4 класс. Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бучельникова Анастасия Андреевна

Урок: литературное чтение.
Тема урока: Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.
Место урока в разделе: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».
Цель урока: научить составлять характеристику героя произведения, воспитывать нравственность, чувства сопереживания героям, доброе отношение к людям.
Тип урока: обобщение и систематизация имеющихся знаний.
Методы и приемы:

  • подводящий диалог;
  • диалог;
  • наглядный;
  • словесный.

Формы организации деятельности детей:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.
     

Форма урока: традиционная.

Планируемые результаты:

Личностные:

[1] – учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

[2] – эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Регулятивные:

[1] – принимать и сохранять учебную задачу;

[2] – учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

[3] – оценивают результаты своей деятельности; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

[1] – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

[2] – строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

[1] – формулировать собственное мнение и позицию;
[2] – учиться работать в группе; слушать собеседника и вести диалог;
[3] – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные:

[1] – умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;
[2] – определять последовательность событий;
[3] – участие  в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст;
[4] – понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения морали;
[5] – характеристика героев произведения, портрет, характер героя. Выражение через поступки. Речь.
 

Оборудования: мультимедийный проектор, слайд – презентация,  учебник  «Литературное чтение» Р. Н. Бунеев УМК «Школа 2100» 4 класс 2 часть , листы самооценки.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_chteniyu_na_praktiku.docx47.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: литературное чтение.
Тема урока: Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.
Место урока в разделе: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».
Цель урока: научить составлять характеристику героя произведения, воспитывать нравственность, чувства сопереживания героям, доброе отношение к людям.
Тип урока: обобщение и систематизация имеющихся знаний.
Методы и приемы:

  • подводящий диалог;
  • диалог;
  • наглядный;
  • словесный.

Формы организации деятельности детей:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Форма урока: традиционная.

Планируемые результаты:

Личностные:

[1] – учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

[2] – эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Регулятивные:

[1] – принимать и сохранять учебную задачу;

[2] – учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

[3] – оценивают результаты своей деятельности; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

[1] – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

[2] – строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

[1] – формулировать собственное мнение и позицию;
[2] – учиться работать в группе; слушать собеседника и вести диалог;
[3] – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные:

[1] – умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;
[2] – определять последовательность событий;
[3] – участие  в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст;
[4] – понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения морали;
[5] – характеристика героев произведения, портрет, характер героя. Выражение через поступки. Речь.

Оборудования: мультимедийный проектор, слайд – презентация,  учебник  «Литературное чтение» Р. Н. Бунеев УМК «Школа 2100» 4 класс 2 часть , листы самооценки.

Ход урока.

Задача.

Этап.

Учебная ситуация

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организовать детей на деятельность,

Создать благоприятный настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей.

Организационно – мотивационный.

- Здравствуйте ребята!
Поднимите руки вверх, глубоко вздохните – выдохните, руки опустите, друг – другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
- Вы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работайте старательно, слушайте внимательно.
Меня зовут Анастасия Андреевна, я ваш учитель на этот урок.
- Все готовы? Итак, начнем.

Дети слушают учителя. Настраиваются на дальнейшую работу.

Личностные:
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Актуализировать знания детей по прочитанным произведениям.

Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, произведения каких писателей вы читали на предыдущих уроках или возможно читали дома? Даю вам маленькую подсказочку на слайде.
- Назовите произведения этих писателей.



- Кто является, главными героями этих произведений.
- Что объединяет все эти произведения?

- На ваш взгляд, кто из этих героев мог бы болеть равнодушием к жизни?

- А. И. Куприн,  Д. Н. Мамин – Сибиряк, Д. В. Григорович, Л. Чарская.


- «Слон», «Емеля – охотник», «Белый пудель», «Гуттаперчивый мальчик», «Записки маленькой гимназистки».
-
Надя, Гришутка, Петя, Серёжа, Лена.

- В этих произведениях рассказывается о жизни детей. Которые были сиротами.
- Никто, потому что эти дети были сироты, им надо было зарабатывать на жизнь своим трудом, они любили тех людей, с которыми жили.

Личностные: 
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Предметные:

- умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

- участие  в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу.

Подвести детей к теме и цели урока.

Постановка проблемы урока.

- На основе повторенного нами материла и прочитанной  на последнем уроке повести, что вы можете сказать о нашей теме урока? О чем мы сегодня будем говорить? Или о ком?
- Давайте вместе с вами обозначим цель нашего урока: составить характеристику Лены Икониной.
- Как вы думаете, по какому плану мы будем работать? Составим его вместе.


- Ответим на вопрос нашего урока: могла ли Лена Иконина заболеть равнодушием к жизни?
– Какое умение формировали? Покажите.

- Мы будем говорить, о главной героини повести «Записки маленькой гимназистки», Лены Икониной.


- Цель нашего урока: составить характеристику Лены Икониной.

План:

1. На основе прочитанного текста составить характеристику главной героини.

2. Рассмотреть какие жизненные события оказали большое влияние на формирование характера девочки.

3. Обобщить, составленные характеристики.

Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу.

Познакомить обучающихся с составлением характеристики главного героя произведения.



Отработка умение давать общую характеристику главным героям произведения.

Открытие  новых знаний.



Применение знаний на практике.

Физминутка.

- Что вы узнали  о Лене Икониной из предыдущих уроков? Читая повесть.

- Понравилась ли вам Лена? Обоснуйте свой ответ.

- А как постепенно раскрывается в повести характер Лены? Давайте, составим характеристику, используя текст учебника.


- Открывайте учебники на странице 6. Обратимся к первой главе.
- Как эта глава, характеризует Леночку?



-  Обратимся к 4 главе.
- Что с Леночкой произошло в этой главе?

- Как её приняла семья Икониных?


- Что сказала дети, когда впервые увидели нашу героиню? Зачитайте.
- На основе этой главы какой вывод мы можем сделать? Как эта глава, характеризует Леночку?

- Обратимся к 8 главе.
- А какие главные события произошли в этой главе с Леной?

- Как прошло знакомство Леночки и директрисы гимназии Анной Владимировной?
- Как зарекомендовала Леночку, Матильда Францевна? Зачитайте ее слова.
- Что в её словах было правдой, а что ложью?

- Как на эти слова отреагировала Леночка?
- Почему она так сильно плакала?
- Как прошли первые уроки Леночки? Чем ей удалось выделиться?


- Как приняли Лену её новые одноклассницы?
– Что им уже известно о Лене?
- Лена решает обмануть учителя. Она стремится получить плохую отметку. Разве это хорошо? Это положительные качества?
- На основе этой главы какой вывод мы можем сделать? Как эта глава, характеризует Леночку?
- Понятно ли из содержания прочитанных глав, как относится к своей героине автор?

– Какое умение формировали? Покажите.


-Беленькое облако
Поднялось над крышей
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу

- Каким образом автор может выражать своё отношение к героине? Свой ответ подтвердите словами из текста.

- Испытываете ли вы такие же  чувства, как и автор читая главы 10 – 11?  
- Какие чувства вы испытывали, когда  читали эти главы? Когда именно? На каких моментах?
- Как бы вы определили свою реакцию на описанные события:
жалость;
сопереживание;
гнев;
негодование;
отчаяние.
- Прочитайте самый волнующий отрывок на ваш взгляд.
- Кто по – настоящему жалеет девочку?
- О ком и о чём думает Лена после спасения? Как это её характеризует?
- Прокомментируйте последние слова 11-й главы.
« В первый раз со смерти мамочки у меня стало весело на душе: я нашла друга в холодной дядиной семье».
- Понравилась ли вам главная героиня этого произведения?
- Какие черты характера вам особенно симпатичны у этой девочки?

– Какое умение формировали? Покажите.



- Давайте поработаем в группах. Каждая группа должна составить список черт характера Л. Икониной. Выбрать наиболее важное из них    (на ваш взгляд). Ответ аргументировать.

– Какое умение формировали?


- Как вы думаете, почему долгие годы книги Чарской не печатались?

- Что дарят книги Чарской каждому читателю?

- У Лены умерла мама, она осталась совсем одна. Её все называли сироткой. После смерти мамы Лена попала в семью родного дяди. Где её плохо встретили не приветливые и разбалованные дети. Леночка поступила в гимназию, где учились дети её дяди…. и т.д.
По очереди дети высказывают свое мнение. Обосновывая свой ответ.

