Литературное чтение 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК» г. ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК» Г.ВОЛГОДОНСКА)
ПРИНЯТО на педагогическом совете №1 30. 08. 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «Лицей «Политэк» «Политэ г.Волгодонска от 30.08.2017 №147 |
2017-2018 учебный год
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено на основе Рабочей программы по литературному чтению УМК "Школа России" 1-4 класс (ФГОС НОО).
Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях. Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. Издательство М.: «Просвещение», 2016г.
В соответствии с Учебным планом образовательного учреждения на изучение курса «Литературное чтение» в 3-м классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю. С учетом выходных и праздничных дней, на основании Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2017 году» от 04.08.2016г. №756, Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2018 году» от _______№ _______ программа будет реализована полностью в количестве 131 часа, так как 6 уроков, согласно расписанию в МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска, приходятся на выходные и праздничные дни:
1 час – 06.11.2017г. (понедельник)
1 час – 23.02.2018г. (пятница)
1 час – 09.03.2018г. (пятница)
1 час – 01.05.2018г. (вторник)
1 час – 02.05.2018г. (среда)
1 час – 09.05.2018г. (среда)
Эти часы будут компенсированы за счет уплотнения материала и занятий внеурочной деятельности.
Количество часов в I четверти – 33 часа;
Количество часов во II четверти – 30 часов;
Количество часов в III четверти – 39 часов;
Количество часов в IV четверти – 29 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во ча сов | Тип урока | Планируемые результаты | Информированное сопровождение
| Вид контроля | Дата проведения | |
Освоение предметных знаний | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
I четверть – 33 часа | ||||||||
1. Введение. Знакомство с учебником. | ||||||||
Введение. Знакомство с учебником, с названием раздела. | 1 | Комбинированный | Познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения, с системой условных обозначений, с содержанием учебника, со словарём; обобщение знаний, полученных во 2 классе; развивать память, речь, мышление, воображение Ознакомить учащихся с первым разделом учебника, учить прогнозированию содержания раздела; напомнить учащимся правила обращения с книгами; развивать у них интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составление рассказа по картинке; отрабатывать навыки выразительного чтения. | Выставка книг; новые учебники, рабочие тетради. | Выразительное чтение. | 01.09 | ||
2. Самое великое чудо на свете | ||||||||
Рукописные книги Древней Руси. | 1 | Комбинированный | Ознакомит учащихся с тем, как создавались книги в давние времена, прививать интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи; отрабатывать навыки выразительного чтения. | Карточки с загадками, выставка любимых книг. | Чтение и обсуждение статьи. Выборочное чтение. | 04.09 | ||
Первопечатник Иван Федоров. | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны представлять, что такое библиотека, для чего она существует, уметь рассказывать о своей библиотеке, а также о той, которую они посещают. | Карточки с загадками, выставка любимых книг. | Беседа. Выборочное чтение. Работа с учебником. | 05.09 | ||
Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Самое великое чудо на свете». | 1 | Обобщающий | Учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, знать высказывание выдающихся людей о книгах и анализировать их. | Рабочая тетрадь. Тест. | Беседа о пользе книг. Чтение в лицах диалога первопечатника и царя. | 06.09 | ||
3. Устное народное творчество | ||||||||
Русские народные песни. Докучные сказки. | 1 | Комбинированный | Учащиеся учатся различать жанры устного народного творчества, находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни. Учащиеся должны научиться различать жанры устного народного творчества, уметь отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности, коллективно сочинять сказку с опорой на особенности построения; воспроизводить наизусть текст русских народных сказок. | Выставка книг. Учебник. Текст текстом речевой разминкой на доске. | Самостоятельное чтение. Беседа. Чтение и обсуждение колядок. | 08.09 | ||
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны знать предметы прикладного искусства; гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку и их назначение. | Презентация, дающая представление об изделиях из дерева, глины, созданные народными умельцами и ремесленниками. | Чтение и обсуждение текстов. | 11.09 | ||
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны научиться различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по плану, по иллюстрациям. | Видеозапись сказки. Рабочие тетради. | Выразительное чтение, чтение по ролям, выборочное чтение. Беседа по иллюстрациям. | 12.09 | ||
Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый волк» | 2 | Комбинированный | Учащиеся должны научиться различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по плану, по иллюстрациям. | Видеозапись сказки. Рабочие тетради. | Чтение. Беседа. Обсуждение финала. Составление плана. Пересказ. | 13.09 | ||
15.09 | ||||||||
Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | Комбинированный | Книги по теме урока; карточки с текстом речевой разминки. | Чтение. Беседа. Работа в рабочей тетради. | 18.09 | |||
Художники -иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны научиться сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности. | Книги и картины В. Васнецова И. Билибина по теме урока. | Чтение. Беседа. Работа в рабочей тетради. | 19.09 | ||
Проверочная работа по теме «Устное народное творчество» | Обобщить знания детей по теме "Устное народное творчество"; воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу. | Оценка и контроль знаний. | 20.09 | |||||
Проект «Сочиняем волшебную сказку». | 1 | Комбинированный | Учащиеся учатся сочинять волшебную сказку на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений. | Рабочие тетради, карточки с планом создания проекта. | Слушание и чтение. Работа по содержанию. Пересказ. | 22.09 | ||
4. Поэтическая тетрадь 1 | ||||||||
Знакомство с названием раздела. «Как научиться читать стихи», на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки. Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание статьи; использовать приёмы интонационного чтения. | Видео и фотоматериалы, репродукции картин на тему осени, карточки. Выставка поэтических сборников. | Чтение статьи Я. Смоленского. Беседа. Выразительное чтение стихотворения. Работа в рабочей тетради. | 25.09 | ||
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание статьи; использовать приёмы интонационного чтения; различать стихотворный и прозаический тексты; находить рифмующие слова; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове. | Выставка сборников стихов Ф.И. Тютчева, его портрет. | Чтение вслух. Выразительное чтение стихотворений. Развитие речи. Беседа. | 26.09 | ||
А.А.Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой» | 1 | Комбинированный | Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | Картины на тему осени, сборники стихов Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, их портреты. | Выразительное чтение стихотворений. Показ иллюстраций, выполненных учащимися. | 27.09 | ||
И.С Никитин «Полно, степь моя спать беспробудно» | 1 | Комбинированный | Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. | Картины на тему осени, сборники стихов И.С Никитина | Выразительное чтение стихотворения. Беседа. | 29.09 | ||
И.С.Никитин «Встреча зимы» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение. Беседа. | 02.10 | ||||
И.З.Суриков «Детство» | 1 | Комбинированный | Сборники стихов И.З.Сурикова, его портрет. | Выразительное чтение стихотворения. Беседа. | 03.10 | |||
И.З.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 1 | Комбинированный | 04.10 | |||||
Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | Урок контроля знаний | Проверочная работа | 06.10 | ||||
Путешествие в Литературную страну. Оценка достижений. | 1 | Обобщающий | Учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, знать лирические произведения и их авторов. | Сборники стихов по теме раздела. Рабочие тетради. | Викторина. Беседа. Выразительно чтение стихотворений. | 09.10 | ||
5. Великие русские писатели | ||||||||
Знакомство с названием раздела. А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному. | Выставка книг по теме раздела. Портрет А.С. Пушкина, книги писателя. | Викторина. Беседа. Чтение стихотворений. | 10.10 | ||
А.С.Пушкин. «Зимнее утро» | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному, видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. | Портрет А.С. Пушкина, книги писателя. | Выразительное чтение стихотворений. Беседа. Работа в тетради. | 11.10 | ||
А.С.Пушкин. «Зимний вечер» | 1 | Комбинированный | Портрет А.С. Пушкина, книги писателя. | 13.10 | ||||
