«А.С. Пушкин «Зимнее утро».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Литературное чтение
Учитель: Алибахарчиева Сулият Магомедовна
Дата: 29.11.2019г.
Тема: «А.С. Пушкин «Зимнее утро».
Тип: изучение нового материала.
Задачи:
- учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение;
- учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;
- учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение,
- звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин.
Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство – тема «Картина родной природы»
Ресурсы урока: портрет А.С. Пушкина, учебник, презентация к уроку, карточки (текст речевой разминки и т.д.).
Планируемые результаты:
Предметные: | Метапредметные: | Личностные УУД: |
-Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Понимать художественно-выразительное значение звукописи. Называть произведения А.С. Пушкина. | Регулятивные: предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; Познавательные: сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; Коммуникативные: объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений; | -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, дорогие ребята! У нас сегодня на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. – Покажите, с каким настроением вы пришли на этот урок. Если у вас хорошее настроение, то покажите солнышко. Если настроение не очень хорошее, то снежинку. А если совсем грустное, то тучку. – Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что–нибудь дарят? | Учащиеся выбирают карточку и показывают. | Психологический настрой | Личностные УУД |
2. Речевая разминка | – На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. С неба упала холодной звездой, | Высказывания детей.
Упражнения для постановки правильного речевого дыхания. Правильное чтение предложения, постановка ударения и увеличение темпа чтения. | Речевая деятельность: учить правильно управлять дыханием во время разговора.
| Личностные УУД |
3. Актуализация знаний. Введение в тему
Постановка проблемы | -А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и послушать отрывок из произведения Антонио Вивальди «Времена года» Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» (слайд 2) Что получилось?
(А. С. Пушкин «Зимнее утро») Слайд № 3 | (Слышали ветер, снег, метель, завывание вьюги). Высказывания детей. Предположения учащихся.
| Мотивация к предстоящей деятельности Портрет
| Регулятивные УУД |
4. Первичное восприятие произведения | – Сегодня мы познакомимся со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». (слайды 4-18) Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке, чему должны научиться? | Высказывания учащихся. | (Звучит аудиозапись, видеоряд.) | Коммуникативные УУД |
5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми | Сейчас вы сами попробуете прочитать это стихотворение. – При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения. | Чтение учащимися про себя. | Самостоятельное чтение. | Познавательные УУД |
6. Словарная работа | – Какие слова требуют разъяснения? (слайд 19–30). нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон | Работа в группах
Словарная работа | Познавательные УУД | |
7. Анализ лирического стихотворения | – Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки (слайд 31). – Сколько строф в стихотворении? |
| Работа над текстом стихотворения | Познавательные УУД |
– Почему Александр Сергеевич Пушкин вспоминает о зимней вьюге? | Ответы детей. (5) | |||
– В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине? |
| |||
– Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. | («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера») | |||
– Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? | (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.) | |||
– Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.) | (Настроения радостного ожидания, бодрости.) | |||
– Прочитаем вторую строфу. – Каким настроением окрашена вторая строфа? | (Печальное, тревожное) | |||
– Докажите словами из текста. | («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела») | |||
– Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу. | (Радостное, весёлое.) | |||
– Что можете сказать о настроении героя? | (Мечтательное, восторженное.) | |||
8. Физкультминутка «Танцующая ёлочка» на компьютере. |
| |||
– Ребята, как понимаете выражение «янтарный блеск»? | (Тёплый, уютный, жёлтый свет.) | |||
– Можно ли услышать, что происходит в доме? Давайте прочитаем 4 строфу | Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф. | |||
– Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч) | Ответы детей. | |||
– Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.) |
| |||
– Какой вывод можно сделать. О чём это стихотворение?
|
| |||
9.Выразительное чтение стихотворения | А теперь поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно. А теперь прочитайте выразительно всему классу. | Дети работают в парах. Читают стихотворение друг другу | Дети читают стихотворение друг другу выразительно. | Познавательные УУД |
10. Игра «Художники» | А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру под названием «Художники» – Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета (слайд 32). А теперь давайте сравним с моей палитрой. Такие цвета в стихотворении вижу я, а какие вы? Повесьте на доску свои палитры. | Презентация работ: палитры вывешиваются на доске. | Работа в парах | Познавательные УУД |
11. Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина |
|
|
|
12. Итог урока | – С каким автором мы сегодня познакомились? Как вы думаете достигли мы своей цели, поставленной в начале урока? Оценивание учащихся. Спасибо Вам, урок окончен. Слайд № 33 | (Учащиеся выбирают карточку и прикрепляют). Работа с карточками |
| Коммуникативные УУД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро"
Данный урок разработан в соответствии с принципами концепции УМК "Перспективная начальная школа"....
Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.
В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....
А.Пушкин. "Зимнее утро" (урок-мастерская)
урок литературного чтения в 3 классе А.Пушкин "Зимнее утро"...
Изображение зимнего пейзажа по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро».
- учить рисовать зимний пейзаж, используя линейную и воздушную перспективу; - учить сопоставлять словесные, музыкальные и живописные образы через работу над репродукциями ...
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс, по теме А.С.Пушкин. Зимнее утро. Зимний вечер.
программа Школа России, 2 четверть...
Урок литературного чтения. «А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Средства художественной выразительности. Приём контраста»
Урок разработан по программе "Школа России" для 3 класса....
А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ
в помощь учителю по литературе...