Методическая разработка по теме "Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема при обучении детей с нарушением интеллекта"
методическая разработка по русскому языку
В данной разработке раскрывается сущность понятия "дидактиеская игра" при обучении школьников с умственной отсталостью. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с легкой степенью умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
05.02.2020_mr_ponyatie_didakticheskaya_igra_kak_psihologo-pedagogicheskaya_problema.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 15» г. Магнитогорска
Методическая разработка
Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема при обучении детей с нарушением интеллекта
Подготовила: Брюхова Н.Л.
Магнитогорск 2020
Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема при обучении детей с нарушением интеллекта
В процессе обучения среди педагогических средств особое место уделяется дидактической игре. Она представляет собой целенаправленную организацию учебно – игровых взаимодействий обучающихся.
С позиции игровой деятельности дидактическая игра – это познание и реальное освоение обучающимися предметной и социальной деятельности в ходе решения игровой проблемы с помощью игровых действий, воссоздание в ролях основных видов поведения по правилам, заложенным в условиях игры.
Для того, чтобы провести анализ игры как вида деятельности, следует, выяснить ее природу. В отечественной и зарубежной психологии по данному вопросу существуют разные точки зрения. Некоторые из них наиболее распространены [4, c. 37].
Немецкий ученый К. Гросс в конце XIX века впервые попытался систематически изучить игру. Он рассматривал игру как важный метод развития и тренировки навыков, необходимых для личностного и психофизического развития, как первичную форму приобщения человека к социуму.
По мнению С. Л. Рубинштейн, основное преимущество теории К. Гросса заключено в том, что она объединяет игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она выполняет в развитии. Главный минус этой теории, что она указывает только смысл игры, но не ее источник, не раскрывает причины, вызывающие игру, а также мотивов, побуждающих к игре.
В теории игры, которую сформулировал Г. Спенсер, рассматривается, источник игры в избытке сил: избыточные силы, которые не израсходованы в жизни, труде, находят себе выход в игре.
Некоторые исследователи (Г. Мерфи, У. Магдауголл, Ф. Я. Бентендейх и др.) выдвигали мнение, что игра – это «социальный инстинкт», свойственный каждому человеку [6, c. 45].
Представители культуроведческого подхода, например, И. Хейдинге, полагают, что игра приукрашает жизнь, дополняет ее, следовательно, она является важной и нужной каждому человеку.
Немецкий психолог К. Бюллер характеризовал игру как деятельность, которая совершается ради получения «функционального удовольствия».
В. Штерн выделял социальную обусловленность сюжетных игр, но вместе с этим считал игру по своей природе биологическим явлением: «Здесь внутренние законы развития действуют с такой силой, что у детей самых различных стран и эпох, несмотря на все противоположности в окружающих условиях, всегда пробуждается на определенных ступенях возраста одинаковые инстинкты игры. Так, игры, связанные с бросанием, игры в куклы, игры в войну, безусловно, выходят из рамок времени и пространства, социального слоя, национальной дифференцировки, прогресса культуры. Специфический материал, над которым упражняются инстинкты движения, попечения, борьбы, может изменяться вместе со средой; но общие игры остаются неизменными».
Американский психолог М. Кордуэлл считал, что понятие «игра» трудно определить, а тем более сложно определить сущность игры, потому что «критерии определения являются условными». Такие критерии, как степень возбуждения, настроение, вид деятельности и другие, по мнению М. Кордуэлла, подвергаются субъективным оценкам: «Наблюдатели могут только гадать о функциях конкретной деятельности, следовательно, мы можем сказать, что ребенок играет, просто потому, что сами классифицируем его поведение таким образом» .
В отечественной психологии теорию игры, которая исходит из признания социальной природы, разрабатывали Л. С. Выготский, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев и другие.
С ориентировочной деятельностью связывал игру Д. Б. Эльконин. Он рассматривал ее как деятельность, в которой совершенствуется и складывается управление поведением. В отношении сущности игры он отмечал: «Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношений между людьми показывает, что игра не только черпает свои сюжеты из условий жизни детей, но она социальна и по своему внутреннему содержанию и не может быть биологическим явлением по своей природе. Игра социальна по своему содержанию, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе» [2, c. 23].