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» | 3 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать прочитанное, прогнозировать содержание сказки; уметь дать характеристику героям. | Портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио или видеозапись сказки | Чтение сказки по частям. Ответы на вопросы, составление плана. | 16.10 | ||
17.10 | ||||||||
18.10 | ||||||||
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь сравнивать произведение живописи и произведение литературы; знать творчество художника-иллюстратора И. Билибина; находить отрывки к иллюстрациям; раскрывать нравственный смысл сказки А.С. Пушкина. | Репродукции И.Билибина; песня композитора Г. Свиридова на стихи Пушкина "Зимняя дорога" | Выразительное чтение стихотворений. | 20.10 | ||
И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному. | Портрет И.А. Крылова, книги писателя. | Чтение текста о Крылове. Беседа. Презентация. | 23.10 | ||
И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна» | 1 | Обобщающий | Учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басен; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни пословицы. | Портрет И.А. Крылова, книги писателя, аудио или видеозапись басни. | Карточки с заданиями. Выразительное чтение басни. Работа в парах. | 24.10 | ||
Проверочная работа по теме «Великие русские писатели» | 1 | Урок контроля знаний | Учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басен; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни пословицы. | Проверочная работа | 25.10 | |||
И.А.Крылов «Ворона и Лисица». | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев. | Портрет И.А. Крылова, его книги; аудио или видеозапись басни. | Выразительное чтение басен. Работа с иллюстрациями. Инсценирование басни. | 27.10 | ||
II четверть – 30 часов | ||||||||
М.Ю. Лермонтов Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному, готовить сообщение о поэте. | Портрет М.Ю. Лермонтова, книги писателя. | Выразительное чтение, беседа. | 07.11 | ||
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины». «На севере диком» | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному, готовить сообщение о поэте. | Портрет М.Ю. Лермонтова, книги писателя. | Выразительное чтение, беседа. Выполнение иллюстраций. | 08.11 | ||
М.Ю.Лермонтов «Утес», «Осень». | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному. | Портрет М.Ю. Лермонтова, книги писателя. | Чтение и обсуждение стихотворения "Утёс" Выразительное чтение наизусть. | 10.11 | ||
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному, подбирать материал для сообщения о писателе. | Портрет Л.Н. Толстого, книги писателя. | Чтение стихотворения "Парус" Лермонтова. Беседа. Чтение текста "Детство Л.Н. Толстого" Беседа. | 13.11 | ||
Л.Н.Толстой «Акула». | 1 | Комбинированный | Портрет Л.Н. Толстого, книги писателя. | Выборочное чтение. Беседа. Работа в рабочих тетрадях. | 14.11 | |||
Л.Н.Толстой «Прыжок». | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. | Портрет Л.Н. Толстого, книги писателя. | Чтение. Беседа. Работа в рабочих тетрадях. | 15.11 | ||
Л.Н.Толстой «Лев и собачка». | 1 | Комбинированный | 17.11 | |||||
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов. | 1 | Комбинированный | Портрет Л.Н. Толстого, книги писателя. Иллюстрации с изображением картин природы. | Чтение. Беседа. Работа в рабочих тетрадях. Сочинение рассказов учащимися. | 20.11 | |||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме Л.Н. Толстой. | 1 | Комбинированный | Учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно. | Портрет Л.Н. Толстого, книги писателя. Карточки. | Викторина, тест | 21.11 | ||
Литературный праздник. | 1 | Обобщение | Учащиеся будут учиться читать выразительно по слогами целыми словами; ориентироваться в прочитанных произведениях; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; работать в группе; уметь договариваться. | Карточки с заданиями; выставка книг по разделу учебника. | Сочинение стихотворений учащимися. Работа в рабочих тетрадях | 22.11 | ||
6. Поэтическая тетрадь 2 | ||||||||
Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов «Славная осень!» «Не ветер бушует над бором…» | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; видеть образ времён года в загадках; соотносить загадки и отгадки. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения | Репродукции пейзажей всех времён года. Сборники стихов Н.А. Некрасова, его портрет. | Выразительное чтение. Беседа. Беседа. Работа в рабочих тетрадях | 24.11 | ||
А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | Комбинированный | Сборники стихов Н.А. Некрасова, его портрет. | Выразительное чтение стихотворений. Беседа. Работа в рабочих тетрадях | 27.11 | |||
