методическая разработка по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Иващук Виктория Викторовна

Данная работа представляет собой конспект урока соответствует требованиям, предъявляемым к современному уроку . В основе методической разработки занятия лежит деятельностный подход и приемы , прменяемые при использовании игровой технологии , соответствующие возрастным особенностям младшего школьного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poteshki.rifmy_matushki_gusyni.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок . РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ. НЕБЫЛИЦЫ.
СТИХИ И ПЕСЕНКИ ИЗ КНИГИ «РИФМЫ МАТУШКИ ГУСЫНИ»

Цели деятельности педагога:  создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирования читательского интереса к устному народному творчеству.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества, умение выразительно читать по ролям; сочинять загадки, песенки, потешки и продолжения прочитанных произведений; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.

Личностные: наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): 

Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Конкурс на лучшую загадку.

Учащиеся читают придуманные загадки.

II. Постановка цели урока.

– Прочтите слово, зашифрованное в рисунке:

                 2              7           5                1                 4             6             3

Ответ: потешки.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с потешками. Узнаем, для чего их создают, научимся выразительно их читать.

III. Изучение нового материала.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорку:

Ва-фа-ва – в лесу живет сова.

Фы-фы-вы – в саду росли сливы.

Ва-ва-фа – платье новое из шкафа.

Фе-ве-фе – подушка на софе.

2. Отработка навыка чтения.

– Прочтите целыми словами, соблюдая знаки препинания.

РАЗГОВОР ЛЯГУШЕК
(из зарубежного фольклора)

– Кума,

Ты к нам?

– К вам, к вам,

К вам, к вам!

К воде скачу,

Ловить хочу.

– А кого, кого, кума?

– Карпа, рака и сома.

– Как поймаешь, дашь ли нам?

– Как не дать?

Конечно, дам!

– Прочтите скороговорку медленно, быстрее, очень быстро:

Дятел дуб долбил,

Да не додолбил.

3. Знакомство с русскими народными потешками. Стр. 45

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике, понимать структуру текста, выделять существенную информацию из текста, иллюстраций, объяснения учителя, собственного опыта.

– Рассмотрите иллюстрации к потешкам.

– Как вы думаете, о ком пойдёт речь в первой потешке?

– Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.

Учащиеся читают вслух по цепочке.

– Объясните значение слов:

Мельница – в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна.

Молоть – дробить, размельчать зерно, превращая в муку.

– Назовите героев этой потешки.

– Кто обращается к кисоньке?

– Как хозяйка называет кисоньку?

– Зачем сочиняют потешки?

– Рассмотрите иллюстрацию ко второй потешке.

– О ком пойдет в ней речь?

– Прочтите потешку вслух по цепочке.

– Объясните значение слов:

Горница – чистая половина крестьянской избы.

Печь – сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в русских домах.

– В какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме диалога двух лиц.)

– Для кого их сочиняют?

– Чему учат потешки?

– Подготовьте выразительное чтение потешек по ролям.

Физкультминутка

СЧИТАЛКА

Мимо леса,        Хвать, хвать,

Мимо дач        Не поймать –

Плыл по речке        Мячик вынырнул опять.

Красный мяч.        Он пустился дальше плыть.

Увидела щука:        Выходи,

– Что это за штука?        Тебе водить!

                                                                 Г. Миловидова

IV. Продолжение изучения нового материала.

Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге и строить монологическое высказывание в процессе обсуждения по теме.

Знакомство с небылицами.

– Прочтите название группы произведений на с. 46.

– Что обозначает слово «небылица»? (Это вымысел, выдумка.)

– Как вы думаете, для чего сочиняют небылицы: для игры, потехи или поучения? (Укажите верный ответ.)

– Прочтите небылицы вслух по цепочке.

– О каких чудесах вы прочли?

– Переставьте в этих небылицах все слова так, чтобы было правильно по смыслу. Что получилось?

V. Знакомство с песенками и потешками из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

Познавательные УУД: уметь понимать и интерпретировать знаки, символы в процессе определения названия и содержания литературного произведения.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к героям произведения и оценивать высказывание партнёра, при пересказе содержания произведения адекватно использовать речевые средства.

– Весёлые потешки и стишки сочиняют народы разных стран. Сегодня мы познакомимся с английскими песенками из знаменитой книги, которую перевел на русский язык С. Маршак.

– Прочтите название этой книги справа налево: «инысуг икшутам ымфир».

– Прочтите самостоятельно потешку «Не может быть».

– Когда автор встретил двух свинок?

– Могла бы такая встреча произойти в реальной жизни?

– Прочтите потешку «Король Пипин» вслух по цепочке.

– Какое настроение передает это стихотворение: весёлое или грустное?

– Прочтите слова, которые рифмуются:

        мал –рассказал         печь – стеречь

        дворец – леденец         готов – котов

– Прочтите самостоятельно потешку «Я видел озеро в огне».

– О каких чудесах вы прочитали?

– Могли бы произойти эти чудеса в реальной жизни?

Заранее подготовленные учащиеся читают потешку «Мама, можно искупаться?».

– Можно ли сказать, что это стихотворение грустное?

– О каких чудесах вы прочитали?

VI. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство с отрывком из стихотворения «Дом, который построил Джек».

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию и ключевым фразам; анализировать структуру произведения.

– Прочтите название стихотворения.

Далее учитель читает отрывок из стихотворения.

– Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения?

– Если нет, то сравните первые две строки со всеми последующими.

– Как построено стихотворение?

– Как вы думаете, почему первые строки вынесены в заглавие?

Заглавие – это главная мысль, как фундамент в доме.

– Сравните выражения:

построить дом;

построить стихотворение.

2. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Влиятельная буква».

– Добавьте букву «К» так, чтобы из одного слова получить другое:

К + часть лица = животное. (К + рот = крот.)

К + полевое растение = дерево. (К + лён = клён.)

К + морское животное = насекомое. (К + омар = комар.)

К + речные рыбы = слесарный инструмент. (К + лещи = клещи.)

VII. Итог урока. Рефлексия.

– С какими произведениями вы познакомились?

– Для чего создают потешки, небылицы и весёлые стихотворения?

– Какие произведения вам понравились больше всего?

– Смогли бы вы сочинить такое шуточное стихотворение?

Внеурочная деятельность.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Придумать весёлую необычную историю; выучить одно из произведений. Вспомнить сказки А. С. Пушкина, принести на урок книгу с любимой сказкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка по литературному чтению «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках чтения в первом классе.«.

Школьники сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей современного общества.Ре...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...