В отечественной и зарубежной психологии сложились различные точки зрения на сущность, назначение и природу (социальную или биологическую) игры. Вместе с тем почти все исследователи сходятся во мнении, что игра – это важное средство развития мотивационной и потребностной сферы, способ познания, формирования умственных способностей, нравственных качеств личности.
Каждый вид игры осуществляет свое предназначение в развитии ребенка. Различают три группы игр (Рис.1) [1, c. 10]:
1. игры, которые возникают у ребенка. Их называют самодеятельные игры;
2. игры, которые возникают по инициативе взрослого, использующего их с обучающей и воспитательной целью;
3. игры, которые идут от традиций этноса. Это такие народные игры, которые возникают и по инициативе взрослого, и более старших детей.
Каждая из этих групп игр представлена видами и подвидами. Так, в состав первой группы входят: игры – экспериментирование и сюжетные самодеятельные, игры – сюжетно – образовательные, сюжетно – ролевые, театрализованные и режиссерские. Эта группа игр является наиболее продуктивной для развития интеллекта ребенка, его творчества, проявляющиеся в постановке новых задач игры себе и другим играющим; для возникновения новых видов деятельности и мотивов. Особенно игры, которые возникают по инициативе самих учащихся, ярко представляют игру в виде формы практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых впечатлений и переживаний, которые связанны с жизненным опытом ребенка. Содержание этих игр «питается» опытом других видов деятельности детей и содержательным общением со взрослыми.
Вторая группа игр включает обучающие игры (дидактические, сюжетно – дидактические) и досуговые, к которым относят игры – забавы, интеллектуальные, игры – развлечения. Воспитательная и развивающая роль таких игр огромна. Они создают культуру игры, содействуют усвоению социальных правил и норм, являются основой самодеятельных игр, в которых у детей есть возможность использовать полученные знания творчески. А. Н. Леонтьев считал, что в играх формируются новые, прогрессивные образования и формируется мощный познавательный мотив, который является основой возникновения стимула к учебе.
Третья группа игр – это традиционные игры, или народные. Они лежат в основе многих игр, которые относятся к обучающим и досуговым. Предметная среда народных игр традиционна и часто представляется в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, которые проводились в последние годы, показали, что эти игры формируют у детей универсальные родовые и психические способности человека (сенсомоторной координации, символической функции мышления, произвольности поведения и другие), а также важных черт психологии этноса, создавшего игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего влияния взрослого на ребенка. В то же время игра – это главный вид детской деятельности. Таким образом, дидактическая игра преследует две цели: обучающую, которую ставит взрослый, и игровую, для которой действует ребенок. Важно, чтобы данные цели дополняли друг друга и гарантировали усвоение программного содержания. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети, не усвоив программного материала, не смогли достичь цели игры [5, c. 52].
Дидактические игры широко используют учителя в качестве средства обучения и воспитания. Они способствуют расширению представлений, закреплению и применению знаний и умений, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.
Дидактические игры делают обучение наиболее легким и увлекательным: умственная задача, заключающаяся в игре, выполняется в ходе доступной и занимательной для детей деятельности. Они создаются с целью обучения и умственного развития. И чем больше она сохраняет признаки игры, тем больше она доставляет детям удовольствие.
Игровой замысел – это существенное преимущество дидактической игры. Он вызывает интерес детей, вызывает их активность и желание играть. Игровой замысел нередко представляется в названии игры и является ее началом.
В каждой дидактической игре существуют правила, обусловленные содержанием игры, игровым замыслом. Они осуществляют значительную роль – организуют и направляют поведение, отношения детей в игре, определяют характер и способы действий. Правила, использующиеся в дидактических играх, считаются критерием правильности игровых действий, их оценки.
Овладение детьми правил игры и их соблюдение вносят вклад в воспитание самостоятельности, возможности контролировать себя и друг друга в игре.
Игровые действия – это такие действия, которые производят обучающиеся в игре. Чем они богаче и разнообразнее, тем большая часть детей участвует в игре и тем интереснее игра. Игровые действия, выполняемые педагогом, позволяют управлять игрой через «пробный ход», иногда через определенную роль и направлять игровые действия непосредственно в ее ходе.
Дидактическая игра имеет определенный итог, который является финалом игры. Например, выполнение поручений, отгадывание загадок, игровых заданий, проявление смекалки являются итогом игры и принимаются детьми как достижение.
Для педагога результат игры всегда является показателем успехов детей в умственной деятельности, в усвоении знаний, в характере взаимоотношений. Итог дидактической игры выражается в виде решения задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра участникам.
Содержание игры, игровые действия, игровой замысел и правила связаны, и недостаток хотя бы одного из них делает игру невозможной.
Отличие дидактической игры заключено в том, что взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом носят игровой характер. Педагог является организатором игры или ее участником. Дети часто осуществляют ту или иную роль, которая определена содержанием игры и обусловлена игровыми действиями. Дидактическая игра рассматривается в виде практической деятельности, в которой дети применяют полученные на занятиях знания. Роль дидактических игр заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для стимулирования умственной деятельности. При этом обнаруживаются затруднения и ошибки, испытываемые детьми. Педагог помогает их исправить и преодолеть.
Многие дидактические игры обучают детей использовать знания в новых условиях или содержат умственную задачу, разрешение которой потребует проявления разнообразных форм умственной деятельности [3, c. 74].
Во время дидактической игры активируются и принимают произвольный характер разные умственные процессы . Чтобы принять и понять смысл игры, изучить игровые правила и действия, надо внимательно выслушать и понять предложение педагога, его объяснение. Поставленные игрой задачи, требуют сосредоточения внимания, процессов различения, активной деятельности анализаторов, обобщения, сравнения.
Дидактическая игра – это незаменимое средство в преодолении разных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей. Организуя индивидуальную дидактическую игру, педагог создает благоприятные условия индивидуального общения, выясняет причину отставания, повышает уровень развития детей, многократно их упражняет,
Таким образом, дидактическая игра способствует формированию правильных отношений между детьми: умению играть вместе, договариваться с детьми, помогать друг другу, а также радоваться успехам товарищей. Игры создают условия формирования положительных качеств личности: правдивости, честности; упражняют детей в нравственных поступках, помогают формировать моральный опыт.
Список литературы:
- Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология / Б.Б. Айсмонтас – М: МГППУ, 2017. – 368 с.
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. Для студ.дефектол. Фак. Педвузов / А.К. Аксенова. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. - 316 с. - (Коррекционная педагогика)
- Блехер, Ф.Н. Дидактические игры / Ф.Н. Блехер. – СПб.: Питер, 2018. – 184 с.
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С.Выготский // Вопросы психологии, 2016. - № 6. - С. 42
- Морозова, Н. М. Дидактическая игра как средство обучения / Н.М.Морозова – Вятка, 2018. – 186 с.
- Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин. – М. – Воронеж, 1995. – 420 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки на тему: «Дидактические игры как средство обучения младших школьников»
СодержаниеВведение Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения 1.1 Исторические предпосылки возникновения игры.1.2 Современные дети современные игры.1....
Исследование игры как эффективного средства развития познавательных интересов детей с нарушением интеллекта
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового ...
Методическая разработка по теме "Дидактические игры и упражнения используемые для развития речи на уроках с детьми с умеренной умственной отсталостью"
Методические материалы...
Статья "Психолого-педагогические аспекты воспитания и обучения детей с ОВЗ"
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Процесс обучения многогранен по своему содержанию, поэтому у школьников с ограниченны...
Методы обучения детей с нарушениями интеллекта
Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в первую очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением....
Компьютерные технологии в обучении детей с нарушением интеллекта
В статье рассмотрено использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта...
«Использование игровых технологий в обучении детей с нарушением интеллекта»
С введением ФГОС обучения учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями открываются большие возможности для поиска новых инструментов, форм и методов обучения и воспитания. Основной целью Ф...