Рабочая программа УМК РИТМ "Обучение грамоте"
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая прпограмма педагога по обучению грамоте. Для учителей, которые работают по УМК РИТМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа УМК РИТМ обучение грамоте и обучение письму | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте 1 класс
Пояснительная записка
Количество часов за год по программе: 207 часов
Из них: 115 ч на обучение русскому языку и 92 ч на обучение навыку чтения
Количество часов в неделю: 5 часов – обучение письму, 4 часа обучение чтению.
Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования (Стандарты второго поколения) Москва: Просвещение, 2010г.
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями в ред. Приказов Минобрнауки России 2010г.№ 1241, 2011г. № 2357, 2012г.№ 1060. 2014г.№ 1643, 2015г.№ 1576).
3.Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2015 г. Протокол №1/15).
4. Образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» на 2016-2020 учебные годы.
5. Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35».
6. учебник «Азбука» в 2 частях — книгу, предназначенную для формирования навыков чтения и письма на основе слогового принципа русской графики (авторы Л. И. Тимченко, К. Е. Корепова, Г. М. Грехнёва); «Прописи» в 4 частях (тетрадях), рассчитанные на каждый этап обучения грамоте и предназначенные для формирования каллиграфических навыков учащихся (автор Л. И. Тимченко); методическое пособие, в котором представлены поурочные методические рекомендации к организации учебной деятельности по перечисленным учебным пособиям, приведено примерное календарно-тематическое планирование.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Во время обучения грамоте младшие школьники учатся читать и писать — овладевают новыми для них видами речевой деятельности. Они обучаются чтению слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов (от чтения по слогам до синтагматического, осмысленного чтения), усваивают русскую графику, прежде всего приемы письма рукописными буквами, делают первые шаги в овладении орфографией. Это создает предпосылки для успешного усвоения системных знаний по русскому языку, его орфоэпических и орфографических норм. Освоение техники чтения и понимание содержания прочитанного позволяют формировать у учащихся интерес к книге, любовь к чтению, воспитывать читательскую культуру. В период обучения грамоте учащиеся совершенствуют такие коммуникативные умения, как слушание и говорение, усваивают элементарные нормы речевого этикета. В основу рабочей программы данного курса положен аналитико-синтетический метод обучения грамоте, предложенный Д. Б. Элькониным.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Курс «Обучение грамоте» является начальным этапом овладения навыком чтения и изучения русского языка в 1 классе.
Учебный предмет «Обучение грамоте» реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательной целью обучения грамоте является открытие детьми неоднозначного отношения между звуками и буквами в слове и овладение действиями чтения и письма, опирающимися на позиционный принцип русской графики. Социокультурная цель включает формирование коммуникативных компетенций первоклассников, культуру речевого поведения, развитие устной и письменной речи. 4 Для достижения обозначенных целей должны быть решены следующие практические задачи: развитие речи и культуры речевого поведения, мышления и воображения учащихся; овладение умениями участвовать в диалоге, создавать небольшие монологические высказывания; ознакомление с основными единицами языка и их функцией в речи; овладение способами звукового анализа слов; овладение механизмом слогового чтения с опорой на букву гласного звука и с постепенным переходом к чтению фонетическими словами, а затем — к беглому смысловому чтению; овладение действием письма в соответствии со слоговым принципом русской графики, формирование орфографической зоркости; овладение каллиграфическими навыками; формирование интереса к русскому языку, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к нему; обеспечение начального литературно-эстетического развития учащихся; создание условий для перехода от игровых форм деятельности к учебным; создание условий для освоения различных форм сотрудничества на уроке.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
В курсе обучения грамоте выделяются следующие содержательные линии: овладение чтением и письмом как видами речевой деятельности; овладение основами лингвистических знаний по фонетике и орфоэпии, лексике, грамматике (предложение); овладение русской графикой (способами обозначения мягкости-твердости согласных звуков и способами обозначения звука [й’]); овладение началами орфографии (заглавная буква, гласные после шипящих, орфограммы чк, чн, чт, щн) и пунктуации (знаки препинания в конце предложений); развитие речи.
