Конспект урока обучения грамоте. "Не стыдно не знать, стыдно не учиться"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со звуком [ы] и буквой ы, её ролью в слоге- слиянии, научиться писать букву ы.
Тип урока: повторение.
Оборудование: Азбука: 1 класс, 1 часть, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2012; прописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_y.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Моисеенко- Кропочева Мария Сергеевна
Конспект урока обучения грамоте
Тема: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со звуком [ы] и буквой ы, её ролью в слоге- слиянии, научиться писать букву ы.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные: научиться слышать звук [ы] в словах; научаться обозначать звук буквой, писать её каллиграфически правильно
Тип урока: повторение.
Оборудование: Азбука: 1 класс, 1 часть, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2012; прописи.
Этап урока. Методы и приёмы. | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Орг. Момент. Словесный: слово учителя. | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. Покажите, как должен сидеть настоящий ученик. | Приветствовать учителя. | Регулятивные- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы, строят речевые высказывания. Практич.: чтение стихотворений. | 2 мин | - Откройте Азбуку на ст. 32, давайте прочитаем стихотворения, которые даны нам под картиночкой. Читаем все вместе со мной, вполголоса. Три-четыре. – Мы услыхали от совы, Что нет слов на букву ы. (Е. Благинина) - Бывает эта буква В конце капусты, брюквы И в середине дыни. (Е. Григорьева, И. Гамазкова) - Как вы думаете, о какой букве идет речь в стихотворении? (О букве ы). - Напоминаю, что отвечать нужно по поднятой руке. - Почему вы так решили? (Буква ы выделена в обоих стихотворениях) - Что вы узнали о букве ы? (1. Нет слов на букву ы, т.е. слова не могут начинаться на эту букву. 2. Буква ы может находиться в середине и в конце слова). | Работать с азбукой. Читать стихотворения с учителем хором, вполголоса. Анализировать стихотворения. Отвечать на вопросы. Делать выводы. | Регулятивные- постановка учебной задачи. Познавательные – высказывать предположения; Строить речевое высказывание в устной форме; |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание | 7 мин | - Давайте сейчас с вами поиграем. Переверните страничку. На страничке 34 в красных квадратах изображены буквы, которые вы уже изучили. Давайте назовем. (а, о, и, ы). Вам нужно назвать как можно больше слов с гласными буквами: а, о, и, ы. Эти буквы могут находиться в начале, в середине или в конце слова. Ответы принимаются только по поднятой руке. Достаточно. Какие же вы молодцы, так много знаете слов, где встречаются эти гласные. - Следующее задание. Посмотрите внимательно на картинки. Какие предметы изображены? (Мишка, мышка). Произнесём эти слова. (Мишка, мышка) - Давайте сравним эти слова. - Назовите первый согласный звук в слове «мишка»? ([м']) -Какой это звук, мягкий или твёрдый? (Мягкий) - Назовите первый согласный в слове «мышка»? -Какой это звук, мягкий или твёрдый? (Твёрдый) - Как мы узнали, что в слове «мишка» [м’] мягкий? - Буква и обозначает мягкость предшествующего согласного звука. Так ведь? Поэтому первый согласный звук в слове «мишка» звучит мягко. -Как мы узнали, что в слове «мышка» [м] твёрдый? А буква ы обозначает твердость предшествующего согласного звука. - Какими звуками отличаются эти слова? (в слове мишка гласный звук и, который обозначает мягкость предшествующего звука; в слове мышка гласный звук ы, который обозначает твёрдость предшествующего звука) - Как слово «мишка» превратить в «мышка»? (Нужно гласную букву и заменить гласной буквой ы) | Работа с учебником. Участвовать в беседе, актуализировать знания. Строить речевое высказывание. Придумывать предложения. Отвечать на вопросы. Делать выводы. Сравнивать слова. Анализировать слова. | Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; Строить речевое высказывание в устной форме; |
Физ. минутка | 2 мин | - Устали? Вставайте, сейчас мы с вами выполним физминутку. Повторяйте движения за мной. Буратино шёл- шёл И грибок нашёл. Раз грибок, два грибок Положил в кузовок И дальше пошёл. - Отдохнули немного. Теперь тихо сядут девочки, и ещё тише мальчики. | Делать физ. разминку. | Личностные- установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывания | 10 мин | Посмотрите на страничке 35, на ленту букв. Буква и и ы расположены в одном столбике, но на разных «этажах», потому что ы обозначает твёрдость предшествующего согласного, а и- мягкость. Узнаем ещё один секрет этих букв. - Прочитайте слово на слайде. (книга) -Сколько предметов обозначает это слово? (один предмет) - Как изменить слово, чтобы оно обозначало много предметов? (Нужно в слове книга поменять окончание, букву а заменить на букву и -книги) -Прочитайте следующее слово. (Квартира) Сколько предметов обозначает это слово? (Один) - Как изменить слово, чтобы оно обозначало много предметов? (Нужно в слове квартира поменять окончание, букву а заменить на букву ы -квартиры) (на слайде слова: книга- книги квартира- квартиры рыба- рыбы река- реки) -Очень часто буквы и и ы бывают на конце слов, которые обозначают не один предмет, а много. - Вверху на страничке 34 нарисованы кукла и куклы. Прочитайте выделенные слова. Посмотрите внимательно на обе картиночки и скажите, какая разница между словами кукла и куклы? (Кукла она одна, а куклы- их несколько, много). Какими буквами отличаются эти два слова? (Первое слово оканчивается на гласную букву а, а второе слово оканчивает на гласную букву ы) - Давайте придумаем предложения с этими словами. (У Маши много кукол. Клоун выступает в цирке. Куклу с голубыми волосами зовут Мальвина.) | Работа с учебником. Участвовать в беседе, актуализировать знания. Читать слова со слайда. | Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; Строить речевое высказывание в устной форме; Вспоминать правила. |
