календарно-тематическое планирование 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)

Каргинова Марина (Эльвира) Борисовна

                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл азбука45.34 КБ

Предварительный просмотр:

  Обучение грамоте.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина

Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.

Цели и задачи курса

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.

2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.

3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Курс «Обучение грамоте» придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и реализует следующие цели:

- формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

- социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся -развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

-  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:

- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

  • формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
  • развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Изучение предмета способствует решению следующих задач:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 Место учебного предмета в учебном плане

           Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения в первом классе является курс «Обучение грамоте».  Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

        Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.  Учебный предмет   рассчитан на  66 ч  (2 ч в неделю).

 Общая характеристика учебного предмета

         Рабочая  программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационные  игры и т.д. Содержание курса «Обучение грамоте» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемых в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и общества), с математикой (развитие логического, образного мышления).

        Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука». Содержание обучения грамоте обеспечивает решение трех основных задач его периодов: добукварного (подготовительного); букварного (основного); послебукварного (заключительного).

        Первый - подготовительный период - делится на 2 ступени: вводную -  безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков; второй - букварный (основной) период - посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений, знакомство с буквами ъ, ь;  третий - послебукварный период - повторно - обобщающий и закрепляющий все пройденное.

 Методические особенности тем

Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке» раскрывается в следующем:

  • построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;
  • одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
  • непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;
  • использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.

         Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи.  На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.

         В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.

         На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом, отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т. п.

        В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

       Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей,  устранению    недочетов    произношения    уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми.                       Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-  рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

  1. Формирование  чувства    гордости   за свою Родину, российский   народ  и  историю  России, осознание  своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических    ценностных ориентаций.
  2. Формирование  целостного,  социально  ориентированного  взгляда  на ми   в его органичном  единстве  и  разнообразии природы, народов, культур, религий.
  3. Овладение  начальными  навыками  адаптации в динамично  изменяющемся и  развивающемся мире.
  4. Развитие  доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости,  понимания  и сопереживания  чувствам  других  людей.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и   причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Готовность слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь   свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:

  1. Формирование   первоначальных  представлений  о единстве  и  многообразии языкового и  культурного  пространства России, о языке как  основе национального самосознания.
  2. Понимания  учащимися того,  что  язык  представляет собой  явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
  3. Сформированность  позитивного  отношения к правильной устной  и  письменной  речи  как  показателям общей  культуры и  гражданской  позиции человека.
  4. Овладение  первоначальными представлениями о нормах  русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,   пунктуационных) правил речевого этикета.
  5. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил   постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  6. Освоение  первоначальных научных  представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании,   морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Календарно – тематическое планирование по обучению грамоте.

 

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Речь устная и письменная.

1

05.09.

2

Предложение.

1

06.09.

3

Предложение.

1

09.09.

4

Устная речь. Слово и слог.

1

10.09.

5

Письменная речь. Слог и ударение.

1

12.09.

6

Слова и звуки в нашей жизни.

1

13.09.

7

Слова и звуки в нашей жизни.

1

16.09.

8

Деление слова на слоги.

1

17.09.

9

Слог-слияние.

1

19.09.

10

Гласные и согласные звуки.

1

20.09.

11

Звуки и буквы.

1

23.09.

12

Гласная буква А

1

24.09.

13

Гласная буква О

1

26.09.

14

Гласная буква И

1

27.09.

15

Гласная буква Ы

1

30.09.

16

Гласная буква У

1

01.10.

17

Гласные звуки и буквы.

1

03.10.

18

Букварный период. Согласная буква Н.

1

04.10.

19

Согласная буква С.

1

07.10.

20

Согласная буква К.

1

08.10.

21

Согласная буква Т

1

10.10.

22

Согласные буква. Правописание имен собственных.

1

11.10.

23

Согласная буква Л

1

14.10.

24

Согласная буква Р

1

15.10.

25

Согласная буква В

1

17.10.

26

Гласная буква Е

1

18.10.

27

Согласная буква П

1

21.10.

28

Согласная буква М. Москва – столица России.

1

22.10.

29

Согласная буква З

1

24.10.

30

Согласная буква Б.

1

25.10.

31

Согласная буква Д

1

32

Гласная буква Я. Россия – Родина моя.

1

33

Чтение слов с Е, Я

1

34

Согласная буква Г

1

35

Согласная буква Ч

1

36

Буква Ь

1

37

Согласная буква Ш

1

38

Согласная буква Ж

1

39

Чтение слов с Ж, Ш

1

40

Гласная буква Ё

1

41

Согласная буква Й

1

42

Согласная буква Х

1

43

Твердые и мягкие согласные

1

44

Гласная буква Ю

1

45

Согласная буква Ц

1

46

Гласная буква Э

1

47

Согласная буква Щ

1

48

Согласная буква Ф. Российский флот

1

49

Буква Ъ

1

50

После букварный период. Как хорошо уметь читать!

1

51

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

1

52

Наше Отечество

1

53

Создатели славянской азбуки.

1

54

Первый букварь

1

55

А. С. Пушкин

1

56

Л. Н. Толстой

1

57

К. Д. Ушинский

1

58

К. И. Чуковский

1

59

В. В. Бианки

1

60

С. Я. Маршак

1

61

М. М. Пришвин

1

62

А. Л. Барто

1

63

С. В. Михалков.

1

64

Б. В. Заходер

1

65

В. Д. Берестов

1

66

Прощание с Азбукой

1

Литературное чтение.

Пояснительная записка.

   Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой.

    Литературное чтение  - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение  - один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

   Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

   Цели и задачи курса. Изучение курс литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:  

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

   Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является  формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техники чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

   Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интересов к чтению и книге.
  2. Овладение речевой , письменной и коммуникативной культурой.
  3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественно литературе.
  4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению.

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Вводный урок. Знакомство с учебником.

1

13.01

2

В. Данько «Загадочные буквы

1

17.01.

3.

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

1

20.01.-

4.

С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет»

1

24.01.

5.

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой».

1

27.01.

6 – 7

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

2

31.01.

8

Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы».

1

03.02

9

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1

07.02.

10

Е. Чарушин «Теремок».

1

10.02.

11

РНС «Рукавичка».

1

14.02

12.

Загадки, песенки. Особенности жанров.

1

17.02.

13

Русские народные потешки.

1

02.03.

14.

Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

1

06.03.

15.

Обобщение по разделу «Узнай сказку».

1

09.03.

16.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1

13.03.

17.

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…»

1

16.03.

18.

Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель».

1

20.03.

19.

И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?»

1

23.03.

20.

Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель».

1

03.04.

21.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1

06.04.

22.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

1

10.04.

23.

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

1

13. 04.

24.

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет».

1

17. 04.

25.

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М. Пляцковский «Помощник».

1

20. 04.

26.

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».

1

24. 04.

27.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

1

04.05.

28.

Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина

«Подарок».

1

08.05.

29.

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик

1

11. 05.

30.

Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день».М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».

1

15.05.

31.

Обобщение по теме «Я и мои друзья».

1

32.

Знакомство с названием раздела. Выставка книг по теме.

1

33.

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак».

1

34.

В. Осеева «Собака яростно лаяла»

1

35.

И. Токмакова «Купите собаку».

1

36.

С. Михалков «Важный совет».

1

37.

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».

1

38.

В. Берестов «Лягушата».

1

18.05.

39.

Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж».

1

22.05

40.

Обобщающий урок «О братьях наших меньших».

1

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык

Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...

календарно-тематический план 4 класс

в календарно- тематическом плане указаны страницы учебника, номера заданий по каждой теме....

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...