В программе предусмотрена целенаправленная работа по развитию у первоклассников общепредметных учебных компетенций: интеллектуальных (умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы); познавательных (учебно-познавательных мотивов, а также умений принимать, удерживать задачи в учебной деятельности и успешно решать их под руководством учителя); организационных (умений и навыков учебного сотрудничества в коллективно распределенной деятельности).
Программа предусматривает также овладение учащимися основными универсальными учебными действиями, в том числе действиями контроля и оценки.
СТРУКТУРА КУРСА
Обучение грамоте делится на три периода: добукварный, букварный и послебукварный. Длительность каждого периода обучения грамоте корректируется учителем с учетом дошкольной подготовки учащихся конкретного класса. Каждый из трех периодов имеет свою специфику.
В добукварный (подготовительный) период происходит развитие устной речи первоклассников, формирование элементарных аналитико-синтетических умений в работе над текстом, предложением, словом, звуками речи, подготовка руки к письму. Первоклассники учатся слушать и понимать звучащую речь, принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы, строить небольшие устные высказывания. Формированию действий чтения и письма предшествует важный аспект обучения добукварного периода, который составляет звуковой анализ слов. Слово, центральная единица языка, становится предметом анализа со стороны его звукового состава и лексического значения. Учащиеся овладевают способами звукового анализа слов, учатся различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие. Это предусматривает вычленение слов из речевого потока, определение их последовательности и количества в предложении. В составе предложения прослеживается разница между самостоятельными и служебными словами. Большое внимание уделяется моделированию и конструированию слов и предложений.
В следующем, букварном периоде учащиеся овладевают способами обозначения разных по своим характеристикам звуков буквами в соответствии с нормами русской графики. Они прослеживают соответствие каждой буквы определенному звуку, учатся писать строчные и прописные буквы в соответствующей координатной сетке, записывать отдельные слоги, слова и предложения, а затем и небольшие тексты. Овладевая приемами обозначения на письме твердости-мягкости согласных звуков, а также звука [й’], учащиеся усваивают позиционный принцип русской графики: буква выбирается с учетом окружения звука в слове. На этой основе формируется действие письма, органично связанное с действием чтения: если письмо направлено на создание буквенного образа слова, то чтение — на воспроизведение слова по его буквенной записи. Уже на первых этапах письма в слове обнаруживаются места, когда выбор буквы однозначно не определяется произношением. В процессе такого анализа усваивается понятие об орфограмме — месте в слове, где можно допустить ошибку (большая буква, перенос слов, интервалы между словами, гласные после шипящих, буквосочетания чк, чн, щн). Кроме того, продолжается работа по формированию начальных представлений о языке и языковых умений, по развитию умений слушать и понимать устную речь, строить собственные высказывания, участвовать в диалоге.
Послебукварный период предназначен для совершенствования умения читать и писать, для развития устной речи учащихся, умения производить элементарные аналитико-синтетические операции с языковыми единицами разных уровней. Занятия в этот период готовят учащихся к изучению отдельных курсов — русского языка и литературного чтения. Немаловажными задачами периода обучения грамоте являются развитие у учащихся интереса к книге, формирование умения самостоятельно работать с ней. Такая работа предполагает листание, рассматривание книги, выяснение того, одно или несколько произведений в книге, где (на какой странице) их начало и конец, и т. п. Школьники учатся высказывать предположения (на основе иллюстраций, заглавия, которое читает учитель) о возможном содержании текста, а после слушания делать вывод о правильности своих предположений. Со временем дети привлекаются к чтению заглавия книги, фамилии и имени автора, а к концу года — к самостоятельному чтению детской книги или ее фрагментов. Работая с учебной книгой — «Азбукой», дети учатся листать ее и находить нужную страницу, обнаруживать условные обозначения на форзаце и страницах учебника и др. Важной составляющей периода обучения грамоте является формирование графических навыков и техники письма.
