Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Федорино горе" "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Половинкина Ирина Николаевна
Открытый урок на школьном конкурсе "Учитель года - 2015"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Школа России»

Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе».

Цель: познакомить детей с новым стихотворением К.И.Чуковского «Федорино горе», продолжить знакомство с творчеством, развивать и обогащать речь учащихся, воспитывать бережное отношение к домашней утвари и чистоплотность.

Задачи образовательные. Закрепить понятие «сказка»; формировать умение анализировать развитие действия; учить устанавливать последовательность действий в произведении.

Задачи развивающие. Развивать способность анализировать текст произведения, сопоставлять иллюстрации с соответствующим отрывком произведения. Стимулировать учащихся к высказываниям, добиваться сопровождения своих действий словесным комментарием.

Задачи воспитательные. Воспитывать культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей. Содействовать воспитанию способности к самоконтролю и самооценке и овладению умением участвовать в коллективной работе.

Познавательные УУД

Ученик будет учиться:

- читать текст, понимать фактическое содержание текста;

- обобщать и классифицировать учебный материал;

- формулировать несложные выводы;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

- ориентироваться в содержании учебника.

 

                                Коммуникативные УУД

Ученик будет учиться:

- строить монологическое высказывание;

- пользоваться речевыми средствами в диалоге с учителем и одноклассниками;

- принимать   мнение и позицию других;

- формировать собственное мнение и позицию, умение приходить к общему мнению;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

Регулятивные УУД

Ученик будет учиться:

- определять цели урока;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

- осуществлять самооценку своей деятельности

Тип урока - комбинированный.

Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, работа в группе, в парах.

Продолжительность урока. 35 минут.

Материально-техническое обеспечение. Презентация

Методическое и дидактическое обеспечение урока: карточки для работы в парах, для групповой работы, «Цветик-семицветик», карандаши, блюдца.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умете. Поприветствуйте наших гостей.  Садитесь за парты.

Цель: настроить на урок.

                     Пусть книги друзьями заходят в дома.

          Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума.

– Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?

   (Ответы детей)        

– Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учитель:   Сейчас мы проведём небольшую викторину. Задавать вопросы нам поможет  цветик-семицветик. Вы должны внимательно слушать и отвечать на них.

 Отрывки из произведений Чуковского. Седьмой отрывок из басни Крылова

1. Сапоги скрипят,

Каблуки стучат,-

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче (Муха-Цокотуха)

Именинница!

2.И прибежала зайчиха

И закричала: "Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай! (Айболит)

3.Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили. (Путаница)

4.У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон. (Телефон)

5.Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист. (Мойдодыр)

6.То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград. (Радость)

7. Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"
(Стрекоза и муравей)

Учитель: Какое стихотворение было лишним? Почему? (Ответы детей. Потому что этот отрывок из басни Крылова, а остальные Чуковского).

Оценка деятельности.

Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на парте. Напишите своё имя. Если вы считаете, что правильно ответили на все вопросы викторины, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?).

III. Определение темы урока.

Цель: продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского.

 

 Учитель:   Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? О каком авторе пойдет речь? (Ответы детей).

СЛАЙД – портрет Чуковского

(Учитель открывает доску. На ней написано Корней Иванович Чуковский. Портрет автора).

Учитель: Верно, сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим знакомство с творчеством К.И. Чуковского и познакомимся с новым произведением этого автора.

– Какие факты из биографии К.И. Чуковского вы помните? (Ответы детей.)

СЛАЙД – посуда

(Учитель открывает другую часть. Под надписью картинки с изображением посуды...)

Учитель: Выскажите своё предположение, о чём пойдёт речь в этом произведении.

Предположение: О посуде.

Учитель: Верно. А кто главный герой этого произведения вы узнаете немного позже.

   Работа в парах.

Учитель: Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план  урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.

План урока

1. Прослушать сказку

2. Поработать над содержанием сказки

3. Поработать над выразительным чтением

4. Оценить свою работу на уроке

(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок  деятельности при помощи карточек с надписями, читают получившийся план).

Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу: если вы не ошиблись, нарисуйте зеленый кружочек, допустили 1-2 ошибки- желтый, Если вы не смогли составить план урока, поставьте красный кружок.

 Учитель: Немного отдохнём.

Физминутка 

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза большие

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

IV. Работа над сказкой. 

– Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной бабушкой, о которой поведал нам К.И.Чуковский. А  как называется это произведение, вы узнаете сами (на доске висят согласные буквы, вам нужно вставить гласные, чтобы узнать  название произведения).

