Овсянка, Бабушка, Солдатом, Мария, Учитель, Стрижонок
Слайд 4
Задание 2
Вопросы
- Как стрижонок Скрип появился на свет?
- Как погиб папа стрижат?
- Как реагируют стрижи в стае на грозный призыв «Тиу!»?
- Как погибла мама стрижат?
- Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли?
- Что заставило Скрипа строить норку?
- Как Скрип понял, что норка маленькая?
Слайд 5 Ответы
Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке.
Его сшибли из рогатки мальчишки.
И все стрижи с криком «тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага.
Тут сокол развернулся, ударил маму-стрижиху и унёс в когтях.
Ночью к ним нырнул вожак Белое брюшко. Потом залетали ещё стрижи и приносили еду и капли воды.
Но найти её он не смог. Ведь снаружи он никогда не видел свою норку.
Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа.
Слайд 6 Задание 3. Какие уроки усвоил Скрип?
Тогда мама так долбанула Скрипа клювом по голове…. | и уносят с собой лето |
Должно быть, там, за норкой, опасно, | и снова принялся за работу |
Конечно, откуда было Скрипу знать | холодно без мамы, голодно |
Сбились в кучу стрижата, | раз мама -стрижиха так волнуется |
И тут стрижонок Скрип с удивлением увидел, | что он уже сам, один, летает над рекой. |
Тут понял Скрип, что в маленькой норке не житьё, | что у него пропала всякая охота отнимать еду у других. |
Стрижи улетают в одну ночь | сколько врагов у маленьких проворных стрижей. |
Слайд 7
Тогда мама так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отнимать еду у других.
Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама -стрижиха так волнуется.
Конечно, откуда было Скрипу знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей.
Сбились в кучу стрижата, холодно без мамы, голодно.
И тут стрижонок Скрип с удивлением увидел, что он уже сам, один, летает над рекой.
Тут понял Скрип, что в маленькой норке не житьё, и снова принялся за работу.
Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собой лето.
Задание 4
Краткий пересказ эпизодов рассказа. Оценивание рисунка.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....