Обучение письму также делится на три периода: подготовительный, основной и заключительный. В процессе подготовительного этапа обучения письму решаются следующие задачи: формирование у учащихся правильной посадки при письме, умения правильно располагать тетрадь на парте, правильно держать ручку; знакомство с основными направлениями движения руки в процессе письма (сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо); формирование понятия о прямой линии (вертикальной, горизонтальной, наклонной), об овалах и полу- 8 овалах, а также умения ориентироваться на странице рабочей тетради «Прописи» и на классной доске; знакомство с основными элементами графической системы и отработка их начертания.
Для решения перечисленных задач первокласснику предлагается комплекс упражнений на построение разных графических элементов, обведение фигур по клеточкам и по пунктиру, штриховку, раскрашивание, «рисование» специальных узоров-бордюров, письмо основных элементов строчных и заглавных рукописных букв и их соединений. В процессе основного периода обучения письму решаются такие задачи: формирование у учащихся зрительно-двигательных образов всех рукописных букв — строчных и прописных; обучение детей общепринятому начертанию букв и их соединений в слогах и словах; отработка безотрывности письма в тех случаях, когда безотрывные соединения букв являются естественными (пл, ле, ми), не требующими повторного проведения по одной и той же линии или возвращения руки назад (ол, па); отработка устойчивости угла наклона, ширины и высоты воспроизводимых букв и их соединений; формирование у учащихся аналитического восприятия отдельных букв и их комплексов; формирование у учащихся способов письма, обеспечивающих запись под диктовку слов, написание которых полностью определяется произношением и правилами графики; формирование у учащихся умения записывать под диктовку предложение как целостную смысловую единицу.
В заключительном периоде закрепляются и совершенствуются навыки письма, полученные в основном периоде обучения письму: устранение намечающихся недостатков в письме детей; отработка начертаний тех букв и их соединений, которые представляют трудности для первоклассников; продолжение формирования у учащихся умения писать предложения на слух; создание условий для овладения действием списывания предложений (с рукописного и печатного текста) по специальным правилам. Работа по письму на всех этапах обучения предполагает развитие у школьников культуры оформления письменных работ (начало письма на первой верхней основной строке страницы, отступ от предыдущей работы, расположение заголовка по центру строки, соблюдение абзацев, полей, аккуратности подчеркиваний, исправлений и др.).
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение грамоте связано с задачей формирования у первоклассников коммуникативных компетенций, предусматривающих овладение такими видами речевой деятельности, как слушание, говорение, чтение и письмо. Овладение слушанием как видом речевой деятельности предполагает: восприятие на слух языковых единиц разного уровня; определение на слух последовательности и количества слогов и звуков в слове, определение количества слов в предложении; понимание содержания предъявляемых текстов (по сложности подобных букварным), принадлежащих к художественному и разговорному стилям речи (сказка, рассказ, стихотворение); восприятие на слух инструкций, касающихся выполнения учебных действий, условий учебной игры. Развитие и совершенствование навыков говорения предусматривает: формирование умения регулировать дыхание, силу голоса, темп речи; 10 чтение наизусть небольших стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, произнесение скороговорок и др.; воспроизведение по ролям диалогов из прослушанных сказок, рассказов; построение вопросов и ответов на них по содержанию прослушанного или прочитанного текста, по картинке, учебной ситуации в классе и др.; построение и разыгрывание диалогов по темам, близким жизненному опыту детей; усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и внеучебного общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой); построение связного высказывания по данному началу и рисунку (серии рисунков), на основе прослушанного текста, случая из жизни; соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Овладение чтением включает: осознание роли умения читать в жизни школьников и взрослых людей; осознанное чтение доступных текстов; правильное интонирование предложений, в конце которых стоят разные знаки препинания. Овладение письмом как особым видом речевой деятельности предусматривает: осознание роли умения писать в жизни людей; понимание преимущества письма перед другими средствами передачи информации (жесты, условные обозначения, звуковые сигналы и др.); формирование гигиенических и технических навыков письма; овладение умением списывать с рукописного и печатного текстов, писать под диктовку в соответствии с изученным орфографическим и пунктуационным материалом.
