"Прыжок" Л.Н. Толстой
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 386.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
в 3 классе на тему «Прыжок» Л.Н. Толстой
УМК : Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение
Используемая методическая литература: С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. (Школа России»)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Технология построения урока: системно- деятельностный подход, обучение в сотрудничестве.
Цель: создать условия для знакомства с новым произведением Л.Н. Толстого.
Цели урока как планируемые результаты обучения:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия |
Предметные | Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения. |
Метапредметные | |
Познавательные | Умение отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Регулятивные | Умение понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; корректировать свои действия и оценивать выполняемую работу. |
Коммуникативные | Умение высказывать свое мнение, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; принимать участие в обсуждении прочитанного, вести диалог с учителем и со сверстниками. |
Личностные | Формировать эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; воспитывать интерес к чтению, пополнять жизненный опыт учащихся. оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); соблюдать общие для всех правила поведения; развивать инициативу, находчивость; формировать умение работать в паре, группе. |
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. | Настраиваются на урок. Хором проговаривают: Мы урок начать готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться! |
Речевая разминка | Индивидуальная и парная работа(слайд 1-2): По реке плывёт кораблик. Он плывёт издалека. На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты, И страшны им только кошки, Только кошки и коты! - Ребята, прочитайте шуточное стихотворение про себя, шепотом, вслух. - Про кого стихотворение? - Кто нам прочитает с удивлением? Весело? - Молодцы, ребята. | Читают стихотворение с разной интонацией. Отвечают: Стихотворение о крысах (мышах). |
Актуализация знаний | Фронтальная, индивидуальная работа. Использование приёма «Верные и неверные утверждения» (приложение №1) - В каком произведении мы уже встречались с матросами и кораблём? - Кто написал рассказ «Акула»? - Сегодня постарайтесь вспомнить то, что вы уже́ знаете о Л.Н. Толстом. Для этого выполните задания на листочках, которые у вас лежат на партах. 1. Лев Николаевич Толстой принадлежал к богатому и знатному дворянском роду. (+) 2. Детские годы писатель провёл в деревне Полянка. (-) Нет, детские годы он провёл в деревне Ясные Поляны. 3. Лев Николаевич Толстой не любил вспоминать о своём детстве. (-) Нет, наоборот, он очень любил вспоминать о своём детстве. 4. Лев Николаевич написал много поучительных рассказов для детей. (+) После выполнения работы, учитель показывает на интерактивной доске верные ответы (слайд 3). - Кто исправит неверные утверждения? - Оцените выполнение своей работы. Закрасьте кружок соответствующего цвета. - зелёный цвет «всё верно» - жёлтый цвет «есть ошибки» - красный цвет «всё неверно» | Отвечают фронтально: - С матросами и кораблём мы уже встречались в рассказе «Акула». - Рассказ «Акула» написал Лев Николаевич Толстой.
Работают индивидуально на карточках. Один ученик работает на интерактивной доске Обучающиеся сверяют утверждения по образцу. Выполняют самооценку. |
Постановка учебной задачи | - Продолжая знакомство с произведениями Л.Н. Толстого, предлагаю вашему вниманию иллюстрацию к одному из его рассказов. (слайд 4) Обсудите в группе, о чём может быть этот рассказ? Учитель записывает предположения групп на интерактивной доске (слайд 5). - Как нам подтвердить свои предположения? - Рассказ есть в нашем учебнике. Откройте страницу 156. | Смотрят на иллюстрацию с экрана. Обсуждают в группе. Каждая группа высказывает своё предположение. Отвечают: Чтобы подтвердить свои предположения, нам нужно прочитать рассказ. Обучающиеся открывают книгу. |