К.Д.Бальмонт «Золотое слово» И.А.Бунин «Детство» «Полевые цветы». | 1 | Комбинированный | Карточки; сборники стихов К.Д.Бальмонта, его портрет. | Выразительное чтение стихотворений. Беседа. Работа в рабочих тетрадях | 28.11 | |||
Развивающийся час. Оценка достижений. | 1 | Обобщение | Учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения | Выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями. | Викторина. Выборочное чтение. Беседа | 29.11 | ||
Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь» | 1 | Урок контроля | Тестовая работа | 01.12 | ||||
7. Литературные сказки | ||||||||
Знакомство с названием раздела. | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; планировать работу на уроке. | Выставка книг по теме урока. | Чтение беседы профессора Самоварова с детьми. Обсуждение. | 04.12 | ||
Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». | 1 | Комбинированный | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. | Портрет Д.И.Мамина-Сибиряка. Выставка книг. | Беседа. Чтение. Работа в рабочих тетрадях. | 05.12 | ||
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | Комбинированный | Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать скажу в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | Портрет Д.И.Мамина-Сибиряка. Выставка книг писателя. | Беседа. Чтение. Работа в рабочих тетрадях. | 06.12 | ||
В.М.Гаршин «Лягушка - путешественница» | 2 | Комбинированный | Портрет В.М.Гаршина. Выставка книг писателя. | Чтение диалога в лицах. Беседа о путешествии лягушки. | 08.12 | |||
11.12 | ||||||||
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | Комбинированный | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. | Портрет В.Ф.Одоевского Выставка книг писателя. | Чтение в лицах отрывка. Сравнение с народной сказкой "Морозко". Выборочное чтение. Работа в рабочих тетрадях. | 12.12 | ||
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 2 | Комбинированный | Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Читать скажу в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Портрет В.Ф.Одоевского Выставка книг писателя. | Чтение в лицах отрывка. Выборочное чтение. | 13.12 | ||
15.12 | ||||||||
Оценка достижений. | 1 | Обобщающий урок | Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно. | Карточки с отрывками из произведений, выставка книг и портретов писателей. | Работа в рабочих тетрадях. | 18.12 | ||
Литературная викторина. | 1 | Урок-игра | Карточки с отрывками из произведений, выставка книг и портретов писателей. | 19.12 | ||||
Проверочная работа по теме «Литературные сказки». | 1 | Обобщающий урок | Карточки с отрывками из произведений, выставка книг и портретов писателей. | Проверочная работа. | 20.12 | |||
Проверка техники чтения. | 1 | Обобщающий урок | Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно. | Карточки с отрывками из произведений, выставка книг и портретов писателей. | Проверочная работа. | 22.12 | ||
Литературные сказки. | 1 | Обобщающий урок | Работа в рабочих тетрадях. | 25.12 | ||||
Литературные сказки. | 1 | Обобщающий урок | Работа в рабочих тетрадях. | 26.12 | ||||
Повторение материала. | 1 | Обобщающий урок | Работа в рабочих тетрадях. | 27.12 | ||||
III четверть - 39 часов | ||||||||
8. Были-небылицы | ||||||||
Знакомство с названием раздела М.Горький «Случай с Евсейкой». | 2 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Учащиеся должны уметь читать вслух с постепенным переходом про себя; прогнозировать содержание раздела; понимать поступки героев; их эмоциональное состояние; понимать приём сравнения как основной приём описания подводного царства; готовить творческий пересказ; сочинять продолжение сказки. | Учебник 2 часть. Портрет М. Горького Выставка книг писателя. | Знакомство со 2 частью учебника. Введение в раздел. Чтение. Беседа. Анализ рассказа. Выборочное чтение. | 12.01 | ||
15.01 | ||||||||
К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». | 3 | Комбинированный | Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | Портрет К.Г.Паустовского Выставка книг писателя. | Чтение. Беседа. Анализ рассказа. Выборочное чтение. Составление рассказа учащимися. | 16.01 | ||
17.01 | ||||||||
19.01 | ||||||||
А.И.Куприн «Слон». | 3 | Комбинированный | Портрет А.И.Куприна Выставка книг писателя. | Чтение. Беседа по содержанию рассказа. Деление рассказа на части. Анализ рассказа. Выборочное чтение. Работа в группах. | 22.01 | |||
23.01 | ||||||||
24.01 | ||||||||