УМК разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирован на освоение знаний по русскому языку и литературному чтению, обеспечивающих успешное обучение учащихся на данной и последующих ступенях, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному слову, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, стремления совершенствовать свою речь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- осознание языка как основного средства человеческого общения и явления национальной культуры;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию; осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам и учителям;
- следование принятым нормам поведения в школе;
- осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам и учителям, дружелюбие;
- установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены); умение следовать инструкции.
Метапредметные:
- умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем;
- принимать оценку учителем и одноклассниками результата своей работы;
- умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом, а также с результатами работ одноклассников (в паре);
- умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов.
Предметные:
- осознание номинативной функции слова и коммуникативной роли предложения;
- осознание смыслоразличительной роли звуков; различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких, звонких и глухих;
- овладение способом вычленения звуков в словах и определение их последовательности;
- умение отражать качество звуков в звуковой схеме и звуковой записи слова;
- овладение способом деления слова на слоги, определения ударного слога;
- умение различать звуки и буквы;
- правильное называние букв алфавита и знание их основных звуковых значений;
- умение связно и ритмично писать строчные и заглавные буквы, правильно соединять их; овладение нормами русской графики (способами обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв я, ю, е, ё, и и буквы ь;
- способами обозначения на письме звука [й’] с помощью букв я, ю, е, ё); овладение основным правилом переноса слов с одной строки на другую — по слогам;
- овладение обобщенным понятием об орфограмме;
- умение писать заглавную букву в именах и фамилиях людей;
- применение правил правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу, а также чк, чн, чт, щн; умение определять границы предложений в устной речи и на письме, начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку;
- употребление в речи слов речевого этикета; овладение способом различения слов-названий и служебных слов;
- умение правильно писать под диктовку отдельные слова, написание которых не расходится с произношением, а также предложения и небольшие тексты, состоящие из таких слов;
- умение списывать по правилам слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами;
- составление трех—пяти предложений на определенную тему (устно).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Фонетика
Речевые и неречевые звуки. Звуки речи. Установление последовательности и количества звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Осознание единства звукового состава слова и его лексического значения. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих; условное обозначение фонематических характеристик звуков на схеме. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение ударного слога в слове. Произнесение слов с правильным ударением.
Графика
Переход от графической модели слова к обозначению звуков в слове знаками упрощенной фонетической транскрипции. Различение звука и буквы — буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв гласных (я, ю, е, ё, и) и буквы ь. Обозначение звука [й’] с помощью букв я, ю, е, ё. Знакомство с русским алфавитом как определенной последовательностью букв.
Чтение
Формирование навыка слогового чтения с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Плавное чтение по слогам отдельных слов, а также слов в составе словосочетаний и небольших предложений. Переход от слогового чтения к чтению целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов. Интонирование предложений в соответствии со знаками препинания: точки, запятой, вопросительного и восклицательного знаков. Соблюдение пауз, которые отделяют одно предложение от другого. Чтение диалогов по ролям. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Отработка навыков правильного произношения гласных и согласных звуков, произношение слов с правильным ударением во время чтения целыми словами и смысловыми единицами (орфоэпическое чтение). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Усвоение гигиенических навыков письма. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки: рисование, штриховка, создание рисунков, орнаментов, бордюров. Формирование умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Письмо основных элементов строчных и прописных рукописных букв, их размещение на рабочей строке тетради. Формирование навыков каллиграфического письма. Анализ графического образа рукописных букв (строчных и прописных), сопоставление их структурных элементов, письмо строчных и прописных букв и их соединений (верхнее, среднее, нижнее — отрывное и безотрывное). Отработка действий послогового письма (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости). Списывание слогов, слов, предложений с рукописного и печатного текста по специальным правилам. Запись простейших предложений с предварительным их моделированием. Письмо под диктовку слов, словосочетаний и предложений, в которых произношение слов не расходится с написанием. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение Начальное представление о слове и предложении. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Выделение слова из речевого потока. Наблюдение над значением слова. Слова-названия и слова-помощники (служебные слова). Составление предложений по картинке. Составление предложений из заданных слов. Определение количества слов в предложении. Составление графических моделей предложений.