Физ. минутка | 1 мин | Раз — подняться, потянуться. | Делать физ. разминку | Личностные- установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание | 7 мин | - Найдите синий ромбик. Давайте прочитаем слова вместе, вполголоса. машина –(машины) корзина – (корзины) игра – (игры) - Они даны в единственном числе или во множественном? (в единственном) - Давайте с вами подберем к этим словам, такие слова, чтобы они были во множественном числе. - Произнесите их четко по слогам. (ма-ши-ны; кор-зи-ны;иг-ры ) - Как вы думаете, что у них общего? (На конце слов один и тот же звук [ы]) - Сейчас закройте Азбуку, положите её на край стола. Откройте прописи на страничке 10, положите её перед собой. - Какие буквы нам даны в прописях на этой страничке? - Посмотрите внимательно на буквы и и ы. Какой элемент у них общий. (Первый элемент). Прямая с закруглением вправо. -Давайте пропишем первую и вторую строчку. (показ учителем) - Закройте прописи и уберите их на край парты. Положите перед собой Азбуку. Откройте страничку 35. Рассмотрите рисунки. Вспомнили сказку? Как она называется (Курочка ряба) -Давайте расскажем эту сказку. Как она начинается? (Жили-были дед и баба. И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, непростое, а золотое. Дед бил- бил не разбил. Баба била- бала не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба. Снесу я вам яичко другое, не золотое, а простое! (Дети говорят по одному предложению) -Назовите слова, в которых есть звук [ы]. Закройте Азбуку и уберите её на край парты, чтобы она вам не мешалась. Откройте прописи на страничке 10 и положите их перед собой. Найдите третью строчку. Какое соединение у гласных букв? (верхнее) Пишу букву и. Веду не отрывая руки до верхней линии и пишу букву ы не отрывая руки. Прописываю 2 раза. Прочитайте первое слово на следующей строке. Разделите его на слоги кук- лы. Прочитайте второй слог (лы). Какой согласный во втором слоге? Какой он твёрдый или мягкий? (твёрдый). Почему? (буква ы обозначает твёрдость предшествующего согласного звука). Как соединяются буква л и ы? Обведите букву ы. - Прочитайте следующее слово. (мыши). Разделите его на слоги мы- ши. Прочитайте первый слог (мы). Твердый или мягкий согласный в первом слоге? (твёрдый) Почему? - Прочитайте второй слог (ши). Какой согласный во втором слоге? Какой он твёрдый или мягкий? (твёрдый). Звук ш – твёрдый, но пишется буква и после согласного в этом слове. Это отступление от правил, надо запомнить. Обведите буквы ы и и. | Работа с учебником. Называть слова. Отвечать на вопросы. Сравнивать слова. Анализировать. Делать вывод. Работать со словами. Строить речевые высказывания. Слушать учителя. Работать в прописях. Рассказывать сказку. Определять на слух слова со звуком ы и называть эти их. Работа в прописях. Отвечать на вопросы. Анализировать. Обобщать. Делать выводы. Прописывать буквы. | Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. |
Итог урока. Словесный: отвечают на вопросы | 3 мин | - Чему вы научились сегодня на уроке? -Что для вас было самым сложным? -Как вы понимаете смысл пословицы «Не стыдно не знать, стыдно не учиться?» | Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Рефлексия | 2 мин | - Что вам понравилось? - Если вы довольны своей работой – поднимите зелёный карандаш. -Если вы хорошо работали, но умеете лучше работать – жёлтый. -Если вы недовольны собой – красный. | Оценивать свои достижения | Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)
Конспект урока обучения грамоте с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР, CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...
Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...
"Не стыдно н знать, стыдно не учиться". Тренажер по русскому языку. 3 класс.
Тренажер предназначен для формирования орфографической зоркости учащихся....
Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»
1. Обсудить тему «Век живи, век учись».2. Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3. Р...
Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».
Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний учащихся о звуках [в] и [в̓]...
Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...
Конспект урока обучения грамоте: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться. звук [ы], Буква ы» 1 класс УМК "Школа России"
Тема урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться. звук [ы], Буква ы» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о звуке [ы] и букве ы, предста...