Конспект урока обучения грамоте. "Не стыдно не знать, стыдно не учиться"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Кропочева Мария Сергеевна

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со звуком [ы] и буквой ы, её ролью в слоге- слиянии, научиться писать букву ы.

Тип урока: повторение.

Оборудование: Азбука: 1 класс, 1 часть, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2012; прописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_y.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Моисеенко- Кропочева Мария Сергеевна                 

Конспект урока обучения грамоте

Тема: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со звуком [ы] и буквой ы, её ролью в слоге- слиянии, научиться писать букву ы.

Планируемые результаты: 

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные: научиться слышать звук [ы] в словах; научаться обозначать звук буквой, писать её каллиграфически правильно

Тип урока: повторение.

Оборудование: Азбука: 1 класс, 1 часть, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2012; прописи.

Этап урока. Методы и приёмы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя.

1 мин

Здравствуйте, ребята!

 Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. Покажите, как должен сидеть настоящий ученик.

Приветствовать учителя.

 Регулятивные- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы, строят речевые высказывания.

Практич.: чтение стихотворений.

2 мин

- Откройте Азбуку на ст. 32, давайте прочитаем стихотворения, которые даны нам под картиночкой. Читаем все вместе со мной, вполголоса. Три-четыре.

 – Мы услыхали от совы,

Что нет слов на букву ы. (Е. Благинина)

- Бывает эта буква

В конце капусты, брюквы

И в середине дыни. (Е. Григорьева, И. Гамазкова)

- Как вы думаете, о какой букве идет речь в стихотворении? (О букве ы).

- Напоминаю, что отвечать нужно по поднятой руке.

 - Почему вы так решили? (Буква ы выделена в обоих стихотворениях) 

- Что вы узнали о букве ы? (1. Нет слов на букву ы, т.е. слова не могут начинаться на эту букву. 2. Буква ы может находиться в середине и в конце слова).

Работать с азбукой.

Читать стихотворения с учителем хором, вполголоса.

Анализировать стихотворения.

Отвечать на вопросы.

Делать выводы.

Регулятивные-

постановка учебной задачи.

Познавательные высказывать предположения;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

7 мин

- Давайте сейчас с вами поиграем. Переверните страничку. На страничке 34 в красных квадратах изображены буквы, которые вы уже изучили. Давайте назовем. (а, о, и, ы). Вам нужно назвать как можно больше слов с гласными буквами: а, о, и, ы. Эти буквы могут находиться в начале, в середине или в конце слова. Ответы принимаются только по поднятой руке. Достаточно. Какие же вы молодцы, так много знаете слов, где встречаются эти гласные.

- Следующее задание. Посмотрите внимательно на картинки. Какие предметы изображены? (Мишка, мышка). Произнесём эти слова. (Мишка, мышка)

- Давайте сравним эти слова.

- Назовите первый согласный звук в слове «мишка»? ([м']) 

-Какой это звук, мягкий или твёрдый? (Мягкий)

- Назовите первый согласный в слове «мышка»?

-Какой это звук, мягкий или твёрдый? (Твёрдый)

- Как мы узнали, что в слове «мишка» [м’] мягкий?

- Буква и обозначает мягкость предшествующего согласного звука. Так ведь? Поэтому первый согласный звук в слове «мишка» звучит мягко.

-Как мы узнали, что в слове «мышка» [м] твёрдый?

А буква ы обозначает твердость предшествующего согласного звука.

- Какими звуками отличаются эти слова? (в слове мишка гласный  звук и, который обозначает мягкость предшествующего звука; в слове мышка гласный  звук ы, который обозначает твёрдость предшествующего звука)

- Как слово «мишка» превратить в «мышка»? (Нужно гласную букву и заменить гласной буквой ы)

Работа с учебником.

 Участвовать в беседе, актуализировать знания.

Строить речевое высказывание.

Придумывать предложения.

Отвечать на вопросы.

Делать выводы.

Сравнивать слова.

Анализировать слова.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Физ. минутка

2 мин

- Устали?  Вставайте, сейчас мы с вами выполним физминутку. Повторяйте движения за мной.

Буратино шёл- шёл

И грибок нашёл.

Раз грибок, два грибок

Положил в кузовок

И дальше пошёл.

- Отдохнули немного. Теперь тихо сядут девочки, и ещё тише мальчики.

Делать физ.

разминку.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывания

10 мин

Посмотрите на страничке 35, на ленту букв. Буква и и ы расположены в одном столбике, но на разных «этажах», потому что ы обозначает твёрдость предшествующего согласного, а и- мягкость. Узнаем ещё один секрет этих букв.

- Прочитайте слово на слайде. (книга) 

-Сколько предметов обозначает это слово? (один предмет)

- Как изменить слово, чтобы оно обозначало много предметов? (Нужно в слове книга поменять окончание, букву а заменить на букву и -книги) 

-Прочитайте следующее слово. (Квартира) Сколько предметов обозначает это слово? (Один)

- Как изменить слово, чтобы оно обозначало много предметов? (Нужно в слове квартира поменять окончание, букву а заменить на букву ы -квартиры) 

(на слайде слова: книга- книги

                     квартира- квартиры

                      рыба- рыбы

                      река- реки)

-Очень часто буквы и и ы бывают на конце слов, которые обозначают не один предмет, а много.

