Там где правда, там и счастье
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: «Там где правда, там и счастье»
Тип урока: Объяснение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся корейской сказкой «Честный мальчик»; способствовать развитию умения выразительного чтения; выявить чему учит сказка; обогащать словарный запас детей; воспитывать доброту и честность.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению;
- эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции;
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- извлекают необходимую информацию из художественного текста;
- устанавливают причинно-следственные связи;
- формируют умения определять значение слов и обосновывать свое мнение;
- структурирование знаний, т. е. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия;
Регулятивные УУД:
- высказывают свою версию, определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- понимают выделенные учителем ориентиры действия;
- оценивают выразительность чтения одноклассников;
Коммуникативные УУД:
- формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
- слушают и понимают речь других;
- умеют задавать уточняющие вопросы.
Предметные УУД:
- умение выразительно читать текст;
- обогащают словарный запас.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы: Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В,Бунеева «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс, часть 2, презентация, оценочные листы.
Основные этапы организации учебной деятельности. | Время | Цель этапа | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1.Орг. момент. | 1-2 мин | Мотивация к учебной деятельности | Ф | - Здравствуйте, ребята. -Садитесь, ребята. -Ребята, отгадайте загадку. Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живет, То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратиться, Грусть-тоска ее боится. -Молодцы! Давайте, улыбнёмся друг другу и начнём наш урок. | -Здравствуйте! Сели. -Улыбка. Улыбаются. | Коммуникативные: -слушают и понимают речь других; Личностные:выражают свои эмоции; |
2.Актуализация знаний. | 6 мин | Формирование умения определять тему, формулировать цели урока. | И, Ф | - Произведения, какого жанра на последних уроках вы изучали? - Кто является автором этих сказок? - Что объединяет все эти сказки? Чему они учат? – Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях? – Что можно узнать из сказок о жизни разных народов? – Молодцы. | - На последних сказках мы изучали сказки. - Сказки написаны разным народом. - Сказки учат мудрости. - Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. - Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные ценности. | Коммуникативные: развивать умение слушать и вступать в диалог; |
3. Определение темы и целеполагание а) Первичный синтез | 21 мин | Способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации; создать условия для совершенствования навыков чтения, умения беседовать по содержанию прочитанного. | Ф, И. | - Сегодня мы продолжим знакомство со сказками. Мы с вами познакомимся с корейской сказкой «Честный мальчик». (1 слайд) - Тема нашего сегодняшнего урока - где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»). Как вы думаете, ребята, какие задачи стоят сегодня перед нами? - Хорошо. Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Честный мальчик»; будем учиться выразительно читать, обогатим наш словарный запас; воспитаем в себе доброту и милосердие; выявим чему учит сказка. Я думаю что пословица поможет понять смысл сказки. Как вы понимаете смысл данной пословыцы? (2 слайд) - Откройте учебник на странице 28. -О чем можно узнать из заголовка? Какие герои вам встретятся? -Кто изображен на иллюстрации? - Что значит, быть честным? - Кто автор данной сказки? - А кто из вас знает, как называется страна, в которой живёт - корейский народ? - Верно, страна называется Корея, а корейцы - очень трудолюбивый народ. - Рассмотрите иллюстрацию. (3 слайд) - Как выглядят герои сказки? -Где происходит действие? -Что необычного видите на иллюстрации? – Можно ли предположить, какие отношения, добрые или злые, враждебные между стариком и мальчиком? - Сегодня на уроке мы попробуем сравнить с вами русские народные сказки с корейской народной сказкой. - Что такое сказка? - Назовите признаки сказки. - Какие зачины русских сказок вы знаете? - Найдите зачин в корейской сказке, прочитайте. - Что общее есть в этом зачине с зачином русских сказок? - Чем отличается? - Что это значит? - Послушайте начало сказки и представьте то, что услышите. - По настроению какую картинку увидели? - Что значит «на чужих работала»? - Легко ли жилось мальчику? Как автор описывает жизнь мальчика? - Начнем читать. Физкультминутка. Вновь у нас физкультминутка . - Продолжим работать. | - Корейская сказка «Честный мальчик» - Познакомиться со сказкой «Честный мальчик»; научиться выразительно читать; узнать чему учит сказка. - Главный герой мальчик и он честный. - Быть искренним, прямым, правдивым. - Корейский народ. - Корея. - Мальчик в длинной рубахе с поясом, в коротких штанах, старик в дорогом халате, на голове необычная шляпа, у