Открытие нового знания | Чтение текста с остановками. Учитель останавливает на важных моментах чтения и задаёт вопрос. В ходе чтения ведет словарную работу. - Как вы понимаете слово «расходилась»? «- Так не уйдешь же ты от меня! – закричал мальчик и полез выше…» - Что может произойти дальше? - Что значит «разобрал задор»? - Вспомните, что обозначает слово аршин? (это старинная мера длины, равная 71 см.) «На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.» - Что может случиться в этот момент? После чтения рассказа: - Вот мы с вами закончили чтение рассказа Л.Н. Толстого, а сейчас отдохнем. | Чтение текста несколькими учениками. Отвечают на вопросы учителя фронтально. Примерный ответ детей: - Больше стала баловаться, забавляться. Высказывают своё мнение. Примерный ответ детей: - Начал злиться. Отвечают на вопрос. Предположения обучающихся. |
Физкультминутка | Кораблик картинка, гимнастика для глаз (см.приложение № 2). - Посмотрите на корабль. Обведите его глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки. Обведем носом по часовой стрелке, против часовой стрелки. Посмотрите на макушку корабля, проведите глазами до самого низа корабля. А теперь вверх. Посмотрите на начала корабля, проведите глазами до конца корабля, а теперь от конца корабля к началу. Молодцы! Выполнение упражнений. Мы руками поведём – Будто в море мы плывём. Раз, два, три, четыре – Вот мы к берегу приплыли, Чтобы косточки размять, Начнем наклоны выполнять – Вправо, влево, вправо, влево. Вперед-назад, вперд-назад. Не забудем и присесть – Раз, два, три, четыре, На счет пять – за парты сесть. | Выполняют гимнастику для глаз. Обучающиеся выполняют движения по тексту. |
Первичное закрепление | Учитель подводит к обобщению. Фронтальная работа. - Оправдались ли наши предположения? (слайд 5) - Соответствует иллюстрация к рассказу? Найдите отрывок, подходящий к данной иллюстрации. - Почему автор назвал рассказ «Прыжок»? А как бы вы назвали рассказ? - А кто является главными героями рассказа? - Какие сведения есть о мальчике в рассказе? - Почему мальчик полез за обезьяной на мачту, как вы думаете? Как бы вы поступили на месте мальчика? - Как вели себя матросы, когда обезьяна отобрала шляпу мальчика? Найдите это место и прочитайте. - Можно ли было им так себя вести? - Когда мальчик понял, что он в опасности? Найдите этот момент. - Какая часть рассказа вам показалась самой волнительной? Прочитайте. - Как вы считаете, прав ли был капитан, когда он стал целиться в мальчика и кричать: «Застрелю!»? Почему? - Какие черты характера мы видим в отце мальчика? - А теперь возьмите из зеленых конвертов карточки и выберите те черты качества, которые характеризуют нашего героя. Объясните свой выбор. (неосторожный, внимательный, упрямый, аккуратный, смелый, спокойный).(Приложение № 3) - Как закончилась эта история с мальчиком? - А всегда ли в жизни у подобных историй может быть конец счастливым? - Как же сделать, чтобы было меньше несчастий? Обсудите в парах и запишите один совет во избежание несчастных случаев. Затем в группе прочитайте друг другу. Объедините их на один листок «Наши советы». Учитель делает вывод: Я тоже с вами согласна, нужно всегда думать, к чему могут привести те или иные обидные слова и поступки. - Что же хотел сказать Л.Н. Толстой, написав рассказ «Прыжок»? - Посмотрите на советы. Совпадают ли они с мыслями автора? - Жизненные ли это советы? Будете их соблюдать? | Высказывания детей. Отвечают. Зачитывают: Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался. Примерный ответ: потому что самым важным и волнующим моментом является прыжок мальчика в воду. - Мальчик и капитан - Ему 12 лет, он сын капитана. Возможные варианты ответов: - ему было жалко потерянной шляпы; - он хотел посоревноваться с обезьяной в силе и ловкости; - ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов. Примерные ответы: Матросы смеялись, шутили. Они безответственные. Матросы, в отличии от пассажиров, должны были остановить мальчика, предупредить об опасности. - Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался. Читают отрывки из рассказа по своему мнению. - Решительный и грозный крик отца «Застрелю!» и прицел ружьем заставили мальчика подчиниться и, не раздумывая, прыгнуть в воду. Любая нерешительность и мягкость со стороны капитана могли бы привести к смерти сына. - Решительность, смелость, находчивость. В этом вопросе ученикам в группе нужно выбрать те характеристики, которые считают главными в мальчике. Одна группа работает на интерактивной доске Зачитывают. Дополняют. - Хорошо. - Нет. Обсуждают в паре. Записывают. Объединяются в группы. Приклеивают на бумагу. Вывешивают на доску и зачитывают. - Да. Ответы обучающихся: быть осмотрительным, думать о безопасности, о сохранении своей жизни, думать о близких. Отвечают. - Да! |
