Конспект урока по теме "Звук и буква Р. С. Баруздин "Как Алёше учится надоело"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Луценко Людмила Николаевна

Данный урок относится к предмету "Литературное чтение" по теме "Звук и буква Р. С. Баруздин "Как Алёше учится надоело"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_r._s_baruzdin.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе:

Тема «Звук и буква Р.  С. Баруздин «Как Алёше учиться надоело»


 Цель: познакомить с новым согласным звуком и буквами.
 
Задачи:

1.Дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;

2.Способствовать развитию внимания, фонематического слуха, памяти.

3.Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

Оборудование: на листе буква Р, р  печатная,  цветные карандаши, блокноты, тетради по чтению «Учимся писать и читать», карточки-картинки, карточки-слоги, прописи.

Ход урока
 
I.  Оргмомент
 
Учитель. 1. Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте повернёмся к ним, улыбнёмся и поприветствуем. Садитесь дети.

2. А теперь покажите свои ладошки, повернитесь друг к другу, дотроньтесь ладошками и улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы на уроке.

3.Проверьте, дети, готовы ли вы начать урок. Всё ль на месте, всё ль в порядке? Проверили, начинаем трудиться.

4.Речевая разминка. Прозвенел звонок

                                      Начался урок

                                      Тихо будем мы сидеть

                                      Чтобы знать всё и уметь.

5.Какие ваши качества мы будем развивать на уроке?

(умение слушать, внимание, сообразительность, аккуратность)

6.Повторим 2 правила поведения

Не бойся ошибиться                     На уроке будем мы

Ведь ты пришёл учиться              Старательны, внимательны!

Не унывай, не мучайся                 По три раза повторять

Ведь на ошибках учаться!            Совсем не обязательно!

  II.  Повторение пройденного          

– Какие гласные звуки вы знаете? (поём хором из домика букв)

-Почему их называют гласными?

-Назовите гласные которые показывают твёрдость звуков (а о у ы э)

-Назовите гласные которые показывают мягкость звуков (я ё ю и е)

-Назовите согласные которые мы изучили (м,н)

— Чем они отличаются от гласных?

Кто дома читал станицы в букваре с буквой Н? Кто выучил стих о буквах? Прочтём хором. Молодцы!
 
III.   Сообщение темы и постановка учебной задачи урока

-  Сегодня мы познакомится ещё с одним  новым звуком  и буквой,   будем учиться узнавать новый звук и  букву в словах.

-Чему ещё будем учиться?

( будем учиться читать слоги, слова, предложения с этой буквой, будем учиться писать эту букву).

-О какой букве сегодня пойдёт речь? (ответы детей)

 Учитель переворачивает карточку на доске:  Р, р.
 -Совершенно верно! Приступим к выполнению поставленных задач!

 IV. Изучение нового материала. 

  1. Фонетическая зарядка. Как рычит собака? (Р-р-р…) Как вы думаете Р согласный или гласный? Объясните.
  2. Стих  про этот звук и букву нам прочитает Ульяна.

Почему тигры рычат: «Р-р-р»,

Вороны кричат: «Кар-р-р»,

Кони хрипят: «Хр-р-р»,

Ставни скрипят: «Скр-р-р»,

Кенар поёт: «Тью-ир-р-р».

Летит вертолёт: «Др-р-р»?..

Чтоб научить всех ребят

Трудное «р-р-р-р» выговаривать!

3. Покажите место буквы Р в азбуке.

4. Отгадайте загадки:

А) Лесники её котят

Взять домой не захотят

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это…(рысь)

                                       Б) Течёт, течёт, не вытечет

                                       Бежит, бежит, не выбежит. (речка)

В) Под мостиком виляет, хвостиком махает. (рыба)

5.Сделаем звуковой анализ слов.

Приготовили ладонь. Считаем звуки в слове рысь.
-  Назовите первый звук.
 Какой он? Твёрдый или мягкий? Произнесём. Второй, третий…
Открываем блокноты. Печатаем одну большую и одну маленькую букву р.

У доски работает  ученик. Набирает цветными карточками или цветными магнитами слово: рысь. То же самое со словом  речка. Кто может подписать – подписывает слово. Дети работают в блокнотах.

6. Речевая разминка. Чистоговорка.

                                                 Ра-ра-ра- начинается игра (читаем тихо и весело)

                                           Ре-ре-ре- весело в игре (читаем громче)

                                           Ру-ру-ру – я люблю игру (читаем громко).

7. Игра «Услышь звук» и назови место где он находится: трактор, радуга, календарь, роза.
Назовите слова, в которых произносится твёрдый звук [р].
Назовите слова, где встречается мягкий звук 
 [р]. 

8.Найдём новый звук в именах учеников нашего класса. Произнесите шёпотом своё полное имя. Встаньте дети у кого в имени есть звук [р].

