Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Акула"" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Шестакова Вера Дмитриевна

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Акула"" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_chteniyu.docx160.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула»

3 класс

Учитель: Шестакова В.Д.

Цель: познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).

Задачи урока:

  • формирование умения понимать авторский замысел;
  • совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам.

Приёмы:

  • прогнозирование по названию
  • чтение с остановками

Виды работы на уроке: парная, групповая, индивидуальная.

Литература: учебник Л.Ф. Климановой 3 класс рассказ “Акула”

Л. Н. Толстого.

Оборудование: презентация, маршрутные листы, карточки с текстом для чтения с остановками, пословицы (в разрезанном виде) для работы в группах, корзинка с цифрами и словами.

1.Организационный момент.

- Доброе утро, ребята!  Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, садитесь, и приступим к работе.

2. Постановка темы и цели урока. 

- Ребята, на каникулах я посетила Русский музей. Была на выставке художника Ильи Ефимовича Репина. Посмотрите и скажите, кто изображён на картинах Репина?

(Лев Николаевич Толстой)

- У меня в корзинке цифры и слова, попробуйте объяснить какое отношение имеет данный материал к писателю.

5, 82, Спорт, Азбука, Ясная поляна.

5 – В семье Л.Н. Толстого было 5 детей.

82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года.

Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.

Ясная поляна-место жительства Л. Толстого        

- Попробуйте расшифровать и прочитать название произведения.

У вас на партах маршрутные листы.

Выделите первую букву каждого слова и прочитайте название рассказа.  Работа в парах.

1

2

3

4

5

http://up.3dlat.com/uploads/13792577866.gif

http://www.erguven.net/medya/www.erguven.net-pencil2.gif

http://stranakids.ru/wp-content/uploads/2012/06/coloring-the-human-body32.jpg

http://razukraska.ru/wp-content/gallery/lampochka/lampochka4.gif

http://1.bp.blogspot.com/_D3g2gRPWRLU/TKStnsI3iSI/AAAAAAAABpU/wW83jn1ACo4/s1600/pineapple.jpg

3. Этап открытия новых знаний

- Акула. Какие ассоциации возникают с данным словом?

- Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

(Какие бывают опасные акулы, пробили борт корабля, и оно затонуло, съела человека, который купался и заплыл далеко и др., акула нападет на людей; человек убьет акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу. Уже в названии есть, что- то тревожное, предчувствуешь – что-то случится.)

- А как можно проверить верны ли ваши предположения?

(Прочитать рассказ)

4. Чтение текста с остановками (прогнозирование по содержанию)

 У вас на столе пронумерованные карточки, начинаем работать.

                            Рассказ «Акула» Л. Н. Толстого

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»— и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. 

Какие слова насторожили? Что будет дальше?

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!»

 Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидели в воде спину морского чудовища.

Что будет дальше?

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов. 

Как вы думаете, как поведут себя мальчики? Как бы вы поступили и почему?

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет. 

Как  вы думаете артиллерист  выстрелит?        

Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза. 

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся  и  посмотрел на море.

- Напишите продолжение (как закончится рассказ)

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

5. Словарно-лексическая работа.

- Найдите и подчеркните в тексте трудные слова.

Задание: соединить слово и его значение. 

- Найдите правильное объяснение значения слов. Индивидуальная работа.

Артиллерист

горючий шнур для воспламенения   зарядов

Ропот

задняя часть пушки

Палуба

конструкция, предназначенная для удерживания корабля  на одном месте

Хобот

Фитиль

недовольство, выраженное в приглушенной форме, негромкими голосами

военнослужащий артиллерии

Якорь

горизонтальное покрытие  в корпусе судна

6. Повторное чтение. Чтение рассказа детьми вслух по абзацам.

7. - Выберите качества, которыми обладает отец мальчика из перечисленных и запишите.

  • мудрый
  • трусливый
  • мужественный
  • находчивый
  • беззащитный
  • решительный

8. Физкультминутка.

А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

9. Работа над сюжетом произведения.

- Перед вами план рассказа, как вы думаете, что можно сделать, чтобы легко было пересказать эту историю?

(Восстановить последовательность частей).

Работа в парах                                                                                                     

                                                                         

План

Дети спасены.

Мальчики в открытом море.

Выстрел из пушки.

Купание в парусе.

Появление акулы.

Проверка парной работы.

Проверка:

1.    Купание в парусе.

2.    Мальчики в открытом море.

3.    Появление акулы.

4.     Выстрел из пушки.

5.     Дети спасены.

10. Сопоставление настроения героев рассказа с частями плана.

Работа в группе.

Название части

Настроение

1.    Купание в парусе.


2. Мальчики в открытом море.



3 .Появление акулы.



4.Выстрел из пушки.



5.Дети спасены.


11. Игра «Точное слово».

-  Вам необходимо вставить нужные слова в предложения и прочитать их. Работа в группах.

На корабле с   нами было (сколько?) ……….. мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было (где?)  в……………….., и  они вздумали плавать наперегонки в (каком?) ………………….. море.

        Оба, (как   кто?) как ………………………., вытягивались  в воде  и что было  силы поплыли к тому месту, где  был   бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но ……………. стал отставать. Отец мальчика, (какой?)…………………… артиллерист, ………………. на палубе и любовался на ……………… сынишку.

12. Творческая работа. Составь синквейн.

- Я предлагаю вместе составить синквейн.

Работа в группах по 4 человека        

1. Написать имя существительное по теме.

2. Два имени прилагательных

3.Три слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

  1. Акула
  2. Огромная, кровожадная.
  3. Плавает, нападает, поедает.
  4. У акулы острые зубы.
  5. Хищник.

  1. Работа с пословицами (работа в группах)

- Пословицы рассыпались – нужно их собрать. Выберите 1 пословицу, которая на ваш взгляд, подходит к рассказу. Работа в группах.

  • Храбрый в трудный час победит.

победит   в  трудный  Храбрый   час

  • Баловство до добра не доведёт.

доведёт  Баловство до добра  не

  • Хороша помощь в трудное время.

 Хороша  трудное время  помощь   в

  • Берегись бед, пока их нет

   их  нет  Берегись бед,  пока

14. Самооценка деятельности. Рефлексия  

Индивидуальная работа.

С каким рассказом познакомились?____________________________________

Что нового узнали на уроке?__________________________________________

__________________________________________________________________

О чем задумались?_________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Домашнее задание. (Дифференцированное) 

Всем - выразительное чтение рассказа.

Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.
а) нарисовать иллюстрацию

б) приготовить пересказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Что за чудо, эти сказки!" (урок-игра).

В ходе проведения этого урока используется игровая технология (модель игры "Умники и умницы"). В конспекте представлены задания отборочных туров и задания для участников 1,2 и 3 агонов, а затем и фина...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема: Е. Пермяк "Самое страшное" и самоанализ урока.

Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются ва...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....