Конспект урока в 1 классе по литературному чтению . Тема "Потешки " Школа России.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока в 1 классе по литературному чтению . Тема "Потешки " Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 1 классе по литературному чтению . Тема "Потешки " Школа России. | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе
Тема: Потешки.
УМК «Школа России»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирования читательского интереса к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества, умение выразительно читать по ролям; сочинять загадки, песенки, потешки и продолжения прочитанных произведений; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.
Личностные: наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме. Сформировать представление о малых жанрах фольклора: потешка и колыбельная песня;
Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам. Загадки с отгадками детей ;
карточки с заданиями для работы в группах,
толковый словарь С.И.Ожегова; потешки и колыбельные песни.
Этапы урока.
Организационный момент 2мин.
Рефлексия: сегодня хороший солнечный день у нас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу и тихонько садитесь.
О каких жанрах мы говорили на прошлых уроках?
Загадки. Песенки.
К какому разделу относятся загадки, песнки, сказки ?
- (Мы изучаем русское народное творчество, которое называется Сказки, загадки, небылицы).
- Почему сказки и загадки входят у этот раздел Устное народное творчество?
-Сегодня мы продолжим знакомиться со следующим жанром устного народного творчества.
А с каким жанром, вы узнаете, расставив матрешки в порядке возрастания.
2. Учебная задача-
- Народная мудрость гласит: "Делу время, потехе час"
- Как вы понимаете слово "потеха"?
- Проверим точность наших ответов по толковому словарю С.И.Ожегова:
Потеха - забава, развлечение.
- Назовите слова, похожие на слово "потеха".
Итак, что такое потешка?
- Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.
- Почему потешки называют народными? (Автором потешек является народ)
- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)
Давайте прочитаем потешки.
(дети потешки)
- Пальчик-мальчик,
Где ты был
- С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел,
С этим братцем
Песни пел.
***
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп! хлоп!
Кто каши не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.
3. Знакомство с русскими народными потешками. Стр. 45
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике, понимать структуру текста, выделять существенную информацию из текста, иллюстраций, объяснения учителя, собственного опыта.
– Рассмотрите иллюстрации к потешкам.
– Как вы думаете, о ком пойдёт речь в первой потешке?
– Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.
Учащиеся читают вслух по цепочке.
– Объясните значение слов:
Мельница – в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна.
Молоть – дробить, размельчать зерно, превращая в муку.
– Назовите героев этой потешки.
– Кто обращается к кисоньке?
– Как хозяйка называет кисоньку?
– Зачем сочиняют потешки?
– Рассмотрите иллюстрацию ко второй потешке.
– О ком пойдет в ней речь?
– Прочтите потешку вслух по цепочке.
– Объясните значение слов:
Горница – чистая половина крестьянской избы.
Печь – сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в русских домах.
–Вспомните и скажите В какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме диалога двух лиц.)
– Для кого их сочиняют?
– Чему учат потешки?
– Подготовьте выразительное чтение потешек по ролям.
- Что особенного заметили, на что обратили внимание?
(повторы, ласковые слова)
- Как вы думаете, для чего в потешках используются повторы?
Работа в парах. Рассказывание потешек.
Музыкальная физминутка. (- А сейчас я хочу потешить вас забавной потешкой «Весёлые гуси». (Звучит аудиозапись «Два весёлых гуся», дети с учителем выполняют движения)
Жили у бабуси Вот кричит бабуся:
Два весёлых гуся «Ой, пропали гуси –
Один серый, Один серый,
Другой белый Другой белый,
Два весёлых гуся. Гуси, мои гуси!»
Вытянули шеи Выходили гуси,
У кого длиннее – Кланялись бабусе –
Один серый, Один серый,
Другой белый, Другой белый,
У кого длиннее. Кланялись бабусе!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки –
Один серый,
Другой белый,
Спрятались в канавке.
Работа в группах.
Попробуйте потешку спеть и разыграть при помощи движений.
Проверка.
3. Решение учебной задачи. Развитие творческих способностей.
Игра "Сказка +"
(Играют в группах. На столах иллюстрации к сказкам : "Гуси - лебеди", "Сказка о глупом мышонке", "Волк и семеро козлят", "Колобок" , тексты потешки и колыбельной песни.
Ой, люли, люли, ли
Спи, дитяточка, усни.
Уж ты, котик-коток,
Котик, серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Баю-баю, бай...
Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели!
Задание: выбрать место в сюжете, куда можно вставить колыбельную или потешку, рассказать получившийся отрывок)
VII. Итог урока. Рефлексия.
– С каким жанром мы познакомились и какие повторили?
– Для кого создают потешки?
– Какие произведения вам понравились больше всего?
– Смогли бы вы сочинить такое шуточное стихотворение?
- Мы хорошо сделали дело, а теперь время для отдыха, для потехи.
Я вам раздам матрешек, если вам все было понятно и было интересно то нарисуйте у матрешки улыбку. А если что было непонятно нарисуйте грустную улыбку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс
Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...
КТП 3 класс по литературному чтению УМК " Школа России" с УУД .
КТП составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования на основании традиционной программы , который рекомендована М...
Конспекты уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России.
Два конспекта уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России....
Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России.
Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России....
Конспект урока с презентацией по литературному чтению по теме "К.И.Чуковский. Телефон. Путаница."УМК "Школа России" 1 класс
Конспект урока с презентацией по литературному чтению в 1 классе (послеазбучный период) УМК "Школа России"...
конспект урока 3 класс по литературному чтению "Сивка - Бурка"
конспект урока 3 класс по литературному чтению "Сивка - Бурка"...
Рабочая программа 1-4 класс по литературному чтению УМК " Школа России".
Рабочая программа 1-4 класс по литературному чтению УМК "Школа России"...