Технологическая карта урока литературного чтения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Наринская Евгения Александровна

Технологическая карта урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_k.g._paustovskiy_korzina_s_elovymi_shishkami.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цель

Продолжить работу с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Задачи

  1. Формировать литературоведческие представления, обеспечивающие детям полноценное восприятие произведения, помочь постичь идею произведения через его форму, проникнуть в настроение произведения.
  2. Развивать устную речь учащихся, учить умению высказывать свои мысли, разрешать проблемные ситуации.
  3. Дать почувствовать детям необыкновенную силу слова, развивать эмоциональный мир детей, учить читателей постигать внутреннее состояние человека через его внешнее проявление.

Оборудование

интерактивная доска, АРМ учителя, рисунки детей по рассказам К.Г. Паустовского, нетбуки, карточки с заданиями

Формируемые УУД

Личностные: 

  • принимать образ хорошего ученика;
  • следовать моральным нормам и этическим требованиям;
  • уметь сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные:

  • выполнять учебные действия в устной форме;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной  задачей.

Познавательные: 

  • прогнозировать, предполагать, устанавливать взаимосвязи;
  • выделять существенную информацию;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, поиск и выделение необходимой информации. 

Коммуникативные: 

  • сотрудничать с  одноклассниками;
  • строить монологическое высказывание;
  • формулировать собственное мнение и позицию, выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью. 

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Регулятивные

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Личностные

  1. Организа-ционный момент.

- Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки.

Приветствуют учителя.

Принимать образ

 хорошего ученика.

  1. Создание проблемной ситуации.

- Наш урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами. Внимательно послушайте  их.

«…Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей,

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь все отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию во власть,

Теплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть».

- Автор этих строк дает совет всем людям о том, как правильно пройти свой жизненный путь. Каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожил свою жизнь известный талантливый писатель, которому будет посвящен этот урок литературного чтения. О ком будет идти речь, вы узнаете, выполнив задание на нетбуке.

- Соотнесите имена известных писателей с названиями произведений, авторами которых они являются.

- Имя какого писателя у вас осталось? (К.Г. Паустовский)

Слушают стихотворение.

Выполняют задание на нетбуках.

К.Г. Паустовс-кий

Выполнение учебных действий в устной форме.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, поиск и выделение необходимой информации. 

Выделять существенную информацию. 

Принимать образ хорошего ученика

  1. Актуализация знаний

- Сегодня мы пролистаем некоторые страницы альбома творческой  жизни К.Г. Паустовского.

Слайд 1. Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве. Его отец служил в управлении железных дорог. С самого детства он приохотил маленького сына к «путешествиям» по карте. Когда, К.Г. Паустовский вырос, он смог воплотить детские мечты: много путешествовал, объездил всю страну. Последние годы жизни писатель провёл в Тарусе, маленьком городке на берегу Оки, в скромном одноэтажном доме над обрывом.

Слайд 2. Мы можем совершить заочную экскурсию по уютному дому К.Г. Паустовского, в стенах которого появились на свет многие известные рассказы писателя. Свой первый рассказ К.Г. Паустовский опубликовал будучи еще гимназистом, но к литературе вернулся лишь через 10 лет. За это время он сменил не одну профессию, разъезжая по стране. 

Слайд 3. К.Г. Паустовский умел находить красоту в самой обычной жизни. Его всегда интересовали люди творческого труда. Он создал произведения, посвященные художникам, поэтам, композиторам.

- Какие произведения этого автора вы знаете? Назовите их.

Слайд 4. На этом слайде представлены лишь немногие из книг К.Г. Паустовского.

- Многие из вас сделали рисунки к рассказам писателя.

- Можно ли сказать, что К. Г. Паустовский писал только о природе? (К. Паустовский мечтал собрать книгу биографий знаменитых людей).

Слайд 5. - Да, вы совершенно правы, и доказательством этому служит рассказ К.Г. Паустовского, с которым вы познакомились дома.

- Как называется этот рассказ?

Просмотр презентации.

Отвечают на вопросы учителя.

Просмотр выставки рисунков.

«Корзина с еловыми шишками»

Выполнение учебных действий в устной форме.

Выделять существенную информацию.

Формулировать собственное мнение и позицию, выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью

  1. Словарная разминка

- Открываем учебник на с. 5. Прежде чем начнем чтение текста, выполним словарную разминку.

Раз-рас-та-ет-ся

Вы-ва-ли-ва-лись

Во-сем-над-цать

Че-ло-ве-чес-ко-го

Глу-бо-чай-шей

Бла-гос-ло-вен-но

Сим-фо-ни-чес-ку-ю

Читают слова про себя, шепотом, по слогам и целиком.

Выполнение учебных действий в устной форме.

Сотрудничать с одноклассни-ками.

  1. Вторичное чтение текста.

- Где разворачиваются события рассказа? Слайд 6.

- Найдите в тексте описание природы этого края.

- Назовите главных героев рассказа? Слайд 7.

- Прочитайте отрывок, в котором описывается момент их встречи? (Чтение по ролям)

- Почему Э. Григ относится к девочке с пониманием и любовью?

- Что он обещает девочке?

- Почему подарок Дагни сможет получить только через 10 лет?

- А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила  совсем   недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э. Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К. Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.

- Найдите в тексте строки, в которых описано место, где жил и творил композитор (Выборочное чтение).

- Почему в комнате не было ничего, кроме дивана?

- Почему был оставлен диван?

 - Что являлось предметом роскоши в комнате?

- Посмотрите, как мастерски передаёт автор звучание рояля великого композитора. Зачитайте строки, описывающие звучание.

- Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык, писал К. Паустовский.

-  Действительно, музыка, созданная Э. Григом прекрасна! Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека. Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами.

Отвечают на вопрос учителя.

Ищут информацию в учебнике.

Ответы детей.

Ответы детей.

Прогнозировать, предполагать.

Выделять существенную информацию.

Прогнозировать, предполагать.

Строить монологическое высказывание.

Получать нужную информацию.

Получать нужную информацию.

Уметь сопереживать чувствам других людей

  1. Физкульт-минутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Выполняют движения.

Сотрудничать с одноклассниками.

Установка на

здоровый образ

жизни.

  1. Вторичное чтение текста.

- А что представлял Э. Григ, когда писал музыку для Дагни? (выборочное чтение)

- Какой литературный приём использует автор?

- Что помогло Григу написать музыку?

- Каким слушателям Григ отдавал предпочтение? Почему? Прочитайте эти строки.

Ответы детей.

Сравнение.  Он сравнивает Дагни с солнцем Ответы детей.

Выделять существенную информацию.

Выполнение учебных действий в устной форме.

Прогнозировать, предполагать.

Строят рассуждение.

Строить монологическое высказывание.

Следовать моральным нормам и этическим требованиям.

  1. Первичная проверка понимания.

- А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд.

- На партах лежат карточки с заданиями.

1.Составить рассказ «Что произошло с Дагни?»

  1. Какая стала Дагни? Опишите её.
  2. Куда любила ходить Дагни?
  3. Какие эмоции вызывало у неё посещение театра?

2. Составить рассказ «Как Дагни слушала музыку?» 

  1. Какие эмоции вызвала у Дагни музыка?
  2. Что представляла Дагни, слушая музыку?
  3. Как она слушала музыку?

3. Составить рассказ «Как звучала музыка?» 

  1. Как звучала музыка?
  2. Какие слова использует автор для описания музыки?

 - Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет её человеческими качествами. Паустовского можно по праву назвать мастером олицетворений!

- Понравился ли ей подарок?

- Хотели бы вы получить такой подарок?

Выполняют задание.

Ответы детей.

Выбирать действия в соответствии с поставленной  задачей.

Прогнозировать, предполагать.

Строят рассуждение.

Уметь сопереживать чувствам других людей

  1. Первичное закрепление

- А теперь давайте вспомним содержание рассказа.

  1. Где проводил осень Э. Григ? Кем была Дагни Педерсон?
  2. Как Григ объяснил девочке, почему он сможет подарить ей подарок только через 10 лет?
  3. Какой подарок решил сделать Григ девочке?
  4. Какое платье надела Дагни в театр?
  5. Какую музыку слушала Дагни впервые в жизни?
  6. Какие слова услышала девушка со сцены?

- Посмотрите на иллюстрации к рассказу. Подумайте и попробуйте расположить картинки в том порядке, в котором события развивались в тексте.

Ответы детей.

Выполняют задание на доске.

Выполнять учебные действия в громкоречевой  и умственной формах

Прогнозировать, предполагать.

Строить монологическое высказывание.

Следовать моральным нормам и этическим требованиям.

  1. Рефлексия.

 Слайд 8. «Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря…»

- Прочитайте слова.

- Кого мы называем волшебниками? Почему?

- Кого из рассказа «Корзина с еловыми шишками» можно назвать волшебниками?

- Второй волшебник – это К. Г. Паустовский, которому мы должны быть благодарны за то, что он так мастерски сумел описать звучание музыки и рассказать нам о композиторе из Норвегии.

- Произведения этих двух мастеров бессмертны. Обычно людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте и мы поаплодируем этим двум великим мастерам.

- А какое настроение вызвали у вас эти два великих произведения: Музыка Э. Грига и рассказ К. Паустовского?

- Поаплодируйте, если вам понравился рассказ.

Отвечают на вопросы.

Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах.

Строить монологическое высказывание.

Следовать моральным нормам и этическим требованиям

  1.  Домашнее задание

Стр. 5-8

(читать, пересказывать)

Записывают домашнее задание.

Принимать образ

 хорошего ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

        Среди произведений  литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...

урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе Школа России К.Г. Паустовский "Корзина с еловими шишкми." Представлены коспект урока, презентация, тест для проверни домашнего задания...

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели урока:          обучающая:·          обучать образному восприятию музыки в тексте писателя, умению подчин...

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

·   Цели урока:        Познакомить с произведением,·       Работать над развитием речи.·       Развивать умение пер...

Презентация к уроку литературного чтения "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Данная презентация содержит материалы к основным моментам урока...

Конспект урока литературного чтения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками»....