Этап самостоятельной работы | - Мы с вами прочитали два рассказа Л.Н. Толстого. И на прошлом уроке начали заполнять таблицу. (приложение № 4) Сегодня вы завершите третий столбик. Затем сравните эти два рассказа. В чем их сходство и различие? - Какова же главная мысль в обоих рассказах? - Оцените свою работу в паре. Если вы считаете, что справились с работой, закрасьте кружок зеленого цвета, если остались вопросы, желтого цвета, если считаете, что вообще не справились с работой, красным цветом. | Ученики заполняют таблицу в парах. Обучающиеся сравнивают таблицы, делают выводы. - Думать о безопасности, не делать необдуманные поступки. Взаимооценка. |
Рефлексия | - Выскажите свое отношение к уроку, дополнив любую фразу: - Сегодня я… - Я понял (-а) - Мне захотелось… - А сейчас сами оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: - Подготовить пересказ от лица мальчика. Хорошо вы потрудились Вам пора и отдыхать. Перемену веселитесь И начнем урок опять! | Дети высказывают свое отношение в группе, а затем желающие озвучивают для всех. На листах самооценки ученики оценивают свою работу на уроке. Ученики записывают домашнее задание в дневник: пересказ от лица мальчика стр. 156-159 |
Приложение №1
Прочитайте высказывания. Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны, знак «-»
1. Лев Николаевич Толстой принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду. | |
2. Детские годы писатель провёл в деревне Полянка. | |
3. Лев Николаевич Толстой не любил вспоминать о своём детстве. | |
4. Лев Николаевич написал много поучительных рассказов для детей. |
Приложение № 2
Приложение № 3
Выберите те черты качества, которые характеризуют нашего героя. Подчеркните. Объясните свой выбор. (почему вы так думаете?) Неосторожный, внимательный, упрямый, аккуратный, смелый, спокойный. | Выберите те черты качества, которые характеризуют нашего героя. Подчеркните. Объясните свой выбор. (почему вы так думаете?) Неосторожный, внимательный, упрямый, аккуратный, смелый, спокойный. | Выберите те черты качества, которые характеризуют нашего героя. Подчеркните. Объясните свой выбор. (почему вы так думаете?) Неосторожный, внимательный, упрямый, аккуратный, смелый, спокойный. |
Приложение № 4
Сравнительная таблица
Название произведения | ||
Автор | ||
Главные герои | ||
Второстепенные герои | ||
Качества мальчика (-ов) | ||
Качества отца | ||
Переживания кого из героев описывает автор | ||
Завершение рассказа | ||
Главная мысль | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе УМК "Школа России" С. Толстой «Л.Н. Толстой»
Данный материал содержит конспект урока и презентацию, в которой знакомит детей с биографией писателя Л.Н.Толстого...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. А. Н. Толстой "Два мира в произведении А.Н.Толстого Приключения Буратино"
А.Н. Толстой "Золотой ключик. Приключения Буратино"...
Л. Н. Толстой в воспоминаниях С. Толстого.
Конспект урока и презентация к уроку литературного чтения 4 класс "Л. Н. Толстой в воспоминаниях С. Толстого. "...
«Басни Л.Н. Толстого». Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа ХХI века". Цели урока: 1.Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого 2.Учи...
Слушание и работа с детскими книгами. «Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого». Дополнительное чтение. «Воспоминания Л.Н. Толстого».
Цели урока: 1.Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого 2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.Способствовать формированию таких основ читательс...
«Басни Л.Н. Толстого». Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».
Тема: «Басни Л.Н. Толстого». Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».Цели урока: 1.Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого 2.Учить самостоятельно фо...