Технологическая карта урока литературного чтения " К. Г. Паустовский "Растрепанный воробей"" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции: составление характеристики героев; совершенствование навыков осмысленного выразительного чтения.
Задачи урока
Дидактические:
- Знать жанровые особенности сказки как литературного произведения.
- Сформирование собственного суждения и высказывания по содержанию сказки.
- Уметь составлять план произведения.
Развивающие:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету, выразительному чтению, способствовать воспитанию нравственных качеств личности через умение проводить самооценку поступков героев и применять их в жизненных ситуациях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Дата: 25.01.22 Студент: Вильданова Азалия Школа: №148 Группа: 36 Класс:3-з Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна Урок: литературное чтение Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна Время: 11:30-12:10 Кабинет: 112
Тема урока «К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции: составление характеристики героев; совершенствование навыков осмысленного выразительного чтения.
Задачи урока
Дидактические:
- Знать жанровые особенности сказки как литературного произведения.
- Сформирование собственного суждения и высказывания по содержанию сказки.
- Уметь составлять план произведения.
Развивающие:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету, выразительному чтению, способствовать воспитанию нравственных качеств личности через умение проводить самооценку поступков героев и применять их в жизненных ситуациях.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формы организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г) | Диагностические средства, интерактивное оборудование | |||
Самоопределение к деятельности (1-2мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Словесный: беседа | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Азалия Айдаровна. Сегодня урок проведу у вас я, и чтобы он прошел у нас хорошо повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок. На уроке мы познакомимся с творчеством Константина Георгиевича Паустовского и с одним его произведением. Давайте послушаем о нём. К.Г Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательство. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Любимый жанр К. Г. Паустовского – короткий рассказ. Во всех его произведениях – любовь к родной земле, людям, живущим на ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны произведения «Тёплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко». - Что интересного вы запомнили из биографии писателя? Какие качества были развиты в нём? | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. -Отвечают на вопросы. Трудолюбие, любознательность, любовь к своей Родине. | И П Г | Слайд 1-3 | |||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
| |||||||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный:беседа | Сегодня мы познакомимся с его замечательным произведением. А как оно называется, вы узнаете, отгадав ребус. -Что вы можете рассказать о воробьях? -Давайте прочитаем интересные факты про воробьев Откройте учебник на страннице 12, прочитайте название. Как вы думаете, почему «растрепанный»? | -Воробей -ответы детей -ответы детей | Г | Слайд 3-6 | |||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметные: проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания • Метапредметные: осмысливать и сопоставлять различные точки зрения; • Личностные: ориентироваться в своей системе знаний | |||||||||
Постановка учебной задачи(4-5мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа | Итак, произведение называется «Растрёпанный воробей». Как вы думаете, о чём это произведение? На какие мысли оно наводит? -Давайте определим цель нашего урока и составим план. -1. Ознакомиться с биографией К. Г Паустовского. 2. Прочитать произведение. 3.Составить диафильм 4. Провести самостоятельную работу по произведению. | - Он – герой, спасший ситуацию - Познакомиться с биографией К. Г. Паустовского и с его произведением «Растрёпанный воробей». | Слайд 7 | ||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметные: проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания; • Метапредметные: принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана • Личностные: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; высказывать свое мнение (точку зрения) | |||||||||
«Открытие» детьми нового знания(7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа, чтение | -При чтении произведения вам встретятся незнакомые слова. Давайте поясним их значение. Наковальня – это опорный кузнечный инструмент для обработки металлов. Сварливая – склонная к ссорам, постоянно ворчащая, высказывающая недовольство. Торб - мешок с овсом, надеваемый на морду лошади. Капельдинер- рабочий в театре, кинотеатре или концертном зале. -Откройте учебник на странице 12. Давайте рассмотрим иллюстрации к тексту и попробуем предположить, о чём будет это произведение? - Ребята, сейчас мы с вами будем читать текст, и делить его на части – «кадры». Потом каждому кадру дадим название, и у нас получится небольшой диафильм к прочитанному отрывку. -Что такое диафильм? -Диафильм – это плёнка, на которой размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа. Под каждым кадром находится текст. В те времена, когда не было DVD, а мультфильмы можно было смотреть только если их показывали по телевизору. Итак, я включу аудиокнигу, ваша задача внимательно следить по тексту и читать про себя. Вашу внимательность я буду проверять, попросив любого продолжить читать (чтение текста до 15 страницы до предложения «Жила ворона…»). | - Читают значение слов с экрана. -Предположения детей -Предположения детей Читают с экрана определение. -Читают | Г И | Слайд 8-9- | |||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста. • Метапредметные: формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами. • Личностные: самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | |||||||||
