урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ефимова Татьяна Николаевна

урок литературного чтения .Басни Крылова 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме

«Басни И.В.Крылова. Ворона и лисица»

Учитель начальных классов Ефимова Т.Н.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством  И.А.Крылова ; знакомство учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; расширение читательского кругозора детей.

Задачи урока:

- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами

- Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.

- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.

-научить находить басню,как жанр литературы по характерным признакам,находить мораль ,понимать её смысл;

-развивать навыки беглого ,выразительного чтения.

Оборудование  и материалы:

учебник «Литературное чтение», автор Канакина, 3класс 1 часть;

книги,толковые словари русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля;

заготовленные конверты и лист бумаги; рисунки детей;

листы самопроверки.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учащихся

Учитель: Ребята, закройте глазки и попробуем погрузиться в атмосферу одного литературного жанра, герои которого – животные, они разговаривают, здесь бывает смешно и не очень, этот жанр любят артисты и недолюбливают люди, которые узнают себя в этих произведениях. (открывают глаза)

У.-Обратите внимание на выставку книг и рисунки

Чтение отрывка из басни (Настя).  Это басня .Сообщение о жизни и творчестве баснописца .

- Что же такое басня?

- На что похожа басня?

- Кого высмеивает автор в баснях?

- Какие басни вы уже знаете?

- Чем отличается от других жанров? Из чего состоит?

- Что такое мораль?

Задание для творческих групп:

1 и 2 гр. Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль слова МОРАЛЬ

– Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются?

3 и 4 гр. Соотнесите МОРАЛЬ басни с её названием.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Зеркало и Обезьяна.

"Ты все пела? Это дело:

Так поди же попляши!"

Лебедь, Рак и Щука.

Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Стрекоза и Муравей.

"Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"

Мартышка и Очки.

Учитель: Как вы думаете, как называется человек, который пишет басни? (Баснописец)

-Какой баснописец известен вам? (И.А.Крылов)

III. Проверка домашнего задания

Чтение басни «Зеркало и обезьяна»

Вывод по басне

IV. Изучение нового

Учитель: Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».

– Что знаете об этих животных?

Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.)

Задание для слабочитающего ученика:

Прочитать слова по слогам ВО-РО-НА, ЛИ-СИ-ЦА. Соотнести слова с иллюстрациями.

-Знакомы ли вам эти слова? Где мы их встречали? (словарные)

Учитель: А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами.

а) Первичное знакомство с басней.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю послушать басню

– Заинтересовала вас басня?

– Какая же история приключилась с Вороной? (Ответы детей.)

Повторное прочтение басни (про себя), отмечая в тексте сложные слова.

Артикуляционная гимнастика

-Прочитайте, называя каждый звук отдельно, затем быстро (вместе, по одному)

ВЗГР-, ЛЬСТ-, ВДР-, -ЛЬСК-

Легко ли вы произносили эти буквосочетания?

-Что вы заметили? (все согласные)

-В каких словах вам встретились эти буквосочетания? (ВЗГРОМОЗДИЛАСЬ, ЛЬСТЕЦ, ВДРУГ, АНГЕЛЬСКИЙ) Слова – на доске с другой стороны

-Читаем хором, чётко проговаривая.

-Какие ещё слова вы отметили как сложные

Словарная работа (слайд 5) (по щелчку мыши появляется значения слов)

Объяснение лексического значения слов.

Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Гнусный – отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

-Найдите в тексте многозначное слово (14 строка сверху).

-Найдите в толковых словариках значения этого слова (НОСОК)

Задание: замените следующие словосочетания из басни  подходящими по смыслу: (слайд 6)

глаз не сводит  – смотрит пристально, не отрываясь;

на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;

вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;

во всё была такова – исчезла, скрылась;

дыханье спёрло – трудно стало дышать;

бог послал – нашёл случайно, без особого труда.

Физкультминутка.   «Солнышко лучистое»

б) Отработка чтения басни  учащимися

-Читаем по предложениям по указке учителя;

-Прочитайте только восклицательные по интонации предложения. Сколько таких предложений?

-Найдите отрывок, который мог бы прочитать этот человек (на доске эмоции);

-Прочитайте 5 сверху строку как медведь, лягушка, Баба Яга

в) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Учитель: Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

– Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?

– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?

– А что говорила о голосе Вороны Лиса?

– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.

– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?

– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

д) Работа над моралью басни.

Учитель:

– В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она? Прочитайте

– Чем интересна эта мораль?

– Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.)

IV. Проверка и оценивание

Работа в парах

Учитель: Прочитайте басню друг с другом по ролям и оцените свою работу.

Взаимооценка  учащимися.

Приём «Перевёрнутые логические цепочки»

Работа в группах

Индивидуальная работа со слабочитющим  учеником

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;

б) лиса близёхонько бежала;

в) ворона каркнула;

г) лисица говорит сладкие слова вороне;

д) плутовка подходит на цыпочках;

ж) лисица схватила сыр и убежала;

к) сыр выпал.

Проверка (группы - у доски)

V. Стадия рефлексии:

б) Напишите письмо другу или соседу по парте, которая начиналась бы так… (конверты и лист бумаги  лежат заранее на столах учащихся)

– Было интересно …

– Сегодня на уроке я узнал, что …

– Я хотел узнать ещё о баснях …

– Больше всего мне понравилось …

– Новым для меня стало …

На листах самопроверки подчеркните слова, которые  соответствуют вашему настроению.  

VI. Домашнее задание.

а) выразительное чтение басни ;

б) задание по выбору учащихся:

чтение басни по ролям;

инсценировка басни;

выучить басню наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...