- 1-я глава – маленькая, растерянная девочка.



- Лена встретилась со своей гувернанткой и познакомилась с семьей своего родного дяди.
- Дети родного Дяди были агрессивно настроены на Лену, её не приняли в семью и дразнили.
Находят в тексте и зачитывают.

- 4-я глава – начитанная, знающая, с чувством собственного достоинства.


- Лена впервые пошла в гимназию, познакомилась с новыми людьми (одноклассницами, учителями, начальницей)

- Леночки понравилась Анна Владимировна, она даже чем-то похожа была на маму Лены.

Находят и зачитывают.

- Все слова гувернантки были ложью, Леночка не в чем не виновата.
- Она плакала и оправдывалась.
- ей было обидно, ведь она не в чем не виновата.

- Первые уроки прошли не очень спокойна, она получила хорошую оценку показала свои знания лучше чем другие.
- Они приняли ее настороженно, высмеивали ее и дразнили.

- Ей пришлось это сделать.




- 8-я глава - ранимая, смелая, старательная, наблюдательная.

- Лена, безусловно, нравится автору, писательница искренне её жалеет и переживает за неё.


- Через отношение других героев.

Пример. …

Через описание внутреннего мира.

Пример…..

Дети отвечают на поставленные вопросы, высказывая свое мнение.



- Толя, который спас ее от наказания.

- О Толи, а не о себе. Она переживает за него.











После обсуждения группы представляют ответы. Одновременно на доску выносятся карточки с название той черты характера, о которой говорит группа.
На доске:
Честность.
Решительность
Сострадание
Доброта
Сила воли
Самопожертвование
Отзывчивость
Общительность.






Высказывают каждый свое мнение. Потому, что были слишком сентиментальные. Дети после прочтения плакали.
- Доброту, её книги учат сопереживать.

Личностные: 
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Предметные:
- умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

- определять последовательность событий;



Личностные:

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Регулятивные:
- сохранять учебную задачу;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- строить речевые высказывания в устной форме.

Предметные: 
- умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

- определять последовательность событий;

- участие  в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст;

- понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения морали;

- характеристика героев произведения, портрет, характер героя. Выражение через поступки. Речь.

Коммуникативные: - учиться работать в группе; слушать собеседника и вести диалог;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Подведение итогов урока.

Выполнить оценочно – рефлексивную деятельность.

Итог урока.

Оценочно – рефлексивная деятельность.

- Наш урок подходит к концу. Давайте же ответим на  главный вопрос нашего урока
« - Могла ли Лена заболеть равнодушием к жизни? Почему?».

- Прочитайте общую характеристику, которую мы составляли в течение всего урока.
-
На партах у вас лежат листы самооценки, я предлагая вам оценить себя по предложенным критериям.
Там же вы увидите и домашнее задание, открывайте дневнички и запишите его.
Спасибо вам за урок, до свидание.

- Нет, Леночка не могла заболеть равнодушием к жизни,  потому что была сиротой, ей надо было зарабатывать на жизнь своим трудом, она любила тех людей, с которыми жила.

Зачитывают характеристику, из тетради составленную в ходе урока.

Личностные УУД:
- умение формировать собственное мнение;


Регулятивные УУД: - оценивают результаты своей деятельности; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Подпись учителя: ____________________________________ Дата _______________

Подпись методиста: __________________________________ Дата _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л. Чарская " Маленькая гимназистка"

К уроку чтения в 4 классе по призведению Л.Чарской " Маленькая гимназистка"...

Урок литературного чтения 4 класс Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Характеристика Лены Икониной.

Цель:1.Учить составлять характеристику героя произведения, сравнивая героев произведений А. И. Куприна, Д. Н. Мамина – Сибиряка, Д. В. Григоровича.2.Формировать правильный тип читательской деятельност...

Конспект урока "Записки маленькой гимназистки"

Урок литературного чтения с  использованием приемов критического мышления, 4 класс, Школа 2100....

Тест "Записки маленькой гимназистки"

Тест "Записки маленькой гимназистки" . Желаю удачи.https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScrF4joZNLI2qE5y-eN8i6wUXlIaN9tBU_RUOngHsiLv4NcwQ/viewform?c=0&w=1...