4 класс. Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок: литературное чтение.
Тема урока: Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.
Место урока в разделе: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».
Цель урока: научить составлять характеристику героя произведения, воспитывать нравственность, чувства сопереживания героям, доброе отношение к людям.
Тип урока: обобщение и систематизация имеющихся знаний.
Методы и приемы:
- подводящий диалог;
- диалог;
- наглядный;
- словесный.
Формы организации деятельности детей:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Форма урока: традиционная.
Планируемые результаты:
Личностные:
[1] – учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
[2] – эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные:
[1] – принимать и сохранять учебную задачу;
[2] – учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
[3] – оценивают результаты своей деятельности; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
[1] – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
[2] – строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
[1] – формулировать собственное мнение и позицию;
[2] – учиться работать в группе; слушать собеседника и вести диалог;
[3] – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные:
[1] – умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;
[2] – определять последовательность событий;
[3] – участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст;
[4] – понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения морали;
[5] – характеристика героев произведения, портрет, характер героя. Выражение через поступки. Речь.
Оборудования: мультимедийный проектор, слайд – презентация, учебник «Литературное чтение» Р. Н. Бунеев УМК «Школа 2100» 4 класс 2 часть , листы самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_chteniyu_na_praktiku.docx | 47.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: литературное чтение.
Тема урока: Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.
Место урока в разделе: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».
Цель урока: научить составлять характеристику героя произведения, воспитывать нравственность, чувства сопереживания героям, доброе отношение к людям.
Тип урока: обобщение и систематизация имеющихся знаний.
Методы и приемы:
- подводящий диалог;
- диалог;
- наглядный;
- словесный.
Формы организации деятельности детей:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Форма урока: традиционная.
Планируемые результаты:
Личностные:
[1] – учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
[2] – эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные:
[1] – принимать и сохранять учебную задачу;
[2] – учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
[3] – оценивают результаты своей деятельности; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
[1] – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
[2] – строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
[1] – формулировать собственное мнение и позицию;
[2] – учиться работать в группе; слушать собеседника и вести диалог;
[3] – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные:
[1] – умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;
[2] – определять последовательность событий;
[3] – участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст;
[4] – понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения морали;
[5] – характеристика героев произведения, портрет, характер героя. Выражение через поступки. Речь.
Оборудования: мультимедийный проектор, слайд – презентация, учебник «Литературное чтение» Р. Н. Бунеев УМК «Школа 2100» 4 класс 2 часть , листы самооценки.
Ход урока.
Задача. | Этап. | Учебная ситуация | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Организовать детей на деятельность, Создать благоприятный настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей. | Организационно – мотивационный. | - Здравствуйте ребята! | Дети слушают учителя. Настраиваются на дальнейшую работу. | Личностные: |
Актуализировать знания детей по прочитанным произведениям. | Актуализация знаний. | - Ребята, давайте вспомним, произведения каких писателей вы читали на предыдущих уроках или возможно читали дома? Даю вам маленькую подсказочку на слайде. - На ваш взгляд, кто из этих героев мог бы болеть равнодушием к жизни? | - А. И. Куприн, Д. Н. Мамин – Сибиряк, Д. В. Григорович, Л. Чарская. - «Слон», «Емеля – охотник», «Белый пудель», «Гуттаперчивый мальчик», «Записки маленькой гимназистки». | Личностные: - умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения; - участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Регулятивные: |
Подвести детей к теме и цели урока. | Постановка проблемы урока. | - На основе повторенного нами материла и прочитанной на последнем уроке повести, что вы можете сказать о нашей теме урока? О чем мы сегодня будем говорить? Или о ком?
| - Мы будем говорить, о главной героини повести «Записки маленькой гимназистки», Лены Икониной.
План: 1. На основе прочитанного текста составить характеристику главной героини. 2. Рассмотреть какие жизненные события оказали большое влияние на формирование характера девочки. 3. Обобщить, составленные характеристики. | Регулятивные: |
Познакомить обучающихся с составлением характеристики главного героя произведения. Отработка умение давать общую характеристику главным героям произведения. | Открытие новых знаний.