Орфография
Формирование обобщенного понятия об орфограмме как месте в буквенной записи слова, которое однозначно не определяется произношением.
Орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами: прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
интервалы между служебными и самостоятельными словами;
перенос слов со строки на строку по слогам;
знаки препинания в конце предложения.
Орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами: обозначение гласных после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу — щу);
буквосочетания чк, чн, чт, щн;
буквы ь и ъ — разделительные знаки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(обучение чтению)
(92 ЧАСА)
№ | Тема |
Добукварный период 21 ч. | |
1 | Знакомство с учебником «Азбука» С.Я. Маршак «Первое сентября» |
2 | Роль речи в жизни людей. Составление небольших высказываний. |
3 | Культура общения и поведения. Слушание и понимание устной речи. |
4 | Составление предложений из заданных слов, по картинке, по модели. Схема предложения. |
5 | Роль предложения в языке. Составление предложений и небольшого текста. |
6 | Общее грамматическое значение слов — способность отвечать на вопросы к т о? ч т о? |
7 | Общее грамматическое значение слов — способность отвечать на вопросы к т о? ч т о? |
8 | Общее грамматическое значение слов — способность отвечать на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? |
9 | Общее грамматическое значение слов — способность отвечать на вопросы что делает? что сделает? |
10 | Слова-названия и слова-помощники — служебные слова. |
11 | Слог. Упражнения в определении количества и последовательности слогов в слове. |
12 | Ударение. Определение ударного слога в слове. |
13 | Звуки речи и неречевые звуки. |
14 | Определение последовательности звуков в слове. |
15 | Соотнесение звуков и схемы слова. |
16 | Составление слов и предложений по схемам. |
17 | Составление слов и предложений по схемам. |
18 | Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. |
19 | Согласные твёрдые звуки. |
20 | Деление слов на слоги. Соотнесение слов со схемами. |
21 | Согласные мягкие звуки. |
Основной (букварный) 62 ч | |
23 | Город «Букваринск» И .Токмакова. Гласный звук ( а). Буква А,а. |
24 | Гласный звук (й а). Буква Я,я. |
25 | Сравнение звуков (а ) и (йа) в словах. |
26 | Гласный звук( о). Буква О,о. |
27 | Гласный звук (йо).Буква Ё,ё. |
28 | Сравнение звуков (о) и (йо) и букв о,ё.. |
29 | Гласный звук (у).Буква У,у |
30 | Гласный звук (йу).Буква Ю,ю. |
31 | Гласный звук э. Буква Э,э. |
32 | Гласный звук (йэ). Буква Е,е |
33 | Упражнение в чтении слогов, сочетаний и слов |
33 | Гласный звук и.Буква И.и. |
34 | Гласный звук ы. Буква ы. |
35 | Согласный звук (м,м).Буква М.м. |
36 | Упражнение в чтение слогов и слов. |
37 | Согласный звук (л).Буква Л,л. |
38 | Упражнение в чтение слогов и слов. |
39 | Согласный звук (р,р).Буква Р.р |
40 | Упражнение в чтение слогов и слов, предложений |
41 | Согласный звук (н,н).Буква н,н |
42 | Упражнение в чтение слогов и слов, предложений |
43 | Русские народная сказка «Заюшкина избушка». Работа со схемами |
44 | Русские народная сказка «Лиса и журавль». Работа со схемами |
45 | Согласный звук (г,г).Буква Г,г |
46 | Упражнение в чтение слов, предложений. |
47 | Согласный звук (,к,к).Буква К.к. |
48 | Упражнение в чтение слов, предложений. |
49 | Согласный звук (,д,д).Буква Д,д |