ФДРН ГР

 еоио ое («Федорино горе»).

Целеполагание: Что бы нового вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

(Познакомиться со сказкой, узнать, что произошло с героями произведения, научиться читать сказку выразительно, узнать новые слова)

Учитель: А вам интересно, как возникло это произведение?

- Послушайте. Однажды Корней Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".

VI. Работа  с учебником.

Учитель: Следующий пункт нашего плана: знакомство с новым произведением. Текст вы услышите в аудиозаписи. Но ваша задача не только внимательно слушать, но и внимательно следить по учебнику. Возьмите в руки простой карандаш, чтобы подчеркнуть непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!

Вопросы по тексту:

Учитель: Вы прослушали произведение «Федорино горе».

Первичная проверка понимания. 

– Какое горе произошло у Федоры? (От Федоры сбежала посуда и другие вещи.)

– Почему это произошло? (Посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)

– На какой жанр устного народного творчества похоже это произведение? (На сказку.) Как вы определили? (Коты и посуда человеческим голосом не разговаривают, вещи сами не ходят.)

– Почему автор оживил посуду? (Чтобы проучить Федору; Чтобы она не была больше грязнулей; Так интереснее…)

– Для кого была написана эта сказка? (Для детей и взрослых)

– Для чего она была написана, как вы думаете? (Для всех, кто не любит убираться в квартире, мыть посуду)

V. Словарная работа. Работа в группах

 Цель: развивать и обогащать речь учащихся.

Учитель: - А теперь пришло время вспомнить про непонятные слова и выражения, которые  вам встретились? Каждая группа получает конверты  с заданием – выяснить значение непонятных слов и выражений. Выбрать вариант ответа, соединив стрелочкой.

  • Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.
  • Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
  • Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
  • Ушат - небольшая кадка с ушами.
  • Прусак – рыжий таракан
  • Сито – предмет домашней утвари для просеивания муки

Группа, которая раньше выполнит задание, будет зачитывать ответ, а остальные проверять и показывать какой-то сигнал, что они согласны с ответом. Так эффективнее и быстрее.

Проверка: СЛАЙД С РИСУНКАМИ

Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу: без ошибок-зеленый кружочек, 1-2 ошибки- желтый, 3 и более - красный

VI. Выборочное чтение.

Опыт: А сейчас представьте, что вы что-то рассыпали. Как это происходит, мгновенно или нет? ( падает быстро, а происходит не очень быстро) Высыпаю карандаши.

- Найдите, что в сказке сыплется. (Топоры.)

- Прочитайте теперь, передавая движение голосом.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы. (2-3 ученика)

Опыт: стучу блюдцами. 

- С каким звуком стучат о друг дружку, например, блюдца? (Звонко, как колокольчики.)

- Чуковский этот звук заменил словом, найдите их? Прочитайте, стараясь передать этот звук.

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Дзынь! Дзынь!(2-3 ученика)

- Используя эти два опыта, покажите голосом и интонацией как убегают ножи, кастрюля, чайник.

– Оцените свое чтение. (Все удалось– и т.д.)

V. Закрепление нового материала.

-Сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово». Я начну, а вы продолжите. (можно отвечать хором)

2 вариант – на слайде

1. И сказала скалка:

«Мне… Федору жалко» 

2. И сказала чашка:

«Ах, … она бедняжка»

3. И сказали блюдца:

«Надо бы…вернуться»

4.И сказали утюги:

«Мы… Федоре не враги»

VI. Итог урока.

– С какой сказкой К.И.Чуковского мы познакомились на уроке? («Федорино горе»)

– Вспомните, какие цели ставили перед собой в начале урока? Достигли поставленных целей? (познакомились с новым произведением, научились передавать голосом интонацию, выразительно читать)

- Посмотрите на план урока, составленный вами. Все пункты мы выполнили?

- Посмотрите в свои оценочные листы. Поднимите руку, у кого все зеленые кружочки – поставьте 5, у кого 2 желтых кружочка – 4.

- Что получилось? Какие были трудности? Кому еще надо постараться? Над чем?

VΙ. Дом. задание. Выразительно читать сказку, придумать, как можно заменить слово звуком: как убегали ножи, вилки, чайник, кастрюля, утюг. Можно предложить нарисовать обложку к книге «Федорино горе»

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ

ИМЯ _________________

  1. Викторина

  1. Составление плана урока

  1. Словарная работа

  1. Выразительное чтение

  1. Игра «Вставь слово»

Итог