Открытый урок литературного чтения в 1 классе по теме "Терпенье и труд все перетрут. Звуки [д], [д']. Буква Д, д.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Зайнулина Ирина Витальевна

Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Автор

Зайнулина И.В.учитель начальных классов

Класс

1

Автор УМК (программы учебного курса)

«Школа России» Авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Тема урока:

Терпенье и труд все перетрут. Звуки [д], [д']. Буква Д, д.

Цель урока:

Познакомить с согласными звуками [д], [д'], буквами Д, д; учить характеризовать звуки, находить их на слого – звуковых  схемах, видить букву Д в текстах,учить читать слоги, слова, предложения с изученной буквой;

Развивать: фонетический слух, речь, мышление, память;

Воспитывать: любознательность, любовь к труду

Тип урока:        

Изучение нового материала

Личностные результаты:

Самоопределение к деятельности, учащийся рассказывает о личном опыте создания чего-либо своими руками, дает характеристику профессии.

Метапредметные результаты:

Учащийся сохраняет и оценивает выполнение задачи уроков; читает текст, отвечает на вопросы по содержанию  текста, составляет рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным словам, определяет цель учебного задания, контролирует свои действия в процессе его выполнения, обнаруживает и исправляет ошибки.

Предметные результаты:

Учащийся научится: различать на слух звуки [д], [д'], характеризовать эти звуки, находить их на слого-звуковых схемах, видить букву Д в текстах, читать слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой;

Учащийся получит возможность научиться: определять «родственные слова»

Методы обучения:

Наглядный, практический, частично-поисковый

Формы работы:

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Межпредметные связи

        

Русский язык, окружающий мир, физкультура (зарядка), изобразительное искусство (раскрашивание звуковых схем)

Элементы современных образовательных технологий

Здоровьесберегающая, развивающая, технологии уровневой дифференциации, проблемное обучение, игровая

        

Этап урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Организационный момент

Я на уроке

Я радуюсь этому

Внимание моё растет

Память моя крепка

Я буду стараться, я молодец!

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем путешествовать по городу Звуков и букв.

Был на речке на чернильной

Город маленький не пыльный

С незапамятных времен

Букваградом звался он.

Как же называется город? (Буквоград)

 Кто живет в этом городе? (Буквы и звуки)

А мы чем занимаемся в этом городе? (знакомимся с новыми буквами и звуками, учимся читать слоги, слова, предложения)

Девизом будут слова :  «Терпенье и труд все перетрут»

Как понимаете эти слова? (Любые трудности преодолимы, если хорошенько поработать и запастись терпением)

Предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Давайте вспомним, что является фундаментом нашего города?

(РЕЧЬ)

Что такое речь?

Назовите виды речи? (Устная и письменная)

Работа по ленте букв

 Назовите буквы, которые обозначают парные по глухости и звонкости согласные звуки?

Слушают вопросы. Отвечают на вопросы.

Контролируют правильность ответов учащихся

Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема)

Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)

Какой новый звук вы встретили , когда произносили ду-ду-ду

 Как звенит колокольчик? (динь-динь-динь)

 Какой первый звук вы услышали, когда произносили динь?

 Ребята,какая цель нашего урока? (познакомиться с новыми звуками, и узнать  какой буквой обозначаются эти звуки на письме).

Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока; во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем; осуществляют самоконтроль понимания цели урока

Реализация построенного проекта

Упражнение для дыхания

Какая перед нами стоит первая задача? (узнать гласный или согласный звук)

Что мы для этого должны сделать?         Должны произнести звук

Послушайте звук [д ] , повторите и понаблюдайте за произношением

Поется звук нет, встречает ли воздух препятствия при произношении звука? (да,зубы,язык).

Вывод: звук согласный.

Какая следующая перед нами стоит задача? (звонкий или глухой согласный звук)

Давайте проверим (уши закрыли,а говорим громко)

Вывод: согласный звук д звонкий.

У нас осталась еще одна задача, какая? (определить твердый согласный звук д или мягкий

А чтобы решить следующую задачу, посмотрите на доску:

 Что изображено на картинке?

Гвозди  

А что изображено на второй картинке?

2

Соответствует ли количество гвоздей цифре два?

Выполните звуковой анализ слова два

Вывод: согласный звук [д] твердый и мягкий.

Откройте азбуку и давайте сравним наши схемы со схемами в учебнике.

Чистоговорка:

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопаем руками.

За дровами мы идем

И пилу с собой немеем (ходьба)

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить.

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки.

А теперь их соберем

И в сарайчик отнесем.

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда.

- Ребята, а кто-нибудь знает какой буквой  обозначаются звуки  [д] и [д']?

Это пятая буква алфавита.  Давайте ее произнесем буква Д. Найдите ее в алфавите.

Посмотрите внимательно на нее. Сколько букв?( две Большая и маленькая)

А на что похожа буква Д нам расскажут ребята:

Этот домик – буква «Д».

В домике окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке кошка.

Вот, стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

А в нашем замечательном классе есть ребята в именах которых тоже есть буква Д.

Встаньте, пожалуйста и громко назовите свое имя

Где находится буква Д и как ее нужно писать?