Физминутка. | - Что вы узнали о Лене Икониной из предыдущих уроков? Читая повесть. - Понравилась ли вам Лена? Обоснуйте свой ответ. - А как постепенно раскрывается в повести характер Лены? Давайте, составим характеристику, используя текст учебника. - Как её приняла семья Икониных? - Обратимся к 8 главе. - Как прошло знакомство Леночки и директрисы гимназии Анной Владимировной? – Какое умение формировали? Покажите.
- Каким образом автор может выражать своё отношение к героине? Свой ответ подтвердите словами из текста. - Испытываете ли вы такие же чувства, как и автор читая главы 10 – 11? – Какое умение формировали? Покажите.
– Какое умение формировали? - Как вы думаете, почему долгие годы книги Чарской не печатались? | - У Лены умерла мама, она осталась совсем одна. Её все называли сироткой. После смерти мамы Лена попала в семью родного дяди. Где её плохо встретили не приветливые и разбалованные дети. Леночка поступила в гимназию, где учились дети её дяди…. и т.д. - 1-я глава – маленькая, растерянная девочка.
- Лена впервые пошла в гимназию, познакомилась с новыми людьми (одноклассницами, учителями, начальницей) - Леночки понравилась Анна Владимировна, она даже чем-то похожа была на маму Лены. Находят и зачитывают. - Все слова гувернантки были ложью, Леночка не в чем не виновата. - Первые уроки прошли не очень спокойна, она получила хорошую оценку показала свои знания лучше чем другие. - Через отношение других героев. Пример. … Через описание внутреннего мира. Пример….. Дети отвечают на поставленные вопросы, высказывая свое мнение.
- О Толи, а не о себе. Она переживает за него. После обсуждения группы представляют ответы. Одновременно на доску выносятся карточки с название той черты характера, о которой говорит группа.
| Личностные: - определять последовательность событий;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные: Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Коммуникативные: - учиться работать в группе; слушать собеседника и вести диалог; |
Подведение итогов урока. Выполнить оценочно – рефлексивную деятельность. | Итог урока. Оценочно – рефлексивная деятельность. | - Наш урок подходит к концу. Давайте же ответим на главный вопрос нашего урока - Прочитайте общую характеристику, которую мы составляли в течение всего урока. | - Нет, Леночка не могла заболеть равнодушием к жизни, потому что была сиротой, ей надо было зарабатывать на жизнь своим трудом, она любила тех людей, с которыми жила. | Личностные УУД:
|
Подпись учителя: ____________________________________ Дата _______________
Подпись методиста: __________________________________ Дата _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л. Чарская " Маленькая гимназистка"
К уроку чтения в 4 классе по призведению Л.Чарской " Маленькая гимназистка"...
конспект урока по литературному чтению в 4 классе Тема урока: Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки»
конспект урока по литературному чтению с уде....
Урок литературного чтения в 4 классе "Сила доброты в повести Лидии Чарской "Записки маленькой гимназистки"
Заключительный урок...
Урок литературного чтения 4 класс Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Характеристика Лены Икониной.
Цель:1.Учить составлять характеристику героя произведения, сравнивая героев произведений А. И. Куприна, Д. Н. Мамина – Сибиряка, Д. В. Григоровича.2.Формировать правильный тип читательской деятельност...
Конспект урока "Записки маленькой гимназистки"
Урок литературного чтения с использованием приемов критического мышления, 4 класс, Школа 2100....
Тест "Записки маленькой гимназистки"
Тест "Записки маленькой гимназистки" . Желаю удачи.https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScrF4joZNLI2qE5y-eN8i6wUXlIaN9tBU_RUOngHsiLv4NcwQ/viewform?c=0&w=1...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Записки маленькой гимназистки" 4 класс
quot;Записки маленькой гимназистки" 4 класс...