Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс. К. Паустовский Теплый хлеб
методическая разработка по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №123 городского округа Самара
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
К. Паустовский «Теплый хлеб»
Учитель
Краснова Мария Иосифовна
Самара 2018
Предмет, класс, автор учебника, дата урока | Литературное чтение, 4 класс, О. В. Малаховская «Литературное чтение» Хрестоматия, Москва «Академкнига/учебник», 2016г., 13 марта 2018г. | |
Тема урока | К. Паустовский «Теплый хлеб» | |
Дидактическая цель | Формировать культурную идентичность обучающегося как гражданина России | |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний | |
Задачи урока | Предметно-информационная (образовательная):
Деятельностно-коммуникативная (развивающая):
Ценностно-ориентационная (воспитательная):
| |
Методы обучения | Частично-поисковый, проблемно-диалогический | |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, групповая | |
Средства обучения | Учебник (хрестоматия), книги К. Паустовского, рисунки детей, рисунки В. Серова, лупы, словари, карточки с заданиями | |
Планируемые результаты | Предметные: подвести обучающихся к пониманию важности чтения Метапредметные: Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему урока вместе с учителем; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности Целеполагание Актуализация субъектного опыта обучающихся Проверка домашнего задания Работа над текстом, проблемой, проблемным вопросом Первичное закрепление Динамическая пауза Работа с текстом Работа с иллюстрациями Работа с рисунками В.Серова Домашнее задание Рефлексия деятельности | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя на урок. Эпиграф урока «Все хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной» К. Паустовский Послушайте слова Константина Георгиевича Паустовского о чтении. «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги» -Что значит уметь читать? Для каждого ли книга может стать другом? Озвучивает тему и цель урока. Сегодня заканчиваем работу над произведением К. Паустовского «Теплый хлеб» и уделим внимание более глубокому пониманию прочитанного текста. Предлагает разгадать кроссворд, чтобы проверить внимательно ли обучающиеся читали произведение. Передайте краткое содержание текста. Найти доказательства, что в произведении есть реальные и сказочные моменты Паустовский не выдумывает сказочных персонажей, он превращает в сказочных существ самых обыкновенных зверей и птиц, явления природы Какова основная мысль произведения? О чем еще говорится в этом произведении? Поработаем над этими вопросами. Делит детей на группы. Напоминает правила работы в группе Оказывает индивидуальную помощь Была война, прошла война На поле боя тишина. Но по Земле, по тишине Плывут легенды о войне. Обобщает ответы детей ( Автор в своем произведении решает множество проблем: войны, голода и хлеба, отношения к хлебу; нравственные проблемы – как менялся Филька-человек, как относятся люди друг к другу и к животным) У каждого человека есть видимая часть-тело и невидимая – душа. Душа – это то, что болит, это наша совесть. Важно и душа, и тело. Давайте проверим, как работает ваше тело. Встаньте прямо. Поднимите голову вверх и делайте наклоны головы к плечам. У всех есть голова на плечах. А теперь выпрямим спину, сведем лопатки вместе и представим, что зажали между лопатками орешек и расколем его. Спины у всех прямые? А теперь повращаем кистями рук, сжимаем и разжимаем пальцы. Тело у всех на месте! Настало время работы ума и души. Дает задание на поиск в тексте особенностей. Константин Георгиевич Паустовский был удивительный человек, он умел видеть красоту в обыденной жизни. Основное содержание его произведений – любовь к Родине, её просторам, её людям. Он мастер художественного слова. Давайте понаблюдаем, какими приемами пользуется автор для создания образов. С.166-168 Выборочное чтение. - найдите эпитеты в тексте; - найдите олицетворения. В этой сказке дан очень важный закон жизни. Какой? Посмотрим на ваши рисунки к произведениям Паустовского. Расшифровываем названия и распределяем иллюстрации. СОН ЙИЧУСРАБ ЫПАЛ ИЬЧЯАЗ ЙЕБОРОВ ЙЫННАПЁРТСАР ОКЧЕЛОК ЕОНЬЛАТС БЕЛХ ЙЫЛПЁТ Предлагает рассмотреть рисунки, сделанные углем. Портрет девушки с собачкой (с.174). Как вы думаете, Елизавета чаще бывает серьезной и задумчивой или веселой и жизнерадостной? Какой ее проще представить: за книгой или в движении? А что вы скажете о собачке у нее на руках? Собачка шустрая и любопытная или пугливая и нежная? Она пытается спрятаться или рассматривает все вокруг? Удобно ли ей на руках у девушки? Портрет девушки с кроликом на руках (с.175). Какое ваше первое впечатление от Клеопатры? Она обычно спокойна и задумчива или весела и беззаботна? Она любит животных, умеет с ними общаться? Как она держит кролика: осторожно и нежно или решительно и уверенно? Рассмотрите кролика. Случайно ли автор изобразил именно Елизавету с собачкой, а Клеопатру с кроликом? Как это помогает передать характер девушек? Из чего видно, что обе девушки с любовью и заботой относятся к своим питомцам? Почему эти работы помещены именно в эту главу хрестоматии? Дает комментарий к домашнему заданию. Придумать историю о том, как человек осознал свою ответственность за другого человека. Возможно, вы слышали о такой истории или видели, а может быть, что-то подобное произошло с вами. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Расскажу дома, что… «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги» К. Паустовский | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, размышляют над высказыванием. Разгадывают кроссворд, записывают в него нужные слова, орфографически проговаривая их. Действие происходит во время ВОВ в русской деревне Бережки. Мальчик Филька обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку, и добрые люди помогают ему ее исправить. Приводят доказательства с опорой на произведение, делают вывод о жанре произведения (рассказ-сказка) Формулируют основную мысль (Произведение о труде и взаимовыручке) Война, голод, отношение людей к хлебу, Филька и его спасение. 1 группа Находит в тексте и читает те места, где говорится, что действия происходят во время ВОВ, объясняет лексическое значение слов: кавалерист, вороной конь, удила. Используют в работе толковый словарь. 2 группа Объясняет, почему произведение названо «Теплый хлеб». Работают со словарями. 3 группа Расскажет, как изменился Филька к концу рассказа, и какие черты его характера вы хотели бы перенять 4 группа Выписывает предложения, в которых Филька произносит свою любимую фразу, проследить, как меняется интонация 5 группа Находит в тексте описания, как меняется погода на протяжении всего рассказа. Работают в группах Выступление групп Рассказ о блокадном Ленинграде (показывает кусочки хлеба 125г, 250г, 20г) Находят в тексте средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения Нельзя делать зло! Любая жестокость отдельного человека может привести к серьезной катастрофе для всех! Расшифровывают названия, соотносят рисунки с произведениями. Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)....
Методическая разработка урока по литературному чтению по произведению Паустовского "Теплый хлеб".
Тема:Слушание и работа с книгами К.Г.Паустовского. Дополнительное чтение «Теплый хлеб» Тип урока:Урок изучения нового материала...
Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ
Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...
Технологическая карта урока литературного чтения «К.Г.Паустовский «Барсучий нос»» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока: «К.Г.Паустовский «Барсучий нос»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произве...
Технологическая карта урока литературного чтения " К.Г. Паустовский "Растрепанный воробей"" ( 3 класс) , УМК "Школа России"
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения рассказа К.Г. Паустовского « Растрепанный воробей».Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с произведением К...
Технологическая карта урока литературного чтения " К. Г. Паустовский "Растрепанный воробей"" 3 класс
Цель урока: формирование читательской компетенции: составление характеристики героев; совершенствование навыков осмысленного выразительного чтения.Задачи урокаДидактические:Знать жанровые особенности ...