Конспект урока "Записки маленькой гимназистки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Гончарова Эльвира Наильевна

Урок литературного чтения с  использованием приемов критического мышления, 4 класс, Школа 2100. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapiski_malenkoy_gimnazistki.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: Путешествие 8 (в… библиотеку). Загадка Лидии Чарской

Цель и задачи:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.

 Слайд 1

Приветствие гостей.

Работа с авторским текстом.

1) Общее знакомство со 2-й частью учебника.

– Какой век представлен на страницах второй части учебника по литературному чтению?

Слайд 2

 Приём «Корзина идей»

– Почему целая книга посвящена одному веку? О чём это говорит?

– Ждёте ли вы встречи с какими-то конкретными авторами? С кем именно?

– Нравится ли вам открывать новые имена? Как вы это делаете?

–Проверьте свои предположения. Как это можно сделать? (содержание)

2) Обсуждение подзаголовков «Путешествия восьмого» с.4

– Удивил ли вас выбор места для путешествия?

– Часто ли вы путешествуете в библиотеку самостоятельно?

– Прежде чем начать чтение, ответьте на вопросы таблицы «Верите ли вы?»

Приём «Верите ли вы?»

Высказывание

+ или -

+ или -

1

Журнал «Мурзилка» издаётся уже почти 300 лет.

2

Журнал «Северное сияние»-первый журнал для детей в ХХ веке.

3

Александра Осиповна Ишимова издавала журнал для девочек «Звёздочка».

4

Лидия Алексеевна Чурилова и Лидия Чарская –это один о тот же человек.

5

Лидия Чарская была самой любимой детской писательницей в России, но её книги перестали печатать.

Слайд 3

3) Самостоятельное чтение авторского текста (с. 4–5).

Приём «Чтение с пометами» 

«+» - новое для меня

 «-» - не знал (думал иначе)
«V» - уже знал
«?» - есть вопросы

   Ответьте на вопросы таблицы ещё раз.

–  Кто ответил на все вопросы правильно?

– Подсчитайте, сколько журналов для детей выходило в 1920–1930-х годах(9)? – А сколько современных детских журналов вы знаете? Сделайте вывод.

– Как вы думаете, интересно ли взрослым читать детские журналы и газеты?

– Какие современные издания читают в вашей семье все, независимо от возраста? Кто их приносит, покупает?

– Какое интересное письмо нашла Оля?

– В каком журнале печаталась Лидия Алексеевна Чарская? («Задушевное слово»)

– Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской?

Слайд 4

Рассказ о писательнице (ученица)

– Знаете ли вы другие примеры сложных писательских судеб?  (Куприн)

ФИЗМИНУТКА

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

II. Развитие умений.

Рефлексия

Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

–Какое произведение Л.А.Чарской начнём читать сегодня?

– На какие вопросы вы хотите получить ответы, прочитав «Записки маленькой гимназистки» Л. Чарской?

– Чем, по-вашему, «Записки...» отличаются от рассказа?

Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение текста 1-й главы.

– Какой вы представили себе героиню записок?

Слайд 5

2) Приём «Ромашка Блума» (работа в группах, составление вопросов и ответы на них)

Примеры вопросов:

– Что творится в душе маленькой пассажирки? (Ей тревожно – «чутко прислушиваюсь», «немного страшно от неизвестности», «мчится без оглядки», «не знаю, не понимаю».)

– Откуда и куда она едет?

– Почему девочка подробно рассказывает о кондукторе, современном проводнике?

– Из слов Никифора Матвеевича мы узнаём, что девочка сирота. Что это значит?

– Так вот почему она едет к дальним родственникам в Петербург: девочка осталась совсем одна, без родителей?

– Что поразило девочку, впервые увидевшую Петербург в окно?

– Чего ждёт она от встречи с этим городом, незнакомыми родственниками? («Моросил мелкий осенний дождик…»)

4) Комментированное чтение 4-й главы.

– О чём говорит заголовок 4-й главы?

 (Приём «Чтение с остановками»)

После с.9

– Как могли звучать голоса за дверью?

– Что поразило девочку?

– Предположите, как встретят сироту в этом роскошном доме?

После с.10

– Вы заметили, что девочка смотрит на хозяйских детей доброжелательно.

– Как же они её встретили.

– Это обидное слово – мокрица?

После с.11

– Что можете сказать о старшем брате?

– Заметили: кажется, старший мальчик-гимназист не очень-то образован.

После с.12

– Вот почему девочке пришлось ехать к дяде: она бедная родственница...

– Свои ли слова повторяет Толя? (Нет, очевидно, это слова взрослых.)

Вопросы после чтения:

– Соответствуют ли обстановка дома, внешний вид его обитателей тому, как приняли девочку в доме?

Работа с текстом после чтения.

– Как прошёл первый день в доме дяди для Лены Икониной (пора назвать имя девочки)?

Слайд 6

  1. Приём «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.

Мы, бывает, чуть не плачем. 
Чтобы чувства не задеть, 
Нужно шляпы нам надеть. 
С шляпы спросу никакого. 
Но проблемы суть глаголя, 
Каждый выскажет свое, 
Не обидев никого. 
А венцом такой беседы 
Станет виденье проблемы, 
Всех этапов обсужденье 
И задачи всей решенье. 

После обсуждения в группах  выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Только то, что говорит автор.

Жёлтая. Позитивное мышление.  Всё хорошее, даже в отрицательном герое.

Черная. Проблема.  Как можно помочь, что сделать, как поступить.

Красная. Эмоции.  Ваши ощущения, чувства. Отношение.

Зеленая. Творчество.  Представь, вообрази и тогда…

Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

2) Составление синквейна. (Пример)

Гимназистка.

Одинокая, несчастная.

Приехала, обиделась, толкнула.

Очень я вас жалею, барышня.

Сирота.

3) Практическое задание.
- Как бы вы поступили, если бы в жизни случилась такая ситуация? (на месте родных Лены Икониной)
- Что нужно делать, чтобы Добра в мире было больше? 
- А теперь с этой точки зрения проанализируйте себя. Разделите лист на две половины. С одной стороны напишите тех, кому вы сочувствовали, с другой - тех, кто сочувствовал вам. 
Какой столбик получился больше? Довольны ли вы результатом? Какой столбик вам хотелось бы увеличить?

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

IV. Домашнее задание.

Прочитать главу 8.

Составить словарик эпохи (уроки 76–78, задание II.1 в тетради), дать толкование слов и словосочетаний: кондуктор, гувернантка, действительный статский советник и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л. Чарская " Маленькая гимназистка"

К уроку чтения в 4 классе по призведению Л.Чарской " Маленькая гимназистка"...

Урок литературного чтения 4 класс Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Характеристика Лены Икониной.

Цель:1.Учить составлять характеристику героя произведения, сравнивая героев произведений А. И. Куприна, Д. Н. Мамина – Сибиряка, Д. В. Григоровича.2.Формировать правильный тип читательской деятельност...

Тест "Записки маленькой гимназистки"

Тест "Записки маленькой гимназистки" . Желаю удачи.https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScrF4joZNLI2qE5y-eN8i6wUXlIaN9tBU_RUOngHsiLv4NcwQ/viewform?c=0&w=1...

4 класс. Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.

Урок: литературное чтение.Тема урока: Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.Место урока в разделе: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями...