Методы обучения детей с нарушениями интеллекта
презентация к уроку

Дмитриенко (Локтионова) Галина Петровна

Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в первую очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением.

  Признаки:

1. Органическая обусловленность нарушений психического развития.

2. Стойкость нарушений, их необратимость к норме.

3.   Нарушение преимущественно познавательной

сферы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 06e2-0012a481-c5d2e84c.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Слайд 2

Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в первую очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением. Признаки: 1. Органическая обусловленность нарушений психического развития. 2. Стойкость нарушений, их необратимость к норме. 3. Нарушение преимущественно познавательной сферы.

Слайд 3

При умственной отсталости страдают: 1. Мышление 2. Восприятие 3. Память 4. Речь 5. Внимание 6. Эмоционально-волевая сфера 7. Деятельность

Слайд 4

ЭТИОЛОГИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (данные по Н.Д . Исаеву) ЭНДОГЕННЫЕ ВРОЖДЁННЫЕ ПРИОБРЕТННЫЕ (внутренние) (обуславливают 70-90% случаев умственной отсталости) изменение наследственных структур: генные и хромосомные мутации; эндокринные заболевания и метаболические дефекты матери; перезревание половых клеток; возраст родителей и т.д. ( известно более 400 факторов ) хронические заболевания матери; гипоксия; несовместимость по Rh – фактору; химические вредности; радиационное воздействие; механические воздействия; острые и хронические эмоциональные стрессы; недоношенность и переношенность плода и т.д. ( обуславливают до 9% случаев умственной отсталости) нейроинфекции ; тяжёлые интоксикации; Утяжеляющий фактор : социальные и культурные депривации.

Слайд 8

Критерии выраженности умственной отсталости по МКБ – 10 Код МКБ-10 Умственная отсталость Коэффициент интеллекта F 70 Лёгкая 50-69 F 71 Умеренная 35-49 F 72 Тяжёлая 20-34 F 73 Глубокая менее 20

Слайд 9

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Клинические признаки Лёгкая умственная отсталость Умеренная и тяжёлая умственная отсталость Глубокая умственная отсталость Речь конкретно-образная фразовая отсутствует Инстинктивная деятельность _ + + + Способность к самообслужива нию + + + _ Способность к обучению + Постоянное индивидуальное сопровождение

Слайд 10

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Задержка психического развития (далее ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о парциальной несформированности , или об умственной отсталости.

Слайд 11

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка; генетическая обусловленность. длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Слайд 12

Задержка психического развития КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО СОМАТОГЕННОГО ПСИХОГЕННОГО ЦЕРЕБРАЛЬНО- ОРГАНИЧЕСКОГО

Слайд 13

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ – психический, или психофизический инфантилизм по типу психической неустойчивости (эмоционально-волевая сфера ребёнка как бы находится на более ранней возрастной ступени развития). Характерны непосредственность и яркость эмоций, повышенный фон настроения, наличие творчества и инициативы в игре. СОМАТОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ – обусловлено длительной соматической недостаточностью (хронические инфекции, аллергические состояния, врождённые пороки развития внутренних органов и т.д.). Характерны неврозоподобные черты психики: неуверенность, робость, астеническая капризность, а также явления гиперопёки, в которых нередко воспитывается соматически нездоровый ребёнок.

Слайд 14

ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ - связано с грубо выраженными неправильными условиями воспитания. Длительно действующее неблагоприятное психотравмирующее воздействие на нервную систему ребёнка может приводить к стойким сдвигам в нервно-психической сфере и нарушению психического (в первую очередь - эмоционального) развития.

Слайд 15

ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ – связано с органической недостаточностью нервной системы, вследствие рядов пороков генетического развития, патологии беременности и родов, нейроинфекций, интоксикаций и травм, перенесённых на первых годах жизни. В отличии от умственной отсталости, вредоносный фактор чаще воздействует на более поздних этапах онтогенеза и выражен менее грубо. В анамнезе часто отмечается замедленное становление статических и локомоторных (двигательных) функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. В соматическом состоянии наблюдается задержка физического развития. В неврологическом состоянии нередки гидроцефальные стигмы, нарушения черепно-мозговой иннервации. В психическом статусе тесно переплетены признаки задержки психического развития и органической повреждённости нервной системы.