Оценка достижений. | 1 | Урок-путешествие. Обобщающий | Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно. | Выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями. | Сочинение историй учащимися. Выразительное чтение отрывков. Беседа | 26.01 | ||
Проверочная работа по теме «Были-небылицы». | 1 | Урок контроля | 29.01 | |||||
9. Поэтическая тетрадь 1 | ||||||||
Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?..» | 1 | Комбинированный | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. | Выставка книг по теме урока. | Словарно-лексическая работа. Выборочное чтение. Беседа. Выразительное чтение стихотворения. | 30.01 | ||
Саша Черный «Воробей», «Слон». | 1 | Комбинированный | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. | Портрет Саши Черного. Выставка книг писателя. | Беседа. Выразительное чтение. Отгадывание загадок в пословицах. | 31.01 | ||
А.А.Блок «Ветхая избушка». | 1 | Комбинированный | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. | Портрет А.А. Блока. Выставка книг писателя. | Самостоятельное чтение стихотворений учащимися. Беседа. | 02.02 | ||
А.А.Блок «Сны», «Ворона». | 1 | Комбинированный | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. | Портрет А.А. Блока. Выставка книг писателя. | Беседа. Выразительное чтение. Работа в тетрадях. | 05.02 | ||
С.А.Есенин «Черемуха». | 1 | Комбинированный | Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения | Портрет С.А.Есенина. Выставка книг писателя. | Беседа. Выразительное чтение. Работа в тетрадях. | 06.02 | ||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1». | 1 | Обобщающий | Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения | Выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями. | Викторина. Выполнение теста. | 07.02 | ||
10. Люби живое | ||||||||
Знакомство с названием раздела М.М.Пришвин «Моя Родина» | 1 | Комбинированный | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | Выставка книг по теме урока. | Игры, решение кроссворда. Чтение текста. Беседа. Выразительное чтение. | 09.02 | ||
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 2 | Комбинированный | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения | Портрет И.С. Соколова-Микитова Выставка книг писателя. | Выразительное чтение. Беседа. Выборочное чтение. Деление текста на части. | 12.02 | ||
13.02 | ||||||||
В.И.Белов «Малька провинилась» | 1 | Комбинированный | Портрет В.И.Белова. Выставка книг писателя. | Ответы на вопросы из журналов. Беседа. Выборочное чтение. | 14.02 | |||
В.И.Белов «Еще про Мальку» | 1 | Комбинированный | Портрет В.И.Белова. Выставка книг писателя. | Выразительное чтение. Беседа. Работа в рабочих тетрадях. | 16.02 | |||
В.В.Бианки «Мышонок Пик». | 2 | Комбинированный | Портрет В.В.Бианки Выставка книг писателя. | Выборочное чтение. Беседа. Работа в рабочих тетрадях. | 19.02 | |||
20.02 | ||||||||
Б.С.Житков «Про обезьянку». | 3 | Комбинированный | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | Портрет Б.С.Житкова. Выставка книг писателя. | Чтение рассказа. Работа над текстом, над содержанием рассказа. Составление пересказа. Составление сжатого пересказа. | 21.02 | ||
26.02 | ||||||||
27.02 | ||||||||
В.П.Астафьев «Капалуха». | 1 | Комбинированный | Портрет В.Астафьева. Выставка книг писателя | Чтение рассказа. Работа над содержанием. Составление плана. | 28.02 | |||
В.Ю.Драгун- ский «Он живой и светится». | 1 | Комбинированный | Портрет В.Ю.Драгун- ского. Выставка книг писателя | Чтение рассказа. Работа над содержанием. Работа в рабочих тетрадях. | 02.03 | |||
Урок-конференция «Земля – наш дом родной» Оценка достижений. | 1 | Обобщающий | Учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения. | Выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями. | Выступление участников конференции | 05.03 | ||
Проверочная работа то теме «Люби живое». | 1 | Комбинированный | Работа по тестам. | 06.03 | ||||
11. Поэтическая тетрадь 2 | ||||||||
Знакомство с названием раздела. С.Я Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». | 1 | Комбинированный | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения | Портрет и . выставка книг С.Я Маршака. | Выразительное чтение. Беседа. Работа в парах. | 07.03 | ||
А.Л.Барто «Разлука». | 1 | Комбинированный | Портрет и выставка книг А.Л.Барто. | Выразительное чтение. Беседа. Работа в парах. | 12.03 | |||
А.Л.Барто «В театре». | 1 | Комбинированный | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения | Портрет и выставка книг А.Л.Барто. | Выразительное чтение. Беседа о театре. Работа в парах. Упражнение на внимание. Выборочное чтение. | 13.03 | ||
