Урок литературного чтения для 4 класса М. Ю. Лермонтов "Парус"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения для 4 класса по теме М. Ю. Лермонтов "Парус" с УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовская область
Ржаксинский район
филиал МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 им. Г. А. Пономарева» в с. Протасово
М. Ю. Лермонтов «Парусник»
урок литературного чтения в 4 классе
учитель начальных классов Юдкина Галина Анатольевна
с. Протасово
2019 год
Цель: познакомить учащихся с краткой биографией поэта М. Ю. Лермонтова: формировать навыки анализа стихотворения; расширять словарный запас.
Задачи:
- Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность;
- Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические значения образов в этом стихотворении;
- Проанализировать «Парус» как творческий манифест поэта;
- Дать понятие художественным приёмам инверсия и антитеза;
- Развитие внимания, художественной речи, воображения, творческих способностей;
- Воспитание любви к природе, гордости интеллигента-борца.
Планируемые результаты:
- Предметные: научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение; получат возможность научиться воспринимать литературу как искусство.
- Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
- Регулятивные: проявляют инициативу при ответе на вопросы; контролируют и оценивают результаты.
- Познавательные: строят устные высказывания с учетом учебной задачи.
- Коммуникативные: участвуют в диалоге при обсуждении произведения.
- Личностные: понимают эстетические ценности стихотворного текста; высказывают собственное суждение.
Ход урока.
Организационный момент.
Речевая разминка.
На доске: Не мил и свет, когда друга нет.
-прочитать медленно
-быстро
-тихо
-громко
-выделяя голосом слова
Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.
- Ребята, наш урок откроем с необычного вопроса: Как вы думаете, когда человек чувствует себя по - настоящему несчастным? ( Когда болеет; когда получает плохие оценки; когда у него нет друзей; когда одинок)
- Действительно, человек всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. А что вы чувствуете, когда слышите слово «Одиночество»? (грусть, растерянность, печаль)
- Как вы видите, эмоции самые разнообразные.
В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода, когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства.
И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества М. Ю. Лермонтова и попробуем ответить на вопрос:
- Может ли быть одиноким великий человек или нет? Может ли его эмоциональное состояние отразиться на творчестве?
Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательным стихотворением Лермонтова “Парус”, стихотворением всенародно известным, всенародно любимым, необыкновенно красивым и глубоким, скрывающим до сих пор неразгаданную тайну.
-Что нового узнаем на уроке? (о поэте)
-Чему будем учиться? (находить главную мысль произведения, читать правильно, без ошибок, выразительно)
-Будем учиться читать стихотворение с чувством, с нужной интонацией, без ошибок, правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, выделять голосом особые места, объективно оценивать чтение товарищей.
Основной этап урока.
Вступительное слово учителя.
Мы познакомимся с наиболее важными моментами в жизни этого талантливого поэта, потому что нельзя понять творчества писателя, не зная его жизненного пути.
Перенесёмся в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М. Ю. Лермонтов. Ваши одноклассницы подготовили сообщения о важных моментах в биографии поэта.
1. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Невесёлым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ему не исполнилось еще и трёх лет. Всю заботу о внуке взяла на себя его бабушка Елизавета Алексеевна. Детство он провел в её усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Бабушка большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Она делала всё, чтобы мальчик не чувствовал себя сиротой. Лермонтов рос одарённым мальчиком. Его учили музыке, и он прекрасно освоил фортепьяно, скрипку, флейту. Он считал, что музыка — высший дар выражения чувств. Он сам пел. Отсюда и стихи его очень музыкальны. Сначала его учили домашние учителя. Благодаря им он овладел французским, немецким, хорошо рисовал.
2.Когда Лермонтову исполнилось 13 лет, Елизавета Алексеевна переехала с внуком в Москву, чтобы он продолжал учёбу. Мальчик поступил сразу в 4-ый класс Благородного пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. Затем он поступил в Московский университет, где проучился 2 года. Но его манит военная служба, и он оставляет университет и переезжает в Петербург, где поступает в юнкерскую школу. Решение далось непросто. В этот трудный душевный момент—разрыв с университетом, разлука с друзьями – поэт и напишет стихотворение «Парус”. Позади оставлено всё, что он любил, а впереди его ждала неизвестность. Спокойной, безмятежной жизни уже не будет.
- Что нового мы узнали о поэте? (Жизнь Лермонтова была очень интересной, но в то же время достаточно непростой, и это не могло не отразится на его творчестве)
Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.
(включить запись шума моря) Финский залив является частью Балтийского моря.
Подготовка к восприятию стихотворения
-Как вы думаете, что увидел Лермонтов? (СЛАЙД: морской пейзаж)
Попробуем представить себя на скалистом берегу, а у наших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.
Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)
Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.
Какое море в тихую погоду, в бурю? (СЛАЙД: картины Айвазовского)
Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.
Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. (СЛАЙД: парус)
Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».
Первичное чтение учителем.
Итак,
- Какие картины возникли в воображении? – Какие вопросы возникли по звучанию слов? (одинокой, скрыпит)
Работа с текстом стихотворения «Парус»
Как красиво лермонтовское стихотворение! Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы…
В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё таки хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.
Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Самостоятельное чтение учащимися.
Беседа по тексту стихотворения. Анализ произведения.
-Как построено это стихотворение? (Рифма перекрёстная - самая распространённая разновидность рифм)
1. Сколько строф в стихотворении? -Три.