50 | Упражнение в чтение слов, предложений. Е.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой» |
51 | Согласный звук (т,т).Буква Т.т. |
52 | Упражнение в чтение слов, предложений. Г.Снегирёв «Бурундук» |
53 | Согласный звук (б, б).Буква Б.б. |
54 | Упражнение в чтение слов, предложений. |
55 | Согласный звук (п, п).Буква П,п |
56 | Упражнение в чтение слов, предложений. |
57 | Согласный звук (з, з).Буква З,з |
58 | Упражнение в чтение слов, предложений. |
59 | Согласный звук (с, с).Буква С,с |
60 | Упражнение в чтение слов, предложений. |
61 | Согласный звук (в, в).Буква В,в |
62 | Упражнение в чтение слов, предложений. |
63 | Согласный звук (ф, ф).Буква Ф,ф |
64 | Профессии. Упражнение в чтение слов, предложений, текста. |
65 | Буква ь. |
66 | Упражнение в чтение слов с ь. |
67 | Согласный звук й. Буква Й,й. |
68 | Упражнение в чтение слов, предложений. |
69 | Звука два буква одна. |
70 | Упражнение в чтение слов, предложений. |
71 | Согласные звуки (ж,ш).Буквы Ж,ж,Ш,ш |
72 | Упражнение в чтение слов, предложений. |
73 | Произношение и чтение слов с сочетаниями жи, ши. |
74 | Произношение и чтение слов с сочетаниями же, ше. |
75 | Согласные звуки (ч,щ).Буквы Ч,ч.Щ.щ |
76 | Чтение слов с сочетаниями ча,ща,чу,щу. |
77 | Упражнение в чтении. «Качели» по О. Онисимовой |
78 | Чтение слов с сочетаниями чк,чн,чт,щн. |
79 | Согласный звук(х,х).БукваХ,х. |
80 | Упражнение в чтение слов, предложений. |
81 | Согласный звук(ц,ц).Буква ц,ц. |
82 | Буква Ъ. Сравнение Ъ и Ь знаков |
83 | Алфавит |
84 | Упражнение в чтение слов, предложений. |
Заключительный (послебуквенный) 8 ч | |
85 | Как хорошо уметь читать. Как Петя буквы учил. |
86 | Русские народные сказки |
87 | А.С.Пушкин. Стихи. Л.Н.Толстой «Лев и мышь», «Садовник и сыновья». |
88 | К.Чуковский. Викторина по сказкам. Е.Благинина. «Картины природы» |
89 | М.Пляцковский «Солнышко на память», В.Берестов «Дракон» |
90 | Б.Заходер «Про кита» Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»О.Григорьев «Про ребят» |
91 | В.Осеева «На катке» А.Митта «Шар в окошке» |
92 | Урок праздник «Прощай, Азбука!» |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(обучение письму)
(115 ЧАСОВ)
№ | Тема |
Подготовительный (добуквенный)- 27 часов | |
1 | «Прописи»- первая учебная тетрадь. |
2 | Рисование бордюров и штриховка по образцу. |
3 | Создание рисунков и орнаментов из прямоугольников. |
4 | Создание рисунков и орнаментов из треугольников. |
5 | Создание рисунков и орнаментов из наклонных длинных и коротких линий. |
6 | Создание рисунков и орнаментов из овалов. |
7 | Создание рисунков и орнаментов из кругов. |
8 | Создание рисунков и орнаментов из волнистых линий. |
9 | Обведение печатных букв. |
10 | Верхняя и нижняя линия рабочей строки. Письмо коротких наклонных прямых линий. |
11 | Письмо длинных и коротких наклонных прямых линий. |
12 | Упражнение в написании длинных и коротких наклонных прямых линий. |
13 | Письмо длинных и коротких наклонных прямых линий с закруглением внизу (вправо). |
14 | Письмо длинных линий с закруглением внизу (влево) |
15 | Письмо длинных линий с закруглением внизу (влево) |
16 | Письмо длинных и коротких наклонных прямых линий с закруглением внизу(влево) |
17 | Письмо наклонных линий с петлёй внизу. |
18 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху. |
19 | Письмо е-элемента. |
20 | Письмо больших и малых овалов. |
21 | Письмо больших и малых полуовалов |
22 | Письмо коротких линий с закруглением внизу вправо и вверху влево. |