С.В.Михалков «Если», «Рисунок». | 1 | Комбинированный | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Осмысливать и цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты" читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому, сравнивать название произведений и его содержание; высказывать своё мнение. | Портрет и выставка книг. С.В.Михалкова. | Выразительное чтение. Сравнение стихотворений. Отгадывание кроссворда. | 14.03 | ||
Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок». | 1 | Комбинированный | Портрет и выставка книг. Е.А.Благининой. | Выразительное чтение. Беседа. | 16.03 | |||
«Крестики-нолики». | 1 | Комбинированный | Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно. | Выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями. | 19.03 | |||
Проверка техники чтения. | 1 | Обобщающий | Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно. | Выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями. | Работа над проектом. Работа с тестами. | 20.03 | ||
Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2» | 1 | Обобщающий | Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно. | 21.03 | ||||
Оценка достижений. | 1 | Обобщающий | Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно. | 23.03 | ||||
IV четверть - 28 часов | ||||||||
12. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | ||||||||
Знакомство с названием раздела. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 1 | Комбинированный | Прогнозировать содержание раздела: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух; исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение. | Портрет и выставка книг Б.В.Шергина. | Беседа. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | 02.04 | ||
А. Платонов «Цветок на земле» | 2 | Комбинированный | Прогнозировать содержание раздела.; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух; исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение. | Портрет и выставка книг А. Платонова. | Чтение. Беседа. Работа в рабочей тетради. | 03.04 | ||
04.04 | ||||||||
А.П.Платонов «Еще мама» | 1 | Комбинированный | Краткий пересказ текста. | 06.04 | ||||
М.М.Зощенко «Золотые слова». | 2 | Комбинированный | Прогнозировать содержание раздела.; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух; исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение. | Портрет и выставка книг М.М.Зощенко. | Выборочное чтение. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Беседа. Пересказ текста. | 09.04 | ||
10.04 | ||||||||
М.М.Зощенко «Великие путешественники». | 2 | Комбинированный | Чтение. Беседа. Пересказ текста. | 11.04 | ||||
13.04 | ||||||||
Н.Н.Носов «Федина задача». | 1 | Комбинированный | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Портрет и выставка книг Н.Н.Носова. | Беседа. Литературная викторина. Выборочное чтение. | 16.04 | ||
Н.Н.Носов «Телефон». | 1 | Комбинированный | Чтение рассказа. Чтение диалога в лицах. Беседа. | 17.04 | ||||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 1 | Урок - контроля | Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно. | Выставка книг по разделу учебника, портреты писателей. | Работа с тестами. | 18.04 | ||
13. По страницам детских журналов | ||||||||
Знакомство с названием раздела. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Портрет и выставка книг Л. Кассиля. | Чтение рассказа. Работа над содержанием. Составление плана. Пересказ. | 20.04 | ||
Ю.И.Ермолаев «Проговорился». | 1 | Комбинированный | Портрет и выставка книг Ю.И.Ермолаева. | Чтение. Беседа. Пересказ текста. | 23.04 | |||
Ю. Ермолаев «Воспитатели» | 1 | Комбинированный | Чтение. Беседа. Пересказ текста. | 24.04 | ||||
Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. | Портрет и выставка книг Г.Б.Остера. | Выразительное чтение. Работа в рабочих тетрадях. Беседа. | 25.04 | ||
Р.Сеф «Веселые стихи», читательская конференция «По страницам детских журналов». | 1 | Обобщающий | Портрет и выставка книг Р.Сефа. | Выразительное чтение. Работа в рабочих тетрадях. Беседа. | 27.04 | |||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «По страницам детских журналов». | 1 | Урок контроля | Выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями. | Презентации, выступления учащихся. Беседа | 28.04 (за 30.04 понед) | |||
14. Зарубежная литература | ||||||||
Знакомство с названием раздела. Храбрый Персей (Древнегреческий миф). | 1 | Комбинированный | Соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения. | Иллюстрации к мифам Древней Греции. | Чтение. Беседа. Выполнение иллюстраций. | 04.05 | ||