А сейчас я наших ребят разделю на две группы , кто догадается по какому признаку?

(Данил, Даниил,Дарья                               Демьян,Владимир

Возьмите палочки и выложите из них букву Д

Физкультминутка для глаз

Самостоятельно дают характеристику звуков, используют знаково-символические средства

Выдвигают предположения

Индивидуальная работа

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Прочитайте слоги под схемами. Учебник с.105

Посмотрите на доску. На доске задание:

по         вар

пи        лот

Что объединяет все эти слова? (профессии)

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в подводный мир.

Как вы думаете кого мы может  встретить на дне моря?

Рассмотрите иллюстрацию.

Кто плавает под водой?

Что увидели водолазы на дне моря?

Как могли сокровища оказаться на морском дне?

Каких морских обитателей они встретили?

Придумайте рассказ на тему  «Клад найден» (опорные слова: море, сокровища, корабль, водолазы, подводный мир).

Водолазы ремонтируют и помогают строить мосты, изучают подводный мир, помогают поднимать затонувшие корабли. Работа водолазов трудна и опасна.

А какой ваш  главный труд? (учиться) А чтобы хорошо учиться нужно быть трудолюбивым и терпеливым. Терпенье и труд все перетрут.

Сравни слова. Что в них общего?

Вода                  труд

Водопад            трудна

Водолаз

Водные

Подводные

Работа в парах (учащиеся последовательно вслух читают слоги)

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Рассматривают иллюстрацию, слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ по иллюстрации

Самостоятельная работа

Чтение текста в учебнике на с.105

Беседа по тексту:

Где ведут работы водолазы?

Кем были папы у Нади и Димы?

(дифференцированный подход)

Включение в систему знаний и повторение (итог урока)

С какой буквой мы познакомились на уроке?

Какие звуки она обозначает?

Рефлексия ученой деятельности на уроке (самооценка)

Игра «Подари свой лучик)


Самоанализ урока

Тема урока:  Терпенье и труд все перетрут. Звуки [д], [д']. Буква Д, д.

Урок был проведен по программе «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить с согласными звуками [д], [д'], буквами Д, д; учить                                            характеризовать звуки, находить их на слого – звуковых  схемах, видить букву Д в текстах, учить читать слоги, слова, предложения с изученной буквой;

развивать: фонетический слух, речь, мышление, память;

воспитывать: любознательность, любовь к труду

Планируемые результаты:

Личностные: самоопределение к деятельности, учащийся рассказывает о личном опыте создания чего-либо своими руками, дает характеристику профессии.

Метапредметные: учащийся сохраняет и оценивает выполнение задачи уроков; читает текст, отвечает на вопросы по содержанию  текста, составляет рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным словам, определяет цель учебного задания, контролирует свои действия в процессе его выполнения, обнаруживает и исправляет ошибки.

Предметные: учащийся научится: различать на слух звуки [д], [д'], характеризовать эти звуки, находить их на слого-звуковых схемах, видить букву Д в текстах, читать слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой;

учащийся получит возможность научиться: познакомиться с «родственными словами».

В уроке я отразила универсальные учебные действия. Цель урока привязана к задачам и к планируемым результатам.

Урок провела в середине ноября. Это первый по счету урок в теме «Звуки [д], [д']. Буква Д, д». Всего по программе на данную тему рассчитано 2 часа.

Учащиеся моего класса имеют хорошие учебные возможности.  В классе 15 человек. На уроке присутствовало 13 человек. (Отсутствовало 2 ученика по уважительной причине).3 ученика имеют «высокий» уровень развития, 5 учеников имеют «средний» уровень.  При планировании данного урока я учла возрастные особенности учащихся и реальные возможности учеников своего класса.

  Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.

 Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке:

  • технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний;
  • игровые технологии, которые стимулируют познавательную деятельность, усиливают мотивацию к изучению предмета;
  • здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности. На уроке у меня была чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, были использованы физминутки, работа в парах, когда «слабый» ученик чувствовал поддержку товарища;
  • развивающая технология;
  • технологии уровневой дифференциации.

 Отбор дидактических материалов, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

9. Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся. Для создания благоприятного климата я должна была выполнить 3 функции:

- «открытие» ребёнка на общение

- «соучастие» ребёнка в процессе

- «возвышение» ребёнка

Для «открытия» ребёнка на общение я выстроила общение с позиции «МЫ», установила с детьми вербальный (посредством слов) и визуальный контакт. Для «соучастия» ребенка в процессе я демонстрировала свою расположенность к детям, благожелательность, старалась не только слушать, но и услышать каждого из детей. Для «возвышения» ребенка, нужно, чтобы ученик поверил в себя, в свои силы, способности. Для этого я обращалась к детям за помощью, посильной для них, при объяснении материала.

В целом урок я  считаю удавшимся, так как:

1) реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и  запланированные достижения;

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель.

3) Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.

4)Я сама в целом  осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, литературное чтение, 4 класс

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...

Открытый урок литературного чтения 2й класс

урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

открытый урок Литературное чтение 1 класс

СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...