23 | Письмо длинных и коротких наклонных прямых линий с закруглением внизу и вверху |
24 | Упражнение в написание изученных элементов |
25 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу |
26 | Чередование элементов прямые с нижним закруглениями и петлёй внизу. |
27 | Письмо овалов и полуовалов. |
Основной (букварный)- 79часов | |
28 | Строчная буква а |
29 | Заглавная буква А. |
30 | Строчная буква я. Заглавная буква Я. |
31 | Строчная буква о. |
32 | Заглавная буква О. |
33 | Строчная буква ё. |
34 | Заглавная буква Ё. |
35 | Строчная буква у |
36 | Заглавная буква у. |
37 | Упражнение в написание изученных букв. |
38 | Строчная и заглавная буква Ю, ю. |
39 | Строчная и заглавная буква э, Э. |
40 | Строчная и заглавная буква е, Е |
41 | Строчная и заглавная буква и, И |
42 | Строчная буква ы. |
43 | Строчная и заглавная буква м, М. |
44 | Письмо слогов, слов с буквой м, М |
45 | Упражнение в написание изученных букв и соединений. |
46 | Строчная буква л |
47 | Заглавная буква Л |
48 | Строчная буква р. |
49 | Заглавная буква Р |
50 | Упражнение в написание букв, слогов, слов. |
51 | Строчная буква н. |
52 | Заглавная буква Н |
53 | Упражнение в написание букв, слогов, слов. Заглавная буква в именах. |
54 | Упражнение в написание слогов, слов и предложений. |
55 | Списывание слов с печатного текста. |
56 | Строчная буква г. |
57 | Заглавная буква Г. |
58 | Строчная буква к. |
59 | Заглавная буква К. |
60 | Упражнение в написание слогов, слов и предложений. |
61 | Строчная буква д. |
62 | Заглавная буква Д. |
63 | Строчная буква т. |
64 | Заглавная буква Т |
65 | Упражнение в написание слогов, слов и предложений. |
66 | Строчная буква б. |
67 | Заглавная буква Б |
68 | Строчная буква п. |
69 | Заглавная буква П. |
70 | Письмо слогов, слов и предложений. |
71 | Строчная буква з. |
72 | Заглавная буква З. |
73 | Строчная буква с. |
74 | Заглавная буква С |
75 | Письмо слов и предложений. Заглавная буква в названиях городов. |
76 | Строчная буква в. |
77 | Заглавная буква В. |
78 | Строчная буква ф. Заглавная буква Ф. |
79 | Строчная буква ф. Заглавная буква Ф. |
80 | Списывание слов и предложений с печатного текста. |
81 | Буква ь. |
82 | Письмо ь на конце и в середине слова |
83 | Письмо под диктовку. |
84 | Строчная и заглавная буква й, Й. |
85 | Упражнение в написании слов и имён с й. |
86 | Письмо под диктовку слов, предложений. |
87 | Звука два, а буква одна. Письмо слов с буквами ю, я, е, ё |
88 | Письмо слов и предложений. |
89 | Строчная и заглавная буква ж, Ж |
90 | Строчная и заглавная буква ш, Ш. |
91 | Упражнения в списывание с печатного текста. |
92 | Письмо сочетаний жи, ши. |
93 | Слова с сочетаниями хи-ши |
94 | Письмо деформированных предложений |
95 | Строчная и заглавная буква ч,Ч. |
96 | Строчная и заглавная буква Щ. |
97 | Письмо сочетаний ча. ща, чу, щу. |
98 | Упражнения в написание слов с сочетаниями ча. ща, чу, щу |
99 | Письмо сочетаний чк, чн, чт, щк, щн. |
100 | Строчная и заглавная буква х,Х. |
101 | Составление и письмо деформированного текста. |
102 | Строчная и заглавная буква ц, Ц. |
103 | Письмо сочетаний ци, цы. |
104 | Письмо слов и предложений. |
105 | Буква ъ. |
106 | Алфавит. |
107 | Алфавит |
Заключительный (послебуквенный) 8 часов. | |
107 | Списывание печатного текста. |
108 | Упражнение в написании под диктовку слов и предложений. |
109 | Упражнение в написании под диктовку текста. |