Мифы Древней Греции. | 2 | Комбинированный | Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Выразительное чтение. Беседа. | 07.05 | |||
08.05 | ||||||||
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». | 3 | Комбинированный | Портрет Г.Х.Андерсена сборники его сказок. | Беседа. Выборочное чтение. Работа с учебником. Составление плана. Пересказ. | 11.05 | |||
14.05 | ||||||||
15.05 | ||||||||
Оценка достижений. Комплексная работа с текстом. | 1 | Обобщающий | Беседа. Выборочное чтение. Работа в тетрадях. | 16.05 | ||||
Повторение материала. Проверка техники чтения. | 1 | Урок - контроля | Работа в тетрадях. | 18.05 | ||||
Проверочная работа по теме «Зарубежная литература». | 1 | Комбинированный | 21.05 | |||||
Повторение материала. | 3 | Комбинированный | 22.05 | |||||
130. | 23.05 | |||||||
131. | 25.05 | |||||||
ИТОГО: 130 часов |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании методического объединения Заместитель директора по УВР
учителей начальных классов Шевченко Н.М.___________
МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска
Протокол от 29.08.2017г. №1
Руководитель МО __________ Кабанихина М.Г.
подпись Ф.И.О.
НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложений, соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого;
во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста, умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Рекомендуемые возрастные нормы техники чтения (слов/мин.) для учащихся 1 - 4 классов.
Классы | Входной контроль | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | - | - | 30 (40) |
2 | 30 (40) | 40 (50) | 50 (60) |
3 | 50(60) | 60 (70) | 70 (80) |
4 | 70(80) | 80 (90) | 90-100 (100- 110) |
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
2-й класс
Отметка ”5” ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами .
- читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
-верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения;
- умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Отметка ”4” ставится ученику, если он:
- понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;
- допускает при чтении 1 -2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
- правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.
Отметка ”3” ставится ученику, если он:
- осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
- читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
- читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
- допускает при чтении 3 -5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Отметка ”2” ставится ученику в том случае, если он:
- читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
- при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются а тех редких случаях, когда ученик устойчиво испытывает большие трудности в усвоении программы начальных классов).
3-й класс
Отметка ”5” ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
- читает целыми словами (2полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Отметка ”4” ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1 -2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1 -2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Отметка ”3” ставится ученику, если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Отметка "2" ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4-й класс
Отметка ”5” ставится ученику, если он:
- читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности (1 полугодие);
- читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию (2 полугодие);
- полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
- знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Отметка ”4” ставится ученику, если он:
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1 полугодие);
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2 полугодие),
- делает 1 -2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Отметка ”3” ставится ученику, если он:
- читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1 полугодие);
- читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок (2 полугодие);
- передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
- воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Отметка ”2” ставится ученику, если он:
- читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное
( 1полугодие),
- не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2 полугодие);
- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: в 1-м классе - 1/4 страницы, во 2-м классе -1/3 страницы, в 3-м классе -1/2 , в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....