- Нарисуйте устно картину в первой строфе. Что вы представляете, читая её? Где находится читатель, откуда он видит парусник?
– Издалека.
- Вторая строфа.
-Картина бури.
- Где читатель (наблюдатель)?
– На паруснике. Прямо над головой свищет ветер, гнётся мачта, вот-вот смоет волна.
- Третья строфа.
Буря утихла. Мы вместе с поэтом смотрим вниз, наклонившись через борт, любуемся морской волной; поднимаем глаза вверх и видим золотой луч солнца.
2. Как переданы цвета? И какие? Что мы видим? Что слышим?
– Цвета переданы при помощи разных частей речи: глаголом, именем прилагательным, именем существительным (белый – “белеет”, голубой – “в тумане моря голубом”, “лазурь”, золотой – “луч ... золотой”).
-Что за литературный приём использован? ЭПИТЕТЫ
- Золотой, голубой – любимые лермонтовские эпитеты.
-Автор нашел очень яркое определение своему парусу. Найдите его. (Мятежный). Что означает это слово?
Работа со словарём. «Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный.
Парус, как живой человек, ищет не покоя, а бури и волнения. Парус как бы протестует против спокойствия окружающего мира. Это слово отражает основной мотив стихотворения – жажду борьбы и свободы.
- Какая строфа лишена цвета? –
- Вторая.
–Почему? (Выслушиваем ответы учащихся).
3. Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя:
- первые две строчки каждой строфы – картина моря;
- вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ).
4. Сколько раз употребляется слово парус? (один)
Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)
Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей.
-Какое прилагательное играет здесь важную роль? -Одинокой.
-Что это за литературный прием?
- Это ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
- Какие средства выразительности речи использовал автор?
- Какие антонимы мы находим в стихотворении?
-Счастья не ищет - не от счастья бежит. «Буря» и «покой», «далекая страна» и «родной край», движение к чему-то и отчего-то.
Повтор слов подчеркивает ценность содержания.
- Что еще служит для этой цели?
- Перестановка слов в предложении, нарушающая их обычный, порядок и приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов. ИНВЕРСИЯ —необычный порядок слов в предложении.
- Приведите примеры.
- Парус одинокой, в тумане моря голубом, в стране далекой, в краю родном, луч солнца золотой (здесь акцентируется внимание на прилагательных), белеет парус, играют волны, счастия не ищет, не от счастия бежит (глаголы-сказуемые ставятся перед подлежащим - динамизм изображаемой картины).
- Обратите внимание на вторую строфу. Какой приём использует поэт?
- ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ, передающее ощутимый свист ветра (ветер свищет (ш-ш) и скрип мачты (мачта скрыпит (с-к-р-п).
- Какое предложение привлекает наше внимание? (Играют волны – ветер свищет)
- Динамичность изображения бури во второй строфе передано этим предложением (играют волны, ветер свищет) и нагнетанием глаголов (играет, свищет, гнется, скрыпит).
- Важнейшим центром стихотворения кто является?
- Лирический герой – он главный.
- Лирический герой ищет покой в буре. Покоя в буре и после неё нет и не будет: таков человек.
Образы природы, паруса, лирического «я» в стихотворении отражают образ автора, в котором проступает «лик» - лицо поэта: жизнь, исполненная борьбы.
- Итак, какова главная мысль стихотворения?
Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, гордится им. Поэт сравнивает себя с этим парусом, судьба его похожа на судьбу парусника. Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, поэтому в самом начале стихотворения прослеживается лёгкая грусть. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!
Физминутка.
Волны (поднимаются и опускаются) – поднимаем и опускаем руки.
Парусник качается по волнам (влево – вправо) – качаем руками влево и вправо.
Обобщение и систематизация знаний.
Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Что нужно сделать, чтобы глубже прочувствовать, понять смысл этого произведения? (Прочитать стихотворение выразительно.) Поупражняемся в правильном произношении 1. Читай правильно:
Что - [ш]то, гнётся – гнё [ца], счастье -[щ]астье, как будто – бу[ т]о.
- Обратите внимание на знаки препинания, которые встречаются в тексте. Перечислите их. (Восклицательный, вопросительный, многоточие в конце предложения). Для чего автор использует знаки?
-Выберите нужную интонацию для чтения стихотворения – работа в парах.
Таблица – слайд
Что читаем? | Что видим? | Как читаем? |
1 строфа | ||
2 строфа | ||
3 строфа |
Дифференцированные задания. (У каждого ученика карточка с заданиями. Выбирают понравившееся и отвечают)
1. Прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.
2. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать чтение этого стихотворения?
3.Подчеркни в стихотворении строки, которые особенно понравились, произвели сильное впечатление.
4.Словесное рисование.
5.Синквейн «ПАРУС»
Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в музыке и живописи.
Стихотворение иллюстрировал такой знаменитый художник, как Айвазовский.
А вот картина самого Лермонтова.
- Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс Александра Варламова. (слушание)
Рефлексия. Итог урока.
- О творчестве какого писателе говорили?
-Самооценка по слайду – себя и товарищей.
Домашнее задание по уровням:
1. Выучить стихотворение наизусть (можно спеть его как песню)
2. + Сделать рисунок к стихотворению.
3. + Синквейн «Парус»
4. + Прочитать другие стихи Лермонтова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...