Первичное закрепление(4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа | -Теперь мы начнем составлять слайд-фильм и давать названия каждому кадру. С чего начинается рассказ? -Как мы назовем эту часть произведения? - Прочитайте описание кузнеца. -Как зовут девочку и нянюшку? -Как мы назовем эту часть сказки? - Почему эпизод грустный. -Что вы узнали о родителях девочки? Физкультминутка 1.Движение глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 2Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д. Молодцы! Продолжаем. -Как мы назовем эту часть сказки? - С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? Как мы назовем эту часть? -Поняла ли Маша ценность этого букета? -Как мы назовем эту часть сказки? — Перечитайте абзац, начинающийся со слов: «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши…» -Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»? -Прочитайте в сказке это предложение -Кто был у окна? (Это была ворона.) Чего она ждала? (ждала, когда Петровна откроет форточку) -Как мы назовем эту часть сказки? -Зачем ворона ждала, когда Петровна откроет форточку? (Чтобы что-нибудь стащить). -Как мы назовем эту часть сказки? — Как Петровна и Маша реагировали на проказы вороны? (Сетовали, всплескивали руками) -Как мы назовем эту часть сказки? | -Он начинается с описания стенных часов. В чем их особенность - кузнец бил по наковальне столько раз, сколько часов исполнялось. -Старые стенные часы. -Девочку зовут Маша, няню-нянюшка Петровна. -Одни дома. -Они остались дома одни, без мамы. -Мама ее танцевала в Большом театре, сейчас его называют Государственный Академический Большой театр. А папа сейчас в плавании на Камчатке. -Большой театр - Ответы детей -Разговор с букетом -Поняла, что букетик – это воспоминание о папе -Воспоминание о папе -Читают абзац -Автор одушевляет не только Машу, но и достижение цивилизации и явление природы. -Отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег. -Ворона – хитрая. -Ворона – воровка -Разбойница! | Г И | Слайд 10-18 | |||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметные: понимать содержание прочитанного; формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнении о проблеме. • Метапредметные: проявлять интерес к общению на уроке; делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей; • Личностные: эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм | |||||||||
Самостоятельна я работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практическая | -А сейчас я хочу проверить, насколько внимательно вы читали текст и хорошо ли вы помните подробные детали о других героях произведения. Поработаем с тестом. (Индивидуальный тест для каждого ребенка лежит у каждого на парте) 1. Как звали нянюшку Маши? а) Ивановна; б) Степановна; в) Петровна. 2. Мама Маши в театре: а) пела; б) играла; в) танцевала. 3. Мама готовилась танцевать: а) Снегурочку; б) Золушку; в) Красную Шапочку. 4. Маленький букет цветов был сделан из: а) хрусталя; б) тонкого стекла; в) толстого стекла. 5. Папа должен был вернуться: а) весной; б) летом; в) осенью. 6. Ворона сидела на ветке за окном и ждала: а) когда Петровна уйдет; б) когда Петровна уйдет и уведет Машу; в) когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей. | -Выполняют тест | И | ||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметные: • Метапредметные: контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем • Личностные: | |||||||||
Включение в систему знаний, повторение(7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесная: беседа | -Как вы думаете – это сказка или рассказ? Докажите. -Как вы думаете, как будут дальше развиваться события в этом произведении? Поразмышляйте над вопросом в парах. -Понравился ли вам отрывок прочитанного произведения? На следующем уроке вы продолжите чтение этого произведения. | Предположения детей (это сказка, потому что здесь вымышленная история. Воробей не может на самом деле найти и вернуть пропавшую вещь. Это рассказ, так как здесь описываются реальные люди и события, которые могли произойти на самом деле. -Ответы детей | |||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметные: оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других • Метапредметные: формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнении о проблеме. • Личностные: заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами. | |||||||||
Рефлексия деятельности(2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесная: беседа | -У вас на столе лежат круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Кто сегодня хорошо рассуждал, понял рассказ, ему понравилось произведение - поднимает зелёный кружок. Кто немного не понял смысл рассказа, мало рассуждал – жёлтый кружок, кто не понял смысл рассказа, не хотел рассуждать, не понравился рассказ – красный кружок. Кто поднял красный и жёлтый кружок, давайте вместе подумаем, над чем вам нужно ещё поработать, что нужно сделать, чтобы вы добились больших успехов? | -ответы детей | |||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий. • Метапредметные: осмысливать и сопоставлять различные точки зрения. • Личностные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"
Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Ознакомительное чтение" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».Задачи у...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей” (3-й урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Ознакомительное чтение" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».Задачи у...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....