методическая разработка по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Данная работа представляет собой конспект урока соответствует требованиям, предъявляемым к современному уроку . В основе методической разработки занятия лежит деятельностный подход и приемы , прменяемые при использовании игровой технологии , соответствующие возрастным особенностям младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poteshki.rifmy_matushki_gusyni.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок . РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ. НЕБЫЛИЦЫ.
СТИХИ И ПЕСЕНКИ ИЗ КНИГИ «РИФМЫ МАТУШКИ ГУСЫНИ»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирования читательского интереса к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества, умение выразительно читать по ролям; сочинять загадки, песенки, потешки и продолжения прочитанных произведений; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.
Личностные: наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
Конкурс на лучшую загадку.
Учащиеся читают придуманные загадки.
II. Постановка цели урока.
– Прочтите слово, зашифрованное в рисунке:
2 7 5 1 4 6 3
Ответ: потешки.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с потешками. Узнаем, для чего их создают, научимся выразительно их читать.
III. Изучение нового материала.
Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
1. Речевая минутка.
– Прочтите чистоговорку:
Ва-фа-ва – в лесу живет сова.
Фы-фы-вы – в саду росли сливы.
Ва-ва-фа – платье новое из шкафа.
Фе-ве-фе – подушка на софе.
2. Отработка навыка чтения.
– Прочтите целыми словами, соблюдая знаки препинания.
РАЗГОВОР ЛЯГУШЕК
(из зарубежного фольклора)
– Кума,
Ты к нам?
– К вам, к вам,
К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.
– А кого, кого, кума?
– Карпа, рака и сома.
– Как поймаешь, дашь ли нам?
– Как не дать?
Конечно, дам!
– Прочтите скороговорку медленно, быстрее, очень быстро:
Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.
3. Знакомство с русскими народными потешками. Стр. 45
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике, понимать структуру текста, выделять существенную информацию из текста, иллюстраций, объяснения учителя, собственного опыта.
– Рассмотрите иллюстрации к потешкам.
– Как вы думаете, о ком пойдёт речь в первой потешке?
– Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.
Учащиеся читают вслух по цепочке.
– Объясните значение слов:
Мельница – в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна.
Молоть – дробить, размельчать зерно, превращая в муку.
– Назовите героев этой потешки.
– Кто обращается к кисоньке?
– Как хозяйка называет кисоньку?
– Зачем сочиняют потешки?
– Рассмотрите иллюстрацию ко второй потешке.
– О ком пойдет в ней речь?
– Прочтите потешку вслух по цепочке.
– Объясните значение слов:
Горница – чистая половина крестьянской избы.
Печь – сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в русских домах.
– В какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме диалога двух лиц.)
– Для кого их сочиняют?
– Чему учат потешки?
– Подготовьте выразительное чтение потешек по ролям.
Физкультминутка
СЧИТАЛКА
Мимо леса, Хвать, хвать,
Мимо дач Не поймать –
Плыл по речке Мячик вынырнул опять.
Красный мяч. Он пустился дальше плыть.
Увидела щука: Выходи,
– Что это за штука? Тебе водить!
Г. Миловидова
IV. Продолжение изучения нового материала.
Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге и строить монологическое высказывание в процессе обсуждения по теме.
Знакомство с небылицами.
– Прочтите название группы произведений на с. 46.
– Что обозначает слово «небылица»? (Это вымысел, выдумка.)
– Как вы думаете, для чего сочиняют небылицы: для игры, потехи или поучения? (Укажите верный ответ.)
– Прочтите небылицы вслух по цепочке.
– О каких чудесах вы прочли?
– Переставьте в этих небылицах все слова так, чтобы было правильно по смыслу. Что получилось?
V. Знакомство с песенками и потешками из книги «Рифмы Матушки Гусыни».
Познавательные УУД: уметь понимать и интерпретировать знаки, символы в процессе определения названия и содержания литературного произведения.
Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к героям произведения и оценивать высказывание партнёра, при пересказе содержания произведения адекватно использовать речевые средства.
– Весёлые потешки и стишки сочиняют народы разных стран. Сегодня мы познакомимся с английскими песенками из знаменитой книги, которую перевел на русский язык С. Маршак.
– Прочтите название этой книги справа налево: «инысуг икшутам ымфир».
– Прочтите самостоятельно потешку «Не может быть».
– Когда автор встретил двух свинок?
– Могла бы такая встреча произойти в реальной жизни?
– Прочтите потешку «Король Пипин» вслух по цепочке.
– Какое настроение передает это стихотворение: весёлое или грустное?
– Прочтите слова, которые рифмуются:
мал –рассказал печь – стеречь
дворец – леденец готов – котов
– Прочтите самостоятельно потешку «Я видел озеро в огне».
– О каких чудесах вы прочитали?
– Могли бы произойти эти чудеса в реальной жизни?
Заранее подготовленные учащиеся читают потешку «Мама, можно искупаться?».
– Можно ли сказать, что это стихотворение грустное?
– О каких чудесах вы прочитали?
VI. Продолжение изучения нового материала.
1. Знакомство с отрывком из стихотворения «Дом, который построил Джек».
Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию и ключевым фразам; анализировать структуру произведения.
– Прочтите название стихотворения.
Далее учитель читает отрывок из стихотворения.
– Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения?
– Если нет, то сравните первые две строки со всеми последующими.
– Как построено стихотворение?
– Как вы думаете, почему первые строки вынесены в заглавие?
Заглавие – это главная мысль, как фундамент в доме.
– Сравните выражения:
построить дом;
построить стихотворение.
2. Игры Деда Буквоеда.
Игра «Влиятельная буква».
– Добавьте букву «К» так, чтобы из одного слова получить другое:
К + часть лица = животное. (К + рот = крот.)
К + полевое растение = дерево. (К + лён = клён.)
К + морское животное = насекомое. (К + омар = комар.)
К + речные рыбы = слесарный инструмент. (К + лещи = клещи.)
VII. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями вы познакомились?
– Для чего создают потешки, небылицы и весёлые стихотворения?
– Какие произведения вам понравились больше всего?
– Смогли бы вы сочинить такое шуточное стихотворение?
Внеурочная деятельность.
Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Придумать весёлую необычную историю; выучить одно из произведений. Вспомнить сказки А. С. Пушкина, принести на урок книгу с любимой сказкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе (УМК "Школа России") по теме: "Поэтическое изображение осенних листьев в творчестве русских поэтов"
В данном материале представлен интегрированный урок литературного чтения (Литература, ИЗО, природоведение)...
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Методическая разработка по литературному чтению «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках чтения в первом классе.«.
Школьники сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей современного общества.Ре...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...