старика длинная борода. - Действие происходит в лесу, на берегу озера или возле реки. -У старика борода, как волны, он похож на волшебника, в руках у него топор, необычная природа, цветущее дерево. - Отношения между стариком и мальчиком добрые, добрый взгляд, улыбка старика, старик обнял мальчика. -Сказка – это жанр литературного произведения и имеет признаки. -Зачин, волшебные события, троекратный повтор, добрый конец. - Жили- были … В некотором царстве, в некотором государстве… За тридевять земель, в тридесятом государстве… За горами, за долами, за высокими лесами… -Давным -давно жил в горном селении мальчик. - Слова «давным-давно». - Горное селение. -Это село на горном склоне. -Грустную, печальную. - Описание осенней природы, говорит о том, как мальчику нелегко: «…и листья опали, и холодный ветер зверюшек загнал в норки, а мальчику приходиться идти в холод рубить дрова». - «Отец умер, мать на чужих работала…» Повторяют движения за учителем. | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Предметные: умение выразительно читать текст; обогащают словарный запас; Личностные: эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоци |
а) Вторичный синтез | 6 мин | Опрос детей по сказке. Умение беседовать по содержанию. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. | Ф, И. | - Какие чувства остались у вас после чтения? Было ли жалко кого-нибудь? - Почему? - Чем закончилась сказка? - Что больше всего запомнилось? - Кто герои сказки? - За что старик наградил мальчика? - Какие признаки сказки вы увидели в этом произведении? - К какой группе сказок её можно отнести? - Так чем отличаются русские народные от корейской сказки? Мы убедились, что русские народные сказки похожи на корейскую сказку. - Ребята, перед вами план, вы должны восстановить порядок. (4 слайд) Давайте вместе прочитаем сказку, разделим её на смысловые части. - Почему мальчику пришлось идти за дровами? - Как можно озаглавить первую часть? - Продолжаем читать. – Что случилось с мальчиком? – Как отнесся к этому мальчик? - Как это «топор дороже золота»? - Почему? – Можно ли случившееся назвать «бедой»? – Как бы вы озаглавили эту часть? – Читаем дальше. – Что произошло? – Кто же этот старичок? – Как отнесся старичок к беде мальчика? Прочитайте. – Как озаглавим эту часть?
– Продолжим чтение. - Как старичок отнёсся к тому, что мальчик не взял ни золотой топор, ни серебряный? Найдите в тексте ответ. - Почему старичок ухмыльнулся? – Как старичок выполнил обещание? - Почему старичок предлагал мальчику не его топор, а очень дорогие? – Подберите название к 4 части. – Давайте прочитаем сказку до конца. – Как понимаете выражение «Не позарился на серебро, да золото»? - Зачем старичок отдал все три топора мальчику? Почему? - Найдите слова, которые доказывают, что мальчик был не только честный, но и вежливый, добрый. - Найдите концовку в корейской сказке? - Что значит – не знали нужды? - Как озаглавим 5 часть? 1. История мальчика. 2. С мальчиком случилась беда. 3. Встреча мальчика со стариком. 4. Три топора. 5. Награда за честность. Работа с планом. - Прочитайте наш план и скажите, для чего мы его составляли? | Высказывания детей. - Старик и мальчик. - За честность. - Зачин, волшебные события, троекратный повтор, добрый конец. - Волшебная. Дети читают первую часть сказки до слов «Мальчик взял свой топор и отправился за дровами». - «Отец умер, а мать с утра до ночи работала, и мальчик помогал матери зарабатывать деньги». - История мальчика. Дети читают вторую часть сказки до слов «Чем он теперь дрова рубить будет?» Он уронил топор в воду. - Он заплакал и подумал: «Чем он теперь дрова рубить будет?» Он был ему слишком дорог. - Может он ему от отца достался и это был единственный топор, которым он мог рубить дрова. - «С мальчиком случилась беда». Дети читают 3 часть до слов: «Сказал он так и под водой скрылся». - Появился старичок. - Он волшебник. - А старичок и говорит: «Не горюй мальчик, найду твой топор». - «Встреча мальчика со стариком». Дети читают 3 часть сказки до слов: «– Вот мой топор, дедушка, – говорит» - Он «усмехнулся в седую бороду». Был удивлён поступком мальчика. Ему понравилось, что мальчик не взял чужой топор. - Он нашел топор мальчика. - Проверял мальчика – возьмёт ли он чужое? Хотел проверить возьмет мальчик золотой топор и серебряный топор или нет? - «Три топора». - Не хотел взять чужого. - Он наградил мальчика за его честность, добросовестность, трудолюбие, почтительность. - «Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошёл». - «И с тех пор не знали они с матерью нужды и горя». - Не знали бедности, нищеты, недостатка, скудости. - «Награда за честность». Ученики читают план вслух. - Чтобы лучше понимать текст. Пересказывают сказку. | Коммуникативные: развивать умение слушать и вступать в диалог; формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; |
6.Итог урока. Рефлексия | 4 мин | Оценивание активности учеников на всех этапах урока, анализ результатов. | И, Ф. | - Прочитайте ещё раз пословицу- эпиграф к нашему уроку. (5 слайд) - Подходят ли она к сказке? Можем ли мы утверждать, что «где правда, там и счастье?» Почему?
- Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям? - Чему учит сказка? - Если бы вы были на месте мальчика, как бы вы поступили? – Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту? - Ежедневно случаются с нами ситуации, в которых проверяется наша честность. Ответьте на вопрос учебника на стр. 30: «Чем схожи сказка В.Одоевского «Мороз Иванович» и сказ П.Бажова «Серебряное Копытце» с корейской сказкой «Честный мальчик»? - У мальчика в этой сказке главная черта – честность. У каждого из вас есть тоже главная положительная черта характера, которая помогает вам поступать всегда правильно, значит мудро. - Кто озвучит тему нашего урока? - Какие учебные задачи были поставлены нами в начале урока? (7 слайд) Оценка своей работы на уроке. - У вас на партах лежат оценочные листы, ответьте на впросы. - Теперь давайте вместе проверим вашу работу. - Сегодня на уроке вы очень хорошо работали. - Домашнее задание: перечитать сказку стр. 28-30. - Урок окончен. Спасибо за урок. До свидания. | Ответы детей. - «С тех пор не знали они с матерью нужды и горя, т.е. жили в достатке и радости, были счастливы, честность мальчика принесла счастье в семью». - Быть честным, добрым, вежливым, трудолюбивым. Высказывают свое мнение. Ответы детей. -Да. -В этих сказках схожи герои: дедушка и девочка, старичок и мальчик, есть зачин, добрая концовка, есть троекратный повтор; герои за добрые поступки получают награду. Содержание этих сказок похоже, есть главная мысль. Честные и хорошие поступки всегда вознаграждаются. В сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница была вознаграждена сундуком с драгоценностями за честную работу, трудолюбие, вежливость. В сказе П.Бажова «Серебряное копытце» девочку Дарёнку наградили драгоценными камнями за доброту и заботу. В корейской сказке «Честный мальчик» герой получил награду за честность, воспитанность, почтительность к старшим, трудолюбие. - Корейская сказка «Честный мальчик» - Познакомиться со сказкой «Честный мальчик»; научиться выразительно читать; узнать чему учит сказка. - До свидания. | Познавательные: структурирование знаний, т. е. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия. |
Оценочный лист 1. Кто автор сказки?_________________________________________ 2. Чему учит сказка? _____________________________________________________________ 3. Какими были мальчик и старичок?_____________________________ _____________________________________________________________ 4. Какие топоры старик подарил мальчику?______________________ _____________________________________________________________ | Оценочный лист 1. Кто автор сказки?_________________________________________ 2. Чему учит сказка? _____________________________________________________________ 3. Какими были мальчик и старичок?_____________________________ ____________________________________________________________ 4. Какие топоры старик подарил мальчику?_____________________ ____________________________________________________________ |
Оценочный лист 1. Кто автор сказки?__________________________________________ 2. Чему учит сказка? _____________________________________________________________ 3. Какими были мальчик и старичок?_____________________________ ____________________________________________________________ 4. Какие топоры старик подарил мальчику?_____________________ ____________________________________________________________ | Оценочный лист 1. Кто автор сказки?_________________________________________ 2. Чему учит сказка? _____________________________________________________________ 3. Какими были мальчик и старичок?_____________________________ ____________________________________________________________ 4. Какие топоры старик подарил мальчику?_____________________ ____________________________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»).
Автор представил технологическую карту уроку и презентацию урока литературного чтения во 2 классе по теме "Где правда, там и счастье (корейская сказка Честный мальчик)" ОС Школа 2100...
Литературное чтение. 2 класс. Школа2100 Тема раздела: «Сказка мудростью богата». Тема урока: Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»).
Литературное чтение. 2 класс. Школа2100Тема раздела: «Сказка мудростью богата»....
2 КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ ТЕМА: ПТИЦА СЧАСТЬЯ. РАБОТА С БУМАГОЙ. СКЛАДЫВАНИЕ. ОРИГАМИ «ПТИЦА СЧАСТЬЯ»
2 класс Технология Тема: Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.Оригами «Птица счастья»...
. ПТИЦА СЧАСТЬЯ. РАБОТА С БУМАГОЙ. СКЛАДЫВАНИЕ. ОРИГАМИ «ПТИЦА СЧАСТЬЯ»
Технологическая карта.Технология. 2 класс. УМК "Перспектива" Н.И.Роговцева. Издательство "Учитель"...
Где правда, там и счастье(корейская сказка "Честный мальчик")
Презентация к уроку...
Технологическая карта по технологии на тему: "Птица счастья. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья»" 2 класс
Тема: Птица счастья. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья»Цели деятельности учителя: освоение техники оригамиПланируемые результаты: Предметные:- Знать способы раб...
Открытый урок по литературному чтению 2 класс " Где правда,там и счастье"
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по теме:корейская сказка "Честный мальчик". Название урока: ""Где правда,там и счастье",с использованием презентац...