«Басни Л.Н. Толстого». Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа ХХI века". 

Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толстого   

2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного,

выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.

Включать учащихся в эмоционально - творческую деятельность, связанную с читаемым стихотворением.

3.Обогащать читательский опыт и интерес детей через систему упражнений с литературным произведением. Воспитывать интерес к литературному чтению.

Тип урока: урок применения знаний и умений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basni_l.n._tolstogo._l.n._tolstoy._muzhik_i_vodyanoy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   «Басни Л.Н. Толстого».  Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».

Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толстого  

2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного,

выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.

Включать учащихся в эмоционально - творческую деятельность, связанную с читаемым стихотворением.

3.Обогащать читательский опыт и интерес детей через систему упражнений с литературным произведением. Воспитывать интерес к литературному чтению.

Тип урока: урок применения знаний и умений.  

Оборудование урока:

Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебная хрестоматия для 4 класса.

Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: Ефросинина Л.А. Литературное чтение:  4 класс:  

Выставочный стенд с книгами  Л.Н. Толстого.

Карандаши, листочки для моделирования обложки. Компьютерная презентация урока.

Карточки для самостоятельного целеполагания и рефлексии.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя(3 минуты):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Сейчас мы с вами убедимся в том, что   произведения Л.Н. Толстого известны каждому из вас с детства. Я буду  читать строки из домашнего произведения, а вы его заканчиваете:

Дети слушают учителя.

Дети заканчивают каждое  задание:

2.Самостоятельное целеполагание и формулирование темы (4 минуты):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Прежде, чем мы начнём работать, ответьте мне на такой вопрос: какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?

Учитель предлагает для составления «Табло желаний» следующие карточки:  Хочу: -слушать; -играть; -читать; -узнавать новое; -рассуждать;

-решать задачи; - выделять орфограммы; -рассказывать.

-Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?

- Если вы внимательно посмотрите на табло с нашими желаниями, то сможете самостоятельно сформулировать и тему урока.

Обучающиеся выбирают из предложенных учителем карточки с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке.

-Не можем, потому что не знаем тему урока.

Дети догадываются, что  прямоугольник – это «заместитель» жанра  произведения. Самостоятельно формулируют тему урока:

- Мы  будем работать с произведениями  Л.Н. Толстого

     

   3.Подготовка к восприятию произведения (2 минуты):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-  Послушайте    басню  Л.Н. Толстого «Мужик и Водяной»

-Что вы представляете, когда слушаете произведение?

Учащиеся высказывают свои мысли, передают ощущения, делятся впечатлениями.

4.Слушание (2 минуты):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учитель читает  басню  Л.Н. Толстого «Мужик и Водяной».

Дети слушают чтение учителя, при этом их книги закрыты.

5.Выявление первичного восприятия(2 минуты):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Понравилось вам произведение? Почему?

Ученики высказывают своё мнение.

6.Работа с содержанием произведения(3 минуты):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Постарайтесь  представить  и высказать ваши детские ощущения.

-  Подумайте, почему   басня так озаглавлена. Что такое  басня?

Ученики высказывают своё мнение.

7. Релаксация. Музыкальная  пауза (3 минуты):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 Дети исполняют песню «Чему учат в школе»

8.Моделирование обложки и работа с готовой моделью (11 минут):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Что я вам читала?

-Правильно, это басня. Поставим на листочке «заместитель»- треугольник. О ком эта  басня?

- Закрасим   круг  в жёлтый цвет.

-  Имя и фамилию автора вы знаете: это Лев Николаевич

 - Покажите фамилию автора.

- Прочитайте фамилию автора: Толстой

-Прочитайте название  произведения.                                                   

- Теперь, когда мы закончили моделировать обложки, на нашей выставке появилась ещё одна книга, в которой каждая страничка – это ваша работа. (Учитель собирает модели и степлером соединяет в общую книжечку, обложка которой выполнена учителем.)

-Где эта книга была создана?

 Обучающиеся отвечают, что   сказка.

Дети определяют, что   сказка о людях.

Обучающиеся показывают «заместитель» в верхней части модели обложки).

Ученики читают.

Дети показывают «заместитель» и читают название «Мужик и водяной». Л.Н. Толстой».

Обучающиеся отвечают: « В городе  Белгороде. В МБОУСОШ № 35».

                                   9. Рекомендации для самостоятельной работы (1 минута):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Сегодня на уроке вы побывали в роли слушателей, создателей книги. Хотите побыть ещё и  иллюстраторами? Вы сможете попробовать свои силы в этом роде деятельности дома и нарисовать иллюстрацию к прослушанному произведению.

 

                                                10. Рефлексия(3 минуты)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Сейчас мы превратим «Табло наших желаний» в «Табло  результатов» урока. Прикрепите, пожалуйста, к центральной фигуре

У меня получилось: слушать, читать, рассказывать, анализировать,…

Заполняют «Табло результатов» (примерно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению на тему:"Басня Л.Н.Толстого "Как мужик убрал камень"

Конспект урока составлен по учебнику Л.Ф. Климановой для 4 класса.Урок составлен в технологии деятельностного метода. На уроке предусматривается использование мультимедийной презентации....

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе УМК "Школа России" С. Толстой «Л.Н. Толстой»

Данный материал содержит конспект урока и презентацию, в которой знакомит детей с биографией писателя Л.Н.Толстого...

«Басни Л.Н. Толстого». Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».

Тема:   «Басни Л.Н. Толстого».  Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толстого   2.Учить самостоятельно фо...

Басня Л.Н.Толстого "Как мужик убрал камень"

Разработка урока литературного чтения на тему  Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень» для 4 - А класса...

Конспект урока литературного чтения "Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень" (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,Планируемые результатыПредметные: Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль ...