Конспект урока в 1 классе по литературному чтению . Тема "Потешки " Школа России.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Саханова Валентина Алексеевна

Конспект урока в 1 классе по литературному чтению . Тема "Потешки " Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: Потешки.

УМК «Школа России»

Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирования читательского интереса к устному народному творчеству.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества, умение выразительно читать по ролям; сочинять загадки, песенки, потешки и продолжения прочитанных произведений; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.

Личностные: наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме. Сформировать представление о малых жанрах фольклора: потешка и колыбельная песня;

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам. Загадки с отгадками детей ;

 карточки с заданиями для работы в группах,

 толковый словарь С.И.Ожегова; потешки и колыбельные песни.

Этапы урока.

Организационный момент 2мин.

Рефлексия: сегодня хороший солнечный день у нас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу и тихонько садитесь.

О каких жанрах  мы говорили на прошлых уроках?

Загадки. Песенки.

К какому разделу относятся загадки, песнки, сказки ?

  1. (Мы изучаем русское народное творчество, которое называется Сказки, загадки, небылицы).
  2. Почему сказки и загадки входят у этот раздел Устное народное творчество?

-Сегодня мы продолжим знакомиться со следующим жанром устного народного творчества.

А с каким жанром, вы узнаете, расставив матрешки в порядке возрастания.

2. Учебная задача-

- Народная мудрость гласит: "Делу время, потехе час"

- Как вы понимаете слово "потеха"?

- Проверим точность наших ответов по толковому словарю С.И.Ожегова:

Потеха - забава, развлечение.

- Назовите слова, похожие на слово "потеха".

 Итак, что такое потешка?

- Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.

- Почему потешки называют народными? (Автором потешек является народ)

- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)

 

 Давайте прочитаем потешки.

(дети  потешки)

- Пальчик-мальчик,

Где ты был

- С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Кашу ел,

С этим братцем

Песни пел.

***

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

Ножками: топ! топ!

Глазками: хлоп! хлоп!

Кто каши не ест,

Кто молока не пьёт,

Того забодает, забодает.

3. Знакомство с русскими народными потешками. Стр. 45

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике, понимать структуру текста, выделять существенную информацию из текста, иллюстраций, объяснения учителя, собственного опыта.

– Рассмотрите иллюстрации к потешкам.

– Как вы думаете, о ком пойдёт речь в первой потешке?

– Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.

Учащиеся читают вслух по цепочке.

– Объясните значение слов:

Мельница – в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна.

Молоть – дробить, размельчать зерно, превращая в муку.

– Назовите героев этой потешки.

– Кто обращается к кисоньке?

– Как хозяйка называет кисоньку?

– Зачем сочиняют потешки?

– Рассмотрите иллюстрацию ко второй потешке.

– О ком пойдет в ней речь?

– Прочтите потешку вслух по цепочке.

– Объясните значение слов:

Горница – чистая половина крестьянской избы.

Печь – сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в русских домах.

–Вспомните и скажите В какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме диалога двух лиц.)

– Для кого их сочиняют?

– Чему учат потешки?

– Подготовьте выразительное чтение потешек по ролям.

- Что особенного заметили, на что обратили внимание?

(повторы, ласковые слова)

- Как вы думаете, для чего в потешках используются повторы?

Работа в парах. Рассказывание потешек.

Музыкальная физминутка. (- А сейчас я хочу потешить вас забавной потешкой «Весёлые гуси». (Звучит аудиозапись «Два весёлых гуся», дети с учителем выполняют движения)

Жили у бабуси                                  Вот кричит бабуся:

Два весёлых гуся                              «Ой, пропали гуси –

Один серый,                                      Один серый,

Другой белый                                    Другой белый,

Два весёлых гуся.                              Гуси, мои гуси!»

Вытянули шеи                                   Выходили гуси,

У кого длиннее –                               Кланялись бабусе –

Один серый,                                       Один серый,

Другой белый,                                    Другой белый,

У кого длиннее.                                  Кланялись бабусе!

Мыли гуси лапки

В луже у канавки –

Один серый,

Другой белый,

Спрятались в канавке.

Работа в группах. 

Попробуйте потешку спеть и разыграть при помощи движений.

Проверка.

3. Решение учебной задачи. Развитие творческих способностей.

Игра "Сказка +"

(Играют в группах. На столах иллюстрации к сказкам : "Гуси - лебеди", "Сказка о глупом мышонке", "Волк и семеро козлят", "Колобок" , тексты потешки и колыбельной песни.

Ой, люли, люли, ли

Спи, дитяточка, усни.

Уж ты, котик-коток,

Котик, серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Баю-баю, бай...

Ладушки, ладушки,

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели!

Задание: выбрать место в сюжете, куда можно вставить колыбельную или потешку, рассказать получившийся отрывок)

VII. Итог урока. Рефлексия.

– С каким жанром мы познакомились  и какие повторили?

– Для кого создают потешки?

– Какие произведения вам понравились больше всего?

– Смогли бы вы сочинить такое шуточное стихотворение?

- Мы хорошо сделали дело, а теперь время для отдыха, для потехи.

Я вам раздам матрешек, если вам все было понятно и было интересно то нарисуйте у матрешки улыбку. А если что было непонятно нарисуйте грустную улыбку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс

Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...

КТП 3 класс по литературному чтению УМК " Школа России" с УУД .

    КТП  составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования на основании традиционной программы , который рекомендована М...

Конспекты уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России.

Два конспекта уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России.

Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока с презентацией по литературному чтению по теме "К.И.Чуковский. Телефон. Путаница."УМК "Школа России" 1 класс

Конспект урока с презентацией по литературному чтению в 1 классе (послеазбучный период) УМК "Школа России"...

конспект урока 3 класс по литературному чтению "Сивка - Бурка"

конспект урока 3 класс по литературному чтению "Сивка - Бурка"...

Рабочая программа 1-4 класс по литературному чтению УМК " Школа России".

Рабочая программа 1-4 класс по литературному чтению УМК "Школа России"...