9.Найдите новый звук в словах. Будьте внимательны, не попадите в ловушку. (Учитель показывает картинки: верблюд, коровы, орех, снегирь, горох, малина дети поднимают руку).

V. Физкультминутка. Мы ногами топ-топ…

 VI. Продолжение изучения новой темы.

   Работа с учебником. (Букварь Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой стр.66-67)

 2.Прочитаем слоги с буквой Р (читают все).

3. Прочитаем слова в столбиках (читают в парах).

-Что вы заметили, когда читали слова.

-Прочитайте имена детей.

-Кто знает значение слова МЕРА?

 4.Работа в тетради. Откроем тетрадь « Учимся читать и писать» Выполним 1-е задание. Какой рисунок получиться, если вы закрасите фрагменты с буквами Р?

Выполним 2-е задание. Вставим пропущенные буквы в слова.

Ма - рина, И- а,  -оман,  -имма, но- ма,  -оса,   -ая, а-мия, м-амо-

Закрыли тетради.

5. Соберите слова    (слоги записаны на доске на воздушных шариках).

При             да           ро        дость         доб         ра     (природа, радость, добро)

-Придумайте предложения с  этими словами.

Учитель дополняет:  В любое время года природа чарующа и привлекательна. Природа одаривает и радует нас.

6.(Дополнительно можно отгадать ребусы, они нарисованы на доске: рана, рука)

 Соберите слова в учебнике на странице 67. (Марина, Нина, рама, имена)

-Придумайте предложения с этими словами.

7. Прочитаем предложения (работа в парах)

-Проверим как вы поняли эти предложения.

–Кто у мамы?

-Что делала мама?

-Какой Рома?

8. Игра. «Кто больше?» Новая квартира. Учитель предлагает детям отправиться в  

магазин и купить для новой квартиры вещи, в названиях которых есть звук [р].  

(кровать, кресло, ковёр, журнальный столик, ведро, фонарь, картина….,

9. Чтение по ролям отрывка «Как Алёше учиться надоело»

-А сейчас приготовились слушать чтение наших одноклассников, которые прочитают по ролям для вас это произведение.

(Четверо учеников у доски читают отрывок)

Задание классу. Внимательно слушать и запомнить слова, в которых встречается звук  [р]. Кто сможет потом ответить на все мои вопросы и будет самым внимательным учеником нашего класса.

— Назовите слова, которые вы запомнили. (Работа, работала, лекарство, врач, парта, портфель). 
Определение самого внимательного в классе.

-Кому понравилось это произведение?

-Кто автор?

-Почему Алёша ушёл из школы?

-Чем он хотел заниматься?

-Как мама отреагировала на это?

-Вернётся ли снова Алёша в школу?

-Ребята, а кто из вас уже адаптировался и полюбил школу?

 VII. Письмо. Работа с образом буквы. Работа в тетради.

Учащиеся рассматривают письменные буквы, сравнивают, запоминают образ буквы. Показ написания буквы Р. Письмо в воздухе. Письмо в прописях на с.12-13
 IX.  Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу.

-Что для вас было особенно интересным?
-А что трудным?

-Что нового узнали?

-Что вы можете сказать о букве р?

- Какие звуки обозначает буква р?

 -   Кто доволен своей работой на уроке?

-Кто может работать ещё лучше?

Молодцы! Спасибо за урок!

 Используемая литература и ресурсы:
 
 Волина В.В.Учимся играя. Книга для учителя.- «Новая школа» Москва 1994.-445с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...

Конспект урока для предметной недели в 3 классе по теме "Учимся играя".

Конспект включает в себя задания по русскому языку, по развитию речи и окружающему миру. Все задания проводятся в игровой форме....

Конспект урока обучения грамоте. "Не стыдно не знать, стыдно не учиться"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со звуком [ы] и буквой ы, её ролью в слоге- слиянии, научиться писать букву ы.Тип урока: повторение.Оборудование: Азбука: 1 класс, 1 часть, В.Г.Горецкий...

Конспект урока “Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цель: Повторить звуки [т] [т’],  и буквы Т,т, которая его обозначает.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на осно...

Конспект урока графики и письма "Буква "О".Письмо букв.

Цель: Формирование навыка написания буквЗадачи:Образовательные:-познакомить детей с новой буквой «О»,-формировать умение работать по опорным линиям,-формировать графические навыки.Коррекци...

Урок чтения, 3 класс Тема: Сергей Баруздин «Как Алёшке учиться надоело»

Урок  чтения, 3 классТема: Сергей  Баруздин  «Как Алёшке учиться надоело»...

Конспект урока обучения грамоте: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться. звук [ы], Буква ы» 1 класс УМК "Школа России"

Тема урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться. звук [ы], Буква ы» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о звуке [ы] и букве ы, предста...