урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)
урок литературного чтения .Басни Крылова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_uroka_po_lit_chteniyu_3_klass_basni_krylova_.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме
«Басни И.В.Крылова. Ворона и лисица»
Учитель начальных классов Ефимова Т.Н.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И.А.Крылова ; знакомство учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; расширение читательского кругозора детей.
Задачи урока:
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.
-научить находить басню,как жанр литературы по характерным признакам,находить мораль ,понимать её смысл;
-развивать навыки беглого ,выразительного чтения.
Оборудование и материалы:
учебник «Литературное чтение», автор Канакина, 3класс 1 часть;
книги,толковые словари русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля;
заготовленные конверты и лист бумаги; рисунки детей;
листы самопроверки.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учащихся
Учитель: Ребята, закройте глазки и попробуем погрузиться в атмосферу одного литературного жанра, герои которого – животные, они разговаривают, здесь бывает смешно и не очень, этот жанр любят артисты и недолюбливают люди, которые узнают себя в этих произведениях. (открывают глаза)
У.-Обратите внимание на выставку книг и рисунки
Чтение отрывка из басни (Настя). Это басня .Сообщение о жизни и творчестве баснописца .
- Что же такое басня?
- На что похожа басня?
- Кого высмеивает автор в баснях?
- Какие басни вы уже знаете?
- Чем отличается от других жанров? Из чего состоит?
- Что такое мораль?
Задание для творческих групп:
1 и 2 гр. Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль слова МОРАЛЬ
– Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются?
3 и 4 гр. Соотнесите МОРАЛЬ басни с её названием.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Зеркало и Обезьяна.
"Ты все пела? Это дело:
Так поди же попляши!"
Лебедь, Рак и Щука.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Стрекоза и Муравей.
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"
Мартышка и Очки.
Учитель: Как вы думаете, как называется человек, который пишет басни? (Баснописец)
-Какой баснописец известен вам? (И.А.Крылов)
III. Проверка домашнего задания
Чтение басни «Зеркало и обезьяна»
Вывод по басне
IV. Изучение нового
Учитель: Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».
– Что знаете об этих животных?
Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.)
Задание для слабочитающего ученика:
Прочитать слова по слогам ВО-РО-НА, ЛИ-СИ-ЦА. Соотнести слова с иллюстрациями.
-Знакомы ли вам эти слова? Где мы их встречали? (словарные)
Учитель: А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами.
а) Первичное знакомство с басней.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю послушать басню
– Заинтересовала вас басня?
– Какая же история приключилась с Вороной? (Ответы детей.)
Повторное прочтение басни (про себя), отмечая в тексте сложные слова.
Артикуляционная гимнастика
-Прочитайте, называя каждый звук отдельно, затем быстро (вместе, по одному)
ВЗГР-, ЛЬСТ-, ВДР-, -ЛЬСК-
Легко ли вы произносили эти буквосочетания?
-Что вы заметили? (все согласные)
-В каких словах вам встретились эти буквосочетания? (ВЗГРОМОЗДИЛАСЬ, ЛЬСТЕЦ, ВДРУГ, АНГЕЛЬСКИЙ) Слова – на доске с другой стороны
-Читаем хором, чётко проговаривая.
-Какие ещё слова вы отметили как сложные
Словарная работа (слайд 5) (по щелчку мыши появляется значения слов)
Объяснение лексического значения слов.
Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
Гнусный – отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – очаровать, покорить чем – либо.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
-Найдите в тексте многозначное слово (14 строка сверху).
-Найдите в толковых словариках значения этого слова (НОСОК)
Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу: (слайд 6)
глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь;
на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;
вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;
во всё была такова – исчезла, скрылась;
дыханье спёрло – трудно стало дышать;
бог послал – нашёл случайно, без особого труда.
Физкультминутка. «Солнышко лучистое»
б) Отработка чтения басни учащимися
-Читаем по предложениям по указке учителя;
-Прочитайте только восклицательные по интонации предложения. Сколько таких предложений?
-Найдите отрывок, который мог бы прочитать этот человек (на доске эмоции);
-Прочитайте 5 сверху строку как медведь, лягушка, Баба Яга
в) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Учитель: Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?
– Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?
– А что говорила о голосе Вороны Лиса?
– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.
– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?
д) Работа над моралью басни.
Учитель:
– В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она? Прочитайте
– Чем интересна эта мораль?
– Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.)
IV. Проверка и оценивание
Работа в парах
Учитель: Прочитайте басню друг с другом по ролям и оцените свою работу.
Взаимооценка учащимися.
Приём «Перевёрнутые логические цепочки»
Работа в группах
Индивидуальная работа со слабочитющим учеником
Расположите цепочки слов в нужной последовательности:
а) ворона нашла кусочек сыру;
б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал.
Проверка (группы - у доски)
V. Стадия рефлексии:
б) Напишите письмо другу или соседу по парте, которая начиналась бы так… (конверты и лист бумаги лежат заранее на столах учащихся)
– Было интересно …
– Сегодня на уроке я узнал, что …
– Я хотел узнать ещё о баснях …
– Больше всего мне понравилось …
– Новым для меня стало …
На листах самопроверки подчеркните слова, которые соответствуют вашему настроению.
VI. Домашнее задание.
а) выразительное чтение басни ;
б) задание по выбору учащихся:
чтение басни по ролям;
инсценировка басни;
выучить басню наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....