- Вверху на страничке 34 нарисованы кукла и куклы.  Прочитайте выделенные слова. Посмотрите внимательно на обе картиночки и скажите, какая разница между словами кукла и куклы? (Кукла она одна, а куклы- их несколько, много). Какими буквами отличаются эти два слова? (Первое слово оканчивается на гласную букву а, а второе слово оканчивает на гласную букву ы)

- Давайте придумаем предложения с этими словами. (У Маши много кукол. Клоун выступает в цирке. Куклу с голубыми волосами зовут Мальвина.)

 Работа с учебником.

 Участвовать в беседе, актуализировать знания.

Читать слова со слайда.

Познавательные высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Строить речевое высказывание в устной форме; Вспоминать правила.

Физ. минутка

1 мин

Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.

Делать физ.

разминку

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

7 мин

- Найдите синий ромбик. Давайте прочитаем слова вместе, вполголоса.

 машина –(машины)

 корзина – (корзины)

 игра – (игры)

- Они даны в единственном числе или во множественном? (в единственном) 

- Давайте с вами подберем к этим словам, такие слова, чтобы они были во множественном числе.

- Произнесите их четко по слогам. (ма-ши-ны; кор-зи-ны;иг-ры )

- Как вы думаете, что у них общего? (На конце слов один и тот же звук [ы])

- Сейчас закройте Азбуку, положите её на край стола. Откройте прописи на страничке 10, положите её перед собой.

- Какие буквы нам даны в прописях на этой страничке?

- Посмотрите внимательно на буквы и и ы. Какой элемент у них общий. (Первый элемент). Прямая с закруглением вправо.

-Давайте пропишем первую и вторую строчку. (показ учителем)

- Закройте прописи и уберите их на край парты. Положите перед собой Азбуку. Откройте страничку 35. Рассмотрите рисунки. Вспомнили сказку? Как она называется (Курочка ряба)

-Давайте расскажем эту сказку. Как она начинается? (Жили-были дед и баба. И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, непростое, а золотое. Дед бил- бил не разбил. Баба била- бала не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба. Снесу я вам яичко другое, не золотое, а простое! (Дети говорят по одному предложению)

-Назовите слова, в которых есть звук [ы]. 

Закройте Азбуку и уберите её на край парты, чтобы она вам не мешалась. Откройте прописи на страничке 10 и положите их перед собой. Найдите третью строчку. Какое соединение у гласных букв? (верхнее) Пишу букву и. Веду не отрывая руки до верхней линии и пишу букву ы не отрывая руки. Прописываю 2 раза. Прочитайте первое слово на следующей строке. Разделите его на слоги кук- лы. Прочитайте второй слог (лы). Какой согласный во втором слоге? Какой он твёрдый или мягкий? (твёрдый). Почему? (буква ы обозначает твёрдость предшествующего согласного звука). Как соединяются буква л и ы?  Обведите букву ы.

- Прочитайте следующее слово. (мыши). Разделите его на слоги мы- ши. Прочитайте первый слог (мы). Твердый или мягкий согласный в первом слоге? (твёрдый) Почему?

- Прочитайте второй слог (ши). Какой согласный во втором слоге? Какой он твёрдый или мягкий? (твёрдый). Звук ш – твёрдый, но пишется буква и после согласного в этом слове. Это отступление от правил, надо запомнить. Обведите буквы ы и и.

Работа с учебником.

Называть слова.

Отвечать на вопросы.

Сравнивать слова.

Анализировать.

Делать вывод.

Работать со словами.

Строить речевые высказывания.

Слушать учителя.

Работать в прописях.

Рассказывать сказку.

Определять на слух слова со звуком ы и

называть эти их.

Работа в прописях.

Отвечать на вопросы.

Анализировать.

Обобщать.

Делать выводы.

Прописывать буквы.  

Познавательные высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

3 мин

- Чему вы научились сегодня на уроке?

-Что для вас было самым сложным?

-Как вы понимаете смысл пословицы «Не стыдно не знать, стыдно не учиться?»

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рефлексия

2 мин

- Что вам понравилось?

- Если вы довольны своей работой – поднимите зелёный карандаш.

-Если вы хорошо работали, но умеете лучше работать – жёлтый.

-Если вы недовольны собой – красный.

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

"Не стыдно н знать, стыдно не учиться". Тренажер по русскому языку. 3 класс.

Тренажер предназначен для формирования орфографической зоркости учащихся....

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.  Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...

Конспект урока обучения грамоте: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться. звук [ы], Буква ы» 1 класс УМК "Школа России"

Тема урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться. звук [ы], Буква ы» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о звуке [ы] и букве ы, предста...