110 | Письмо слов с сочетаниями жи, ши. |
111 | Письмо слов с сочетаниями ча. ща, чу, щу. |
112 | Проверочная работа. Письмо слов с сочетаниями чк, чн, чт, щк, щн. |
113 | Составление и запись деформированных предложений. |
115 | Урок праздник. Как хорошо уметь писать |
Материально техническое обеспечение учебного процесса.
Обучение грамоте 1 класс
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
1. Программа курса Обучение грамоте : 1 класс : / Л. И. Тимченко. — 2-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017.. 2. Рабочая программа Обучение грамоте : 1 класс : рабочая программа / Л. И. Тимченко. — 2-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017. 3. Учебник. Азбука. В 2 ч. (авторы Л. И. Тимченко, К. Е. Корепова, Г. М. Грехнёва). / Л. И. Тимченко, Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова. — 2-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017. 4. Прописи. В 4 ч. (автор Л. И. Тимченко). ). / Л. И. Тимченко, — 2-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017. | Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В программе определены цели и ценностные ориентиры начального курса обучение грамоте: рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса. тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение. Учебник и Прописи входит в УМК «РИТМ» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, Примерным программам по русскому языку и литературному чтению в начальной школе. Азбука является основным учебником в период обучения грамоте, базой для дальнейшего изучения русского языка и литературного чтения. Учебно-методический комплект Азбуки создает условия для развития основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение и письмо), позволяет в период обучения грамоте закладывать основы личностных, метапредметных и предметных учебных действий, которые будут формироваться у младших школьников при изучении русского языка и литературного чтения. Азбука прежде всего адресован первоклассникам с хорошим уровнем дошкольной подготовки, но может быть использован и для обучения детей, которые не умеют читать, что позволяет обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации |
Демонстрационные таблицы (1-4 классы) Наборы сюжетных картинок в соответствии с программой по литературному чтению. Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. | Комплект таблиц охватывает большую часть основных вопросов каждого года обучения |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |
Презентации к урокам. | |
Технические средства обучения | |
1. Классная доска. 2. Магнитная доска. 3. Интерактивная доска. 4. Компьютер для учителя. 5. Компьютеры для школьников. 6.Телевизор. 7. DVD плеер. | С диагональю не менее 72 см. |
Учебная мебель | |
Столы Стулья Стеллажи для книг и оборудования Мебель для хранения таблиц и плакатов | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по обучению грамоте...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Программа "Гармония"
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Программа "Гармония"...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса программа "Гармония"
Представлена рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по программе "Гармония"....
Рабочая программа по обучению грамоте,литературному чтению, русскому языку 1 класс. Программа " Начальная школа 21 века"
Данная программа поможет в работе учителю...