Слайд 16

ТИПИЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР Наивность, несамостоятельность, непосредственность. Ребёнок не воспринимает и не выполняет школьные требования. Затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Замедленно воспринимает и перерабатывает информацию. Для более полного восприятия нуждается в наглядно-практической опоре и в предельно развёрнутой инструкции. Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объём и темп работы ниже, чем у нормально развивающегося ребёнка. Успешное овладение школьными знаниями невозможно без достаточного уровня развития познавательных процессов, а у детей с ЗПР отмечается парциальная несформированность психических функций. Наличие инфантилизма негативно сказывается на осознании себя как ученика, установления межличностных контактов, на развитии всей личностной, эмоционально-волевой сферы.

Слайд 17

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР МЫШЛЕНИЕ – отставание в развитии мышления. Неравномерное развитие видов мышления. Значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении. ВНИМАНИЕ – недостаточный уровень внимания. Дети рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 10-15 минут. ПАМЯТЬ – значительно ослаблена. Ограничены объём запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации. Дети склонны к механическому бездумному заучиванию материала. ВОСПРИЯТИЕ – низкий уровень развития восприятия связан с недостаточностью, фрагментарностью знаний детей об окружающем мире. Значительно замедлен процесс переработки воспринятой информации. РЕЧЬ – развивается с отставанием от возрастной нормы. МОТОРИКА – наблюдаются нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и чёткость непроизвольных движений. Наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. ЭМОЦОНАЛЬНАЯ СФЕРА – постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.

Слайд 18

ЗПР Умственная отсталость Познавательная деятельность 1. парциальность , мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребёнка. 1. тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребёнка («диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга). 2. гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и особенно высших форм мышления – обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования. 2. затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения. 3. скачкообразность динамики всех форм мыслительной деятельности 3. данный феномен экспериментально не выявлен. 4. страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (внимание, восприятие, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие). 4. страдают мыслительные функции – обобщение, сравнение, анализ, синтез. 5. дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым (хорошо принимают помощь взрослого и сверстника). Эта поддержка ещё эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребёнка к осуществляемым видам деятельности . 5. игровое предъявление заданий может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребёнка с выполнения задания (особенно, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребёнка).

Слайд 19

ЗПР Умственная отсталость 6. имеется интерес к предметно- манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность носит более эмоциональный характер чем у умственно отсталых дошкольников. Содержание игры не развёрнуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. Дети без специального обучения не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. 6. остаются на уровне предметно-игровых действий. 7. характерна большая яркость эмоций. 7. эмоциональная сфера не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий часто отвлекает ребёнка от решения самого задания и затрудняет достижение цели. 8. в различной степени владеют изобразительной деятельностью. 8. без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Ребёнок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т.е. на уровне черкания. Отмечаются графические штампы – схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные на плоскости листа бумаги.

Слайд 20

ЗПР Умственная отсталость 9. грубые органические проявления не отмечаются. Можно увидеть неврологическую микросимптоматику : выраженная на висках и переносице венозная сеточка, лёгкая асимметрия лицевой иннервации, гипотрофия отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево, сживление сухожильных и периостальных рефлексов. 9. грубые органические проявления. 10. патологическая наследственная отягощённость практически не отмечается. 10. в анамнезе отмечается патологическая наследственная отягощённость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для коррекционных педагогов на тему: «Формы и методы обучения детей с нарушением зрения.»

Консультация описывает основные формы и методы формирования сенсорных представлений у детей с нарушением зрения....

Методическая разработка по теме "Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема при обучении детей с нарушением интеллекта"

В данной разработке раскрывается сущность понятия "дидактиеская игра" при обучении школьников с умственной отсталостью. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с легкой степенью умс...

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения...

Компьютерные технологии в обучении детей с нарушением интеллекта

В статье рассмотрено использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта...

«Использование игровых технологий в обучении детей с нарушением интеллекта»

С введением ФГОС обучения учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями открываются большие возможности для поиска новых инструментов, форм и методов обучения и воспитания. Основной целью Ф...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...